31.03.2023
Проект «Моя семья»
средняя группа
Вид проекта: познавательно-творческий, групповой.
Участники проекта: воспитатели, дети средней группы,
родители.
Продолжительность: долгосрочный.
Сроки реализации: 6 февраля 2023г. – 31 марта 2023г.
Пояснительная записка
Каждому человеку
интересно узнать, откуда он происходит, кем были его предки, где его настоящая
"малая Родина". Откуда я родом? Вопрос с виду простой, но на самом
деле имеет очень глубокий смысл. Интерес к своему прошлому, своим корням,
знанию того, откуда ты родом – это в крови у каждого нормального человека.
Можно привести множество примеров, когда люди отыскивают следы тех, от кого они
произошли. Эти знания помогают им осознать и оценить себя, своё прошлое. С
семьи начинается жизнь человека, здесь происходит формирование его как
личности. Семья — источник любви, уважения, солидарности и привязанности, то,
на чем строится любое цивилизованное общество, без чего не может существовать
человек.
Актуальность проекта
Семья — это среда, в
которой удовлетворяется фундаментальная потребность маленького ребенка быть
принятым всерьез и быть уважаемым в дальнейшем. В семье дети с первых дней
жизни получают ценный опыт прощения, уступчивости, обожания, поддержки от
близких, чувствуют внимание, восхищение и преданность со стороны близких людей.
Семья — первичное лоно человеческой культуры. Здесь пробуждаются и начинают
развертываться дремлющие силы детской души: здесь ребенок учиться любить,
верить и жертвовать, здесь слагаются первые основы его характера, здесь
открываются в душе ребенка главные источники его будущего счастья и ненастья,
здесь ребенок становится маленьким человеком, из которого впоследствии
разовьется великая личность или, может быть, низкий проходимец. Семья дает
ребенку главное — то, что не может дать никакой другой социальный институт:
личностную связь и единство с родными. Социальная функция семьи —
психологический тыл, защита, убежище. Мать — главная воспитательница
дошкольника. Функция матери, родителей — научить ребенка жить, но в тоже время
любимая мама не должна дублировать государственное учреждение и выступать в
роли учительницы, тем самым травмируя малыша. Вершиной становления родителей
выступает благополучие детей. И если мера всех вещей — человек, то «мера» родителей
— ребенок. Характер эмоционального благополучия или неблагополучия ребенка
определяется его эмоциональными отношениями с взрослыми в семье. Общение с
взрослыми является одним из важнейших факторов, которые влияют на развитие
ребенка.
Семья и детский сад –
два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, будущих
взрослых граждан нашей страны. И от того какими вырастут наши дети, будет
зависеть и будущее нашего государства. Проводя с детьми большую часть времени в
совместной деятельности, в играх, в процессе бесед и разговоров мы выяснили,
что большинство детей почти ничего, кроме имени, не знают о своих бабушках и
дедушках, не говоря уже о прадедах.. Хотелось конечно же исправить эту
ситуацию, тем самым чтобы изменить такое положение и появилось идея создать
этот проект «Моя семья». Мы, взрослые, педагоги и родители,
должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и
уважение к членам семьи, прививать чувство привязанности к семье и дому. Мы
считаем, что проект – это идеальный способ поразмышлять о роли семьи в жизни
каждого ребенка. Работа над проектом имеет большое значение для формирования
личности ребёнка, укрепления и развития детско-родительских отношений.
Паспорт проекта
Краткая аннотация
проекта. Для развития познавательно-творческих способностей в проекте
задействованы разнообразные виды деятельности: игровая, двигательная,
изобразительная, музыкальная, познавательно-исследовательская, конструирование.
Работа проходит на протяжении всего образовательного процесса нахождения
ребёнка в детском саду. В течении месяца содержание может меняться и
дополняться в зависимости от игровых ситуаций.
Проблема В ходе
проведенных бесед с детьми, мы выяснили, что объём знаний по данной теме
ограничен: дети недостаточно знают о своей семье, как зовут их бабушек и
дедушек. Начали мы свою работу с опроса детей по теме «Что я знаю о
своей семье?» и выяснили, что многие дети путают своих родных и
двоюродных братьев и сестер; называют просто знакомых, приписывая их к членам
своей семьи. Не видят себя с учетом возрастных изменений (младенец,
ребенок, подросток, взрослый человек, пожилой человек). Возникли сложности
в вопросах о том, «что вы делаете в выходные дни с папой, мамой, во
что играете?»
Результат опроса помог определить цели,
задачи и содержание проекта, спрогнозировать результат.
Цель проекта: формировать представление о себе, своих
родителях, бабушках и дедушках, как о наследниках предшествующих поколений.
Задачи проекта для дошкольников:
·
Формировать у детей представление о семье,
о нравственном отношении к семейным традициям, расширять знания о ближнем
окружении.
- Продолжать знакомить детей с профессиями.
- Развивать творческие способности родителей и
детей в процессе совместной деятельности.
