08.02.2020
Старушкина И.Г.,
музыкальный руководитель МБДОУ №23
«Ромашка»,
Пухова Н.В.,
воспитатель МБДОУ №23 «Ромашка»,
с. Знаменское,
Сухоложского ГО
Музыкально-дидактические игры для детей
дошкольного возраста
с использованием LEGO -конструктора
Игра – это искра, зажигающая огонёк
пытливости
и любознательности
В. А.Сухомлинский
Аннотация
В данной статье рассмотрена практика
внедрения в детском саду конструктивно- модельной деятельности в образовательной
области художественно-эстетического развития.
А именно, использование конструктора LEGO в музыкально- дидактических играх, как в образовательной
области, так и в самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста.
Ключевые слова
Конструктивно-модельная деятельность, LEGO- конструктор, музыкально-дидактическая игра,
моделирование.
В
настоящее время происходит глобальный пересмотр принципов дошкольного
образования. В
системе образования детей дошкольного возраста появились новые игры и
развлечения. Дети
легко осваивают информационно - коммуникативные средства, и традиционными
наглядными средствами их уже сложно удивить.
Для этого мы
стремимся использовать разнообразные приемы и методы, понимая, что сами должны
обучаться современным технологиям, ведь наши воспитанники живут в мире
компьютеров, Интернета, электроники и автоматики. Они хотят видеть это и в
образовательной деятельности, изучать, использовать, понимать. Одним из таких
современных инновационных методов мы считаем музыкальное LEGO -моделирование (то есть
моделирование элементов музыкального языка с помощью конструктора LEGO).
Конструктивно-модельная
деятельность в рамках образовательной области художественно-эстетического
развития предполагает реализацию самостоятельной творческой деятельности детей.
В
процессе конструктивной деятельности развиваются познавательные и практические
действия. Также конструктивно-модельная деятельность оказывает влияние на
эмоционально-личностное становление ребенка: развивается чувство инициативы,
которое проявляется в возможности утвердить себя как деятеля, творца и
созидателя.
Практика внедрения в детском
саду конструктора LEGO показывает, что его можно использовать не только традиционно
как конструирование, но и совмещать с различными видами деятельности
дошкольников.
Среди многих видов искусства музыка по праву занимает особое место в эстетическом и художественном воспитании и во всей системе формирования всесторонне и гармонически развитого человека.
Главной задачей музыкального воспитания
детей в дошкольных учреждениях является развитие у них музыкальных способностей: мелодического слуха, чувства ритма, музыкальной восприимчивости.
Большая роль в том, чтобы музыкальная деятельность стала не только занимательной и увлекательной для ребёнка, но и способствовала его разностороннему развитию, принадлежит музыкально-дидактическим играм.
Так как в нашем детском саду сложилась традиция использования конструктора LEGO в различных видах детской деятельности, мы включили детали конструктора в музыкально-дидактические игры, которые способствуют наиболее яркому развитию творческого потенциала дошкольников.
Такой
синтез разных видов деятельности решает следующие задачи:
- развитие музыкальных
способностей детей: звуковысотного, ритмического, тембрового слуха;
·
приобщение детей к LEGO конструированию в самостоятельной
деятельности.
При
подборе музыкально-дидактических игр, в которых можно использовать
конструктор LEGO, учитывается возраст детей.
Дети среднего дошкольного возраста могут
соотнести цвет и размер деталей LEGO с характером музыки или
высотой звуков.
В
известной игре «Птица и птенчики»,
где дети определяют низкие и высокие звуки, мы можем использовать теперь
музыкальную лесенку сделанную из конструктора. По принципу этой игры, для определения звуковысотности и
тембра, используем любые большие и маленькие фигурки, например, матрёшки.
Усложняя игру, к концу учебного года, можно использовать большие и
маленькие детали конструктора.
В музыкально-дидактической игре «Весело-грустно»
настроение в музыке дети ассоциируют с определённым цветом и показывают,
например, красные кирпичики, если музыка весёлая, и синие – если
музыка грустная.
