11.02.2024
Тревожность –
одна из индивидуальных психологических особенностей личности, которая
проявляется в повышенной склонности к опасениям, беспокойству, переживаниям и
имеющая негативную эмоциональную окраску. Высокая тревожность может служить
основой появления трудностей в обучении и во взаимоотношениях с окружающими т.
к. она создаёт эмоциональный дискомфорт в общении и препятствует установлению и
поддержанию контакта, снижает продуктивность познавательной деятельности.
Тревога может
проявляться у детей ситуативно (например, если ребенку предстоит важный поход к
врачу, или дальняя поездка). Как правило, тревога связана с будущим, которое
еще не известно ребенку. Но если ребенок тревожится очень часто, если его
тревога становится устойчивым состоянием, то можно говорить о возможности
формирования у него тревожного характера. Ребенок склонный к тревожности,
находится в подавленном настроении, у него плохо налажены контакты с внешним
миром, который его пугает. Со временем это приводит к заниженной самооценке и
пессимизму.
Признаки повышенной тревожности у детей
Суетливость; двигательное беспокойство;
часто повторяющиеся движения (сосание пальцев, дерганье ногой, обгрызание
ногтей или кожи вокруг ногтей, кручение волос, частые моргания и т.д.);
скованность движений; трудности со сном; боязнь любых, даже незначительных
перемен; сильное беспокойство перед началом нового задания, работы;
неуверенность в себе, отказ от новой деятельности; частые страхи, тревога и
беспокойство, возникающие в безопасной ситуации; также тревожных детей видно и
в рисунках (движения быстрые, сильный нажим на карандаш, штриховка, особое
внимание к мелким деталям) и многое другое...
Советы родителям тревожных детей:
-- Всегда поддерживайте словом и делом
своего ребенка чем бы он не занимался, какую бы деятельность не выполнял
(ребенок должен чувствовать, и постоянно убеждаться в том, что вы его любите и
будите любить не зависимо от его достижений);
-- В постоянно меняющемся и
развивающемся внутреннем мире ребенка важна стабильность (будьте уверены в
себе, устойчивы в своей семейной системе, последовательны в воспитании);
-- Если перемены в семье неизбежны,
поговорите с ребенком об этих изменениях, подготовьте его, принимая во внимание
его чувства. Отсутствие информации - источник тревоги;
-- Обсуждайте с ребенком предстоящий
день: планы, дела, поездки...;
-- Давайте ребенку положительные
послания относительно его возможностей справляться с чем-то, что ему предстоит
пережить или сделать. Не критикуйте, а направляйте, как нужно поступить
правильно. Это поможет ребенку заниматься новыми видами деятельности без
тревоги и страха за неудачу;
-- Формируйте у ребенка адекватную
самооценку (не сравнивайте его с другими детьми, все дети разные и особенные);
-- Побольше гуляйте с вашим малышом,
играйте вместе с ним, полезны игры с камушками, песком, природным
материалом...);
-- Не заставляйте делать то, что
вызывает у ребенка тревогу, подождите пока он сам не захочет проявить себя,
имейте терпение;
-- И просто любите своих детей такими,
какие они есть, ведь дети это самое огромное счастье, которое у нас есть...