23.07.2023
Возрастные особенности
детей 2–3 лет
В каждом возрасте ребенок переживает
новые периоды психоэмоционального и физического развития. Зная особенности
конкретного возраста, родители и воспитатели смогут более точно понять
потребности своего чада, помочь ему освоить необходимые навыки, обеспечить для
этого нужные условия.
Каждый ребенок уникален и
развивается по-своему, но есть нечто общее, позволяющее дать характеристику
детям.
Это – возрастные особенности.
Период раннего детства имеет ряд
качественных физиологических и психических особенностей, которые требуют
создания специальных условий для развития детей этого возраста.
Помимо того, что период раннего детства
один из самых насыщенных в познавательном аспекте из всех возрастных периодов,
в настоящее время наблюдается заметная акселерация развития, которая отражается
на результатах развития детей раннего возраста. Многие дети имеют более высокие
показатели уже к моменту рождения, раньше начинаются процессы прорезывания
зубов, хождения, говорения. Опережающим отмечается и социальное развитие, значительно
раньше отмечается кризис трёх лет.
Ребёнок 2-3 лет очень эмоционален,
однако его эмоции непостоянны, малыша легко отвлечь и переключить с одного
эмоционального состояния на другое. Этому способствуют ритмичное покачивание,
подбрасывание, поглаживание и т.п. Маленький ребёнок обучается только
тому, что его заинтересовало, и принимает что-то только от того человека,
которому он доверяет. В этом отношении очень важно, как проходит адаптация
ребёнка к детскому саду и испытывает ли он в группе эмоциональный комфорт.
У детей 2-3 лет недостаточно
сформированы механизмы саморегуляции организма. Ощущение физического
дискомфорта приводит к резкому снижению эффективности обучения. Дискомфорт
может быть вызван тем, что ребёнок не выспался, ему холодно или жарко, он хочет
пить или есть, у него что-то болит и т.д. Педагог должен быть уверен, что
малыша ничего не беспокоит.
Общение у детей носит
ситуативно-личностный характер. Это означает, что каждому ребёнку необходимо
индивидуальное внимание педагога, индивидуальный контакт с ним. Поэтому занятия
кратковременны, построены так, чтобы воспитатель мог говорить понемногу, но с
каждым ребёнком в отдельности. Обучение в
этом возрасте происходит и на собственном практическом опыте, и на основе
подражания приятному взрослому. При этом ребёнок подражает всему, что делает
взрослый, - и хорошему, и плохому; и правильному, и не правильному.
Сверстник ещё не
представляет для малыша особого интереса и рассматривается им как ещё один предмет.
Дети играют «рядом, но не вместе». Друг для друга они нередко становятся
источниками отрицательных эмоций.
Им присуще наглядно действенное
мышление; их интеллектуальное развитие зависит от того, насколько богата
окружающая среда, т.е. позволяет ль она разнообразно и содержательно
исследовать окружающий мир, манипулируя различными предметами.
Речь находится на стадии формирования; Внимание,
мышление, память - непроизвольны.
Социально-эмоциональное развитие: Играет
самостоятельно, проявляет фантазию. Любит нравиться другим; подражает
сверстникам. Играет в простые групповые игры.
Общая моторика, моторика рук: Учится
бегать, ходить на носках, сохранять равновесие на одной ноге. Сидит на
корточках, спрыгивает с нижней ступеньки. Открывает ящик и опрокидывает его
содержимое. Играет с песком и глиной. Открывает крышки, использует ножницы.
Красит пальцем. Нанизывает бусы. Зрительно-моторная координация: Может крутить
пальцем диск телефона, рисует черточки, воспроизводит простые формы. Режет
ножницами. Рисует по образцу крест.
Восприятие, предметно-игровая деятельность:
Рассматривает картинки. Разбирает и складывает пирамиду без учета величины
колец. Выделяет парную картинку по образцу.
Психическое развитие: Слушает простые
рассказы. Понимает значение некоторых абстрактных слов (большой-маленький,
мокрый-сухой и др.). Задает вопросы "Что это?". Начинает понимать
точку зрения другого лица. Отвечает "нет" на абсурдные вопросы.
Развивается начальное представление о количестве (больше-меньше, полный-пустой).
Понимание речи: Происходит быстрое увеличение
словарного запаса. Понимает сложноподчиненные предложения типа: "Когда мы
придем домой, я буду...". Понимает вопросы типа: "Что у тебя в
руках?". Слушает объяснения "как" и "почему".
Выполняет двухступенчатую инструкцию типа: "Сначала вымоем руки, затем
будем обедать".
ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ
ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 2 – 3 ЛЕТ
На третьем году жизни дети
становятся самостоятельнее. Продолжает развиваться предметная деятельность,
ситуативно-деловое общение ребенка и взрослого; совершенствуются восприятие,
речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное
мышление.
Развитие предметной деятельности связано
с усвоением культурных способов действия с различными предметами. Развиваются
действия соотносящие и орудийные. Умение выполнять орудийные действия развивает
произвольность, преобразуя натуральные формы активности в культурные на основе
предлагаемой взрослыми модели, которая выступает в качестве не только объекта
подражания, но и образца, регулирующего собственную активность ребенка.
Интенсивно развивается активная
речь детей. К 3 годам они осваивают основные грамматические структуры, пытаются
строить простые предложения, в разговоре со взрослым используют практически все
части речи. Активный словарь достигает примерно 1000-1500 слов. К концу
третьего года жизни речь становится средством общения ребенка со сверстниками.
В этом возрасте у детей формируются новые виды
деятельности: игра, рисование, конструирование.
Игра носит процессуальный характер,
главное в ней — действия. Они совершаются с игровыми предметами, приближенными
к реальности. В середине третьего года жизни появляются действия с
предметами-заместителями.
Появление собственно
изобразительной деятельности обусловлено тем, что ребенок уже способен
сформулировать намерение изобразить какой-либо предмет. Типичным является
изображение человека в виде «головонога» — окружности и отходящих от нее линий.
К третьему году жизни
совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки, что позволяет детям
безошибочно выполнять ряд заданий: осуществлять выбор из двух-трех предметов по
форме, величине и цвету; различать мелодии; петь.
Совершенствуется слуховое
восприятие, прежде всего фонематический слух. К 3 годам дети воспринимают все
звуки родного языка, но произносят их с большими искажениями.
Основной формой мышления
становится наглядно-действенная: возникающие в жизни ребенка проблемные
ситуации разрешаются путем реального действия с предметами.
Для детей этого возраста
характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и
желаний от ситуации. Дети легко заражаются эмоциональным состоянием
сверстников. Однако в этот период начинает складываться и произвольность поведения.
Она обусловлена развитием орудийных действий и речи. У детей появляются чувства
гордости и стыда, начинают формироваться элементы самосознания, связанные с
идентификацией с именем и полом. Завершается ранний возраст кризисом 3 лет.
Ребенок осознает себя как отдельного человека, отличного от взрослого. У него
формируется образ Я. Кризис часто сопровождается рядом отрицательных
проявлений: негативизмом, упрямством, нарушением общения со взрослым и др.
Кризис может продолжаться от нескольких месяцев до двух лет.