«Юные почемучки»

05.09.2023

Тема: «Юные почемучки»

Тип проекта: познавательно – исследовательский

Участники проекта: дети – педагоги – родители группы.

По количеству участников: коллективный

Возраст детей: младшая группа (с 3 до 4 лет).

Продолжительность проекта: долгосрочный (с сентября 2022 г. по май 2023 г.)

Актуальность:

«Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, чем больше он знает, и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность» - писал классик отечественной психологической науки Лев Семёнович Выгодский.

Малыш – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно – исследовательской деятельности, которая в естественной форме проявляется в виде детского экспериментирования, ребенок с одной стороны расширяет представления о мире, с другой – начинает овладевать основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинно – следственными, рода - видовыми, пространственными и временными отношениями, позволяющими связать отдельные представления в целостную картину мира.

Развитие познавательной активности у детей вопрос актуальный на сегодняшний день.

На сегодняшний день, пожалуй, впервые в истории благодаря Федеральному Государственному Образовательному стандарту, дошкольное детство стало особым самоценным уровнем образования, ставящий главной целью формирование успешной личности. Ключевая установка стандарта – поддержка разнообразия детства через создание условий социальной ситуации содействия взрослых и детей ради развития способностей каждого ребенка. Именно этот факт был взят за основу проекта.

Возможно ли организация исследовательской деятельности с детьми младшего дошкольного возраста?

Да! Для младшего дошкольника характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. Ежедневно дети познают все новые и новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений.

Деятельность реализуется в разных формах:

самостоятельная деятельность, которая возникает по инициативе самого ребенка - стихийно,

непосредственная образовательная деятельность - организованная воспитателем;

совместная – ребенка и взрослого – на условиях партнерства.

Но проблема заключается в том, что очень часто в детских садах на занятиях преподносят готовые истины, готовые выводы и обобщения. И вместо того, чтобы ребенку самому обследовать, экспериментировать, творить, получать какой-либо результат, он вынужден получать от педагогов готовые сведения о том, как познавали мир другие люди, и что они когда-то узнали об изучаемом объекте. Такое обучение можно назвать пассивным, у него нет шансов развить у детей высокую познавательную активность. Это может привести к тому, что детям сложно будет самостоятельно добывать знания, учиться.

Федеральные государственные требования диктуют нам сегодня направление на достижение у дошкольников целей развития познавательных интересов, интеллектуального развития, детской одарённости. Сформировать у выпускников детского сада такие ключевые для сегодняшнего общества качества, как креативность, способность к поиску знаний.

В начале проекта запланировано первичное диагностическое исследование с целью выявления формирования элементарных математических представлений у детей данной группы.

Цель проекта:

Развивать интерес детей к исследовательской – экспериментальной деятельности через опыты и эксперименты.

Задачи проекта:

1. Расширять представление детей о значении окружающего мира.

2. Знакомить детей со свойствами различных предметов,природных материалов: бумага, вода, снег, песок, растения и т. д.

3. Формировать выполнение правил техники безопасности при проведении экспериментов.

4. Стимулировать развитие самостоятельности и ответственности.

5. Активизировать речь и пополнять словарь детей, развивать наблюдательность, умение делать простейшие выводы.

6. Привлечь родителей к совместной деятельности.

Методы и формы работы, направленные на реализацию задач проекта:

Исследовательские: изучение и анализ методической литературы, беседа, анкетирование, диагностирование, проблемные вопросы, наблюдения (самостоятельное, коллективное);

Наглядные методы: рассматривание иллюстраций.

Словесные методы: беседы, рассказ, чтение художественной литературы;

Игровые методы: применение всех видов игр (подвижные, дидактические, малоподвижные, сюжетно-ролевые, театральные, ситуативные и т. д.)

Практические методы: обыгрывание различных ситуаций решение проблемных ситуаций, моделирование.

Непосредственно организованная деятельность (интеграция образовательных областей)

Формы организации:

игровая деятельность: дидактические настольные, словесные; с/р и др. игры;

детское экспериментирование (опыты, наблюдения, исследования);

художественно-творческая деятельность детей и родителе воспитанников (рисование);

образовательная деятельность: НОД, решение проблемных задач.

Ожидаемые результаты: 

1.                Формировать умение понимает задачу опыта, предвидеть некоторые последствия своих действий, выполнять инструкции, содержащие 2 поручения сразу, самостоятельно наблюдает простые опыты.

2.                Понимает простейшие одночленные цепочки причинно-следственных связей.

3.                Отвечает на вопросы взрослого по теме эксперимента

4.                Развивать активность, самостоятельность мышления, творческие начала, формировать детская индивидуальность.

5.                Воспитывать чувство удовлетворения от проделанной работы.

