"Играя, учимся говорить!"

28.01.2023

 


Проект «Играя, учимся говорить»

Цель: развитие речи детей раннего возраста посредством дидактической игры.

Задачи:

-целенаправленно обогащать словарь детей;

-развитие активной речи;

-формировать:

- потребности детей в общении со взрослыми и сверстниками посредством речи;

- понимания речи окружающих без наглядного сопровождения;

- способности понимать произведения русского поэтического фольклора и произведения художественной литературы;

-поддерживать у детей познавательное отношение к окружающей действительности (поддерживать ребенка к тому, что он рассматривает и наблюдает);

-побуждать детей к разнообразным действиям с предметами, направленными на ознакомление с ними;

-формирование умения называть предметы ближайшего окружения в естественной среде и на картинках; узнавать и называть людей различного пола и возраста;

-приучать понимать речь окружающих без наглядного сопровождения.

Актуальность проблемы:

Невозможно переоценить роль родного языка, который помогает людям, прежде всего детям, осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения. Дети, не получившие в раннем возрасте соответствующее речевое развитие, с большим трудом наверстывают упущенное, в будущем этот пробел в развитии влияет на его дальнейшее развитие. Именно в раннем возрасте нужно обогащать пассивный словарь ребёнка, приучать ребенка самостоятельно пользоваться словами, стимулировать речевую активность и познавательные интересы.

Эта проблема подвела меня к мысли о необходимости больше внимания уделить именно развитию речи детей самого раннего возраста. Не секрет, что в группах для таких маленьких в основном заботятся о создании комфортных условий и гигиене малышей. А ведь именно ранний возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, для пробуждения интереса ко всему, что нас окружает. Поэтому задача обогащения словаря и активизации речи детей должна решаться ежеминутно, ежесекундно, постоянно звучать в беседах с родителями, пронизывать все режимные моменты.

 

 

 

Сроки выполнения:

Долгосрочный (октябрь 2021 – апрель 2022 уч г.)

Этапы проекта:

Первый этап: организационный (октябрь 2021г.)

(подготовительный)

Деятельность педагога

Работа с детьми

Выдвижение гипотезы,

определение цели и задач проекта.

Изучение необходимой литературы,

подбор методического материала.

Разработка тематического плана для реализации проекта.

Диагностирование детей.

Работа с родителями

Анкетирование родителей

Цель: выявление любимых видов деятельности в домашних условиях

 - Считают ли родители, что их ребенок хорошо разговаривает соответственно возрастным возможностям?

 - Имеются ли дидактические игрушки по возрасту?

 - Как часто занимаются ребенком дома?

Второй этап: практический

(реализация намеченных планов)

Деятельность педагога

Работа с детьми

Работа с детьми.

Совместная работа со специалистами ДОУ.

Работа с родителями

Информация в родительском уголке

— Тема: «Влияние пальчиковой гимнастики на умственное развитие малыша».

— Анкетирование «Развитие речи детей».

— Проведение просветительской работы (консультации, рекомендации).

— Индивидуальные беседы. ("Все о развитии детской речи", "Здоровье ребенка в наших руках", "Развитие творческих способностей ребенка."

— Изготовление плаката на тему: «Играя, развиваем речь», буклетов, памяток.

 

Практическая работа с детьми по плану реализации проекта

(ноябрь 2021уч.г. – март 2022 уч.г.)

 

Виды деятельности

1. Дидактические игры:

«На игрушку посмотри и картину подбери» - ноябрь

«Куда прыгнула собачка» - ноябрь

«Поставь возле» - декабрь

«Собери картинку» - декабрь

«Кто где?» - январь

«Большой – маленький» - февраль

«Кто с кем живет?» - март

2. Сюжетно – ролевые игры:

«Мама кормит кошку» - ноябрь

«Покатаем собачку на машине» - ноябрь

«Готовим обед для собачки» - декабрь

«Полечим собачке лапу» - декабрь

«Завяжем котику бантик» - январьХочу такой сайт

«На паровозе покатаем зверей» - февраль

«Угощение для собачки» - март

3. Подвижные игры:

«Кот и мыши» - ноябрь

«Лошадки» - ноябрь

«Курочка хохлатка» - декабрь

«Птички в гнездышках» - декабрь

«Найди кота» -  январь

«Догони собачку» - февраль

«Зайка беленький сидит» - февраль

«Зайцы и лисичка» - март

Театрализованная деятельность

Настольный театр, пальчиковый театр.

