18.08.2020
Самостоятельность - ценное качество,
необходимое человеку в жизни. Самостоятельность воспитывается с раннего
возраста.
Дети по своей природе
активны.
Задача взрослых – развивать эту активность, направлять
её в нужное русло, а не глушить назойливой опекой. Кому из вас не
знакомо стремление ребёнка к самостоятельности. "Я сам", - говорит он
каждый раз, когда взрослые начинают натягивать на него рубашку, колготы,
кормить его.
Взрослые торопятся
прийти на помощь ребёнку, спешат сделать за него сами. Им кажется, что ребёнок
не может выполнить это самостоятельно: порвёт, упадёт, уколется, а взрослый
сделает это быстрее и лучше.
Но оказывают ли
взрослые действительную помощь детям, приносят ли им пользу? Разумеется, такие
действия взрослых членов семьи причиняют большой вред. Ребёнка лишают
возможности действовать самостоятельно, подрывают у него веру в свои силы,
приучают надеяться на других. Да и себе взрослые не облегчают работы, если
подсчитать, сколько времени они тратят на обслуживание ребёнка. Полезнее было бы
матери или отцу потратить время на то, чтобы научить ребёнка необходимым
навыкам, делая это настойчиво, терпеливо. На просьбу ребёнка "я сам"
не следует отвечать: "Мне некогда", а лучше дать ему возможность
испробовать свои силы. И родители скоро убедятся, что ребёнок стал более
ловким, умелым, меньше обливается при умывании, может сам раздеться и т. п.
Конечно, малыш не сразу
и с большим трудом приобретает необходимые навыки, ему потребуется помощь
взрослых. Прежде всего, в семье следует создать необходимые условия:
приспособить к росту ребёнка вешалку для одежды, выделить индивидуальную полку
для хранения предметов туалета (носовых платков, носков и т. д., постоянное и
удобное место для полотенца.
Без создания этих
условий ребёнку трудно быть самостоятельным. Но создания условий недостаточно
для формирования навыков самообслуживания и воспитания самостоятельности у
детей. Необходимо также правильно руководить действиями детей. Прежде чем
требовать от ребёнка самостоятельности в самообслуживании, его учат действиям,
необходимым в процессе одевания, умывания, еды. Обучая детей тем или иным
действиям (надеть и снять кофту, завязать шарф, намыливать руки, правильно
держать ложку и т. д., наглядно демонстрируют способ их выполнения. Показ
желательно производить в несколько замедленном темпе. Если ребёнок не может
сразу следовать образцу, нужно оказать ему помощь.
Обучая детей, учитывайте их опыт. Нельзя, например, начинать учить
ребёнка пользоваться вилкой, если он ещё не научился правильно есть ложкой.
Так, действия, связанные с раздеванием, быстрее осваиваются детьми, чем
действия с одеванием; ребёнку легче сначала научиться мыть руки, а потом и
лицо.
Постепенное усложнение
требований, перевод ребёнка на новую ступень самостоятельности поддерживают его
интерес к самообслуживанию, позволяют совершенствовать навыки.
В труде по
самообслуживанию ребёнка важно учить доводить начатое дело до конца, выполнять
работу качественно. Например, учат не только снимать одежду в определённой
последовательности, но и выворачивать каждую вещь на лицевую сторону, аккуратно
складывать, вешать её.
В закреплении навыков самообслуживания большое место принадлежит игре. В играх с куклой
можно, например, закрепить знания детей о последовательности в одевании,
раздевании, умывании. С помощью игровых персонажей (куклы, мишки) можно
понаблюдать за тем, как ребёнок ест, умывается, одевается.
Воспитывая самостоятельность, больше опирайтесь на поощрения и похвалу. Как отмечают
психологи, чувство стыда ребёнок переживает менее остро, чем чувство гордости.
Положительная оценка укрепляет у детей интерес, стремление улучшить свой
результат, даёт им возможность увидеть, чему они научились, чему ещё нужно
научиться.