Этапы реализации:

Предварительный этап

1.                Анализ основной образовательной программы воспитания и обучения в детском саду,

2.                Изучение требований ФГОС ДО к предметно-пространственной среде,

3.                Изучение практических и теоретических сведений о детской экспериментальной деятельности,

4.                Определение содержание экспериментальной деятельности по темам с учетом рабочей программы данной возрастной группы

5.                составление плана реализации проекта с постепенным усложнением познавательных задач,

6.                подготовка картотеки опытов,

7.                подбор игр по экспериментированию,

8.                проведение анкетирования родителей

9.                создание предметно - развивающей среды в группе

Основной этап.

Систему работы выстроила из взаимосвязи трех основных блоков.

1.                Непосредственно-образовательная деятельность, как специально организованная форма обучения.

2.                Совместная деятельность педагога и детей.

3.                Самостоятельная деятельность детей.

4.                Интерактивной работы с родителями.

Организации развивающей предметно – пространственной среды по экспериментированию:

1.Создание условий для комфортной и безопасной среды для ребёнка.

2. Желательно подбирать предметы чистых цветов, чёткой и несложной формы, разных размеров.

3. Предметы должны быть из разных, но безопасных для здоровья ребёнка материалов.

4. Предметы должны иметь разнообразной характер поверхности (гладкий, шероховатый, прозрачный, твёрдость и др. свойства)

Организация мини-лабораторий в детском саду

С целью развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности, в развивающей среде каждой группы ДОУ выделены зоны экспериментирования – мини- лаборатории

Предметно – развивающая среда для младшей группы направлена на формирование у детей элементарных обследовательских действий, необходимых для сенсорного развития в ходе ознакомления с явлениями и предметами окружающего мира. 

 

Сентябрь 

1. «Мыльные пузыри». Рассматривание

Цель: Знакомство детей с мыльными пузырями.

Задачи: Способствовать поднятию эмоционального настроения у детей.

Ход занятия: Показать ребятам, как можно играть с пузырями (ловить ладошками, подпрыгивая, дуть на них, чтобы улетали, смотреть) .

2. «Рябь на воде». Экспериментирование

Цель: Развитие дыхательного аппарата.

Задачи: Вызывать заинтересованность детей к происходящему.

Ход занятия: На стол поставить тазик с водой. Обратить внимание детей на то, что когда дуешь на водичку, на поверхности появляется рябь.

3. «Бутылочки с сюрпризом». Эксперимент

Цель: Различие слухового внимания.

Задачи: Вызывать заинтересованность детей к происходящему.

Ход занятия: Достаём из коробочки бутылочки с сюрпризом, показываем детям, как можно переворачивать, трясти ими, чтобы издавать звуки. Рассказываем, как звучит – громко – тихо.

Октябрь 

1. «Вода холодная и горячая»Эксперимент

Цель: Обучение детей определять температуру веществ и предметов.

Задачи: Развивать тактильные ощущения.

Ход занятия: Наполнить бутылочки горячей и холодной водой. Дать потрогать, сравнить на ощупь температуру. Проговорить, где какая водичка (холодная, горячая) .

2. «Волшебная капелька»

Цель: Обучение детей определять свойства воды

Задачи: Знакомить детей с простейшими свойствами воды – прозрачная и др.

3. «Воздух под водой». Эксперимент

Цель: Наблюдение за тем, что происходит в воде, когда дуем в трубочку.

Задачи: Развивать дыхательный аппарат.

Ход занятия: В бутылочку (стаканчик) с кипячёной водой вставить трубочку и подуть в неё. Появляются пузыри. Побуждать детей тоже подуть в свои трубочки.

Ноябрь

1. «Лёгкий - тяжелый». Опыт

Цель: Знакомство детей с весом предметов.

Задачи:

·         Показать, что предметы бывают легкие и тяжелые.

·         Научить определять вес предметов и группировать их по весу.

Ход занятия: Две сумочки. В одной воздушный шарик или шишки (лёгкая сумочка, а в другой камушки (тяжёлая сумочка) .

2. «Игры с губкой». Эксперимент

Цель: Создание условий, необходимых для сенсорного развития детей.

Задачи:

·         Познакомить со свойствами губки.

·         Учить набирать воду губкой и отжимать её в ёмкость.

·         Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности.

Ход занятия: Воспитатель преднамеренно разливает воду в поднос, где лежат губки, а потом просит помочь ребят, убрать её с помощью «губок-помощниц». Предварительно показав, как это можно сделать.

3. «Плавает, тонет». Опыт

Цель: Закрепление знаний о весе предмета.

Задачи:

·         Учить определять легкие и тяжелые предметы (одни остаются на поверхности воды, другие тонут).

·          

·         Способствовать созданию радостного настроения.

Ход занятия: в тазик с водой опускаем камни – тонут, а пластмассовые шарики – плавают.

