Проект "Моя семья"

31.03.2023

Проект «Моя семья» средняя группа

 

Вид проекта: познавательно-творческий, групповой.

Участники проекта: воспитатели, дети средней группы, родители.

Продолжительность: долгосрочный.

Сроки реализации: 6 февраля 2023г. – 31 марта 2023г.

 

Пояснительная записка

 

Каждому человеку интересно узнать, откуда он происходит, кем были его предки, где его настоящая "малая Родина". Откуда я родом? Вопрос с виду простой, но на самом деле имеет очень глубокий смысл. Интерес к своему прошлому, своим корням, знанию того, откуда ты родом – это в крови у каждого нормального человека. Можно привести множество примеров, когда люди отыскивают следы тех, от кого они произошли. Эти знания помогают им осознать и оценить себя, своё прошлое. С семьи начинается жизнь человека, здесь происходит формирование его как личности. Семья — источник любви, уважения, солидарности и привязанности, то, на чем строится любое цивилизованное общество, без чего не может существовать человек.

Актуальность проекта

 

Семья — это среда, в которой удовлетворяется фундаментальная потребность маленького ребенка быть принятым всерьез и быть уважаемым в дальнейшем. В семье дети с первых дней жизни получают ценный опыт прощения, уступчивости, обожания, поддержки от близких, чувствуют внимание, восхищение и преданность со стороны близких людей. Семья — первичное лоно человеческой культуры. Здесь пробуждаются и начинают развертываться дремлющие силы детской души: здесь ребенок учиться любить, верить и жертвовать, здесь слагаются первые основы его характера, здесь открываются в душе ребенка главные источники его будущего счастья и ненастья, здесь ребенок становится маленьким человеком, из которого впоследствии разовьется великая личность или, может быть, низкий проходимец. Семья дает ребенку главное — то, что не может дать никакой другой социальный институт: личностную связь и единство с родными. Социальная функция семьи — психологический тыл, защита, убежище. Мать — главная воспитательница дошкольника. Функция матери, родителей — научить ребенка жить, но в тоже время любимая мама не должна дублировать государственное учреждение и выступать в роли учительницы, тем самым травмируя малыша. Вершиной становления родителей выступает благополучие детей. И если мера всех вещей — человек, то «мера» родителей — ребенок. Характер эмоционального благополучия или неблагополучия ребенка определяется его эмоциональными отношениями с взрослыми в семье. Общение с взрослыми является одним из важнейших факторов, которые влияют на развитие ребенка.

Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, будущих взрослых граждан нашей страны. И от того какими вырастут наши дети, будет зависеть и будущее нашего государства. Проводя с детьми большую часть времени в совместной деятельности, в играх, в процессе бесед и разговоров мы выяснили, что большинство детей почти ничего, кроме имени, не знают о своих бабушках и дедушках, не говоря уже о прадедах.. Хотелось конечно же исправить эту ситуацию, тем самым чтобы изменить такое положение и появилось идея создать этот проект «Моя семья». Мы, взрослые, педагоги и родители, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать чувство привязанности к семье и дому. Мы считаем, что проект – это идеальный способ поразмышлять о роли семьи в жизни каждого ребенка. Работа над проектом имеет большое значение для формирования личности ребёнка, укрепления и развития детско-родительских отношений.

 

Паспорт проекта

 

Краткая аннотация проекта. Для развития познавательно-творческих способностей в проекте задействованы разнообразные виды деятельности: игровая, двигательная, изобразительная, музыкальная, познавательно-исследовательская, конструирование. Работа проходит на протяжении всего образовательного процесса нахождения ребёнка в детском саду. В течении месяца содержание может меняться и дополняться в зависимости от игровых ситуаций.

Проблема В ходе проведенных бесед с детьми, мы выяснили, что объём знаний по данной теме ограничен: дети недостаточно знают о своей семье, как зовут их бабушек и дедушек. Начали мы свою работу с опроса детей по теме «Что я знаю о своей семье?» и выяснили, что многие дети путают своих родных и двоюродных братьев и сестер; называют просто знакомых, приписывая их к членам своей семьи. Не видят себя с учетом возрастных изменений (младенец, ребенок, подросток, взрослый человек, пожилой человек). Возникли сложности в вопросах о том, «что вы делаете в выходные дни с папой, мамой, во что играете?»

Результат опроса помог определить цели, задачи и содержание проекта, спрогнозировать результат.

Цель проекта: формировать представление о себе, своих родителях, бабушках и дедушках, как о наследниках предшествующих поколений.

Задачи проекта для дошкольников:

·        Формировать у детей представление о семье, о нравственном отношении к семейным традициям, расширять знания о ближнем окружении.

  • Продолжать знакомить детей с профессиями.
  • Развивать творческие способности родителей и детей в процессе совместной деятельности.
  • Воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, показать ценность семьи для каждого человека и проявлять заботу о родных людях.

