Коррекционно-логопедическая работа с детьми раннего возраста с задержкой речевого развития

09.09.2022

Проблема многих детей, пришедших из дома в детский сад, это недостаточно развитая речь. Сегодня вопросы развития правильной речи у детей раннего возраста очень актуальны, т. к. развитие речи является одной из важнейших задач воспитания детей. Благодаря речи малыш познает окружающий мир, накапливает знания, расширяет круг представлений о предметах. При помощи речи выражает свои потребности, высказывает свои чувства и переживания. Именно ранний возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, чёткой, красивой речи.

Основными направлениями в моей коррекционно-логопедической работе с детьми раннего возраста являютсяразвитие мелкой моторики, артикуляционного аппарата, тактильных ощущений, мимики, выработка ритмичности дыханияразвитие активного словарявыработка зрительных, слуховых дифференцировок, памяти, внимания, мышления. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении.

В работе над развитием активной речи детей раннего возраста с ЗРР используюся такие приёмы, как договаривание последних слов в стихотворениях, в каких-либо фразах, вопросы к детям, многократное повторение речевого материала, ритмическое сочетание текста с движениями. Например: Игра «Отгадай!», целью которой является - развитие активной речи с помощью рифмованных загадок.

• То мурлычет, то играет,

То куда-то убегает,

может прыгнуть на окошко.

Ну конечно это…. И др.

Большое значение в своей работе с детьми раннего возраста необходимо уделять воспитанию общих речевых навыков, прежде всего диафрагмального дыхания. Нужно работать над коротким спокойным вдохом через нос и плавным выдохом, с этой целью провожу дыхательную гимнастику, использую следующие игры на развитие длительного плавного выдоха: “Кораблики”, “Загони мяч в ворота”, “Сдуй капельку с тучки”, “Мыльные пузыри”, “Сдуй листик с грибка”, “Задуй свечу”, «Бабочка». Для работы над речевым дыханием с детьми раннего возраста используются речевые подражания : А-А-А (плачет девочка, У-У-У (гудит паровоз, И-И-И (ржет лошадь, О-О-О (рычит мишка) и т. п. Продолжая работу над речевым дыханиемиспользую слияние гласных: АУ (кричат дети, УА (плачет малыш, ИА (кричит ослик). Затем переходим к работе над слогамисначала отрабатываем открытые слоги- звукоподражания: ГА - ГА (кричат гуси, ТУ -ТУ (едет поезд, потом закрытые: АМ-АМ, ТОП-ТОП, потом слоги со стечением согласных: КВА-КВА. Подражание голосам животных: МЯУ, МУ, КВА, ПИ-ПИ, КО-КО. Подражание звукам, издаваемым транспортом и различными бытовыми предметами: БИ-БИ, ДИНЬ-ДИНЬ, ТУК-ТУК, ТИК-ТАК. Произнесение простых слов “дай”, “на”, “иди” и составление с ними коротких предложений.Хочу такой сайт

Привлекая внимание ребенка к звучанию его голоса, поощряя его активность, стараюсь вызвать повторение звуков. Можно поиграть в такие игры “ В гости пришла кукла». (С помощью сюрпризного момента предъявляю знакомую куклу. Она хочет спать, нужно ее покачать, сопровождаю действия звукоподражанием«а-а-а», показываю игровые действия, сопровождая их словами«Кукла Оля хочет спать, куклу надо покачать», и побуждаю малыша сделать то же самое, “Кто позвал?”, “Что пропало?”, “У нас в гостях”.

Нельзя забывать про проведению артикуляционной гимнастики, как в пассивной, так и в активной форме. “Улыбочка”, “Вкусное варенье”, “Заборчик”, “Лошадка”, “Лопаточка”, “Хобот слоненка”, целью которой является развитие кинестетических ощущений, усиление активности губ, языка и развитие их подвижности.

Уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Поэтому тренировка движений пальцев и всей кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка раннего возраста. Здесь помогает пальчиковая гимнастика. Для развития моторики пальцев рук использую различные шнуровки, застёжки, счётные палочки. Хорошее воздействие оказывают игры с предметами: пирамидки, кубики, мозаика, игрушка «Лунтик», застегивание пуговиц, замков, подушка с пуговицами, игры с карандашами, грецкими орехами, крупой, песком, водой, пластилином, “Пальчиковый бассейн”, доска Сегена, складывание матрешек. Для развития мелкой моторики мнем руками бумагу, салфетки, поролоновые шарики, резиновые мячики, пищащие игрушки.

Перспективным приемом является рисование на подносе с манной крупой или песком. Рисование сопровождаю комментированием действий, применяю эмоциональные и речевые стимулы в виде потешек, стихотворных текстов. Рисую и провожу пальцем линии. Затем беру руку ребенка в свою и повторяем “рисунок” : дождик, ручеек, солнышко, дорожку, травку, снег.

С помощью простых упражнений на развитие общей моторики - движений рук и ног, поворотов головы, наклонов туловища учу малышей выслушивать и запоминать задания, а затем выполнять их. Играйте вместе с ребенком: “Мишка косолапый”, “Дерево на ветру”, “Зайка серенький сидит”. Любят малыши игры с музыкальным сопровождением - диски Е. и С. Железновых “Развивалочки от 1 года до 5 лет. Веселая логоритмика” и “Лимпомпо”.

Слух не менее важный инструмент постижения окружающего мира, чем зрение и осязание. Умение слышать и различать звуки тоже нуждается в постоянной тренировке. Чем лучше ребенок слышит, тем быстрее он научится понимать смысл того, что ему говорят и тем быстрее речевое общение станет для него эффективным способом получения новых знаний.

Для развития слухового внимания, слуховой памяти и фонематического слуха используйте упражнения с музыкальными инструментами - бубен, колокольчик, погремушка, металлофон, барабан “Что звучит?”, “Угадай, на чем играю?”. Игры со “звуковыми коробочками”, наполненными различным содержимым (крупой, горохом, фасолью и т. д.).

 
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».