23.10.2023
Как у маленького
деревца, поднявшегося над
землей, заботливый садовник
укрепляет корень, от мощности которого
зависит жизнь растения на протяжении
нескольких десятилетий, так учитель должен
заботиться о воспитании у своих детей чувства
безграничной любви к Родине. В.А. Сухомлинский. |
Гражданско-патриотическое
воспитание сегодня – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы.
Ответ на вопрос «Что такое патриотизм?» в разные времена пытались дать многие
известные люди нашей страны. Так, С.И. Ожегов определял патриотизм как «...преданность
и любовь к своему Отечеству и своему народу».
Г. Бакланов писал, что
это «...не доблесть, не профессия, а естественное человеческое чувство». В
последнее время появился термин «новый патриотизм», который включает в себя
чувство ответственности перед обществом, чувство глубокой духовной
привязанности к семье, дому, Родине, родной природе, толерантное отношение к
другим людям.
Основы патриотизма начинают закладываться,
прежде всего, в ближайшем окружении ребенка, а точнее в семье.
У мальчиков с детства
необходимо формировать представления о необходимости всегда становиться на
сторону слабых, не давать их в обиду, оказывать помощь. Мальчик должен
понимать, что он мужчина, что настоящие мужчины берут на себя самую трудную и
тяжелую работу, и для этого они должны с детства готовиться к этому,
закаляться, заниматься спортом.
Родители должны
формировать у своих детей положительный опыт “решения конфликтов” (уметь
договориться, уступить, прийти к соглашению без “кулаков” и т.д.
У девочек нужно формировать представления
о том, что значит сохранять, мирные, доброжелательные отношения между близкими,
утешать и заботиться о них.
Уже в дошкольном
возрасте ребенок должен знать так же, в какой стране он живет, чем она
отличается от других стран. Нужно как можно больше рассказывать детям о городе,
в котором они живут; воспитывать чувство гордости за свой город. Приучать детей
бережно относиться к тому, что создано бабушками, дедушками, мамами и папами.
Поддерживать чистоту и порядок в общественных местах, участвовать в создании
красоты и порядка в своем дворе, подъезде, на улице, в парках, в детском саду.
Существуют разнообразные
формы воспитания у детей патриотических чувств. Это беседы о Родине, о родном
городе, о природе родного края, о хороших людях, чтение детских книг на
патриотические темы и детский фольклор региона в котором он живет,
соответствующий подбор песен и стихов для разучивания и, конечно, личный пример
родителей.
Через изучение истории и
традиций предков, воспитывается гордость и уважение к родной земле. Важная роль
здесь принадлежит сказкам, которые передаются от поколения к поколению и учат
добру, дружбе, взаимопомощи и трудолюбию. Самобытный народный фольклор –
прекрасный материал, формирующий любовь к Родине и патриотическое развитие
детей. Ребенок должен иметь понятие о государственных и народных праздниках,
активно принимать в них участие. Также стоит познакомить их с культурой,
обычаями и традициями других народов, сформировать к ним дружелюбное отношение.
Одно из проявлений
патриотизма – любовь к природе. Она определяется бережным отношением к ней,
выражается в элементарной заботе о животных, в доступном труде по выращиванию
растений. Большое значение имеют прогулки в лес, на реку, в поле. Они дают
возможность познакомить детей с некоторыми правилами бережного отношения к
природе. При ознакомлении с природой родной страны акцент делается на ее
красоту и разнообразие, на ее особенности. Яркие впечатления о родной природе,
об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти
человека на всю жизнь и формируют у ребенка такие черты характера, которые
помогут ему стать патриотом и гражданином своей страны.
Не менее важным условием
нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с
родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные
эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к
своим историческим корням.
Быть патриотом своей
страны - значит принимать близко к сердцу ее интересы, заботы, горести и
радости, чувствовать себя ответственным за все то, что в ней происходит.
Отношение к родине, ее культуре, истории, языку передается от родителей к
детям.
Что должен знать и уметь
ребенок старшего дошкольного возраста
- знает и называет свои имя и фамилию, имена и
отчества родителей, где работают, как важен для общества их труд;
- знает семейные праздники; имеет постоянные
обязанности по дому;
- может рассказать о своем родном городе (поселке,
селе), назвать улицу, на которой живет;
- знает, что Российская Федерация (Россия) —
огромная многонациональная страна; что Москва — столица нашей Родины.
Имеет представление о флаге, гербе, мелодии гимна;
- имеет представления о Российской армии, о годах
войны, о Дне Победы.
Рекомендации для
родителей.
- Воспитание маленького патриота начинается с
самого близкого для него - родного дома, улицы, где он живет, детского
сада.
- Обращайте внимание ребенка на красоту родного
города
- Во время прогулки расскажите, что находится на
вашей улице, поговорите о значении каждого объекта.
- Дайте представление о работе общественных
учреждений: почты, магазина, библиотеки и т. д. Понаблюдайте за работой
сотрудников этих учреждений, отметьте ценность их труда.
- Вместе с ребенком принимайте участие в труде по
благоустройству и озеленению своего двора.
- Расширяйте собственный кругозор
- Учите ребенка правильно оценивать свои поступки и
поступки других людей.
- Читайте ему книги о родине, ее героях, о
традициях, культуре своего народа
- Поощряйте ребенка за стремление поддерживать
порядок, примерное поведение в общественных местах.
- Если вы хотите вырастить ребёнка достойным
человеком и гражданином, не говорите дурно о стране, в которой живёте.
- Рассказывайте своему ребёнку об испытаниях,
выпавших на долю ваших предков, из которых они вышли с честью
- Знакомьте своего ребёнка с памятными и
историческими местами своей Родины.
- Даже если вам не хочется в выходной день
отправляться с ребёнком в музей или на выставку, помните, что чем раньше и
регулярней вы будете это делать, пока ваш ребёнок ещё маленький,
тем больше вероятность того, что он будет посещать культурные заведения в
подростковом возрасте и юности.
- Помните, что чем больше вы выражаете недовольство
каждым прожитым днём, тем больше пессимизма, недовольства жизнью будет
выражать ваш ребёнок.
- Когда вы общаетесь со своим ребёнком, обсуждайте
не только проблемы, но и отмечайте положительные моменты.
- Поддерживайте у ребёнка стремление показать себя
с позитивной стороны, никогда не говорите ему такие слова и выражения: «Не
высовывайся!», «Сиди тихо!», «Это не твое дело!»
- Смотрите с ним передачи, кинофильмы,
рассказывающие о людях, прославивших нашу страну, в которой вы живёте,
позитивно оценивайте их вклад в жизнь общества.
- Не взращивайте в своем ребенке равнодушие, оно
обернется против вас самих
- Как можно раньше откройте в своем ребенке умение
проявлять позитивные эмоции, они станут вашей надеждой и опорой в
старости!