Сборник музыкальных игр, направленных на развитие интереса у детей старшего дошкольного возраста

19.02.2020

Министерство общего и профессионального образования

Свердловской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение

«Камышловский педагогический колледж»

               

СБОРНИК

музыкальных игр, направленных на развитие  интереса к самостоятельной музыкальной  деятельности у детей старшего дошкольного возраста

 

         

Камышлов, 2017

Сборник музыкальных игр для детей 5 - 6 лет/сост.: Старушкина И.Г. – Камышлов: ГБПОУ СО «Камышловский педагогический колледж», 2017 г.

Руководитель: Насонова И.А., преподаватель теории и методики музыкального воспитания ГБПОУ СО КПК.

               

Данный сборник  музыкальных игр предназначен для  развития интереса к самостоятельной музыкальной деятельности детей 5 – 7 лет. Музыкальные игры  из сборника повышают мотивацию, расширяют кругозор ребёнка, позволяют воспитывать наблюдательность, коммуникативные качества, обеспечивают развитие интеллектуальных и творческих способностей  детей, помогут проявить инициативу и самостоятельность старших дошкольников.

Все данные критерии актуальны, так как это прописано в целевых ориентирах ФГОС ДО. Настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок, как к  учебной, так и самостоятельной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования. Сборник  предназначен широкому кругу специалистов, работающих в дошкольных образовательных учреждениях и, может быть использован родителями при организации досуга детей.

                   

©Камышловский педагогический колледж, 2017

 

Содержание

Пояснительная записка …………………………………………………

     РАЗДЕЛ 1. Музыкально-дидактические игры ………………………                      

1.                      «Ступеньки» (на развитие звуковысотного слуха)………………....

2.                      «Три поросёнка» (на развитие звуковысотного слуха)……………..

3.                      «Найди и покажи» (на развитие звуковысотного слуха)..…………

4.                      «Узнай и сложи песенку» (на развитие ритмического слуха)……..

5.                      «Ритмическая мозайка» (на развитие ритмического слуха)……….

6.                      «Весёлые подружки» (на развитие ритмического слуха).................

7.                      «Прогулка» (на развитие ритмического слуха).................................

8.                      «Сладкое дерево» (на развитие ритмического слуха)……………...

9.                      «Сосульки» (на развитие ритмического слуха)…………………….

10.                  «На чём играю» (на развитие тембрового слуха)…………………...

11.                  «Музыкальные загадки» (на развитие тембрового слуха)………….

12.                   «Громко – тихо запоём» (на развитие динамического слуха)……...

13.                  «Колобок» (на  развитие динамического слуха)…………………….

14.                  «Песня, танец, марш» (на способность определить жанр

 музыкального произведения)…………………………………………

15.                  «Угадай мелодию» (на развитие музыкальной памяти)……………

16.                   «Слушаем музыку» (на развитие музыкальной памяти)………….

17.                   «Наши песни» (на развитие музыкальной памяти)………………..

18.                  «Волшебный волчок» (на развитие музыкальной памяти)………..

19.                  «Угадай эмоцию» (на развитие музыкальной отзывчивости)……

20.                  «Рисуем настроение»(на развитие музыкальной отзывчивости)….

РАЗДЕЛ 2. Сюжетно-ролевые  игры ……………………………...........

1.                      «Путешествие в деревню»……………………………………………..

2.                      «Музыкальный радиоспектакль»……………………………………..

3.                      «Музыкальный магазин» ……………………………………………..

4.                      «Школа искусств»………………………………………………………

5.                      «Мы  музыканты»………………………………………………………

6.                      «На золотом крыльце сидели»…………………………………………

7.                      «Песни нашего двора»………………………………………………….

8.                      «Концерт»……………………………………………………………….

РАЗДЕЛ 3. Игры с музыкальными   инструментами……………..

1.                      «Весёлый бубен»…………………………….........................................

2.                      «Не зевай»………………………………………………………………

3.                      «Загадки о музыкальных инструментах»……………………………..

4.                      «К нам гости пришли»…………………………………………………..

5.                      «Колпачки»……………………………………………………………...

6.                      «Наш оркестр»………………………………………………………….

7.                      «Определи инструмент»………………………………………………..

8.                      «Музыканты»…………………………………………………………..

Приложение (диски с музыкальными записями, дидактический материал)……

Список литературы ………………………………………………………

 

4

5

6

6

6

7

7

8

8

8

9

9

10

10

10

 

11

12

12

13

13

13

13

15

16

17

18

21

22

23

26

27

27

27

28

28

29

29ъ

5

29

31

33

Пояснительная записка

 

Игра – это искра, зажигающая огонёк

 пытливости и любознательности.

 В. А.Сухомлинский

 

Сборник разработан на основе и в соответствии  с Федеральным государственным образовательным стандартом пп.2.6, в соответствии с основной образовательной программой «От рождения до школы», является дополнением к организации самостоятельной  музыкальной деятельности для системного изучения  интересов  и познавательной мотивации у детей  старшего дошкольного возраста. Сборник составлен в форме  музыкально-дидактических, сюжетно –ролевых игр, игр с музыкальными инструментами и предназначен  для работы с детьми старшего дошкольного возраста в процессе организации самостоятельной деятельности.

Детство- это особый мир, который сохраняется в душе человека на всю жизнь, если в нём царят счастье и радость быть самим собой. Мир фантазии, выдумки у детей связан с игрой. Во все исторические времена дети разных народов играли и играют, подражая взрослым, реализуя свои желания и творческие потребности.
Игра, по утверждению психолога Г.С. Тарасова - это эмоциональная непосредственность мотивов, устремлённость к цели, оценка результатов деятельности, усвоение нового. В ней зарождается личность ребёнка.

Интерес к процессу действования, «условность» действий, ситуации, «языка» вводят детей в окружающий их мир. Сделать это вхождение желанным, занимательным, значимым -  задача взрослых. Наиболее полезны для ребёнка старшего дошкольного возраста такие игры, которые имеют направленность на развитие познавательных способностей, внимания, памяти, мышления, коммуникативных навыков и творческого воображения. Уровень любознательности, умственной и деятельной активности дошкольников проявляется в игре. Ребёнок сам придумывает сюжет игры, используя для этого игрушки и различные предметы, придавая им игровое значение, выступает как организатор в подгруппе играющих детей- сверстников.

Самостоятельная музыкальная деятельность дошкольников за­нимает особое место при использовании музыки в быту детского сада. Она является средством самовыражения ребенка в музыке, ярким проявлением потребности в музыке, когда ребенок обраща­ется к ней по собственной инициативе.

Основная цель сборника помочь воспитателю организовать самостоятельную  музыкальную деятельность, вызвать интерес к музыкальным играм  у  детей дошкольного возраста.

Сборник содержит 3 раздела:

ü     музыкально-дидактические игры;

ü     сюжетно-ролевые игры;

ü     игры с музыкальными инструментами.

Каждая группа игр посвящена одной из тем, прописанных в примерной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы»: различать звуки по высоте, тембру, отмечать ритмический рисунок, следить за направлением движения мелодии и т.д.

В сборнике представлены музыкальные игры, направленные на реализацию Федерального государственного стандарта дошкольного образования.

Задания имеют следующую структуру: цель, игровой материал, музыкальное сопровождение, оборудование, ход игры,

Данный сборник предназначен для многоцелевого использования: воспитателями детского сада ,музыкальными руководителями, родителями для организации самостоятельной музыкальной  деятельности детей; студентами педагогического колледжа специальности 44.02.01 Дошкольного образования для прохождения «Преддипломной практики». Представленный материал будет полезен воспитателям детских садов, родителям дошкольников.

Идея, лежащая в основе сборника, заключается в том, что не все дети присутствуют при совместной образовательной деятельности, и они нуждаются в музыкальных играх, организованных в самостоятельной деятельности. Подобранные  игры  направлены на помощь детям, которые  проявляют интерес к музыкальной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                     Дидактические игры на определение высоты звуков

«Ступеньки»

Цель: развивать звуковысотный слух детей, внимание, мышление, эмоциональную отзывчивость.

Игровой материал: лесенка из пяти ступенек, игрушки (матрешка, мишка, зайчик), детские музыкальные инструменты (аккордеон, металлофон, губная гармошка).

Музыкальное сопровождение: диск 1, №1.

Ход игры. Ребенок - ведущий исполняет на любом инструменте мелодию, другой ребенок определяет движение мелодии вверх, вниз или на одном звуке и соответственно передвигает игрушку (например, зайчика) по ступенькам лесенки вверх, вниз или постукивает на одной ступеньке.

Следующий ребенок действует другой игрушкой.

 

« Три поросёнка»

 

Цель: развивать музыкальную память, внимание  и звуковысотный слух.

Уметь различать по слуховому восприятию высокие, низкие и средние звуки в пределах мажорного трезвучия: до-ля-фа.