Инсценировка русских народных сказки:

«Репка»

Театрализованное представление сказок:

«Колобок»

«Курочка ряба»

Художественная литература

Чтение потешек: (ноябрь - декабрь)

«Тили – бом» -

«Пошел котик на торжок»

«Киска»

В. Берестова «Котенок» (январь)

«Ты, собачка не лай»

Рассказывание стихотворения А. Барто (февраль - март):

«Лошадка»

«Кто как кричит?»

«Бычок»

«Мишка»

«Зайка»

Чтение р. н.сказки:

«Курочка Ряба» - ноябрь

«Теремок» - декабрь

«Репка» - январь

«Волк и козлята» - февраль

«Заюшкина избушка»  - март

Третий этап: заключительный (апрель 2022уч.г.)

Работа с детьми:

Диагностирование детей с целью определения уровня усвоения материала в рамках реализации проекта.

Анализ результатов реализации проекта.

Работа с родителями:

Оформление стенгазеты для родителей по итогам реализации проекта.

Выводы:

В результате целенаправленной и систематической работы по развитию речи добилась положительных результатов в работе по данной теме,

—Отмечается норма в развитии активной речи 75%; отставание – 25%;

—Большое внимание уделяю организации предметно-развивающей среды.

—Создаю условия для проведения дидактических игр

—В группе оформили пространственную среду таким образом, чтобы обеспечить простор для всех видов деятельности детей. Разнообразие, наличие всевозможного игрового и дидактического материала для сенсорного развития, мелкой моторики, воображения, активной речи.

—Расположение игрового и дидактического материала в поле зрения ребенка.

— В играх с дидактическим материалом у детей закрепились знания о величине, форме, цвете предметов, развились память, внимание, тактильные ощущения, мелкая моторика рук. Познавательная речевая активность детей развивается на непосредственной образовательной деятельности (с учётом рекомендаций ФГТ); инсценировки с помощью игрушек; рассматривание картинок; знакомство с произведениями художественной литературы.

—В результате целенаправленной и систематической работы по развитию речи добилась положительных результатов в работе по данной теме, дети легко понимают речь, отвечают на вопросы воспитателя, охотно вступают в речевые контакты с воспитателями и близкими людьми. Дети, играют вместе, развертывают небольшие сюжеты, активно включаются в игру и начинают договаривать текст игры, потешки, сказки, некоторые пытаются исполнить их самостоятельно, у большинства детей появился интерес к чтению книг.

—В условиях современности, главной задачей образования является подготовка к школьному обучению. Данный проект помогает эффективно решать эту задачу, начиная с детьми раннего возраста.

—В разговоре с ними вспоминаем знакомые эпизоды, занимательные ситуации, побуждаю высказываться. Поддерживаю у детей желание говорить, общаться друг с другом, побуждая словами выразить просьбу, обращенную к сверстникам. Помогаю детям договориться, употребляя слова, выражающие просьбу, обещание, желание уступать друг другу. В результате интенсивно развиваются смысловая сторона речи, функция сравнения и обобщения, грамматический стройартикуляция.

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях – М.,изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 176 с

2. Печора. К. Л. «Развитие и воспитание детей раннего и дошкольного возраста». Актуальные проблемы и их решение в условиях ДОУ и семьи. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2006. – 96 с.

3. Развитие речи ребенка раннего возраста: Методическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 96 с.

4. Дети раннего возраста в детском саду Изд.3-е – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 186 с.

5. Психическое и физическое развитие ребенка от 1 г. до 3 лет. – М.: Аркти. – 2006г.

6. Организация жизни и культура воспитания детей в группах раннего возраста. Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс. 2006г.

7. Раннее детство: развитие речи и мышления. – М.: Мозаика-Синтез, 2005г.

8.Развитие и обучение детей раннего возраста в ДОУ: Учебно-методическое пособие / сост. . – М.: ТЦ Сфера, 2006г.

 

 

 

 
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».