В
игре «Тихо-громко», используется тот же принцип
соотношения цвета с силой звучания музыки.
В старшем дошкольном возрасте LEGO -конструктор
используется в играх на развитие чувства ритма, звуковысотного, тембрового
слуха. В этом возрасте мы уже знакомим детей с творческими профессиями и их
особенностями. Например, в игре «Музыкальная лесенка» мы
распеваемся и настраиваем свой голос как певцы, вокалисты, оперные певцы.
Предварительно дети сами строят лесенку из 3, 5 или 7 ступеней и
передвигают LEGO - человечка по ступеням вверх или
вниз, в зависимости от движения мелодии,
под музыкальное сопровождение или пение педагога:
- «Вверх иду - вниз иду».
Усложняется игра количеством
ступенек до 5:
- «Вот иду я вверх – вот спускаюсь
вниз».
Ну а лесенка из семи ступеней
позволяет пропевать гамму.
Когда дошкольники
усвоят этот приём, они исполняют попевку самостоятельно.
В
старшем дошкольном возрасте дети умеют определять ступени трезвучии: низкий,
средний, высокий звук (условно мы их обозначаем разными цветами деталей)
Определив ступень, дети показывают соответствующую ступени деталь.
В
игре «Ритмическое лото» дети прослушивают ритмический
рисунок, затем прохлопывают его, а потом выстраивают звуки по длительности. Те
дети, которым сложно определять какой звук звучит, выполняют задание наоборот.
Они строят свой ритмический рисунок, а музыкальный руководитель
проигрывает построенную из конструктора мелодию. В игре можно использовать знакомые
детям попевки, стихи и песни.
Конструирование LEGO становится
неотъемлемой частью не только в образовательной деятельности, но и праздников,
и развлечений:
В процессе
использования данного метода мы заметили, что детям не только не надоедает этот
вид деятельности, но он наоборот увлекает их, так как в каждой игре
используются разные предметы, что вносит элемент необычности и новизны. Многие
ребята начинают проявлять инициативу, включаясь в процесс моделированием
музыкально-дидактических игр, предлагают использовать при этом самые
неожиданные предметы, что положительно влияет на развитие их фантазии и
воображения. Играя в игры с использованием
конструктора дети не замечали, как отвечали на вопросы быстро и правильно.
Качество усвоения детьми учебного материала повышается многократно, по той причине, что дети не чувствуют себя «обучаемыми», а становятся «сотрудниками», а в каких-то случаях и «руководителями» процесса.
Позволим
себе сделать следующие выводы:
·
неотъемлемой частью
осознания структуры музыкального произведения в дошкольном возрасте является
моделирование (в частности, с помощью LEGO);
·
музыкальное LEGO-моделирование
является способом внутреннего раскрепощения, развития интеллектуальных и
конструкторских возможностей ребёнка, его умения владеть логическими
операциями;
·
моделирование –
средство естественного творческого самовыражения в пространстве, один из
основных способов формирования навыков импровизации;
·
моделирование с
помощью конструктора можно выделить как усиливающий, подкрепляющий и
объединяющий фактор в обучении; это важнейшее средство моделирования
музыкального языка;
·
работа в рамках
инновационного подхода позволяет развивать социально-коммуникативные навыки
дошкольников.
Таким
образом, моделирование элементов музыкального языка с помощью
конструктора LEGO можно трактовать как апробированный инновационный
подход в музыкальном воспитании, позволяющий эффективно и комплексно
воздействовать на все стороны развития дошкольника.
Библиографический
список:
1.
Кононова Н.Г. Музыкальные дидактические игры для
дошкольников. Из опыта работы муз. руководителя. – М.:
Просвещение, 1982.—96 е., ил.
2.
Кремнев. А.С., Зименко К.А., Брогуль А.С.Моделирование и
программирование робототехнических комплексов.-Санкт-Петербург: «Наука»,
2013-137с.
3.
Шайдурова Н.В. Развитие ребенка в конструктивной
деятельности/ Н.В.Шайдурова.-М.:ТЦ Сфера, 2008-128с.