Игровой материал: картонный домик, карточки с изображением поросят, музыкальные инструменты.

Музыкальное сопровождение: Диск 1, №2.

Ход игры: Педагог предлагает детям вспомнить сказку «Три поросёнка» и её персонажей. Он говорит, что поросята теперь живут в одном домике и очень любят петь, только всех их зовут по-разному и поют они разными голосами. У Ниф-нифа самый высокий голос, у Нуф-нуфа самый низкий, а у Наф-нафа средний. Поросята спрятались в домике и покажутся только тогда, когда дети угадают, кто из них поёт такими голосами и повторяет его песенку. При выполнении этих условий детям показывают картинку с изображением поросёнка.

 

« Найди и покажи»

 

Цель: Различать звуке по высоте (ре - ля).Развивать через слуховое восприятие звуковысотный слух, внимание, память, музыкальное мышление.

Игровой материал: карточки с изображением животных и их детёнышей, музыкальные инструменты.

 Игровые правила:

 Слушать музыкальный вопрос, отвечать на него противоположным по высоте звука напевом.

Музыкальное сопровождение: Диск 4, №1,2,3,4.

 Игровые действия: Отгадывать, кого зовут, пропевать соответствующие звукоподражания.

Ход игры: Педагог знакомит детей с высокими и низкими звуками, используя знакомые детям звукоподражания. Обращает внимание на то, что мамы поют низкими голосами, а детки высокими, тонкими; для этого он рассказывает детям о том, что в одном дворе жили утка с утятами (показывает картинки), гусь с гусятами, курица с цыплятами, а на дереве птица с птенчиками и т.д. Однажды, подул сильный ветер, пошёл дождь, и все спрятались. Мамы-птицы стали искать своих детей. Первой стала звать своих деток мама-утка: Где мои утята, милые ребята? Кря-кря! А утята ей отвечают: Кря-кря, мы здесь! Обрадовалась уточка, что нашла своих утят. Вышла мама курица и т.д.

Дидактические игры на развитие ритмического слуха

«Узнай и сложи песенку»

Цель: Упражнять детей в различии ритмических рисунков знакомых песен. Развивать мышление, память, эмоциональную отзывчивость.

Дидактическое пособие  в приложении 1.

Музыкальное сопровождение: Диск 1, № 3,4,5,6,7,8,9.

Ход игры:

Предварительная работа: познакомить детей с музыкальными длительностями: четверть и восьмая. Долгий звук - четверть (в пособии елочка, цветок и т.д. большего размера),  короткий звук - восьмая (меньшего размера).

1 вариант. Воспитатель или ребёнок-водящий показывает детям карточку с изображением ритмического рисунка знакомой детям песни (название песни указано на карточке). Прохлопывает ритм и предлагает детям отгадать название этой песни.

2 вариант. Воспитатель или ребёнок -водящий предлагает ребенку самостоятельно прохлопать ритмическую загадку.

3 вариант. При помощи картинок разного размера можно выложить ритм любой знакомой детям песни (самостоятельно или под руководством музыкального руководителя).

Дидактическое пособие  в приложении 1.

 

«Ритмическая мозайка»

 

Цель: Развивать внимание, мышление, память. Учить разнообразным музыкальным звучащим  жестам. Развивать творчество и фантазию.

Развивать ритмический слух.

Игровой материал: – карточки – схемы для выполнения заданий по показу педагога, разрезные картинки для самостоятельной деятельности.

Дидактическое пособие в приложении 2.

 

Музыкальное сопровождение:

Диск 1,№ 3,6.

Ход игры: Музыкальный руководитель показывает детям карточку. Знакомит детей с правилами игры. Каждый символ соответствует определенному звучащему жесту (хлопки, щелчки, шлепки по коленям, притопы).

Ритмический рисунок может быть с разными длительностями.

Например, карточка №1:

Большой цветок соответствует долгому звуку (четвертушка), 2  маленьких – коротким (2 восьмушки).

Шлеп – хлоп, хлоп, шлеп - хлоп, хлоп, шлеп - хлоп, хлоп, шлеп.

Ритмический рисунок может быть с одинаковыми длительностями.

Например, карточка №2:

Хлоп-топ, хлоп-топ, хлоп, хлоп, хлоп – топ, хлоп, хлоп – топ.

Ритмический рисунок  придумывается самостоятельно.

 

Когда  игра будет освоена детьми,  можно  использовать  3 и 4 звучащих жеста.

1 вариант. Дети сначала при помощи взрослого выполняют задание, затем самостоятельно.

2 вариант. Самостоятельно придумывают,  выкладывают и проигрывают  любую ритмическую мозаику.

«Веселые подружки»

Цель: развивать эмоциональную отзывчивость, чувство ритма детей, внимание, музыкальную память.

Игровой материал: плоские фигурки из картона (5 шт.). Можно использовать варианты: все куклы одной величины, но раскрашены по-разному, или куклы разного размера (по типу матрёшек) в одежде с различными узорами и т.д.

  Музыкальное сопровождение: диск 2, №1.

Ход игры: фигурки стоят на столе, одна за другой в колонне. Дети сидят полукругом или в шахматном порядке, лицом к столу. Звучит русская народная мелодия «Светит месяц».

Педагог: Познакомьтесь, ребята к нам в гости пришли весёлые подружки: Дашенька, Глашенька, Сашенька, Иринушка, Маринушка. (Выставляет их в одну шеренгу.) Они очень любят плясать и хотят вас научить. Вот как умеет Дашенька!

Педагог берёт матрёшку и выстукивает деревянной подставкой ритмический рисунок. Дети повторяют ритм на деревянных ложках. Можно просто отхлопать ритм в ладоши. Ритмы так же можно демонстрировать детям, исполняя их на фортепиано.

 

«Прогулка»

      Цель: Развивать  чувство ритма, внимание, коммуникативные способности.

Музыкальное сопровождение: Диск 2, №2

Ход игры: Дети рассаживаются вокруг взрослого, у каждого из них муз. молоточки.

Педагог: «Сейчас, дети, пойдем с вами на прогулку, но она необычная. Мы будем гулять в комнате, а помогать нам будут музыкальные молоточки. Вот мы с вами спускаемся по лестнице».

Взрослый медленно ударяет молоточком по ладони. Дети повторяют такой же ритмический рисунок.

Педагог: «А теперь мы вышли на улицу, - продолжает педагог. Светит солнышко, все обрадовались и побежали. Вот так!»

Частыми ударами передает бег. Дети повторяют.

Педагог: «Таня взяла мяч и стала медленно ударять им о землю».

Педагог вновь медленно ударяет молоточком. Дети повторяют, стали быстро прыгать: скок, скок.

Педагог: «Но вдруг на небе появилась туча, закрыла солнышко, и пошел дождик. Сначала это были маленькие редкие капельки, а потом начался сильный ливень».

Педагог постепенно ускоряет ритм ударов молоточком.

Педагог: «Испугались ребята, побежали домой».

Примечание: Вместо музыкального молоточка можно использовать бубен, деревянные ложки, металлофон или ксилофон.

«Сладкое дерево»

 

Цель: Закреплять знания детей о длительности звука,  развивать воображение, музыкальную память, внимание.

Демонстрационный материал: Фланелеграф; игровое поле с изображением дерева, к веткам прикреплены на веревочках «конфеты», на обратной стороне которых изображены ноты различной длительности.

     Музыкальное сопровождение: Диск 1, №3,5,6

Ход игры:

Педагог: На большой зеленой ветке – музыкальные конфетки. Как конфетку повернешь – звук чудесный пропоешь.

Вызванный ребенок поворачивает «конфетку» и называет длительность ноты, затем все ее пропевают на слоги «ля».

Педагог: Посмотрите,  детки, - это сладкие конфетки.

Дети отхлопывают ритмический рисунок попевки, отстукивают на металлофоне и выкладывают его полосками на карточках.

 

«Сосульки»

 

 Цель: Развивать слуховую память, коммуникативные способности, тембровый, ритмический слух.

 Музыкальное сопровождение:Диск 1, №9.

Ход игры: Дети делятся на три группы по 4-5 человек в каждой.

Первая группа выполняет движения на счет четвертями: наклоны головы вправо-влево, вверх-вниз, сопровождаемые словами «кап-кап».

Вторая группа – на счет восьмыми: движения кистями рук вверх-вниз, сопровождаемые словами «кап-кап-кап-кап».

Третья группа – на счет шестнадцатыми: движения пальчиками вверх-вниз, произносят слова «кап-кап-кап-кап».

Сначала игра проводится поочередно с каждой группой детей. Затем группы соединяются.

Примечание: Можно использовать музыкальное сопровождение.

Дидактические игры на развитие тембрового слуха.

«На чем играю?»

Цель игры: развивать тембровое чувство детей,  память, внимание.

Игровой материал: карточки (по числу играющих), на одной половине которых изображение детских музыкальных инструментов, другая половина пустая; фишки и детские музыкальные инструменты.