- Воспитывать у детей любовь и уважение к членам
семьи, показать ценность семьи для каждого человека и проявлять заботу о
родных людях.
Задачи проекта для родителей:
- Повышение компетентности родителей по вопросам
познавательно-речевого развития детей среднего дошкольного возраста.
- Активное включение родителей в образовательный
процесс.
Предполагаемый результат:
Дети будут знать:
- имена дедушек, бабушек
- профессии своих родителей, бабушек и дедушек
- прошлое своей семьи
- значение своего имени
- смогут полностью назвать свое имя и отчество
- смогут составить рассказ о членах своей семьи
- будут хорошо ориентироваться в генеалогическом
древе своей семьи
- пополнят словарный запас (род,
родословная, традиция, обряд и т. д.)
- приобретут представления об общечеловеческих
ценностях
- научатся проявлять уважение к своим родителям,
членам семьи, людям труда
- у них будет развито чувство гордости за свою
семью.
Родители:
- приобретут знания о семейных и народных
традициях, праздниках
- укрепят межсемейные и внутрисемейные связи
- у них будет развито чувство гордости за свою
семью
- будут уважительно относиться к своим предкам,
внимательно – к событиям в доме
- научатся хранить и чтить свои семейные традиции
- знать свою родословную
- научатся организовывать семейные праздники
План реализации проекта:
ОО «Речевое развитие» Составление
рассказов на тему: «С кем я живу», «Хорошо у нас
в саду…», «Мои папа, мама, бабушка, дедушка», «Мамины,
бабушкины руки», «Чем я люблю заниматься в детском саду и
дома».
Дидактические игры: «Я расту…», «Назови
ласково», «Пустим имя по ветру», «Кем
работает папа (мама)», «Чья одежда назови».
Отгадывание загадок о семье.
Пальчиковые игры: «Моя семья», «Кто
живет у нас в квартире», «Мамины помощники».
ОО «Познавательное развитие» Беседы
с детьми о членах семьи, о праздниках, традициях, увлечениях семьи.
Рассматривание фотографий семей.
Тематические подборки книг.
Составление сюжетных и описательных
рассказов на основе иллюстративного материала, предметных картинок.
ОО познание «Рассказ по картине
«Моя семья», «Познай себя».
ОО Социально –коммуникативное развитие»
Сюжетно-ролевые игры: «У нас в семье – младенец»,
«Мама укладывает детей спать»,
«Выходной день в семье».
Дидактические игры: «Что такое
хорошо, что такое плохо?», «Мои хорошие поступки», «Как
мы живем в детском саду».
Создание альбомов: «Моя семья», «Что
означает мое имя?»
ОО «Художественно –эстетическое
развитие» Образовательная деятельность: ИЗО «Украшение
свитеров для мальчиков и девочек», «Красивые салфетки»;
Аппликация- «Красивое платье»,
«Подарок для папы».
Лепка – «Девочка в синей шубке».
Инсценировка и драматизация сказок «Три
медведя».
Прослушивание песен и музыки про маму,
бабушку.
Просмотр мультфильмов «Мама для
мамонтенка», «Гуси – лебеди», «Крошка
Енот».
Конструирование «Домик для
игрушек», «Построим домик в деревне».
Раскрашивание раскрасок по теме.
ОО «Физическое развитие» Комплексы
утренней гимнастики
Физминутки.
Подвижные игры: «Мамины
помощники», «Кто быстрее построит домик из конструктора,
«Полоса препятствий». «Мы веселые ребята», «Птица
и птенчики», «Бездомный заяц».
Работа с родителями Создание семейных фотоальбомов
Консультации: «Роль семьи в
воспитании ребенка», «Роль матери в жизни ребенка», «Роль
семейных традиций в воспитании детей», «Что значит быть
хорошим отцом».
Этапы проекта:
I этап. Подготовительный.
Цель: создание условий для проектной
деятельности с детьми.
- Анкетирование детей по проблеме
- Определение цели и задач
- Создание необходимых условий для реализации
проекта
II этап. Основной.
Цель: внедрение перспективного плана
работы по нравственному воспитанию детей средней группы.
План реализации проекта.
Беседы:
«Что такое дружба?»
«Моя любимая мама»
«Увлечения моей семьи»
«Как мы заботимся друг о друге?»
«Как ты помогаешь маме?
«Есть ли у животных семья?»
«Мамин праздник»
«Что такое семья?»
«Моя дружная семья»
«Хочу быть, как мама или папа»
«Мое имя»
«Отдыхаем всей семьей».
Подвижные игры:
«Мамины помощники»,
«Кто быстрее построит домик из
конструктора,
«Мы веселые ребята»,
«Птица и птенчики»,
«Бездомный заяц».
Физ-минутки:
«Кто живёт у нас в квартире?»
«Дом»
«Брату впору башмаки»
«Папа»
«Мама дочь свою качает»
Пальчиковые игры:
«Дружная семейка»
«За работу»
«Наши мамы»
«Семья»
«Очки»
Дидактические игры:
«Подбери признак»
«Чей, чья, чье, чьи?»
