11.02.2024
Кризис 3-х лет, как и другие возрастные
кризисы, является испытанием не только для родителей, но и для самого ребенка.
Родители недоумевают, каким образом еще вчера такой послушный ребенок сегодня
все делает наперекор взрослым, а ребенок не может понять, что с ним происходит,
почему появляется такое острое желание поступать по-своему.
Кризис трёх лет – это ломка и
перестройка социальных отношений. Вопрос, почему он наступает и для чего нужен,
вполне закономерен. До 3 лет малыш растёт в
семье любящих родителей, словно птенчик в скорлупе. Окружающий мир понятен, в
«скорлупке» очень комфортно и спокойно. Однако подобная защита не вечна, и
наступает определённый период, когда она даёт трещину.
Скорлупа разбивается, а ребенок осознаёт
любопытную мысль: он может выполнять некоторые действия сам и способен обойтись
даже без помощи любимой матери. То есть малыш начинает воспринимать себя в
качестве автономной личности, у которой есть желания и некоторые возможности.
Американский учёный Эрик Эриксон
утверждал, что кризис трёх лет способствует формированию у ребёнка волевых
качеств и независимости.
Но, невзирая на стремление стать более
самостоятельным, малыши ещё недостаточно компетентны, поэтому во многих
ситуациях без помощи взрослых попросту не обойтись. Таким образом, возникает
противоречие между «я хочу» («я сам») и «я могу».
Интересно, что основной негатив
направлен на наиболее близких людей и, в первую очередь, на маму. С остальными
взрослыми и ровесниками кроха может вести себя абсолютно ровно. Следовательно,
именно на родных ложится ответственность по оптимальному выходу малыша из
кризиса.
Каковы же проявления кризиса 3-х лет и
что с ними делать?
Негативизм: малыш противится выполнению
даже самой элементарной просьбы родителей, даже, если раньше он делал это с
удовольствием, например, может отказаться есть любимое блюдо или играть в
любимую игру только потому, что инициатива исходит от взрослого. При этом через
некоторое время может делать это же, но уже по собственной инициативе. Таким
образом, негативные реакции всегда адресные и направлены не на содержание
просьбы (требования, пожелания), а на конкретного человека. Обычно «объектом»
выступает именно мама.
Строптивость. Строптивый ребёнок вообще
не желает выполнять просьбы и разумные требования всех взрослых домочадцев, как
будто он и не слышит обращённой к нему речи. Например, малыш продолжает играть
в кубики, несмотря на просьбу мамы и папы сложить игрушки в корзину.
Деспотизм. Ребёнок стремится всеми
способами заставить родителей сделать то, что ему нужно, пусть даже это будет
сиюминутное желание. То есть детский деспотизм можно назвать своеобразным
стремлением к власти над матерью или отцом. К
примеру, малыш может хотеть, чтобы мать не отлучалась от него ни на минутку.
Если же в семье несколько детей, то ребёнок начинает демонстрировать ревность
по отношению к брату или сестрёнке – забирает игрушки, не желает вместе
выходить на улицу, исподтишка щипается и т.д.
Протестное поведение – это реакция ребёнка
на давление со стороны значимых взрослых, которые требуют завтракать в одно и
то же время, не кричать на улице, не ломать игрушки и т.д.
Результатом родительского диктата
становится бунт в виде отказа от привычных действий (малыш не хочет есть сам),
истерики, вспышек гнева и прочих негативных проявлений.
Кризис трёх лет: правила для родителей
Прежде всего, маме и папе необходимо
понять, что подобные особенности поведения ребёнка – не дурная наследственность
или врождённая вредность. Маленький человечек подрастает и стремится к большей
независимости, значит, маме и папе необходимо научиться признавать право
ребенка на самостоятельность. Излишний деспотизм родителей может привести к
тому, что у ребенка будет низкая самооценка и полное отсутствие
самостоятельности. В тоже время, чрезмерное внимание к требованиям ребенка -
прямой путь к формированию истеричной личности, не признающей никаких правил и
требований.
Чтобы максимально сгладить выраженность
негативных проявлений кризисного периода, взрослым следует прислушаться к
нескольким рекомендациям специалистов:
Дайте ребёнку большую самостоятельность.
Например, привлекайте его к выполнению домашних обязанностей. В три года
мальчику и девочке можно доверить мытьё посуды (пластиковой), уборку,
раскладывание салфеток и пр. Исключение касается только потенциально опасных
занятий – работы с электрическими приборами.
Сохраняйте спокойствие. Чрезмерно
эмоциональное реагирование родителей на поведение ребёнка лишь упрочит его
позиции и участит истерики. Если же мама спокойно и без эмоций смотрит на крики
и слёзы, малыш понимает, что его манипулирование не приводит к нужному
результату. В результате поведение стабилизируется.
Снизьте количество запретов. Нет нужды
окружать своё чадо многочисленными ограничениями, которые только злят его.
Озвучьте по-настоящему важные правила, касающиеся безопасности и социальных
норм, которые нарушать категорически запрещено. А в мелочах можно и нужно
уступать.
Позвольте ребёнку выбирать. Чтобы
избежать конфликта, можно немного схитрить, предложив малышу выбрать из
нескольких вариантов. К примеру, спросите у дочки, в каком платьишке она пойдёт
в садик: зелёном или голубом.
Малыш в три года не всегда идёт
наперекор родителям, особенно если его не заставляют, а просят. Мудрые родители
не тащат сопротивляющегося ребёнка через дорогу, а просят его взять себя за
ручку и перевести на другую сторону проезжей части.
Чтобы предупредить истерику, необходимо
заранее договариваться с ребёнком. Например, до посещения магазина игрушек
договоритесь, что именно будете приобретать. Конечно, это не поможет в 100%
случаях, однако вероятность истерики существенно снизится.
В разгар аффекта не следует что-либо
объяснять ребёнку. Подождите, когда он придёт в себя, а уже затем обсудите,
почему его поведение (но не он) кажется вам плохим и недостойным. Обязательно
рассказывайте малышу о своих чувствах, пусть даже негативных.
В случае публичной истерики необходимо
лишить ребёнка «зрителей». Для этого нужно или отвести его в менее людное
место, или попытаться отвлечь внимание пролетающей птичкой или пробегающей
собачкой.
Ну а поскольку ведущий вид деятельности
для трёхлеток игра, все ситуации, приводящий к истерикам, следует проигрывать.
«Делайте покупки» вместе с куклами, «кормите» игрушек, разыграйте поход в
поликлинику и т.д.
Как уже было отмечено, кризис будет
протекать существенно мягче, если родители будут учитывать возрастные и
индивидуальные особенности малыша при выборе оптимальных воспитательных мер.
В целом же трёхлеткам свойственны
некоторые общие поведенческие черты, о которых стоит упомянуть подробнее, чтобы
учитывать их при общении с малышом:
Дети пытаются добиться конечного
результата своих действий. Для трёхлетнего ребёнка важно довести дело до конца,
будь то рисование или мытьё посуды, поэтому неудачи часто его не останавливают,
а только стимулируют.
Полученный результат малыш любит
демонстрировать взрослым. Вот почему родителям необходимо давать положительные
оценки итогам детской деятельности, ведь негативное или безразличное отношение
может привести к негативному самовосприятию у детей.
Появляющаяся самооценка делает ребёнка
обидчивым, зависящим от чужого мнения и даже хвастливым. Поэтому
невнимательность родителей к детским переживаниям может стать источником
негативного самоопределения.