05.02.2024
Основы нравственности формируются в семье
Нравственность – это разум сердца.
Г. Гейне
Задачи: привлечь внимание родителей к значимости и необходимости нравственного воспитания в семье; формировать культуру общения родителей с детьми.
Духовные и нравственные
проблемы наиболее сложны в бытие человека. Нравственные потребности не даются человеку от природы, их
необходимо воспитывать, т.к. без них невозможна духовность и доброта.
Нравственность – это граница
дозволяемого совестью. А верхней границы нет, вверх – духовность, а она
бесконечна. Педагоги и психологи утверждают, что именно семья
закладывает основы нравственности. По словарю Ожегова нравственность - это «правила,
определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в
обществе, а также выполнение этих правил, проявляющихся в его поведении и
поступках». В воспитательных целях необходимо использовать трудолюбие, теплоту и
сердечность семейных взаимоотношений. Необходимо обращать внимание на духовную
жизнь ребенка, учить его сопереживать, сочувствовать. К. Д. Ушинский
писал, что истинно воспитанный человек может быть только в той среде, где чтят
традиции и обычаи поколений, где есть преемственность между прошлым, настоящим
и будущим. А это ребенку может дать только семья. Семья - это коллектив,
играющий в воспитании основную и важнейшую роль. Родители главные «проектировщики, конструкторы и строители»
детской личности. Первые уроки проявления тепла и участия, жестокости и
безразличия формируются семьей и в семье. Если родители стремятся постичь науку отцовства и
материнства, если они демонстрируют свое разумное поведение и поступки в качестве родителей, у
них есть шанс добиться успехов и побед в деле воспитания своих детей. Родители
также должны своим примером приучать ребенка к труду. Глядя на родителей, дети
должны понять, что труд - это не наказание, а способ улучшить свою жизнь.
Говоря о нравственном
воспитании ребенка в семье, нужно знать какие нравственные понятия должны формировать
родители в своих детях с самого детства. Главным ценным человеческим качеством
является доброта, Добро – это любовь к Родине, близким людям, честность,
совестливость, справедливость. И это все понятие нравственности. Нравственные
чувства - отзывчивость, сочувствие, сострадание приобретаются человеком в
результате воспитания и являются составляющими доброты. Родительский
дом является главным местом воспитания этих чувств. В доме ребенок должен видеть любовь,
справедливость, уважение ко всем членам семьи. Воспитание должно быть не только словом, но и личным
примером. Все, что ребенок видит в семье, он будет реализовывать и в своей
жизни. Примером может послужить притча. Однажды старик, став слабым и
немощным, решил переехать жить к своему сыну, невестке и пятилетнему внуку.
Его руки постоянно дрожали, глаза плохо видели, походка была медленной и ковыляющей. на полу. Он ласково спросил
малыша: занятию. Его слова так
потрясли родителей, что они потеряли на некоторое время дар речи. Потом слезы
потекли у них из глаз. Ни одного слова не было произнесено вслух, но оба
поняли, что нужно сделать. Очень важно, чтобы дела и
поступки взрослых не расходились с их словесными наставлениями. Иначе это
приведет к детскому недоверию, разочарованию и цинизму. Родители
должны знать, что искренностью можно добиться больше, чем
наказанием. Ребенок, еще не умея говорить, чувствует климат в семье, поэтому родители должны
уметь говорить ласковое слово, проявлять сердечность и ласку. Это
способствует формированию нравственных ценностей. Еще одно важное нравственное
качество, которое формируется в семье, - совесть. Совесть – это нормы и принципы человеческого поведения, это
чувство стыда, долга и ответственности. Родители должны знать и соблюдать эти нравственные ценности и воспитывать своих детей в соответствии с ними.