Музыкальное сопровождение: Диск 3.

Ход игры: детям раздают по нескольку карточек (3-4). Ребенок-ведущий проигрывает мелодию или ритмический рисунок на каком-либо инструменте (перед ведущим небольшая ширма). Дети определяют звучание инструмента и закрывают фишкой вторую половину карточки.

Игру можно провести по типу лото. На одной большой карточке, разделенной на 4-6 квадратов, дается изображение различных инструментов (4-6). Маленьких карточек с изображением таких же инструментов должно быть больше и равно количеству больших карт. Каждому ребенку дают по одной большой карте и 4-6 маленьких. Игра проводится так же, но только дети закрывают маленькой карточкой соответствующее изображение на большой.

«Музыкальные загадки»

Цель игры: развивать тембровое чувство детей, внимание, коммуникативные способности.

Игровой материал: металлофон, треугольник, бубенчики, бубен, арфа, цимбалы.

Музыкальное сопровождение: Диск 3.

Ход игры: дети сидят полукругом перед ширмой, за которой на столе .находятся музыкальные инструменты и игрушки. Ребенок-ведущий проигрывает мелодию или ритмический рисунок на каком-либо инструменте. Дети отгадывают. За правильный ответ ребенок получает фишку. Выигрывает тот, у кого окажется большее число фишек.

Дидактические игры на развитие динамического слуха

«Громко -тихо запоем»

Цель: развивать диатонический слух детей, коммуникативные способности, память, воображение.

Игровой материал: любая игрушка.

Музыкальное сопровождение: Диск 2 , №1.

Ход игры: дети выбирают водящего. Он уходит из комнаты. Все договариваются, куда спрятать игрушку. Водящий должен найти ее, руководствуясь громкостью звучания песни, которую поют все дети: звучание усиливается, по мере приближения к месту, где находится игрушка, или ослабевает по мере удаления от нее. Если ребенок успешно справился с

заданием, при повторении игры он имеет право спрятать игрушку.

 

«Колобок»

 

Цель: развивать диатонический слух детей, коммуникативные способности, внимание, мышление.

Игровой материал: игровое поле, молоточек, колобок и несколько различных небольших предметов, изображающих стог сена, бревно, пенек, муравейник, елку. Все это расставляется на игровом поле в любом порядке.

Музыкальное сопровождение: Диск 2, №3.

Ход игры: дети рассматривают фигурки на игровом поле, затем выбирают водящего, он выходит за дверь или отворачивается от остальных играющих. Дети договариваются, за какую фигурку они спрячут колобок, и зовут водящего:

«Укатился колобок, колобок — румяный бок,

Как же нам его найти, к деду с бабой принести?

Ну-ка, (Ира), по дорожке походи,

походи и по песенке веселой колобок отыщи».

Все поют любую знакомую песню. Водящий берет молоточек и водит им по дорожкам от фигурки к фигурке. Если молоточек находится далеко от той фигурки, за которой спрятан колобок, то дети поют тихо, если близко — громко.

Дидактическая игра на развитие умения определять музыкальный жанр

«Песня, танец, марш»

Цель: Дать представления о первичных жанрах музыки (песня, танец, марш), их характерных особенностях. Обогащать высказывания детей об эмоционально-образном содержании музыки. Развивать  память, внимание, мышление.

Музыкальное сопровождение: Диск 2,  №4,5,6; Диск 1.

Ход игры:

1 вариант. Музыкальный руководитель исполняет (или дает прослушать) детям музыкальное произведение (или отрывок). Приглашает двух детей. Первый ребёнок выбирает карточку, которая соответствует жанру этого музыкального произведения. Вызванный ребенок берёт карточку и показывает её. Если произведение известно детям, то говорит его название и имя композитора. Второй ребенок показывает карточку, на которой изображен характер музыкального произведения, соответствующий характеру музыки (это может быть «смайлик», «лицо» - спящее, плачущее, весёлое).

2 вариант. Перед каждым ребенком лежит карточка. Музыкальный руководитель либо воспитатель исполняет произведение, и дети, чьи карточки соответствуют или жанру, или характеру музыкального произведения поднимают их.

Дидактические  игры на развитие музыкальной памяти

«Угадай мелодию»

 

Цель: развивать музыкально-слуховой опыт, память, мышление.

Игровой материал: магнитофон, кассета или диск  с музыкой известных детям  музыкальных произведений, флажки, жетоны.

Музыкальное сопровождение: Диск 1.

Ход игры: у каждого играющего в руках флажок. Звучит музыка. Угадавший ее ребенок поднимает флажок. За правильный ответ выдается жетон. Выигрывает тот ребенок, который наберет больше жетонов.

«Слушаем музыку»

Цель: Развивать умение детей различать музыкальные произведения. Развивать музыкальную память, мышление, коммуникативные способности.

Игровой материал: 4-5 картинок, иллюстрирующих содержание знакомых детям музыкальных произведений (это могут быть и инструментальные пьесы), проигрыватель.

Музыкальное сопровождение: Диск 1 , 2.

Ход игры: Дети рассаживаются полукругом, перед ними на столе располагают картинки так, чтобы они хорошо были видны всем играющим. Проигрывают какое-либо музыкальное произведение. Вызванный ребенок должен найти соответствующую картинку, назвать произведение и композитора, написавшего эту музыку. Если ответ правильный, все хлопают.

Игра проводится на музыкальном занятии и в свободное от занятий время.

«Наши песни»

Цель: Совершенствовать навык узнавания знакомых произведений. Развивать музыкальную память, мышление, коммуникативные способности, эмоциональную отзывчивость.

Игровой материал: Карточки-картинки (по числу играющих), иллюстрирующие содержание знакомых детям песен, металлофон, проигрыватель, фишки.

Музыкальное сопровождение: Диск 1 .

Ход игры: Детям раздают по 2-3 карточки. Исполняется мелодия песни на металлофоне или в записи. Дети узнают песню и закрывают фишкой нужную карточку. Выигрывает тот, кто правильно закроет все карточки.

Игра проводится в свободное от занятий время.

 

«Волшебный волчок»

 

Цель: закрепить  песенный  материал. Развивать музыкальную память, внимание.

Игровой материал: картонный круг, вдоль края которого наклеиваются иллюстрации к песням. В центре - вращающаяся стрелка, музыкальные игрушки, воспроизводящие детские песенки.

Музыкальное сопровождение: Диск 1.

Ход игры: песня звучит в записи. Один из детей указывает стрелкой на соответствующую иллюстрацию и называет песню, или говорит, из какого она мультфильма. Или: ведущий указывает стрелкой на картинку и дети поют песню, соответствующую содержанию картинки.

Игра проводится в свободное от занятий время.

 

Музыкально-дидактические игры

на развитие эмоциональной отзывчивости на музыку

 

"Угадай эмоцию"

 

Цель: Развивать память, эмоциональную отзывчивость, мышление.

Музыкальное сопровождение: Диск 1,2.

Ход игры: Прослушивается музыкальное произведение или зачитывается отрывок на определенную эмоцию, а дети выкладывают эту эмоцию. Нужно сделать для каждого ребенка карточки с силуэтом лица человека, а брови, глаза, рот вырезать отдельно из черного цветного картона в соответствии с эмоцией и выкладывать на этом лице детьми после прослушанного произведения.

 

«Рисуем настроение музыки»

 

Цель: 

· Формировать умение выражать свои чувства, впечатления через цвет, рисунок.

·                        Развивать воображение, коммуникативные способности.

Музыкальное сопровождение: Диск 1, 2.

Ход игры: После прослушивания и обсуждения характера и настроения музыки, можно предложить детям нарисовать ее. Перед рисованием оговаривается, какая краска (цвет) соответствует какому настроению.

   

 

 

 

Игра «Путешествие в деревню»

 

Цель:

·     Формировать  у детей творческие  способности в процессе создания музыкальных образов на основе синтеза различных видов музыкальной деятельности (пения, движений).

·     Развивать диалогическое общение, воображение, умение слушать, инициативно высказываться, реагировать на высказывания собеседника, задавать вопросы, в разговоре соблюдать очередность.

Предметно-игровая среда, оборудование: Стульчики, руль, платок для бабушки, игрушки, картинки, шапочки животных.

 Музыкальное сопровождение: Диск 1,№ 16,17,18.Диск  4.

Подготовка к игре: Накопление музыкально-слухового опыта на занятиях музыки. Беседы о домашних животных, рассматривание иллюстраций.

Игровые роли :Машинист, бабушка, домашние животные.

Ход игры.

 Воспитатель: Ребята, нас сегодня пригласила к себе в гости, в деревню, бабушка. Хотите к ней в гости? А на чем мы поедем (на поезде). Строят из стульчиков поезд Едут на поезде (сидят, изображают движение колес, машинист дает гудок, едут, поют (Песня «Паровоз» Н. Метлова, «Паровоз» З. Компанейца, «Паровоз» Г. Эрне- сакса) Приехали на станцию.

