16.03.2020
Наставничество и
молодые специалисты (Секция №1)
Комарова
Мария Сергеевна,
Воспитатель МБДОУ №23 «Ромашка»,
Го Сухой Лог
В настоящее время, в условиях
модернизации системы образования в России значительно возрастает роль педагога.
С целью уменьшения дефицита мест в дошкольных учреждениях строятся новые
детские сады, но вместе с тем остро стоит вопрос обеспечения педагогическими
кадрами не только новых дошкольных учреждений, но и уже действующих.
Несмотря на нехватку
кадров, в соответствии с современными нормативно правовыми документами,
повышаются требования к личностным и профессиональным качествам педагога.
Статистические данные свидетельствуют
о том, что большое количество молодых специалистов, окончивших колледжи и
получивших специальность «воспитатель ДОУ», не стремятся посвятить свою
трудовую деятельность этой профессии. Причин ухода начинающих педагогов из
сферы дошкольного образования несколько:
- Слабая мотивация труда и
дальнейшего профессионального роста;
- Неумение применять на практике
теоретические знания, полученные в ходе обучения;
- Недостаточный или отсутствующий
опыт работы с детьми. В этих условиях очень важна грамотная поддержка и сопровождение
молодых специалистов сотрудниками ДОО не только администрацией, но и коллегами,
а в первую очередь, опытными воспитателями.
Поэтому основная задача
руководителя и педагогического коллектива помочь в адаптации к непростым
условиям труда, и вопрос наставничества сейчас как никогда актуален.
В настоящее время существует несколько определений понятий
«наставничество» и «наставник».
Наставничество – тип
подготовки к работе, обеспечивающий занятость работника с поддержкой опытного
наставника, что способствует изучению работы на практике и в широком диапазоне.
Наставничество – это планомерная работа по передаче
навыков от начальника к подчиненному.
«Наставничество — форма обеспечения
профессионального становления, развития и адаптации к квалифицированному
исполнению должностных обязанностей лиц, в отношении которых осуществляется
наставничество» (Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации)
[3].
«Наставничество
— это способ передачи знаний, умений и навыков более опытным сотрудником менее
опытному в определенной предметной области» [4].
Наставничество — это образовательный
процесс на рабочем месте.
Задачи наставника: профессиональное
развитие (передача стандартов, знаний, навыков, помощь в освоении нового опыта,
развитие мотивации); социокультурная адаптация (трансляция корпоративной
культуры, ее ценностей, норм и правил).
«Наставничество
— это не только система адаптации и профессионального развития молодых
сотрудников. Это еще и часть корпоративной культуры всех инновационных
компаний, это среда, в которой накапливаются и передаются знания, навыки, опыт
и успешные модели поведения». «Развитая система наставничества — это хранитель
знаний и ключевой механизм инновационного процесса в компании, это мотиватор
современных молодых сотрудников, чья профессиональная жизнь будет проходить в
экономике знаний» [5].
«Наставничество
в классическом понимании рассматривается как способ передачи навыков и знаний
новичку от более опытного сотрудника компании»[1]. «Как правило, это
квалифицированный специалист, который работает в компании давно и может ввести
нового сотрудника в курс работы. Таким образом, наставническая деятельность
может включать: наставник может сделать процесс адаптации для новичка в
коллективе более комфортным; содействие карьерному росту, профессиональному
развитию; также наставник принимает участие в оценке деятельности новых сотрудников
во время испытательного срока. Метод наставничества ориентирован на выполнение
значимых для организации задач, таких как: совершенствование качества
подготовки новых сотрудников в соответствии с принятыми в организации нормами и
стандартами; формирование лояльности к компании, позитивного отношения к работе
и корпоративной культуре» [2];
Наставник – воспитатель,
учитель.
«Наставник
ведет за собой, он должен быть погружен в ту среду, в ту деятельность, в
которую вводит подшефного. Педагог в ряде случаев может оказаться теоретиком. Наставник
же в большинстве случаев должен являть собою ролевую модель, пример для
воспитанника как в деятельности, декларируемой как основная для освоения под
руководством наставника, так и в сферах, связанных с основной косвенно» [6].
Наставник – человек, обладающий определенным опытом и
знаниями, высоким уровнем коммуникации, стремящийся помочь своему подопечному
приобрести опыт, необходимый и достаточный для овладения профессией.
Философы с давних времен пытались определить основные задачи деятельности
наставника. Например, Сократ главной задачей
наставника считал пробуждение мощных душевных сил ученика. Беседы Сократа были
направлены на то, чтобы помочь «самозарождению» истины в сознании обучающегося.
В поисках истины ученик и наставник должны находиться в равном положении,
руководствуясь тезисом «я знаю только то, что ничего не знаю». Его главное
дидактическое достижение – майевтика («повивальное искусство») – диалектический
спор, подводящий к истине посредством продуманных наставником вопросов.
По мысли Платона, воспитание надо начинать с раннего возраста,
так как оно должно обеспечить постепенное восхождение ученика к миру идей.
Осуществлять подобное воспитание способен, прежде всего, наставник преклонных
лет.
Ж.-Ж. Руссо полагал,
что главное и наиболее сложное искусство наставника – уметь ничего не делать с
учеником.
В начале XX века о проблемах наставничества размышлял К. Д. Ушинский. Он считал, что нельзя гордиться своей
опытностью, высчитывая по пальцам годы своей воспитательной деятельности. Так
педагог превращается в машину, которая только задает и спрашивает уроки и
наказывает тех, кто попадается под руку. Нельзя быть убежденным, что профессиональный
опыт с лихвой компенсирует полное отсутствие теоретической
подготовки. Теоретические знания и опыт должны дополнять друг друга, но не
замещать.
Таким образом, профессиональная адаптация личности начинающего педагога
напрямую зависит от уровня педагогического мастерства, опыта и знаний
наставника.
Список литературы
1.
Базарова Т.Ю. Управление персоналом / Под ред. Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.:
Юнити, 2002. – 560 с.
2.
Брайн И. Беккер Изменение результативности работы HR-департамента. Люди,
стратегия и производительность / Брайн И. Беккер, Марк А. Хьюзлид, Дэйв Ульрих.
– Вильямс, 2007. – 304 c.
3.
Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации. Методический
инструментарий по применению наставничества на государственной гражданской
службе. М., 2013. С. 5, 13.
4.Родичев
Н.Ф. Отечественный и зарубежный опыт профориентационно значимого наставничества
// В кн.: Сборник лучших мировых технологий и практик по вопросам развития и
управления талантами «Discovery of Talents / Открытие талантов / Cəлəтлелəрачылышы».
Профессиональное самоопределение / Под общ. ред. С.С. Гиля, М.А. Сикорской-Декановой.
Казань, 2015. С. 40.
5. Сулейманова Н. Как
сделать наставничество эффективным // Кадровик. Кадровый менеджмент (управление
персоналом). 2012. № 9.
6. Тренинг-Бутик. Режим
доступа: http://www.tboutique.ru/theme-guidance. html (дата обращения: 11
октября 2016 года).