"Основы нравственности формируются в семье"

05.02.2024

Основы нравственности формируются в семье

Нравственность – это разум сердца.

Г. Гейне

Задачи: привлечь внимание родителей к значимости и необходимости нравственного воспитания в семье; формировать культуру общения родителей с детьми.

Духовные и нравственные проблемы наиболее сложны в бытие человека. Нравственные потребности не даются человеку от природы, их необходимо воспитывать, т.к. без них невозможна духовность и доброта.

Нравственность – это граница дозволяемого совестью. А верхней границы нет, вверх – духовность, а она бесконечна. Педагоги и психологи утверждают, что именно семья закладывает основы нравственности. По словарю Ожегова нравственность - это «правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, проявляющихся в его поведении и поступках». В воспитательных целях необходимо использовать трудолюбие, теплоту и сердечность семейных взаимоотношений. Необходимо обращать внимание на духовную жизнь ребенка, учить его сопереживать, сочувствовать. К. Д. Ушинский писал, что истинно воспитанный человек может быть только в той среде, где чтят традиции и обычаи поколений, где есть преемственность между прошлым, настоящим и будущим. А это ребенку может дать только семья. Семья - это коллектив, играющий в воспитании основную и важнейшую роль. Родители главные «проектировщики, конструкторы и строители» детской личности. Первые уроки проявления тепла и участия, жестокости и безразличия формируются семьей и в семье. Если родители стремятся постичь науку отцовства и материнства, если они демонстрируют свое разумное поведение и поступки в качестве родителей, у них есть шанс добиться успехов и побед в деле воспитания своих детей. Родители также должны своим примером приучать ребенка к труду. Глядя на родителей, дети должны понять, что труд это не наказание, а способ улучшить свою жизнь.

Говоря о нравственном воспитании ребенка в семьенужно знать какие нравственные понятия должны формировать родители в своих детях с самого детства.

Главным ценным человеческим качеством является доброта, Добро – это любовь к Родине, близким людям, честность, совестливость, справедливость. И это все понятие нравственности. Нравственные чувства - отзывчивость, сочувствие, сострадание приобретаются человеком в результате воспитания и являются составляющими доброты. Родительский дом является главным местом воспитания этих чувств. В доме ребенок должен видеть любовь, справедливость, уважение ко всем членам семьи. Воспитание должно быть не только словом, но и личным примером. Все, что ребенок видит в семье, он будет реализовывать и в своей жизни. Примером может послужить притча.

Однажды старик, став слабым и немощным, решил переехать жить к своему сыну, невестке и пятилетнему внуку. Его руки постоянно дрожали, глаза плохо видели, походка была медленной и ковыляющей.
Семья обычно садилась есть вместе за один стол, но старые, трясущиеся руки дедушки и ослабленное зрение затрудняли этот процесс. Крупа падала с ложки на пол, когда он брал в руку кружку, молоко проливалось на скатерть. Все это вызывало сильное раздражение у Сына и невестки.
— Нам необходимо что-то предпринять, — сказал сын. — Мне надоело каждый день смотреть, как он проливает молоко, и рассыпает пищу на пол.
          Муж с женой решили поставить ему отдельный маленький столик в углу комнаты, за которым старик стал есть в полном одиночестве, в то время как остальные члены семьи вместе наслаждались трапезой. После того, как старик дважды разбил тарелки, ему стали подавать еду в деревянной миске. Иногда кто-нибудь из семьи мельком кидал взгляд на старика и замечал у него слезы в глазах, но они не вызывали у них жалости и сочувствия. Единственными словами, которые старый отец слышал в свой адрес, были колкие замечания, если он ронял вилку или рассыпал еду.
Маленький мальчик молча наблюдал за всем происходящим. Однажды вечером, перед ужином, отец заметил, что сын играет с деревянной щепкой

на полу. Он ласково спросил малыша:
— Чем ты занимаешься?
Мальчик ответил:
— Я делаю из деревяшки маленькую миску для тебя и мамы, из которой вы будете кушать, когда я вырасту. Мальчик улыбнулся и вернулся к своему

занятию. Его слова так потрясли родителей, что они потеряли на некоторое время дар речи. Потом слезы потекли у них из глаз. Ни одного слова не было произнесено вслух, но оба поняли, что нужно сделать.
В тот вечер сын подошел к своему старому отцу, взял его за руку и нежно проводил его обратно к семейному столу. Все оставшиеся дни старик ел вместе с семьей. И уже ни у мужа, ни у жены не возникало раздражения при виде упавшей вилки, разлитого молока и испачканной скатерти.

Очень важно, чтобы дела и поступки взрослых не расходились с их словесными наставлениями. Иначе это приведет к детскому недоверию, разочарованию и цинизму.

Родители должны знать, что искренностью можно добиться больше, чем наказанием. Ребенок, еще не умея говорить, чувствует климат в семье, поэтому родители должны уметь говорить ласковое слово, проявлять сердечность и ласку. Это способствует формированию нравственных ценностей.

Еще одно важное нравственное качество, которое формируется в семье, - совесть. Совесть – это нормы и принципы человеческого поведения, это чувство стыда, долга и ответственности. Родители должны знать и соблюдать эти нравственные ценности и воспитывать своих детей в соответствии с ними. Только своим ярким примером мы можем воспитать детей духовно и нравственно культурными. Личность подростка будет складываться в зависимости от того, какой нравственный опыт был заложен семьей в детстве.Хочу такой сайт

В каждой семье должны существовать нравственные законы, на основе которых укрепляются традиции и обычаи семьи, и формируется духовно- нравственная личность.

Каждый ребенок должен быть любим в семье независимо ни от чего. Забота членов семьи друг о друге оказывает сильнейшее влияние на детскую психику, формируя тем самым нравственные ценности.

Главнейшим чувством родителей должна быть вера в своего ребенка и искренность по отношению к нему. Любой обман ребенок чувствует довольно остро, теряя доверие к родителям. Если ребенку нельзя сказать правду в силу различных обстоятельств, нужно сказать, что «не имею право говорить», «это не мой секрет», « я дал слово». Это не обман, и в то же время ребенку даются такие понятия как долг, честность. Слова «Ты все равно не поймешь» и т.п. раздражают ребенка и унижают его достоинство.

Родители не должны забывать, что для ребенка очень важно не только, что ему говорят, но и то, как говорят. Нужно следить за тоном и манерой говорения, чтобы донести главные нравственные ценности, но избежать нотаций и чтения морали. Нельзя ругать ребенка в присутствии других людей. Это вызывает раздражение и нежелание меняться.

Нельзя упрекать детей (ты, как всегда, все испортил; все из-за тебя) Это подрывает их веру в себя и формирует боязнь принимать самостоятельные решения. Детей разного возраста нужно убеждать по-разному: младшие школьники воспитываются на примерах из жизни и книг, а подростки доверяют словам взрослых.

Необходимо сказать и о наказании. В нем ребенок должен почувствовать заботу о себе, а не вашу агрессию. Наказание не должно оскорблять достоинство человека.

Мы должны твердо усвоить, что корни нравственности зарождаются в семье, а у истоков стоят родители. От того какие задачи в воспитании они ставят, как они отслеживают результат, зависит успех нравственного воспитания.

А вообще, необходимо помнить такой родительский катехизис.

Если ребенка постоянно критиковать – он научиться ненавидеть.

Если ребенка высмеивать – он становится замкнутым.

Если ребенка часто упрекать – он сживется с чувством вины.

Если ребенка подбадривать, он научиться верить в себя.

Если ребенка хвалить за его успехи, он научиться благодарности.

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».