 Воспитатель: Мы приехали на станцию, но до деревни еще путь не близок. Дальше мы отправимся на чем? (слушают в записи звукоподражание (и-го-го, би-би), звуки окружающего мира (лошадь, машина),

Дети отгадывают и выполняют образные движения (лошадки, машина) Приехали. Бабушка (воспитатель надевает платок) встречает. Экскурсия по двору бабушки (Образные движения. Игры «Курочки и петушки», «Васька-кот», «Кот и мыши», «Вот сидит лохматый пес», «Гуси-гуси») Бабушка угощает (Песня «Пирожки», «Ладушки» Пальчиковые игры) Возвращаются домой. Игровые действия.

«Музыкальный радиоспектакль»

 

Цель: Развивать  творческую  активность, инициативу, сообразительность.

 Рекомендуемый музыкальный репертуар: «Про козлика» Г. Струве, «Теремок», русско-народная песня обр. Т. Попатенко, «Веселые музыканты» Е. Тиличеевой, «Где был, Иванушка» рус. нар. песня обр. М. Иорданского, «Как у наших у ворот», рус. нар. песня обр. В. Агафонникова, «Во кузнице» рус. нар. Песня, «На мосточке» А. Филиппенко, Или (если дети достаточно подготовлены) придумать сказку-оперу на сюжет знакомой сказки («Репка», «Курочка Ряба», «Колобок», «Кошкин дом» и т. д.)

Музыкальное сопровождение: Диск 1, №19,20,21,22,23.

Предметно-игровая среда, оборудование: Микрофоны, магнитофон, звуковой пульт, наушники, колонки, ноутбук, музыкальный центр, детские музыкальные инструменты

Подготовка к игре: Разучивание песен на музыкальном занятии, игра в шумовом оркестре, знакомство с жанром опера, прослушивание фрагментов, экскурсия на радиостанцию, беседа о профессиях работников радио (звукооператор, диктор).

Игровые роли: Звукооператор, диктор, роли по сюжету песни или сказки, музыканты.

Ход игры:

Воспитатель:

- Ребята, нам поступил заказ с радиостанции «Киндер-FМ» на запись музыкальной сказки. Если это музыкальная сказка, мы должны ее рассказать музыкальным языком. А это значит, в ней должны звучать песни и музыкальные инструменты. Давайте решим, какую сказку (или песенку) мы будем озвучивать.

Дети выбирают знакомую сказку (песню), вспоминают ее (проговаривают или пропевают), затем они определяют, какому герою подходит по тембру тот или иной музыкальный инструмент. Выбирают детей музыкантов, желающих озвучить на шумовых или детских музыкальных инструментах того или иного героя; певцов, которые будут исполнять песенки персонажей; и, если нужно, рассказчика. Дети готовят свои инструменты. Проводят репетицию. Воспитатель:

- Я думаю, мы вполне готовы. Теперь нам нужно обустроить радиостудию. Как вы думаете, какая аппаратура нужна для записи сказки? (микрофоны, наушники, колонки, ноутбук, магнитофон, пульт управления звуком).

Дети готовят оборудование (если есть, или предметы-заменители).Обустраивают радиорубку. Выбирают звукорежиссера, диктора (по считалке, стрелочкой, по желанию и т. д.) В первый раз роль звукорежиссера может взять на себя воспитатель. Начинают играть. Звукорежиссер занимает место у пульта, дает команду: «Внимание! Запись!» Диктор: Добрый день, уважаемые радиослушатели. Предлагаем вашему вниманию сказку (название) в исполнении ребят из детского сада № …  Дети начинают исполнять музыкальную сказку. (В это время воспитатель может поставить на запись магнитофон или диктофон. В конце игры дает детям прослушать сказку в их исполнении).

 

 «Музыкальный магазин»

Цель: закрепить  умения и навыки пения. Воспитывать  коммуникативные  качества, развивать эмоциональную отзывчивость, память, музыкальное мышление.

Игровой материал: магнитофон с кассетами, на каждую кассету должна быть наклеена картинка, отображающая содержание песни.

Музыкальное сопровождение: Диск 1.

Ход игры: из числа играющих выбирается продавец, который предлагает покупателям купить пластинку. Покупатель просит продавца дать ему прослушать мелодию. Продавец «ставит» пластинку, «включает» проигрыватель, т. е. сам исполняет песню. От выразительности исполнения песни, чистого ее звучания будет зависеть, понравится ли песня покупателю.

 

 

«Школа искусств»

 

Цель: Увлечь детей  музыкально – игровой деятельностью. Развивать самостоятельности в творческом поиске при выполнении творческих  задач. Уметь  использовать в творческом процессе логическое и образное мышление. Воспитывать  коммуникативные  качества и уважительное  партнёрское  отношение  с родителями.

Участники игры: дети, родители (директор, в каждой семье мама, папа),

музыкальный руководитель.

Оборудование: музыкальные инструменты, карточки – схемы, фонограммы, книжки – раскраски, мелки, книжки с нотами, ленты, султаны.

Музыкальное сопровождение: Диск 1,2,3.

Ведущий (музыкальный руководитель):

- Ребята, предлагаю вам новую игру, которая называется «Школа искусств». Преподаватели в школе искусств учат детей играть на музыкальных инструментах, танцевать, звонко петь, красиво рисовать. Для игры нам необходимо выбрать директора и преподавателей. Директором  буду  я – так как хорошо знаю работу школы искусств.

- Преподавателем танцев (хореографом) я предлагаю выбрать Катю М., потому что она ходит на танцевальный кружок и знает много танцевальных движений.

- Преподавателем по пению (вокалу) может быть Оля Ю. – она любит песни и звонко их поёт.

- Преподавателем по игре на музыкальных инструментах предлагаю выбрать Сашу М. – он хорошо играет на металлофоне и пианино.

- С ролью преподавателя по рисованию, думаю, справиться Марина Г., потому что она прекрасно фантазирует и красиво рисует.

- Нашим папам и мамам необходимо будет узнать и выбрать, чем будет заниматься их ребёнок (до начала игры родители уже знают предпочтения ребёнка), а затем подготовить

свои игровые зоны, разобрать атрибуты и игровой материал (музыкальные инструменты, книжки – раскраски, мелки, книжки с нотами, ленты, султаны).

Начало игры.

Директор:

- Сегодня у нас День открытых дверей. В школе искусств ведётся приём учащихся. Прошу преподавателей занять свои места. (Дети садятся за определённые столы – с музыкальными инструментами, книжками – раскрасками и мелками, со схемами  танцевальных движений, с картотекой детских песен).

- Мамы и папы, просим вас подготовить ваших детей к прослушиванию. Для этого вам необходимо подойти за консультацией к преподавателю, взять творческое задание.

У преподавателя по игре на музыкальных инструментах ребёнок выбирает нужный ему инструмент, а преподаватель показывает ему приёмы игры.

Преподаватель танцев показывает танцевальные движения, которые ребёнок с помощью родителей должен выучить «дома».

Преподаватель по пению предлагает новую песню – ребёнок слушает, родители берут текст и флешкарту.

Преподаватель по рисованию показывает какую-либо штриховку, которую ребёнок закрепит «дома».

Директор ведёт диалог с преподавателями о поступающих детях (какой у них музыкальный слух, голос, чувство цвета и т.д.).

Родители с детьми занимаются. Результат - прослушивание и показ  работ.

Директор:

- Начинаем прослушивание и просмотр творческих заданий. Родителей просим занять места в зале, а дети, договорившись, представляют  себя и свою работу.

Дети по – очереди поют, танцуют, играют на музыкальном инструменте, рассказывают о своём рисунке (вид штриховки, цветовая гамма и т.д.).

Директор:

- Спасибо всем ребятам и их родителям за интересные находки, за любовь к искусству. Вы все успешно прошли творческие испытания,  и мы ждём вас  в детской школе искусств!

 

«Мы  музыканты»

Цель: Увлечь детей  музыкально – игровой деятельностью. Развитие самостоятельности в творческом поиске при выполнении творческих  задач. Умение использовать в творческом процессе логическое и образное мышление.

Оборудование: мультимедиа, слайды инструментами симфонического оркестра, карточки с изображением музыкальных инструментов, музыкальные инструменты, карточки – схемы, фонограммы.

Музыкальное сопровождение: Диск 3,№1,2,3,4,6,7,8,9,10,11.

В игре участвуют дети, их родители (варианты: родители дублируют инструмент своего ребёнка)

Воспитатель:

- Ребята, мы с вами уже знаем, что такое оркестр. Давайте вспомним некоторые инструменты симфонического оркестра и назовём музыкантов, которые играют на них. (Виолончель - виолончелист, скрипка - скрипач, рояль - пианист, флейта - флейтист), (идут слайды – помогает родитель). В оркестре много музыкальных инструментов, а вы хотите узнать, как музыканты разучивают на репетиции музыкальные произведения? Тогда предлагаю вам поиграть в игру «Мы - музыканты». Самый главный  в оркестре - дирижёр, он управляет инструментами, делает их игру слаженной. Дирижёр руками машет плавно, слышит каждый инструмент. Он в оркестре самый главный - президент!

