«Активные игры учат говорить»

11.02.2024

Развитие речи дошкольников одна из главных задач, которая стоит перед взрослыми, окружающими ребенка. Для того чтобы заниматься развитием речи дошкольников самостоятельно, совсем необязательно превращать занятия в школьные уроки. Существует множество игр, незамысловатых упражнений по развитию речи у детей, которые легко использовать на прогулке или перед сном ребенка. Используйте для этих занятий то, что ваш ребёнок видит вокруг: дома, на улице. Можно вводить в его словарь названия не только предметов, но и их деталей и частей. «Вот автомобиль, а что у него есть?» - «Руль, сиденья, дверцы, колеса, мотор.»; - «А что есть у дерева?» - «Корень, ствол, ветки, листья.».

Игра – органически присуща детскому возрасту. Она незаменима для нормального физического и психического развития ребенка. В процессе игры дети познают окружающий мир и то, как он устроен, посредством постоянного экспериментирования и исследования. Ребенок, будь его воля, мог бы проводить все время в играх. Он прекращает играть только тогда, когда взрослые отвлекают его, чтобы покормить, уложить спать, - поэтому требуются определенные стимулы, чтобы привлечь его к другим видам деятельности. Ребенок учится понимать мир вокруг себя через игру. Ребенок активно участвует в игре, которая провоцирует его на высказывание в ответ. Игры способствуют не только установлению более тесных отношений между вами и вашим ребенком, но так же направлены на развитие памяти, внимания, мышления, восприятия, воображения, речи ребенка.

Дети познают мир через игру, используя все пять чувств: слух, обоняние, осязание, зрение и вкус. Примерно до двух лет дети обычно играют одни, после двух лет они начинают наблюдать, как играют другие, и играют параллельно (используют такие же предметы, но не играют вместе с другим ребенком). Начиная с двух – трех и до четырех лет дети постепенно переходят к ассоциативной игре (взаимодействуют, но не особенно стараются помогать друг другу, а затем только в возрасте четырех лет ребенок начинает играть с другими детьми. В возрасте от пяти до семи лет дети демонстрируют изрядную энергичность и инициативу. Игры часто основаны на фантазии, где они исполняют выдуманные роли, часто имитируют поведение взрослых. Занимаясь свободной игрой, ребенок восстанавливает иерархию развития. Например, ребенок не получил необходимых тактильных ощущений до 3-х лет, его ограждали от игр с песком, сыпучими продуктами, водой. Но он не может переступить через этот уровень развития. Возникают проблемы. Следующий уровень не поддается, психическое развитие ребенка затормаживается, отставание может сопровождаться задержкой речевого развития. Игра позволяет дополнить недостающие тактильные ощущения, гармония восстанавливается, создаются предпосылки для дальнейшего развития. В групповой игре ребенок пользуется речью. Ему необходимо строить фразы, общаться. Возникает так необходимая мотивация речи. Формируется и планирующая функция речи: сумел сделать, сумел объяснить то, что сделал. Игра заставляет концентрироваться и напрягать память. Игра расширяет кругозор ребенка и словарный запас.

Несколько игровых ситуаций, которые способствуют развитию речи ребенка. Для начала можно прибегнуть к легким стишкам и песенкам для инсценировки. Например, стихи Б. Заходера. «Ежик» 

-Что ж ты, Еж, такой колючий? 

 - Знаешь, кто мои соседи? Лисы, волки и медведи! «Сапожник» Хочу такой сайт

- Был сапожник? - Был, 

- Шил сапожник?- Шил. 

- Для кого сапожки? - Для соседской кошки.

- Придумайте серию вопросов. Сначала легкие, подразумевающие краткий ответ «да» - «нет». Затем посложнее, которые предлагают осмысление ответов: «Кто это?». Следующая серия вопросов «Что делает?» заставляет ребенка использовать глаголы. --Домашний театр. Сделайте простейшие куклы, которые можно надеть на руку. Одну - ребенку, другую - себе. Пусть куклы говорят между собой

Названия свойств предметов закрепляются и в словесных играх. 

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».