08.02.2020
Доклад «Коммуникативные музыкальные игры как один из
компонентов качественного образования»
“Ввести ребёнка в мир
человеческих отношений —
одна из важных задач
воспитания личности
ребёнка
дошкольного возраста”
В.А.Сухомлинский
В связи с вступлением Федерального
Государственного Образовательного Стандарта на дошкольное образование
возлагаются особые надежды.
Работа в режиме ФГОС требует от педагогов поиска инновационных средств,
методов и приемов, направленных на развитие личности ребенка, его познавательных
и творческих способностей, предъявляет
определённые требования к воспитанию ребёнка. Социально-коммуникативное
развитие рассматривается как одно из основных направлений в воспитании
личности маленького человечка.
Следовательно, в рамках реализации
ФГОС ДО более пристальное внимание должно быть уделено достижению целей и
решению задач социально-коммуникативного развития.
Думаю, вы согласитесь, что
проблема является крайне актуальной, ведь не каждый ребёнок может свободно
и естественно общаться с окружающими людьми, зачастую он испытывает
трудности в решении конфликтных ситуаций. Представленный опыт работы
поможет педагогам в понимании и решении
существующих проблем общения и социализации ребёнка.
Дошкольное детство - это тот период, когда
дети очень быстро развиваются. Именно дошкольный возраст является важным
периодом в формировании личности ребенка, в том числе и его коммуникативного
развития.
К сожалению, в современном
мире реальное общение детей и взрослых заменяют компьютеры, телефоны, различные
гаджеты. Общение сводится к минимуму, а следовательно, что дети не всегда могут
четко сформулировать свои мысли. Даже общаясь друг с другом дети говорят
односложными предложениями, вот поэтому я пришла к выводу, что на музыкальных занятиях нужно
не только закреплять слова песен, учить детей правильно произносить слова, но и
еще что бы они проговаривали или пропевали небольшие песенки, потешки,
пестушки, так как в русском фольклоре
сочетаются слово, музыкальный ритм, напевность
Во время музыкальной образовательной
деятельности Коммуникативная игра - это такое удачное соединение музыки, пения, показа движений, которое дает возможность
решать сразу несколько задач по музыкальному воспитанию, такие как:
·
развитие общения
и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками;
·
становление
самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
·
развитие
социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости,
сопереживания;
·
формирование
готовности к совместной деятельности со сверстниками;
·
формирование
позитивных установок к различным видам творчества.
Коммуникативные
музыкальные игры способствуют развитию воображения, творческой активности,
коммуникативных и творческих возможностей ребенка, повышает самооценку,
способствует развитию межличностных отношений, формированию первичных
представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, что является
познавательным развитием дошкольника, а также соответствуют требованиям ФГОС
ДО.
При встрече с детьми во время
НОД я использую коммуникативные игры на приветствие и приветствую песенкой:
«Здравствуйте
ручки!»
В средней группе я использую следующее приветствие:
«Ручки,
ручки, просыпайтесь, здравствуйте
Для детей старшего возраста я
усложняю задачу, меняя ритмический рисунок слова «Здравствуйте», дети должны
повторить заданный ритм. Так же можно менять динамику.
В старшей группе мы поём такое
приветствие:
«День
добрый, день добрый,
Так же дети любят и другое приветствие:
«Здравствуй
небо голубое!
Здравствуй солнце золотое!
Вам сегодня рада я!
Здравствуйте друзья!» (все, что пою – я показываю и
также использую разную динамику для слова
«Здравствуй»)
В подготовительной группе я использую следующее
приветствие:
«Здравствуйте,
здравствуйте все!»
После таких игр-приветствий
дошкольники легко вступают в контакт, проявляют инициативу, готовность к общению.
Дети любят играть с мячом. Следующую игру можно использовать
как песенное творчество:
Дети стоят по кругу, педагог может внести мячик,
создав игровую ситуацию (мячик укатился и заблудился, я мячик нашла и вам
принесла, но он хочет познакомиться с детьми. К кому попадет мячик в руки, тот
пропоет свое имя. со словами «Пустим мячик мы по кругу, познакомимся
друг с другом» мячик пускают по рукам детей, с окончанием слов, ребенок, у
которого мячик, поет свое имя. Можно
проговорить слова с детьми, передавать мячик из рук в руки и пропевать каждому
ребенку свое имя.
Дети с удовольствием играют в коммуникативную игру «Веселая
прогулка»
Мы пойдем с тобой гулять,
Будем ножки поднимать,
Мы пришли с тобой в лесок
Будем прыгать скок, да скок.
По лесочку мы гуляли
И медведя повстречали.
«У - у - у, у - у - у с вами я плясать пойду»
С мишкой мы потанцевали,
Мишке ручкой помахали.
В этой игре дети выполняют показ движений по тексту,
танец каждый ребенок исполняет свой,
этим самым развивая у детей танцевальное творчество.
Также дети с удовольствием играют в
музыкально-коммуникативные игры, такие
как: «Брейк-миксер»; «Водитель машины»; «Хорошая дорога»; «Дружные
четвёрки».
Коммуникативные танцы-игры − это, в основном, танцы с несложными движениями,
включающие элементы невербального общения, смену партнеров, игровые задания,
соревнования. Происхождение этого материала связано с фольклором разных
народов. Впоследствии использование подобных плясок при проведении досугов с
детьми и взрослыми породило множество вариаций. Ценность и польза
коммуникативных танцев-игр очевидна. Использовать их можно и нужно в самых
разнообразных формах работы с детьми − и на занятиях, и на праздниках, и на
развлечениях.
В своей работе я использую коммуникативные танцы со сменой партнера:
«Прощаться-здороваться», «Коломейка», «Кремена», «Лавата», «Буги-вуги», что
дает детям возможность развивать дружеские чувства, помогают снять
эмоциональную напряженность.
Танец - игра
«Найди дружка»
«Ты дружку (подружке) поклонись,
И с дружком (подружкой) становись
А теперь дружочка (подружку) взяли
И по кругу побежали,
Мы по кругу побежали,
И дружочка потеряли»
«Раз, два, три ты дружка себе найди» ( дети быстро должны поменять партнёра)
Музыкальная
НОД с использованием коммуникативных музыкальных игр вызывают у детей бурю
положительных эмоций, вносят радость, оживление, способствуют объединению,
сплочению группы.
Во
время музыкальной НОД, воспитатели запоминают игры и используют
их в самостоятельной
музыкальной деятельности.
При
реализации данного направления с педагогами были проведены следующие мероприятия
консультация «Использование коммуникативных игр во время НОД»
и мастер-класс
на тему «Коммуникативные музыкальные игры в социальном развитии дошкольников».
Также я принимала участие в Муниципальном мероприятии «Технодень».
Для дошкольников были организованы
музыкально-коммуникативные игры, с помощью которых я старалась
вызвать интерес у детей к музыкально-игровой
деятельности ,направленной на
воспитание положительных черт личности: доброжелательности, отзывчивости,
коммуникабельности, положительных эмоций.
Вот так,
играя, я помогаю детям раскрыть их творческий потенциал, развить речь и приучаю
их быть добрыми не только друг с другом, но и с окружающим их миром.