- Ребята, сегодня дирижёром буду я, потому что хорошо знаю звучание музыкальных инструментов, внимательно слушаю музыку. (Берёт дирижёрскую палочку). Инструменты хранятся в инструментальной комнате, ключи от которой у смотрителя. Смотрителем у нас будет мама Тани Ш., потому что она ответственная. Помогать ей будет Таня, она аккуратная

девочка. Смотритель следит, как хранятся музыкальные инструменты (в футляре, на стойках, в чехлах). У каждого инструмента свой голос (тембр). Что бы инструмент звучал чисто, его настраивает настройщик. Настройщиком я бы хотела выбрать папу Саши И., у него хороший слух. Его помощник будет Саша, он прилежный, усидчивый мальчик. Настройщик следит, чтобы инструмент звучал точно, чтобы он не ломался. А вот кто из вас на каком музыкальном инструменте будет играть, мы сейчас узнаем, поиграв в игру «Оркестр». Родитель раскладывает карточки на полу с изображением музыкальных инструментов.

Звучит музыка - кто, какую карточку успеет взять (дети сели на стульчики).

Музыкальный руководитель:

Итак, начинаем игру. (Дети идут к  воспитателю).
Дирижёр: (воспитатель): - Здравствуйте.

Дети:  - Здравствуйте.

Дирижёр:

- Прошу всех приготовиться к репетиции. Жду музыкантов через 15 минут. (На столиках лежат музыкальные инструменты, карточки - схемы).

Смотритель:

- Музыканты, прошу получить свои музыкальные инструменты. Для этого нужно рассказать стихотворение о своём инструменте. (Дети читают стихи, идут к своим инструментам, которые стоят на столике).

Дети:

Пусть невзрачен я на вид.

Но всемирно знаменит.
Кто хоть раз слыхал мой звон-

Не забудет ксилофон.

Под дугой мы раньше пели.

И за голос наш красивый 
Петь сюда нас пригласили. (Бубенцы)

Спорить с песнею моей

Может только соловей! (флейта).
На меня ты посмотри-

Что снаружи, что внутри-

Я всем видом, без сомненья,

Вызываю уваженье. (Рояль).Хочу такой сайт

 

Вам ответит каждый дошкольник-

Что такое треугольник.

Но не каждый, видно, знает

Тот угольник, что играет.

Посмотрите на меня - 
Треугольник  этот - Я.

 

Арфа  ласково пропела - 
Слышу всюду - справа, слева:

-Королева! Королева!

Быстро бубен подхватился-

Загремел, заколотился:

- Я ведь тоже музыкант!

У меня к игре талант.

Зазвучали кастаньеты:

-Из Испании мой род.

В нашей песни страсть живёт.

Словно пули в перестрелке,

Громко звякнули тарелки: 

Знают взрослые и дети, 
Что и мы не на банкете.

Никого не угощаем.

Как и все здесь – мы играем! 
(Смотритель раздал инструменты, идёт к своему столику, что-то « пишет», рисует).

Настройщик:

Чтобы инструмент звучал, прошу всех взять звук «Ля» (дети поют,

Музыкальный руководитель помогает на инструменте).

Настройщик подходит к каждому, проверяет инструмент, как - будто настраивает. Спрашивает, как инструмент звучит. Что-то постукивает и т.д. (смотритель и настройщик сидят за одним столиком).

Артисты подходят к дирижёру, задают вопросы по карточке - схеме (у каждого музыканта на столе лежит своя схема с обозначениями - длинные,  короткие звуки.)

Смотритель заполняет карточки с рисунком - сколько всего инструментов (кастаньеты- 2), дети могут поменять инструменты (взять другой ксилофон и т.д.)

Все участники игры заняты своим делом!

Дирижёр призывает всех к тишине (стучит дирижёрской палочкой по пюпитру).

Дирижёр: 
Начинаем репетицию, но сначала я проведу перекличку:

Я показываю картинку с изображением музыкального инструмента, а вы

Называете его по цепочке (скрипка-рояль-флейта и т.д.)

-А теперь послушаем, как звучат ваши инструменты ( показывает рукой и палочкой пары инструментов: тарелки - бубен, ксилофон - треугольник, бубенцы - кастаньеты, арфа - флейта). Количество пар зависит от количества инструментов.

Дирижёр:

Все готовы?

Всё готово?

Так повторим вместе «ля»

Дружно начали, друзья! ( Звучит запись мелодии, дети играют, согласно схемам. Дирижёр помогает правильно сесть, встать, держать палочки. По ходу игры даёт указания. (Играть медленнее, тише, ритмичнее, напевнее, вместе и т.д.)).

Дирижёр: 
В зале песня родилась,

В небо птицею взвилась.

Солнце весело горит,

Песня над землёй парит. (Исполняется другая по характеру мелодия. Дирижёр хвалит отдельные инструменты: слаженно играли ксилофоны, вовремя вступила флейта, ритмично звучал бубен и т.д.)

Дирижёр:

Репетиция закончена, всем музыкантам спасибо.

(Настройщику): Звучали инструменты прекрасно, спасибо.

(Смотрителю): Инструменты в хорошем состоянии, спасибо.

Дирижёр:

На следующую репетицию прошу прийти без опоздания, мы будем разучивать новое музыкальное произведение.

А кто будет дирижёром, настройщиком, смотрителем, кто на каких инструментах будет играть мы узнаем перед следующей репетицией.

Дирижёр: 
До свидания, все были настоящими музыкантами!

Настройщик:

Прошу всех сдать инструменты.

(Дети относят инструменты, прощаются друг с другом)

Музыкальный руководитель;

Ребята, вам понравилась игра?

Что интересного было в ней?

Какой музыкант вам больше всех понравился, почему?

Что вы хотите ещё внести в игру? Какую знакомую мелодию хотите разучить? И т.д.

Мне очень понравилось настроение, с каким вы играли в эту игру, я обязательно придумаю, что-то интересное для дальнейшей нашей игры.

 

« На золотом крыльце сидели»

Цель: Развивать диалогическое общение, воображение, умение слушать, инициативно высказываться, реагировать на высказывания собеседника, задавать вопросы, в разговоре соблюдать очередность.

Оборудование: мультимедиа, видео, карточки с изображением русских народных инструментов по количеству участников, музыкальные инструменты, маска волка, карточки – схемы позиций, музыкальный материал, бутафорский проигрыватель, пластинки с символами, указ, угощение, фотоаппарат. 

Музыкальное сопровождение: Диск 2; №1,3.
Ход игры:

Мультимедиа: Рассказчица: В некотором царстве, в некотором государстве жил – был царь. Повелел он музыкантам своим игру придумать для принцессы. Да чтобы новая была, музыкальная!

Думали музыканты, думали да решили для изготовления атрибутов ремесленников пригласить.

Ведущий (воспитатель): считалкой « На золотом крыльце сидели…»

Выбирает родителя и 5-6 детей. Раздаёт карточки, на которые надо наклеить изображение музыкального инструмента, изготовить маску волка.

Рассказчица: Музыканты будут музыку подбирать.

Ведущий (воспитатель): считалкой « На золотом крыльце сидели…»

Выбирает родителя и 5-6 детей. Выдаёт проигрыватель с пластинками, на которых символами обозначена песня - дети узнают песню, прослушивают её с помощью магнитофона. Выбирают мелодию (родители должны подвести ребёнка к данной задуманной мелодии).

Рассказчица: Царь балетмейстера вызвал из дальних стран, чтобы движения с танцорами разучивал.

Ведущий (воспитатель): считалкой « На золотом крыльце сидели…»

Выбирает родителя и 5-6 детей. Раздаёт фотографии или схемы позиции ног и рук, которые были разучены детьми на танцевальных занятиях.

Дети с взрослым повторяют позиции, элементы народного танца («ковырялочка», «козлик», «воротики», «кренделёк», «сударушку» и т.д.)

Рассказчица: Издал царь указ – всем делом заняться, да поторопиться!

Начало игры. Родители уже знают свои действия (работа музыкального руководителя).

Все заняты своим, по ходу игры, занятием. Дети с родителями обсуждают, пробуют. Музыкальный руководитель незаметно руководит всем процессом игры, что – то предлагая, корректируя.

Рассказчица: А вот и сам царь пожаловал (родитель), решил всё в свои руки взять.

Царь: У ремесленников: для чего (маска?)

Какие инструменты (названия): бубен, бубенцы, ложки, трещотки, рубель.

Царь: У музыкантов: прослушать (народные напевы).

Какие? (напевный, удалой, шуточный, протяжный).

Царь: У танцоров: Все элементы народного танца, (красиво, плавно, задорно).