Декабрь

1. «Прищепки». Экспериментирование

Цель: Развитие мелкой моторики рук.

Задачи:

·         Развивать мелкую моторику рук.

·         Учить детей нажимать на края прищепки, чтобы раскрывать её.

Ход занятия: Обратить внимание детей к натянутым верёвочкам, на которых висят разноцветные прищепки. Показать ребятам, как нужно пользоваться прищепками. Побуждать их повторять эти действия.

2. «Бумага». Эксперимент

Цель: Знакомство детей со свойствами бумаги.

Задачи:

·         Познакомить детей со свойствами бумаги: она лёгкая (можно сдуть с ладони, мнётся, рвётся, шуршит, не тонет в воде.

·         Вызвать интерес к различным манипуляциям с бумагой.Хочу такой сайт

Ход занятия: Начать шуршать фантиками (бумагой, привлекая детей интересным звуком. Дать им попробовать самим помять её. Далее показать разные виды бумаги (салфетка, фантик, для рисования и т. д.) и продемонстрировать, что можно делать с каждым из её видов.

3. «Чудесный мешочек» Эксперимент

Цель: Обучение детей соотносить предметы по цвету.

Задачи:

·         Развивать тактильные ощущения.

·         Дать детям название цветов, активизировать речь.

·         Создать положительный эмоциональный настрой у детей.

Ход занятия: Воспитатель достаёт из мешочка фигуру (кубик, шарик, кирпичик, треугольник) определённого цвета и просит ребёнка найти в группе такой же.

Январь

1. «Игра с пёрышком». Экспериментирование

Цель: Создание положительного эмоционального настроения у детей.

Задачи:

·         Формировать словарь: части тела.

·         Побуждать проговаривать совместно с воспитателем слова.

Ход занятия: Взять цветное пёрышко и действовать согласно словам:

Смотрите, смотрите, что я принесла!
Оно по ладошке тихонько ползёт,
Сначала по кругу, после вперёд.
По ручке оно до плеча доползает.
И шейку оно очень нежно ласкает,
По ручке другой вниз уползает,
Опять по ладошке тихонько ползёт,
Сначала по кругу, а после в полёт.
Куда полетит? Интересный вопрос.
Перо прилетело на маленький нос!
Потом эти ушки перо гладить хочет
Одно и другое немного щекочет.
Но пёрышку надо теперь отдыхать,
Оно улетает в карман полежать.

2. «Игры с султанчиками». Эксперимент

Цель: Развитие у детей умения выдыхать воздух через рот, активизация мышц губ.

Задачи:

·         Развивать у детей умение выдыхать воздух через рот.

·         Познакомить детей с одним из свойств воздуха – движением (ветер) .

·         Создание положительного эмоционального настроения.

Ход занятия: Воспитатель: «А что у меня лежит в корзиночке?». Достаем султанчики. Дуем (как ветер дует) – двигаются. Не дуем (нет ветра) – не двигаются.

3. «Чудесный мешочек» №2 (по ощущениям). Эксперимент

Цель: Развитие тактильных ощущений.

Задачи:

·         Развивать тактильные ощущения.

·         Формировать словарь: колючий, гладкий, мягкий, твёрдый.

·         Создать положительный эмоциональный настрой у детей.

Ход занятия: Воспитатель: «Что это у меня? Чудесный мешочек». Дети достают из него массажные мячики (колючие, гладкие мячики, кубик из ткани (мягкий, кубик из пластмассы (твёрдый), мячик резиновый – какой? И т.д.) Проговаривая каждый предмет, какой он.

Февраль

1. «Исследование свойств соли и сахара»». Экспериментирование

Цель: Формирование представлений у детей о свойства соли и сахара.

Задачи: развивать наглядно-образное мышление, творчество путем проведения опытов, воспитание умения согласовывать действия между собой.

Оборудование: две баночки с солью и с сахаром, блюдца, чашки, чайные ложки по количеству детей.

2. «Найди по звуку». Эксперимент

Цель: Закрепление названий музыкальных инструментов.

Задачи:

·         Определять и различать издаваемые шумовые звуки.

·         Создание положительного эмоционального настроения.

·         Закреплять названия музыкальных инструментов.

Ход занятия: К нам в гости пришли игрушки: мишка с бубном, зайка с погремушкой, кошечка с колокольчиком и т. д. Прячем за ширму, угадываем что звучит.

3. «Снег. Какой он? ». Рассматривание

Цель: Знакомство со свойствами снега.

Задачи:

·         Познакомить со свойствами снега в морозную погоду (пушистый, холодный, белый, лепится, тает в руках).

·         Развивать тактильные ощущения.

Ход занятия: Набрать в мисочку снег и принести в группу. Дети знакомятся с его свойствами, трогая на ощупь.

