16.08.2023
Возрастные
особенности детей 5-6 лет.
Это возраст
активного развития физических и познавательных способностей ребенка, общения со
сверстниками. Игра остается основным способом познания окружающего мира, хотя
меняются ее формы и содержание.
Анатомо-физиологические
особенности
Возраст 5—6 лет часто называют
«периодом первого вытяжения», когда за год ребенок может вырасти на 7—10 см. Но
все-таки эти показатели у детей шестого года жизни чуть ниже, чем у
воспитанников подготовительной группы. По средним данным, рост ребенка пяти лет
составляет около 106,0—107,0 см, а масса тела — 17,0—18,0 кг. На протяжении
шестого года жизни средняя прибавка массы тела в месяц — 200,0 г, а роста — 0,5
см.
Развитие личности
Возраст 5-6 лет это старший
дошкольный возраст. Он является очень важным возрастом в развитии
познавательной сферы ребенка, интеллектуальной и личностной. Его можно назвать
базовым возрастом, когда в ребенке закладываются многие личностные аспекты,
прорабатываются все моменты становления «Я» позиции. Именно 90% закладки всех
черт личности ребенка закладывается в возрасте 5-6 лет. Очень важный возраст,
когда мы можем понять, каким будет человек в будущем. Этот период называют
сензитивным для развития всех познавательных процессов: внимания, восприятия,
мышления, памяти, воображения. Для развития всех этих аспектов усложняется
игровой материал, он становится логическим, интеллектуальным, когда ребенку
приходится думать и рассуждать.
В 5-6 лет ребенок как
губка впитывает всю познавательную информацию. Научно доказано, что ребенок в
этом возрасте запоминает столько материала, сколько он не запомнит потом
никогда в жизни. В этом возрасте ребенку интересно все, что связано с
окружающим миром, расширением его кругозора. Лучшим способом получить именно научную
информацию является чтение детской энциклопедии, в которой четко, научно,
доступным языком, ребенку описывается любая информация об окружающем мире.
Ребенок получит представление о космосе, древнем мире, человеческом теле,
животных и растениях, странах, изобретениях и о многом другом. Главное, в
развитии детей 5-6 лет – это их познавательное развитие, расширение кругозора.
И все игры, направленные на это, дадут хороший результат. Не отвечайте
односложно – «да» или «нет». Отвечайте ребенку развернуто, спрашивайте его
мнение, заставляйте думать и рассуждать. «А почему сейчас зима? Докажи. А
почему в лесу нельзя разводить костер? Обоснуй». У детей много неосознанной
информации в голове, порой аккумулировать ее, разложить по полочкам они не
могут. И задача взрослых им в этом помочь.
Важным
показателем этого возраста 5-6 лет является оценочное отношение ребенка к себе
и другим. Дети могут критически относиться к некоторым своим
недостаткам, могут давать личностные характеристики своим сверстникам,
подмечать отношения между взрослым и взрослым или взрослым и ребенком.
В играх на логику прослеживается и личностный аспект дошкольника.
Правильно решив упражнение, ребенок радуется, чувствует уверенность в себе и
желание побеждать. Есть дети, которые сдаются, не верят в свои силы и задача
родителей, воспитателей, выработать у ребенка стремление победить. Важно,
ребенок должен знать, что «Я могу». Но родители продолжают оставаться
примером для детей. Если родители несут позитивную информацию, если у ребенка
на душе хорошо, нет страха, обиды, тревоги, то любую информацию (личностную и
интеллектуальную) можно заложить в ребёнка.
Характерной особенностью
старших дошкольников является появление интереса к проблемам, выходящим за
рамки детского сада и личного опыта. Старшие дошкольники начинают
проявлять интерес к будущему школьному обучению. Перспектива школьного обучения
создает особый настрой в гpyппах старших дошкольников. Интерес детей к школе
развивается естественным путем в общении с воспитателем, через встречи с
учителем, совместные дела со школьниками, посещение школы, сюжетно-ролевые игры
на школьную тему. Главное - связать развивающийся интерес детей к новой
социальной позиции («Хочу стать школьником») с ощущением роста их достижений, с
потребностью познания и освоения нового.
К этому периоду жизни у ребенка
накапливается достаточно большой багаж знаний, который продолжает интенсивно
пополняться. Ребенок стремится поделиться своими знаниями и впечатлениями со
сверстниками, что способствует появлению познавательной мотивации в общении. С
другой стороны, широкий кругозор ребенка может являться фактором, позитивно
влияющим на его успешность среди сверстников.
Появляется интерес к арифметике и
чтению. Основываясь на умении представлять что-либо, ребенок может решать
простые геометрические задачи. Ребенок уже может запомнить что-либо
целенаправленно.