Только своим ярким примером мы можем воспитать детей духовно и
нравственно культурными. Личность подростка будет складываться в зависимости от
того, какой нравственный опыт был заложен семьей в детстве. В каждой семье должны
существовать нравственные законы, на основе которых укрепляются традиции
и обычаи семьи, и формируется духовно- нравственная личность. Каждый ребенок должен быть любим в семье независимо
ни от чего. Забота членов семьи друг о друге оказывает сильнейшее влияние на
детскую психику, формируя тем самым нравственные ценности. Главнейшим чувством родителей
должна быть вера в своего ребенка и искренность по отношению к
нему. Любой обман ребенок чувствует довольно остро, теряя доверие
к родителям. Если ребенку нельзя сказать правду в силу различных обстоятельств, нужно сказать, что «не имею
право говорить», «это не мой секрет», « я дал слово». Это не обман, и в то же
время ребенку даются такие понятия как долг, честность. Слова «Ты все равно
не поймешь» и т.п. раздражают ребенка и унижают его достоинство. Родители не должны забывать,
что для ребенка очень важно не только, что ему говорят, но и то,
как говорят. Нужно следить за тоном и манерой говорения, чтобы донести главные
нравственные ценности, но избежать нотаций и чтения морали. Нельзя
ругать ребенка в присутствии других людей. Это вызывает раздражение и
нежелание меняться. Нельзя упрекать детей (ты, как всегда, все испортил; все из-за тебя) Это
подрывает их веру в себя и формирует боязнь принимать самостоятельные решения. Детей разного
возраста нужно убеждать по-разному: младшие школьники воспитываются на примерах из жизни и
книг, а подростки доверяют словам взрослых. Необходимо сказать и о наказании. В нем
ребенок должен почувствовать заботу о себе, а не вашу агрессию. Наказание не должно оскорблять достоинство
человека. Мы
должны твердо усвоить, что корни нравственности зарождаются в семье, а у истоков
стоят родители. От того какие задачи в воспитании они ставят, как они
отслеживают результат, зависит успех нравственного воспитания. А вообще, необходимо помнить
такой родительский катехизис. Если ребенка постоянно
критиковать – он научиться ненавидеть. Если ребенка высмеивать – он
становится замкнутым. Если ребенка часто упрекать –
он сживется с чувством вины. Если ребенка подбадривать, он
научиться верить в себя. Если ребенка хвалить за его
успехи, он научиться благодарности.
Семья обычно садилась есть вместе за один стол, но старые,
трясущиеся руки дедушки и ослабленное зрение затрудняли этот процесс. Крупа
падала с ложки на пол, когда он брал в руку кружку, молоко проливалось на
скатерть. Все это вызывало сильное раздражение у Сына и невестки.
— Нам необходимо что-то предпринять, — сказал сын. — Мне
надоело каждый день смотреть, как он проливает молоко, и рассыпает
пищу на пол.
Муж с
женой решили поставить ему отдельный маленький столик в углу комнаты, за
которым старик стал есть в полном одиночестве, в то время как остальные члены
семьи вместе наслаждались трапезой. После того, как старик дважды
разбил тарелки, ему стали подавать еду в деревянной миске. Иногда кто-нибудь из
семьи мельком кидал взгляд на старика и замечал у него слезы в глазах, но они
не вызывали у них жалости и сочувствия. Единственными словами, которые старый
отец слышал в свой адрес, были колкие замечания, если он ронял вилку или рассыпал
еду.
Маленький мальчик молча наблюдал за всем происходящим.
Однажды вечером, перед ужином, отец заметил, что сын играет с деревянной щепкой
— Чем ты занимаешься?
Мальчик ответил:
— Я делаю из деревяшки маленькую миску для тебя и мамы, из которой вы
будете кушать, когда я вырасту. Мальчик улыбнулся и вернулся к своему
В тот вечер сын подошел к своему старому отцу, взял его за
руку и нежно проводил его обратно к семейному столу. Все оставшиеся дни старик
ел вместе с семьей. И уже ни у мужа, ни у жены не возникало раздражения при
виде упавшей вилки, разлитого молока и испачканной скатерти.