«Сравнить, кто старше/младше»
«Скажи наоборот».
«Отгадай»
«Я люблю всех» (назови ласково).
Сюжетно-ролевые игры:
«Семья»
«Папа – хороший хозяин»
«У нас в семье – младенец»
«Мама укладывает детей спать»
«Выходной день в семье»
«В семье заболел ребенок»
«Большая уборка дома»
«К нам пришли гости»
«Праздник в семье: мамин день, Новый год,
день рождения»
Загадки, пословицы, стихи.
Просмотр мультфильмов «Мама для
мамонтенка», «Гуси – лебеди», «Крошка
Енот».
Художественная литература:
1.
Сказки: Сестрица Алёнушка и братец
Иванушка, «Гуси – лебеди»,
2.
С. Маршак «Сказка об умном
мышонке»
3.
Е. Пермяк «Мамина работа»
4.
Д. Родари «Чем пахнут ремёсла»
5.
В. Белов «Мамина дочка»
6.
Л. Толстой «Старый дед и
внучек».
7.
М. Матвеева «Синяя чашка»,
К. Паустовский «Теплый хлеб»
8.
В. Катаев «Цветик-семицветик»,
К. Ушинский «Косточка»
9.
Л. Толстой «Старый дед и
внучек»
10.
А. Барто «Как Вовка бабушек
выручил»
11.
В. Сухомлинский «У бабушки
дрожат руки»
12.
Т. Шорыгина «Похищенное имя»
13.
З. Александрова «Посидим в
тишине»;
Непосредственно образовательная
деятельность:
Познание «Рассказ по картине
«Моя семья», «Познай себя»,
СКИ «Дорога добра»
Речевое развитие «Моя семья», «Путешествие
в Город профессий».
Художественно – эстетическая деятельность:
Рисование:
«Красивые
салфетки»
«Портрет папы»
«Мамин портрет»
Аппликация:
«Красивый узор»
«Подарок для мамы»
«Подарок для папы»
«Букет цветов в вазе»
Работа с родителями:
1.
Создание альбома «Моя семья», «Тайна
имен»
2.
Консультации: «Роль семьи в
воспитании ребенка», «Роль матери в жизни ребенка», «Роль
семейных традиций в воспитании детей», «Что значит быть
хорошим отцом».
3.
Папки – передвижки: «Роль семьи
в нравственном воспитании детей», «Что такое семья?».
4.
Развлечение «Праздник для папы»«Мамин
праздник»
5.
Выставка «Семейный фотоальбом».
6.
Круглый стол с родителями «Моя семья»
III этап. Заключительный.
Цель: презентация продуктов проекта.
- Обработка результатов по реализации проекта
- Фотоотчет о проделанной работе
Итоговый продукт:
- Создание альбома «Моя семья»,
- Интервью с детьми «Что такое семья»
Заключение.
Мы считаем, что задачи,
поставленные нами в начале проекта, мы выполнили, этому свидетельствует
педагогическая диагностика. В совместной работе дети активно и дружно работали,
доводили начатое дело до конца, тем самым развивая в себе коммуникативные, познавательные
способности. Были разучены и освоены новые сюжетно-ролевые, подвижные и
дидактические игры; загадки и стихотворения. Детьми были получены системные
знания о семье, сформировано понятие значимости семьи в жизни каждого человека.
Совместная творческая деятельность способствовала укреплению детско —
родительских отношений. Активизирован словарный запас детей по теме проекта.
Список литературы:
- 1. Алябьева Е. А. Тематические дни и недели в
детском саду. Москва, 2013;
- 2. Деркунская В.А. «Воспитываем, обучаем,
развиваем дошкольников в игре» — Москва: Педагогическое
сообщество России, 2005;
- 3. Бондаренко. А. К. Дидактические игры в детском
саду: кн. для воспитателя детского сада / А. К. Бондаренко. — М:
Просвещение, 1991;
- 4. Гризик Т.И. «Познаю мир» —
Москва: Просвещение, 2007;
- 5. Ушакова О.С. «Развитие речи и
творчества дошкольников» М Сфера 2003;
- 6. Ушакова О.С. «Знакомство с
литературой детей 3 -5 лет» — Москва: Сфера, 2009;
- 7. Павленко И.Н., Родюшкина Н.Г. «Развитие
речи и ознакомление с окружающим миром в ДОУ» М Сфера 2007;
- 8. Лыкова И.А. Изобразительное творчество в
детском саду. Занятия в изостудии — М.: Карапуз-дидактика, 2008;
- 9. Синкевич В.В. — «Физкультура для
малышей» — М, Детство – пресс. 2002.
- 10. Зверева О.Х., Кротова Т.В., «Общение
педагога с родителями в ДОУ» — М, ТЦ Сфера, 2005.
- 11. Свирская Л., «Работа с семьей:
необязательные инструкции» — М, Линка-Пресс, 2007.
- 12. Козлова А.В., Дешулина Р.П. «Работа
с семьей» — М.: Т.У. Сфера, 2004.