Задачи проекта для родителей:

  • Повышение компетентности родителей по вопросам познавательно-речевого развития детей среднего дошкольного возраста.
  • Активное включение родителей в образовательный процесс.

Предполагаемый результат:

Дети будут знать:

  • имена дедушек, бабушек
  • профессии своих родителей, бабушек и дедушек
  • прошлое своей семьи
  • значение своего имени
  • смогут полностью назвать свое имя и отчество
  • смогут составить рассказ о членах своей семьи
  • будут хорошо ориентироваться в генеалогическом древе своей семьи
  • пополнят словарный запас (род, родословная, традиция, обряд и т. д.)
  • приобретут представления об общечеловеческих ценностях
  • научатся проявлять уважение к своим родителям, членам семьи, людям труда
  • у них будет развито чувство гордости за свою семью.

Родители:

  • приобретут знания о семейных и народных традициях, праздниках
  • укрепят межсемейные и внутрисемейные связи
  • у них будет развито чувство гордости за свою семью
  • будут уважительно относиться к своим предкам, внимательно – к событиям в доме
  • научатся хранить и чтить свои семейные традиции
  • знать свою родословную
  • научатся организовывать семейные праздники

План реализации проекта:

ОО «Речевое развитие» Составление рассказов на тему: «С кем я живу»«Хорошо у нас в саду…»«Мои папа, мама, бабушка, дедушка»«Мамины, бабушкины руки»«Чем я люблю заниматься в детском саду и дома».

Дидактические игры: «Я расту…»«Назови ласково»«Пустим имя по ветру»«Кем работает папа (мама)»«Чья одежда назови».

Отгадывание загадок о семье.

Пальчиковые игры: «Моя семья»«Кто живет у нас в квартире»«Мамины помощники».

ОО «Познавательное развитие» Беседы с детьми о членах семьи, о праздниках, традициях, увлечениях семьи.

Рассматривание фотографий семей.

Тематические подборки книг.

Составление сюжетных и описательных рассказов на основе иллюстративного материала, предметных картинок.

ОО познание «Рассказ по картине «Моя семья»«Познай себя».

ОО Социально –коммуникативное развитие» Сюжетно-ролевые игры: «У нас в семье – младенец»,

«Мама укладывает детей спать»,

«Выходной день в семье».

Дидактические игры: «Что такое хорошо, что такое плохо?»«Мои хорошие поступки»«Как мы живем в детском саду».

Создание альбомов: «Моя семья»«Что означает мое имя?»

ОО «Художественно –эстетическое развитие» Образовательная деятельность: ИЗО «Украшение свитеров для мальчиков и девочек»«Красивые салфетки»; Аппликация- «Красивое платье»,

«Подарок для папы».

Лепка – «Девочка в синей шубке».

Инсценировка и драматизация сказок «Три медведя».

Прослушивание песен и музыки про маму, бабушку.

Просмотр мультфильмов «Мама для мамонтенка»«Гуси – лебеди»«Крошка Енот».

Конструирование «Домик для игрушек»«Построим домик в деревне».

Раскрашивание раскрасок по теме.

ОО «Физическое развитие» Комплексы утренней гимнастики

Физминутки.

Подвижные игры: «Мамины помощники»«Кто быстрее построит домик из конструктора, «Полоса препятствий»«Мы веселые ребята»«Птица и птенчики»«Бездомный заяц».

Работа с родителями  Создание семейных фотоальбомов

Консультации: «Роль семьи в воспитании ребенка»«Роль матери в жизни ребенка»«Роль семейных традиций в воспитании детей»«Что значит быть хорошим отцом».

Этапы проекта:

I этап. Подготовительный.

Цель: создание условий для проектной деятельности с детьми.

  • Анкетирование детей по проблеме
  • Определение цели и задач
  • Создание необходимых условий для реализации проекта

II этап. Основной.

Цель: внедрение перспективного плана работы по нравственному воспитанию детей средней группы.

План реализации проекта.

Беседы:

«Что такое дружба?»

«Моя любимая мама»

«Увлечения моей семьи»

«Как мы заботимся друг о друге?»

«Как ты помогаешь маме?

«Есть ли у животных семья?»

«Мамин праздник»

«Что такое семья?»

«Моя дружная семья»

«Хочу быть, как мама или папа»

«Мое имя»

«Отдыхаем всей семьей».

Подвижные игры:

«Мамины помощники»,

«Кто быстрее построит домик из конструктора,

«Полоса препятствий»,Хочу такой сайт

«Мы веселые ребята»,

«Птица и птенчики»,

«Бездомный заяц».

Физ-минутки:

«Кто живёт у нас в квартире?»

«Дом»

«Брату впору башмаки»

«Папа»

«Мама дочь свою качает»

Пальчиковые игры:

«Дружная семейка»

«За работу»

«Наши мамы»

«Семья»

«Очки»

Дидактические игры:

«Подбери признак»

«Чей, чья, чье, чьи?»

