Рисуем вместе с ребенком

29.10.2025

Рисование — один из самых любимых для ребенка видов деятельности. С самых ранних лет, взяв в руки карандаш или маркер, малыш увлеченно, с большим удовольствием выводит свои первые каракули. А если дать ему в руку большую кисть и поставить рядом гуашевые краски, то он с радостью создает на листе яркие кляксы, проводит толстые линии. Да, это пока не шедевры, поскольку у ребенка нет опыта и не сформированы так называемые изобразительные умения. Это, скорее, экспериментирование с бумагой, красками и карандашом, в процессе которого ребенок познает свойства разных материалов и пробует собственные силы в рисовании. О том, почему ребенку любого возраста полезно рисовать, как развивается детское рисование и как организовать эту увлекательную деятельность для малыша в семье, рассказывает Юлия Гладкова, кандидат педагогических наук, доцент, ведущий научный сотрудник Лаборатории развития дошкольного образования ФГБНУ «Институт развития, здоровья и адаптации ребенка».

О пользе рисования

По мнению детских физиологов и психологов, рисование имеет особый смысл, поскольку способствует развитию мелкой моторики, зрительного восприятия, сенсомоторной координации. Рисование «участвует» в освоении ребенком представлений о форме, величине, цвете, пространственных отношениях предметов окружающего мира. Оно способствует более эффективному выстраиванию межполушарного взаимодействия за счет включения конкретно-образного мышления, за которое отвечает правое полушарие головного мозга, и абстрактно-логического, за которое отвечает левое полушарие.

Доказано и развивающее влияние рисования на речь малыша, поскольку в рисунке он передает собственное представление об изображаемом объекте. Неслучайно российский психолог Лев Выготский назвал детский рисунок «графической речью». Задействованные в процессе рисования психические процессы, такие как зрительное восприятие, моторная координация, мышление, речь, столь же интенсивно развиваются, способствуя постепенному формированию у ребенка системы представлений об окружающем мире.

Как развивается деятельность рисования на разных возрастных этапах

Знакомство с этим видом деятельности начинается благодаря познавательной активности малыша, когда он стремится взять в руки и обследовать практически каждый доступный для него предмет. Примерно в возрасте 15 месяцев, когда мама вкладывает в его ручку карандаш или фломастер и кладет перед ним лист бумаги, ребенок делает первое открытие о том, что этот предмет рисует. За счет такого рода открытий интерес к рисованию поддерживается еще достаточно длительное время, и ребенок с удовольствием выводит каракули разной формы и цвета, постепенно научаясь крепко держать карандаш и контролировать движения своей руки. Линии в своих рисунках он проводит достаточно спонтанно, передавать форму предметов ему, конечно же, пока не удается. Этот период исследователи называют «доизобразительным», и длится он, в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка, до 1,5–2 лет.

К 2 годам в рисунках малыша начинают появляться линии, которые он проводит, подражая взрослому, — дорожка, дождик, ленточки, заборчик. При этом ребенок способен контролировать длину линии и остановить движение руки в нужный момент.

К 3 годам в рисунках появляются округлые формы — мяч, яблоко, воздушные шары. Часто в рисунках можно увидеть так называемые спирали — это малыш подражает пишущему взрослому. Наступает следующий важный этап в развитии рисования, когда у ребенка пока нет замысла, это по-прежнему экспериментирование с материалами и игра, однако движения руки становятся все более «преднамеренными» и контролируемыми. Содержание рисунка постепенно приобретает все больший смысл, появляются образы, а затем и сюжеты.Хочу такой сайт

Когда ребенок придет в детский сад, рисование, наряду с другими видами продуктивной деятельности (лепка, аппликация, конструирование), станет одним из видов организованной образовательной деятельности. На занятиях вместе с воспитателем дошкольники осваивают технику различных видов рисования — предметного, сюжетного, декоративного, учатся грамотно располагать изображаемые объекты на листе бумаги, передавать пространство, использовать такие средства художественной выразительности, как цвет, светотень и пр.

Безусловно, от того, уделялось ли внимание рисованию в семье, будет зависеть успешность ребенка в этом виде деятельности на следующих возрастных этапах.

Как организовать рисование в семье и сделать этот процесс увлекательным и развивающим

Вот несколько рекомендаций для родителей.

  • Чтобы вызвать интерес к рисованию, расположитесь неподалеку от играющего малыша и рисуйте, взяв яркие краски (лучше гуашь), большой лист бумаги и крупную кисть; не переживайте о технике рисования, выводите круги, волнистые и прямые линии — ребенок сразу заинтересуется процессом и захочет рисовать вместе с вами.
  • Поиграйте в краски: подготовьте альбомный лист, нанесите на него достаточно густо несколько пятен разных цветов, после этого сложите бумагу, разгладьте таким образом, чтобы краски растеклись, затем на глазах ребенка раскройте лист и вместе удивитесь, что получилось — прекрасная бабочка, волшебный цветок, причудливое дерево. В случае необходимости дорисуйте недостающие детали (например, усики и лапки у бабочки и т. д.).
  • Создайте игровую ситуацию «кисточка пропала»: «Так хотелось порисовать, а где же кисточка, куда она спряталась? А ведь можно порисовать и пальчиками или ладошками!» Покажите ребенку, как можно рисовать пальцами, опуская их поочередно в краску разных цветов, нанесите краску на детскую ладошку и отпечатайте ее затем на листе бумаги. Что получилось? Пофантазируйте вместе и покажите малышу, как дорисовать изображение, чтобы получился, к примеру, петушок.
  • Поиграйте в кляксы: будто бы случайно капните на лист слегка разведенную водой гуашь так, чтобы получилась капля; посмотрите на реакцию ребенка и предложите на нее подуть через соломинку, вместе понаблюдайте, как краска растекается, а клякса приобретает причудливую форму.
  • Используйте для рисования предметы разной фактуры — вату, поролон, ткань, упавшие с дерева осенние листья. Нанесите на них краску и сделайте оттиск на листе бумаги.
  • Порисуйте брызгами: для этого подойдет зубная щетка, краски (лучше гуашь, разбавленная до жидкого состояния) и тонкая палочка (можно использовать кисть, повернув ее другой стороной). Нанесите на край зубной щетки краску и движениями «на себя» брызгайте на бумагу; при этом можно использовать трафарет для получения изображения какой-либо формы.
  • Порисуйте методом «тычка»: для этого подойдут ватные палочки, также можно обернуть ватой кончик карандаша. В результате получаем изображение, полностью состоящее из точек разного размера, — очень эффектно и красочно!

Подобных игр-развлечений, связанных с рисованием, очень много. Главное, не останавливаться и творить вместе с ребенком, проявляя интерес и творческий подход. Попробуйте сочетать рисование с другими видами деятельности, например, с аппликацией. Вырежьте ножницами нарисованный ребенком домик, приклейте на лист цветного картона, с помощью губки предложите малышу нарисовать облака, из журнала вырежьте и наклейте рядом с домом дерево, ватной палочкой предложите нарисовать цветы и т. д.

Наблюдайте вместе за природой, восхищайтесь, обращайте внимание на облака, отражения предметов в луже, причудливую форму снежинок; учите его видеть в окружающем мире, в самых обыденных вещах красоту. Поверьте, результат не заставит себя ждать.

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».