Рассказчица: Издал царь указ.

 

Царь развернул свиток с печатью: Игра будет такова!

Правила русской народной игры «Шёл козёл по лесу» (дети с игрой не знакомы).

Выбирается по считалке « На золотом крыльце сидели…» волк, на него надевают ремесленники маску. Они же раздают музыкантам инструменты, а сами выходят в круг.

Танцоры делают внутренний круг, чтобы показывать движения.

Дети играют в игру несколько раз . В конце игры уходит девочка, а затем входит с мамой – принцесса (девочке надеть корону), мама несёт угощение для чаепития.

Царь: Вот теперь душа поёт, становись со мной народ! (фотография на память).

 

«Песни нашего двора»

Цель: развивать умение детей организовывать игру, объединяя несколько сюжетов, атрибуты, предметы, распределяя их между детьми в соответствии с ролями. Формировать умение развивать сюжет игры на основе имеющихся знаний.

Развивать диалогическое общение, воображение, умение слушать, инициативно высказываться, реагировать на высказывания собеседника, задавать вопросы, в разговоре соблюдать очередность.

Оборудование:4 проигрывателя,

пластинки с программными песнями данной группы,

ленты, фрагмент мультфильма «Антошка»,

записи песен (минусовки): «Облака», «Антошка», «По малину в сад пойдём», «Солнечный круг» и др.  детские песни.

ложки, плакат «Солнечный круг», мячи, цветы.

Билеты – раскраски, мелки.

В игре участвуют: взрослые (в каждом дворике 1 взрослый и 5-6 детей).

Ведущие – родители.

Кассир – ребёнок,

конферансье – ребёнок,

ведущий – взрослый,

зрители - взрослые и дети,

в игре участвует музыкальный руководитель.

Музыкальное сопровождение: Диск 1; №24,25,26,27,28.

Ход игры: Звучит мелодия песни «Городок» (заставка к передаче)

Родитель: Когда я был таким же, какие сейчас вы, в нашем дворике мы пели красивые песни о мире, дружбе, обо всём!

Тихо напевает песню «Городок» (исп. А.Варум)

Родитель: В каждом дворе были свои любимые песни, которые пела детвора. Я предлагаю вам, ребята, поиграть в игру, где вы сможем лучше узнать песни нашего детства. Вы хотите узнать какие песни мы пели в детстве?

Ведущий: Чтобы нам игру начать, надо дворик свой создать. (Разделить напр. детей по 6 человек, 1 родителю на дворик), можно считалкой.

Ведущий: У меня есть проигрыватели и пластинки, на которых записаны песни тех лет. (Раздаёт каждому дворику по проигрывателю с пластинками).

На пластинках рисунки песен по программе данной группы, дети отгадывают песню, пропевают её (для родителей слова на обложке конверта).

1 дворик: пустая пластинка, но с загадкой об облаках. Разучивают песню «Облака» слова В.Козлова, музыка В.Шаинского (родители должны заранее разучить с музыкальным руководителем песню.) Вносятся атрибуты - ленты.

Под запись разучиваются движения (родителям помогает, музыкальный руководитель).

2 дворик: тоже, но песня «Антошка» слова Ю.Энтина, музыка ВШаинского (смотрят отрывок из мультфильма).

Разучивают песню, родители приносят ложки, дети подыгрывают себе на ложках.

3 дворик. Красочный плакат «Солнечный круг». Дети вместе с взрослым разучивают песню «Солнечный круг» сл. Л.Ошанина. Вносятся атрибуты (мячи, цветы), дети вспоминают упражнение, разученное ранее под другую, тоже ритмичную мелодию.

4 дворик. Загадка про малину. Разучивание песни «По малину в сад пойдём» сл. Т.Волгиной, муз. А.Филиппенко.

После прослушивания, с помощью музыкального руководителя, песня инсценируется.

Ведущий: Да, звучат повсюду песни и песне нужен зритель. Ребята, вы родителей к нам в гости позовите.

Во время разучивания репертуара, другие дети, раскрашивают билеты, своего дворика, которые были им выданы заранее (солнце, Антошку, малину, облака).

Кассир: (ребёнок): (раздаёт билеты): На концерт к нам поспешите, песни детства – оживите!

Конферансье(ребёнок): Белогривые лошадки нас прокатят без оглядки!

Песня «Облака» (поют дети и взрослые – фонограмма) дети исполняют упражнение с лентами.

Конферансье: По малину в сад пойдём, песню звонко заведём!

Песня «По малину в сад пойдём». Дети инсценируют песню.

Конферансье: За столом сидит Антошка – у него большая ложка.

Песня «Антошка». Дети подыгрывают себе на ложках.

Конферансье: Пусть всегда будет папа, пусть всегда будет мама! Пусть всегда будут дети, светит солнце на планете!

Песня «Солнечный круг».

Поют взрослые, дети выполняют упражнение.

Ведущий: Сегодня я немало удивлён, как ваши мамы, папы знают песни хорошо. Как интересно было нам узнать, чей дворик лучше может песню преподать. Все просто были молодцы, на память вам дарю призы (призы).

 

«Концерт»

Цель: развивать умение детей организовывать игру, объединяя несколько сюжетов; вариативно использовать игрушки, атрибуты, предметы, распределяя их между детьми в соответствии с ролями. Формировать умение развивать сюжет игры на основе имеющихся знаний.

Развивать диалогическое общение, воображение, умение слушать, инициативно высказываться, реагировать на высказывания собеседника, задавать вопросы, в разговоре соблюдать очередность.

Организовывать театрализованную игру по содержанию стихотворения, песни, на основе личного опыта.  Передавать эмоциональное состояние героев, используя некоторые средства выразительности (интонацию, мимику, жесты, движения).

Оборудование: элементы костюмов для артистов, цветы, афиша, бейджики для кассира, билетера, продавца цветов и др., картинки животных (собака водолаз, дельфин, гусь), касса, билеты, микрофоны. Алгоритмы интервью.

Предварительная работа: беседа с детьми на тему: «Что такое концерт?» (Значение слова «концерт». Где может проходить концерт? Кто участвует в организации концерта? Функции каждой роли в игре).  Рассматривание иллюстраций, составление и разгадывание загадок, чтение художественной литературы.

Воспитатель берет на себя функцию режиссера.  Вместе с детьми выбирают тему концерта, обсуждают номера, костюмы, готовят афишу для концерта, билеты. Разыгрывают и обсуждают диалоги с кассиром, контролером, костюмером, продавцом цветов, со зрителями. Закрепляют правила поведения артистов и зрителей во время концерта.

Музыкальное сопровождение: Диск 1 ;№24,25,26,27,28.

  Ход игры:

-  Ребята, когда вы заняты интересным делом, быстро проходит время или медленно?

-  Недаром в народе говорят: «Долог день до вечера, коли делать нечего».

Как вы понимаете эти слова?

-     Чем же мы интересным можем заняться сегодня вечером, чтобы время пролетело незаметно?

Я предлагаю организовать концерт.

-     Какие роли нам понадобятся в этой игре, чем будут заниматься ребята, выполняющие эти роли?

Артисты – репетируют номера:

Кассир – готовит и продает билеты;

Художник по афише – рисует афишу, вывешивает ее на видном месте;

Костюмер – готовит костюмы. Помогает одевать их артистам;

Оформители сцены — готовят место для сцены. Расставляют стулья для зрителей;

Продавец цветов – оформляет прилавок с цветами, продает цветы;

Зрители – покупают билеты, цветы, смотрят концерт.

Воспитатель: Я предлагаю каждому из вас, выбрать себе роль в игре. (Дети объявляют, кем бы они хотели быть и занимают место в соответствии с ролью).

Когда все приготовления готовы, воспитатель обращает внимание детей на афишу, предлагает прочитать ее, купить билеты и цветы и отправиться в зрительный зал.

В момент «покупки билетов и цветов» дети упражняются в составлении диалогов с кассиром и продавцом цветов. Например:

-  Здравствуйте.

-  Добрый вечер.

-  Я бы хотел купить билет на концерт.

-  Где бы вы хотели сидеть – на балконе или в партере?

-  В партере.

-  Могу предложить вам место во втором ряду.

-  Мне нравиться – будет хорошо видно!

-  Возьмите ваш билет.

-  Спасибо большое.

-  Приятного просмотра!

-  Добрый вечер.

-  Здравствуйте.

-  Я иду сегодня на концерт. Мне нужен букет для артиста.

-  Возьмите вот эти розы. Они очень красивые и свежие.

-  Мне они очень нравятся! Я их беру! Спасибо за совет.

 Звучит звонок – сигнал к началу концерта. Выходят ведущие (воспитатель и ребенок)

-  Здравствуйте, уважаемые зрители!

-  Мы рады приветствовать вас на нашем концерте «Зимние посиделки».

- Совсем недавно пришел к нам новый год. У каждого года есть свой символ. Вы знаете символ 2017 года?