Старший дошкольник способен
различать весь спектр человеческих эмоций, у него появляются устойчивые чувства
и отношения. Формируются «высшие чувства»: интеллектуальные, моральные,
эстетические.
Ha фоне эмоциональной зависимости
от оценок взрослого у ребенка развивается притязание на признание, выраженное в
стремлении получить одобрение и похвалу, подтвердить свою значимость.
Достаточно часто в этом возрасте
у детей появляется такая черта, как лживость, т. е. целенаправленное искажение
истины. Развитию этой черты способствует нарушение детско-родительских
отношений, когда близкий взрослый чрезмерной строгостью или негативным
отношением блокирует развитие у ребенка позитивного самоощущения, уверенности в
своих силах. И чтобы не потерять доверия взрослого, а часто и оградить себя от
нападок, ребенок начинает придумывать оправдания своим оплошностям,
перекладывать вину на других.
Нравственное развитие старшего
дошкольника во многом зависит от степени участия в нем взрослого, так как
именно в общении со взрослым ребенок узнает, осмысливает и интерпретирует
нравственные нормы и правила. У ребенка необходимо формировать привычку
нравственного поведения. Этому способствует создание проблемных ситуаций и
включение в них детей в процессе повседневной жизни.
ВОЗРАСТНЫЕ
ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ
ВНИМАНИЕ:
• выполнить задание, не
отвлекаясь в течение 10-12 минут, наблюдается переход от непроизвольного к
произвольному вниманию;
• находить 5-6 отличий между
предметами, выполнять задания по предложенному образцу, находить пары
одинаковых предметов ;
ПАМЯТЬ:
• -
запоминать 6-8 картинок в течение 1-2 минут;
• -
рассказывать наизусть несколько стихотворений;
• -
пересказать близко к тексту прочитанное произведение;
МЫШЛЕНИЕ:
• -
определять последовательность событий;
• -
складывать разрезанную картинку из 9 частей;
• -
находить и объяснять несоответствия на рисунках;
• -
находить и объяснять отличия между предметами и явлениями;
• -
находить среди предложенных 4 предметов лишний, объяснять свой выбор.
МАТЕМАТИКА
• Счет
в пределах 10, знакомство с цифрами.
• Правильно
пользуется количественными и порядковыми числительными (в пределах 10),
отвечает на вопросы: «Сколько?».
Уравнивает неравные группы
предметов двумя способами.
• Сравнивает
предметы (по длине, ширине, высоте, толщине); проверяет точность определенным
путем наложения или приложения.
• Называет
утро, день, вечер, ночь; имеет представление о смене частей суток.
• Называет
текущий день недели.
РАЗВИТИЕ РЕЧИ
• Имеет
достаточно богатый словарный запас.
• Может
участвовать в беседе, высказывать свое мнение.
• Составляет
по образцу рассказ по сюжетной картине, по набору картинок; последовательно,
без существенных пропусков пересказывает небольшие литературные произведения.
ПОЗНАНИЕ
• Различает
и называет виды транспорта, предметы, облегчающие труд человека в быту.
• Классифицирует
предметы, определяет материалы, из которых они сделаны.
• Знает
название родного города, страны, ее столицы, домашний адрес.
• Знает
о значении солнца, воздуха, воды для человека, животных, растений.
ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
• Знает
стихотворения, считалки, загадки.
• Называет
жанр произведения.
• Драматизирует
небольшие сказки, читает по ролям стихотворения.
• Называет
любимого детского автора, любимые сказки и рассказы.
Родители ДОЛЖНЫ быть оставаться примером для детей.
Если родители несут позитивную информацию, если у ребенка на душе хорошо, нет
страха, обиды, тревоги, то любую информацию (личностную и интеллектуальную)
можно заложить в ребенка
Вам как его
родителям важно:
· С уважением
относиться к его фантазиям и версиям, не заземляя его маги- ческого мышления.
Различать «вранье», защитное фантазирование и просто игру воображения.
·
Поддерживать в ребенке стремление к позитивному
самовыражению
·
Быть внимательными к желаниям ребенка, но и уметь
ставить границу там, где его желания вредны для него самого или нарушают
границы окружающих его людей. Важно помнить, что не стоит ставить ту границу,
которую вы не в состоянии отстоять и выдержать. - Обеспечивать ребенку
возможность общения со сверстниками. Обеспечивать общение с близкими,
организовывая отдых всей семьей, вместе с ребенком обсуждая совместные планы.
·
Постепенно снижать контроль и опеку, позволяя
ребенку ставить перед собой самые разнообразные задачи и решать их.
· Помнить, что
в этом возрасте (да и всегда) ваш ребенок охотнее будет откликаться на просьбу
о помощи, чем на долженствование и обязанность