Март

1. «Воздушные шары ». Эксперимент

Цель: Обучение детей действиям по показу. Знакомство с воздухом.

Задачи:

·         Учить детей выполнять действия по показу воспитателя.

·         Вызывать чувство радости и интереса.

Ход занятия: Надуваем воздушный шарик, спускаем, когда спускаем – воздух вышел, шарик стал каким был.

2. «Открываем, закрываем». Опыт

Цель: Развитие знаний о различных крупах.

Задачи:

·         Разрабатывать мелкую моторику рук детей.

·         Побуждать к заинтересованности тому, что лежит в баночках.

·         Повышать эмоциональное настроение.

Ход занятия: Хрюша принесла баночки с чем-то внутри (крупы.) . Мы с ребятами учимся эти ёмкости открывать и смотреть, что же там такое.

3. «Найди такую же бутылочку по звуку». Опыт

Цель: Развитие слухового внимания детей.

Задачи:

·         Учить детей сравнивать звуки.

·         Вызывать радость и удивление у детей.

Ход занятия: Показать ребятам коробочку с бутылочками И, продемонстрировав, как каждая из бутылочек шумит, предложить найти по звуку заданную бутылочку.

Апрель

1. «Поиграем с солнечным зайчиком»  Рассматривание

Цель: Развитие понимания причин возникновения солнечных зайчиков.

Задачи:

·         Познакомить с происхождением солнечных зайчиков, их движением, предметами, от которых они отражаются.

·         Развивать смекалку, любознательность.

·         Учить детей действовать в соответствии с текстом, по сигналу воспитателя; бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга.

·         Научить пускать солнечных зайчиков (отражать свет зеркалом) .

·         Вызвать чувство радости и удивления.

Ход занятия: Посмотрели в окошечко – солнышко светит. Воспитатель: «А что у меня в руках? Зеркальце. Давайте поищем зайчика. Где зайчик? Вот он. Кто подарил его? Солнышко. Поиграем с ним:

Солнечные зайчики
Играют на стене,
Помани их пальчиком,
Прибегут к тебе.

Сделав паузу, дает сигнал: «Ловите зайчиков!». Дети бегут к стене и пытаются поймать ускользающего у них из-под рук зайчика.

2. «Посадка семян разными способами»

Цель: Высаживание семен в землю.

Задачи: Познакомить детей с процессом появления зелёных побегов из семян.

Ход: Высадка семян в землю традиционным способом - в лоток с землёй.

Делаем бороздки и рассыпаем семена с небольшим расстоянием между ними.

2. «Ветер по морю гуляет». Опыт

Цель: Закрепление умений выдыхать воздух через рот, активизация мышц губ.

Задачи:

·         Продолжать знакомить детей с таким природным явлением как ветер.

·         Учить различать и самим регулировать его силу.

·         Поднятие эмоционального настроения у детей.

Ход занятия: В тазике с водой кораблики из бумаги. Дети дуют на кораблики сильно – кораблик плывёт, дуют тихо – стоит на месте.

3. «Играем с песком». Экспериментирование

Цель: Развитие мелкой моторики рук.

Задачи:

·         Поднимать эмоциональное настроение у детей.

·         Учить детей пересыпать песочек в разные ёмкости.

Ход занятия: Показать детям, как можно пересыпать песочек ложечкой в воронку, вставленную в бутылочку, а потом из бутылочки обратно в коробочку. Побуждать их самих, так делать.

Май

1. «Магниты». Опыт

Цель: Закрепление знаний о свойствах магнита.

Задачи:

·         Учить находить в группе железные предметы с помощью магнитов

·         Способствовать созданию радостного настроения.

2. «Играем с песком-2 ». Эксперимент

Цель: Развитие любознательности у детей.

Задачи:

·         Познакомить со всвойствами сухого и сырого песка.

·         Развивать усидчивость, терпение.

·         Вызвать чувство радости и удивления.

·         Развивать мелкую моторику рук.

3. «Веера». Эксперимент с воздухом

Цель: Развитие знаний о воздухе

Задачи:

·         Знакомить с воздухом

·         Поднимать эмоциональное настроение у детей.

Ход занятия: обратить внимание ребят на веера разного размера, показать, как можно ими манипулировать.

4.Опыт «Как вода питает растение»

Цель: Показать, как вода питает растения

Задачи:

- воспитывать нравственные и духовные качества ребёнка во время его общения с природой;

- показать, как растение насыщается водой

-учить заботиться о растениях:

- развивать логическое мышление, зрительное восприятие, внимание.

Список литературы:

1. Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников.

2. Маневцова Л.М. Мир природы и ребенок: Учеб. пособие для педагогич. училищ по специальности Дошкольное образование.

3. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей.

4. Прохорова Л.Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации.

5. Саво И. Л. Планирование работы по экологическому воспитанию в разных возрастных группах детского сада.

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».