( ответы зрителей)

- Вас приветствуют  петушки– символ наступившего года!

 Танец  петушков и курочек.

-  Ребята, а у кого дома есть животные? Расскажите о них.

 Ведущий-ребенок берет интервью у зрителей на тему «Мое любимое животное» (с опорой на алгоритм).

-  У него есть очки. Он очень любит читать и много знает о жизни животных. Кто это?

-  Встречайте, у нас в гостях профессор Всезнайка!

Монолог профессора Всезнайки-

(показывает картинки собаки водолаза, дельфинов и гуся, рассказывает интересные факты из журнала «Вокруг света»  о животных)

Ведущий взрослый обращается к ведущему ребенку:

-  У тебя есть бабушка? Как ты с ней проводишь время?

-  Ребята, а у вас есть бабушки? Расскажите о них.

 Ребенок-ведущий берет интервью «Моя бабушка» ( с опорой на алгоритм) у зрителей.

-  Встречайте, у нас в гостя бабушка «Загадушка»!

 Загадки для зрителей (из серии «Доскажи словечко..»)

А теперь отгадайте мою загадку:

Кто вас дети крепко любит,

Кто вас нежно так голубит,

Не смыкая ночью глаз?

Кто заботится о вас?

Зрители: «Мама!»

-  Предлагаем вашему вниманию сценку «Мама приходит с работы…»

 Инсценировка стихотворения «Разгром» Э. Успенского либо другого стихотворения

-  Наш концерт подошел к концу.

-  Мы просим всех артистов выйти на сцену.

Артисты выходят на сцену, зрители аплодируют, дарят цветы, благодарят за выступление. Все расходятся.

Воспитатель: Как быстро пролетело время, скоро придут родители за вами. Почему мы не заметили, как наступил вечер?

   

 

 

 

«Веселый бубен»

 

Цель: развитие тембрового слуха, внимания и чувства ритма.

«В руки ты его возьмешь,

То ударишь, то встряхнешь,

Никогда он не скучает,

Угадай, какой играет?»

Оборудование: бубны нескольких видов (маленький, средний, большой).

Музыкальное сопровождение: Диск 2;№8.

Правила игры: дети стоят спиной в круг, в центре круга ребенок с разными бубнами. Дети поют, а ведущий двигается хороводным шагом, по завершении песни останавливается и играет в бубен. Тот ребенок, за спиной которого он остановился должен узнать и сказать, какой из бубнов звучал. Если он ответил правильно, он становиться ведущим.

 

 «Не зевай»

 

Цель: научить детей воспринимать и правильно передавать несложный ритмический рисунок, развивать память, музыкальное мышление, совершенствовать умение различать структуру музыкального произведения.

«Раз, два, три, ребенок исполняет на муз. инструменте ритм

Не зевай! передает соседу музыкальный инструмент.

Поиграл – выполняют действия первой строки

Передай! передают следующему соседу

Раз, два, три, выполняют действия первой строки

Не спеши! передают следующему соседу

Как играть – выполняют действия первой строки

Покажи!»

Оборудование: любой музыкальный инструмент.

Музыкальное сопровождение: Диск 2; №9.

Правила игры: дети сидят на ковре, одному из ребят педагог дает музыкальный инструмент либо ребёнок-ведущий берёт его сам. Под текст дети выполняют задания, у кого остался музыкальный инструмент придумывает свой ритмический рисунок, а дети повторяют его хлопками.

 

«Загадки о музыкальных инструментах»

 

Цель: расширение музыкального кругозора, развитие познавательного интереса к музыке, а также тембрового слуха, способности к самовыражению.

Задания:

v    покажи музыкальный инструмент на картинке;

v    назови музыкальный инструмент;

v    покажи, как на нем играют;

v    «сыграй», пропой свою мелодию.

Оборудование: картинки с музыкальными инструментами, разнообразные музыкальные инструменты, загадки.

Музыкальное сопровождение: Диск 3.

 

«К нам гости пришли»

 

Цель: расширение музыкального кругозора, развитие познавательного интереса к музыке, а также тембрового слуха, способности к самовыражению.

Оборудование: игрушки бибабо (медведь, зайчик, лошадка, птичка), бубен, металлофон, музыкальный молоточек, колокольчик.

Музыкальное сопровождение: Диск 2,№3.

Правила игры: воспитатель предлагает детям подойти к нему: «Дети, сегодня к нам в гости должны прийти игрушки». Слышится стук в дверь. Воспитатель подходит к двери и незаметно надевает на руку мишку: «Здравствуйте, дети, я пришел к вам в гости, чтобы с вами играть и плясать. Лена, сыграй мне на бубне, я попляшу». Девочка медленно ударяет в бубен, мишка в руках воспитателя ритмично переступает с ноги на ногу. Дети хлопают.

Аналогичным образом воспитатель обыгрывает приход других игрушек. Зайчик прыгает под быстрые удары молоточком на металлофоне, лошадка скачет под четкие ритмические удары музыкального молоточка, птичка летит под звон колокольчика.

 

«Колпачки»

 

Цель: узнавать по слуху и виду музыкальные инструменты, рассказать об этом музыкальном инструменте, развивать память, внимание, мышление.

Оборудование: три красочных бумажных колпачка, детские музыкальные инструменты: губная гармошка, металлофон, балалайка.

Музыкальное сопровождение: Диск 3.

Правила игры: подгруппа детей сидит полукругом, перед ними стол, на нем под колпаками лежат музыкальные инструменты. Воспитатель вызывает к столу ребенка и предлагает ему повернуться спиной и отгадать, на чем он будет играть. Для проверки ответа разрешается заглянуть под колпачок. 

Игра проводится в свободное от занятий время.

 

«Наш оркестр»

 

Цель: развитие тембрового слуха, внимания и чувства ритма, творческое воображение.

Игровой материал. Детские музыкальные игрушки и инструменты (домры, балалайки, дудочки, колокольчики, бубны, угольники), большая коробка.

Музыкальное сопровождение: Диск 3;№1,5,7,11,12,18.

Ход игры. Педагог говорит детям, что в детский сад пришла посылка, показывает ее, достает музыкальные инструменты и раздает их детям (предварительное знакомство с каждым инструментом проводится на музыкальном занятии). Все играют на этих инструментах так, как им хочется. Эта игровая ситуация может быть использована в свободной , самостоятельной деятельности.

 

 «Определи инструмент»

 

Цель: научить детей воспринимать и правильно передавать несложный ритмический рисунок, развивать память, внимание.

Игровой материал. Аккордеон, металлофон, арфа (каждого инструмента по два), колокольчик, четыре деревянные ложки.

Музыкальное сопровождение: Диск3 ;№1,15,8,20,21.

Ход игры. Двое детей сидят друг к другу. Перед ними на столах лежат одинаковые инструменты. Один из играющих исполняет на любом инструменте ритмический рисунок, другой повторяет его на таком же инструменте. Если ребенок правильно выполняет музыкальное задание, то все дети хлопают. После правильного ответа играющий имеет право загадать следующую загадку. Если ребенок ошибся, то он сам слушает задание.

Игра проводится в свободное от занятий время и в самостоятельной деятельности .

 

«Музыканты»

 

Цель: обучение основным приемам игры на простейших ударных инструментах, развитие творческого мышления и воображения, эмоциональной отзывчивости.

Необходимое оборудование: для игры понадобятся настоящие музыкальные инструменты: маракасы, бубен, треугольник, металлофон.

Музыкальное сопровождение: Диск 3; №22,12,18,20.

Ход игры. Сначала воспитатель знакомит ребят с музыкальными инструментами, повторяет их названия и объясняет правила игры на каждом из них. После этого взрослый предлагает детям рассказать сказку, но не просто так, а сопровождая каждую фразу звуковыми (шумовыми) эффектами, созданными с помощью музыкальных инструментов.

«Жил-был мальчик, который всего боялся. Боялся сильного ветра, грозы, дождя и даже шелеста листьев». Воспитатель должен сначала сам показать, как «звучат» эти природные явления. Только после этого он продолжает свой рассказ: «...Но однажды все изменилось. Мальчик повстречал одного мудрого и доброго волшебника, который не только помог ему справиться со своими страхами, но и научил понимать язык природы. Теперь мальчик в дожде, в шорохе листьев слышал музыку, а гром оказался не таким уж и страшным. Теперь он представлялся мальчику в образе малыша-проказника, сидящего на тучке и играющегося погремушкой. А еще мальчик подружился с ветром и стал с ним бегать наперегонки...»

Воспитатель просит маленьких музыкантов теперь самостоятельно сопроводить рассказ звуковыми комментариями. Каждое «выступление» обсуждается, и в результате дети выбирают лучшее. Затем воспитатель предлагает ребятам придумать и свою маленькую сказку с помощью уже знакомых им музыкальных инструментов.