«Сравнить, кто старше/младше»

«Скажи наоборот».

«Отгадай»

«Я люблю всех» (назови ласково).

Сюжетно-ролевые игры:

«Семья»

«Папа – хороший хозяин»

«У нас в семье – младенец»

«Мама укладывает детей спать»

«Выходной день в семье»

«В семье заболел ребенок»

«Большая уборка дома»

«К нам пришли гости»

«Праздник в семье: мамин день, Новый год, день рождения»

Загадки, пословицы, стихи.

Просмотр мультфильмов «Мама для мамонтенка»«Гуси – лебеди»«Крошка Енот».

Художественная литература:

1.     Сказки: Сестрица Алёнушка и братец Иванушка, «Гуси – лебеди»,

2.     С. Маршак «Сказка об умном мышонке»

3.     Е. Пермяк «Мамина работа»

4.     Д. Родари «Чем пахнут ремёсла»

5.     В. Белов «Мамина дочка»

6.     Л. Толстой «Старый дед и внучек».

7.     М. Матвеева «Синяя чашка», К. Паустовский «Теплый хлеб»

8.     В. Катаев «Цветик-семицветик», К. Ушинский «Косточка»

9.     Л. Толстой «Старый дед и внучек»

10.                       А. Барто «Как Вовка бабушек выручил»

11.                       В. Сухомлинский «У бабушки дрожат руки»

12.                       Т. Шорыгина «Похищенное имя»

13.                       З. Александрова «Посидим в тишине»;

Непосредственно образовательная деятельность:

Познание «Рассказ по картине «Моя семья»«Познай себя»,

СКИ «Дорога добра»

Речевое развитие «Моя семья»«Путешествие в Город профессий».

Художественно – эстетическая деятельность:

Рисование:

 «Красивые салфетки»

«Портрет папы»

«Мамин портрет»

Аппликация:

 «Красивый узор»

«Подарок  для мамы»

«Подарок для папы»

«Букет цветов в вазе»

Работа с родителями:

1.     Создание альбома «Моя семья»«Тайна имен»

2.     Консультации: «Роль семьи в воспитании ребенка»«Роль матери в жизни ребенка»«Роль семейных традиций в воспитании детей»«Что значит быть хорошим отцом».

3.     Папки – передвижки: «Роль семьи в нравственном воспитании детей»«Что такое семья?».

4.     Развлечение  «Праздник для папы»«Мамин праздник»

5.     Выставка «Семейный фотоальбом».

6.     Круглый стол с родителями «Моя семья»

III этап. Заключительный.

Цель: презентация продуктов проекта.

  • Обработка результатов по реализации проекта
  • Фотоотчет о проделанной работе

Итоговый продукт:

  • Создание альбома «Моя семья»
  • Интервью с детьми «Что такое семья»

Заключение.

Мы считаем, что задачи, поставленные нами в начале проекта, мы выполнили, этому свидетельствует педагогическая диагностика. В совместной работе дети активно и дружно работали, доводили начатое дело до конца, тем самым развивая в себе коммуникативные, познавательные способности. Были разучены и освоены новые сюжетно-ролевые, подвижные и дидактические игры; загадки и стихотворения. Детьми были получены системные знания о семье, сформировано понятие значимости семьи в жизни каждого человека. Совместная творческая деятельность способствовала укреплению детско — родительских отношений. Активизирован словарный запас детей по теме проекта.

Список литературы:

  • 1. Алябьева Е. А. Тематические дни и недели в детском саду. Москва, 2013;
  • 2. Деркунская В.А. «Воспитываем, обучаем, развиваем дошкольников в игре» — Москва: Педагогическое сообщество России, 2005;
  • 3. Бондаренко. А. К. Дидактические игры в детском саду: кн. для воспитателя детского сада / А. К. Бондаренко. — М: Просвещение, 1991;
  • 4. Гризик Т.И. «Познаю мир» — Москва: Просвещение, 2007;
  • 5. Ушакова О.С. «Развитие речи и творчества дошкольников» М Сфера 2003;
  • 6. Ушакова О.С. «Знакомство с литературой детей 3 -5 лет» — Москва: Сфера, 2009;
  • 7. Павленко И.Н., Родюшкина Н.Г. «Развитие речи и ознакомление с окружающим миром в ДОУ» М Сфера 2007;
  • 8. Лыкова И.А. Изобразительное творчество в детском саду. Занятия в изостудии — М.: Карапуз-дидактика, 2008;
  • 9. Синкевич В.В. — «Физкультура для малышей» — М, Детство – пресс. 2002.
  • 10. Зверева О.Х., Кротова Т.В., «Общение педагога с родителями в ДОУ» — М, ТЦ Сфера, 2005.
  • 11. Свирская Л., «Работа с семьей: необязательные инструкции» — М, Линка-Пресс, 2007.
  • 12. Козлова А.В., Дешулина Р.П. «Работа с семьей» — М.: Т.У. Сфера, 2004.
     
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».