В младшем дошкольном
возрасте дети обладают большой подражательностью. Всё виденное ими, и хорошее и
плохое, отражается в их поведении. Поэтому,
желая воспитать у детей самостоятельность, аккуратность, отец и мать должны
быть примером для подражания. Если они сами не будут класть вещи на
место, аккуратно с ними обращаться, а станут лишь требовать этого от детей, то
им не удастся воспитать у своего ребёнка привычки к аккуратности. Старшие дети
также должны быть примером для младших братьев и сестёр.
При воспитании у детей самостоятельности в самообслуживании учитываются
их возрастные особенности.
Труд должен приносить
ребёнку радость. Поэтому не надо упрекать его в медлительности и небрежности.
Это может вызвать отрицательное эмоциональное состояние, повлечь за собой
нежелание принять участие в труде в следующий раз. Опыт придёт постепенно. Сначала
нужно вызвать интерес.
Важно, чтобы с раннего
детства ребёнок усвоил, что работать трудно, но необходимо. Учебный труд,
который станет впоследствии для ребёнка основным видом труда, потребует от него
больших усилий, упорства, настойчивости, т. е. тех умений, которыми он овладеет
в дошкольном возрасте.
Значение самообслуживания в воспитании детей
·
Дети,
свободные от опеки взрослых, более самостоятельны и уверены в своих силах.
Через такой вид труда, как самообслуживание, ребёнок впервые устанавливает
отношения с окружающими людьми, осознаёт свои обязанности по отношению к ним.
Обслуживая себя, он начинает понимать цену заботам взрослых и, постепенно
приобретая умения и навыки, Проявляет заботу о своих близких.
·
Приучение
детей одеваться, умываться, есть, убирать за собой игрушки воспитывает у них
самостоятельность, желание и умение прилагать усилия, достигать положительного
результата.
·
Труд
по самообслуживанию повышает работоспособность и выносливость организма,
развивает ловкость, координацию движений, доставляет эстетическое удовольствие.
Дети младшего возраста должны уметь:
·
Мыть
руки, засучивая рукава; мыть лицо не разбрызгивая воду; правильно пользоваться
мылом; не мочить одежду; сухо вытираться полотенцем, без напоминания вешать его
на отведённое место.
·
Одеваться
и раздеваться в определённой последовательности: одежду снимать надевать,
складывать, вешать, вывёртывать на лицевую сторону, пуговицы застёгивать,
расстёгивать.
·
Замечать
непорядок в одежде и самостоятельно устранять его или обращаться за помощью к
взрослому.
·
Своевременно
пользоваться носовым платком, туалетом.
·
Пить
из чашки, есть, хорошо пережёвывая пищу с закрытым ртом.
·
Правильно
пользоваться ложкой, вилкой (к концу четвёртого года жизни, салфеткой.
·
Убирать
после игры наместо игрушки, книжки.
Художественные произведения для детей, которые используются для воспитания
у них самостоятельности в самообслуживании.
Л. Воронкова «Маша
растеряша»
В. Осеева
«Лекарство» стихи
К. Чуковский «Мойдодыр»
А. Барто «Девочка
чумазая»
З. Александрова «Что
взяла, клади на место», «Топотушки»
И. Муравейка «Я сама»
Песенки, потешки:
«Водичка, водичка, умой моё личико», «Травка-муравка», «Ночь пришла, темноту
привела».
Главное условие при формировании навыков самообслуживания – это
постоянное подбадривание и поощрение. Не забывайте давать положительную
оценку действиям ребенка – они дают ребенку чувство радости и подкрепляют его
уверенность в том, что он может, и умет сам что-то делать. Но важно и не
перехваливать ребенка. Хвалите ребенка за правильно выполненное дело.
Используйте различные способы сказать ребенку, что у него все получается:
«Очень хорошо», «Молодец!» и т.п.
При формировании навыков самообслуживания у детей развивается
самостоятельность, трудолюбие, аккуратность, бережное отношение к вещам,
культура поведения.
Воспитание навыков самообслуживания
у детей – это длительный процесс, требующий от взрослых, в первую очередь,
терпения.