Примечание: так как игра ориентирована на активизацию творческих способностей детей, в ней нет победителей и побежденных. Каждый участник игры обязательно поощряется воспитателем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Музыкальное приложение

 

Диск 1

1.                     «Вот иду я вверх»

2.                     «Песенка трёх поросят» Ю. Иванова

3.                     «Маленькой ёлочке» М. Красева

4.                     «Зимушка-зима» А.Филиппенко

5.                     «Весенние цветы» А. Ермолова

6.                     «Дождик»  М.Парцхаладзе

7.                     «От чего плачет осень» К. Маниной

8.                     «Солнечная капель» С. Соснина

9.                     «Песенка-капель»  А.Алексеевой

10.                «Чунга-чанга»  В.Шаинского

11.                «От улыбки» В. Шаинского

12.                «Папа может» В. Шаинского

13.                «В траве сидел кузнечик» В. Шаинского

14.                «Антошка» В. Шаинского

15.                «Белые кораблики» В. Шаинского

16.                «Поезд» Н. Метлова

17.                «Паровоз» З. Компанейца

18.                «Пирожки» А. Филиппенко

19.                «Про козлика» Г. Струве

20.                «Теремок» Т. Попатенко

21.                «Есть у солнышка друзья» Е. Тиличеевой

22.                «Где был , Иванушка?»М. Иорданского

23.                «На мосточке» А. Филиппенко

24.                «Облака» (-)

25.                «Антошка» (-)

26.                «По малину в сад ..» (-)

27.                «Солнечный круг»(-)

 

Диск 2

1.     Рус. нар . обр. «Светит месяц»

2.     «Ходим-бегаем»

3.     Рус. нар. обр.«Ах, вы сени»

4.     «Марш»

5.     «Вальс»

6.     «Полька»

7.     «Танго»

8.     «Детская полька»

9.     Рус. нар. обр. «Из под дуба»

   

 

Диск 3

1.Колокол

2. Скрипка

3. Труба

4. Рояль

5. Балалайка

6. Ксилофон

7. Барабан

8. Арфа

9. Виолончель

10. Литавры

11. Флейта

12.Бубен

13. Гитара

14.Гармошка

15.Аккодеон

16.Домра+фортепиано

17. Орган

18.Треугольник

19. Ложки

20. Металлофон

21. Колокольчики

22. Маракасы

 

Диск 4

1.     Утка

2.      Гусь

3.      Курица

4.     Крик ястреба

5.     Кошки

6.     Рычание льва

7.     Петухи

8.     Голуби

9.     Курица

10.                Лошадь

11.                Поросёнок

12.                Щенки

13.                Крик гусей

14.                Баран

15.                Гусь

16.                Коза

17.                Корова

18.                Кошка

 

 

 

Список литературы

 

1. Беляева-Экземплярская С.Н. О психологии восприятия музыки.- М.: «Музыка», 1923.-125 с.

2. Бечак Б.А. Воспитание искусством.- М.: Просвещение, 1981. – 280 с.

3. Вендрова Т.Е. Писарева И.В. Воспитание музыкой. -М.: 1991, 50 с.

4. Ветлугина Н.А.Методика музыкального воспитания в детском саду. – М.: Просвещение, 1989-270с.

5.Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду - М.: Просвещение, 2007;

6. Восприятие музыки: Сб. статей / Под ред. В.Н. Максимова. - М.: Музыка, 1980 - 256 с.

7.Вопросы музыкальной педагогики. Сб. статей вып.2/ ред. - сост. В.И.Руденко – М.: 2006;

8.Гончарова О.В. Теория и методика музыкального воспитания: учебник для студ. учреждений  сред. проф. образования / О.В.Гончарова, Ю.С. Богачинская. – М.: Академия, 2012. – 256с.

9.Гогоберидзе А.Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста. — М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 320 с.

10.Гогоберидзе А.Г., Деркунская В. А. Детство с музыкой. Современные педагогические технологии музыкального воспитания и развития детей. – М.: Детство-Пресс, 2010 . -  656 с.

11.Дошкольная педагогика. Учебное пособие для студентов пединститутов / под. Ред. В.И.Логиновой – М.: Просвещение, 2003;

12.  Закон «Об образовании» Российской Федерации: Федеральный закон от 7 июня 23013г. № 120 - Ф3. - М. : Проспект, 2013. - 160с.

13.  Зацепина М.Б. Музыкальное воспитание в детском саду: Программа и методические рекомендации. - М.: Мозаика-Синтез, 2005.

14. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца. 2-е изд. - Н.: Просвещение, 1984. - 204 с.

15. Кирнарская Д.К., Киященко Н.И., Тарасов К.В. и др. Психология музыкальной деятельности. М.: Академия, 2005. - 368 с.

16. Книга о музыке. / Сост. Г. Головинский, М. Ройтерштейн. М.: Советский композитор, 1975. – 340 с.

17. Кулаковский Л.О. Восприятие музыки // Советская музыка. – 1956- № 5- 53-55 с.

18. Кононова Н.Г. Обучение дошкольников игре на музыкальных инструментах.- М.: Просвещение, 1990-159с.

19. Куприна Н.Г. Учебно-методическое пособие для студентов педагогических  вузов факультетов дошкольного воспитания/ Урал.гос.пед.ун-т.- Екатеринбург, 2007.- с.92.

20.  Левашова Г.Я. Музыка и музыканты.- Л.: Детская литература, 1969. – 150 с.

21. Майорова А. Липес Ю., Хатуцкая С.А., Попова О.Ю. Эмоциональное и познавательное развитие ребенка на музыкальных занятиях. – М. : Теревинф, 2006. - 48 с.

22. Методика музыкального воспитания в детском саду / под. Ред. Н.А.Ветлугиной. – М, 2002;

23.        Метлов Н.А. Музыка – детям – М.: Просвещение, 2005;

24.        Музыка – детям: сборник статей вып.1 / сост. Л.Михеева – Л.: Музыка, 2000;

25.        Музыка – детям: сборник статей вып.3 / сост.Л.Михеева – Л.: Музыка, 2006;

26.           Музыка – детям: сборник статей вып.4 / сост.Л.Михеева – Л.: Музыка, 2008;

27. Мухина В.С.Возрастная психология. Феноменология развития. 10-е изд. М.: 2006. - 285с.

28.  Мой мир в диалоге искусств. - Ставрополь: ИРО, 1996. - 208 с.

29.  Петрова В. Музыкальное занятие// Дошкольное воспитание.-1994-№ 9-116-120с.

30. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26 "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13

31. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования".

32.   Полунина В.Н. Искусство и дети М.: Просвещение, 1982. - 191 с.

33. Радынова О. П. Музыкальные шедевры. Авторская программа и методические рекомендации. - М.: Гном-Пресс, 2011.

34.  Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста / Под ред. А.В.Запорожца, Я.З.Неверович. - М.: Академия, 2007.- 94с.

35.  Радынова О.П. Дошкольный возраст: задачи музыкального воспитания// Дошкольное воспитание.-1994-№ 2-24-30с.

36.       Радынова О. П., Комиссарова Л. Н. Теория и методика воспитания детей дошкольного возраста: Учебник для студентов высших учебных заведений / О. П. Радынова, Л. Н.Комиссарова. – Дубна: Феникс+, 2011. – 352 с.

37. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Общая педагогика. Под ред. В.А. Сластенина. М.: ВЛАДОС, 2004. - 288 с.

38.  Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей – М., Л., 1997;

39.  Тарасов Г.С. Педагогика в системе музыкального образования – М., 1986;

40. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. - М.: Академический проект, 2007.-341с.

41. Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности. М.: Педагогика, 2004. - 356 с.

42.  Шаповаленко И.В. Возрастная психология. М.: Гардарики, 2007. - 349 с.

43. Щетинина А.М. Диагностика социального развития ребёнка. - Великий Новгород, 2000. – 270 с.

 

44. Эльконин Д.Б. Психология игры. - М.: Проспект, 2006. - 214 с.

45. Эстетическое воспитание в детском саду. Под ред. Н.А. Ветлугиной. М.: Просвещение, 2002. - 328 с.

 

Интернет – источники:

1.            Музыкальные игры для воспитателя детских садов http://www.maam.ru/obrazovanie/muzykalnye-igry.

2.            Сайт Минобрнауки России http://www.edu.ru/dbmon/mo/Data/d_09/m373.html.

3.            Сайт  http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=223

4.            Российский общеобразовательный портал (Дошкольное образование) http://www.school.edu.ru/catalog.asp?cat_ob_no=145

5.            Воспитание детей дошкольного возраста в детском саду и семье http://doshvozrast.ru/

6.            Дошкольник. Сайт для всей семьи http://doshkolnik.ru/

7.            Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»festival.1september.ru/

8.                     http://nsportal.ru/detskiy-sad/muzykalno-ritmicheskoe-zanyatie/2012/07/02/kontrolno-izmeritelnye-materialy-dlya

     

 

 
 


 
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».