Консультация для родителей «Роль книги в жизни ребёнка» (Апрель 2025)
01.04.2025
Консультация для родителей
«Роль книги в жизни ребёнка»
«Чтение – это окошко, через которое дети видят и
познают мир и самих себя»
В настоящее время мы имеем новые средства массовой
информации, но значение чтения в жизни людей по-прежнему огромно. Настоящая
литература учит любить людей, возвышает душу, учит добру. Каждый черпает из
книг мудрость и силу в той мере, в какой он овладевает умением читать.
Читающие дети не просто знают больше своих
сверстников, но и становятся более успешными в школе и быстрее запоминают, а
также усваивают новую информацию.
Только в читающей семье растут читающие дети!
«Однажды
Альберта Эйнштейна спросили, как мы можем сделать наших детей умнее?
Его
ответ был простым и мудрым. Если вы хотите, чтобы ваши дети были умны, сказал
он, читайте им сказки. Если вы хотите, чтобы они были ещё умнее, читайте им ещё
больше сказок. Он понимал ценность чтения и воображения. Я надеюсь, что мы
сможем передать нашим детям мир, где они будут читать, и им будут читать, где
они будут воображать и понимать.
Простейший
способ гарантировано вырастить грамотных детей – это научить их читать и
показать, что чтение – это приятное развлечение».
Нил
Гейман.
С. Маршак говорил, что есть талант писателя, а есть
талант читателя.
«Как
любой талант он спрятан в каждом, его надо открыть, вырастить и воспитать.
Ребенок,
приученный к книге, обладает бесценным даром легко входить в содержание
услышанного или прочитанного.
Книга
вводит ребенка в мир человеческих чувств: радостей, страданий, отношений,
побуждений, мыслей, поступков, характеров.
Книга
раскрывает человеческие и духовные ценности.
Книга,
прочитанная в детстве, оставляет более сильный след, чем книга,
прочитанная в зрелом возрасте».
Задача взрослого – открыть ребенку то чудо,
которое носит в себе книга, то наслаждение, которое доставляет погружение
в чтение!
Процесс
общения дошкольника с книгой – это процесс становления в нем
личности.
Ребенок
дошкольного возраста является своеобразным читателем.
Он
воспринимает литературу на слух, и так длится до тех пор, пока он сам не
научится читать.
Процессом восприятия литературного произведения
является познавательная деятельность, в результате
которой ребенок осознает воспринятое, проникает в его смысл.
Ребенку
необходимо «увидеть» главный персонаж, понять его действия, поступки,
переживания, разгадать мотивы этих поступков, причины переживаний.
Важным моментом деятельности восприятия является
эмоциональный отклик на литературное произведение.
Ребенок - читатель активно содействует героям и
переживает с ним все происходящие события. Он как бы переживает жизнь
героев, относится к ним личностно – любит одних, презирает других.
Знакомить ребенка с
детской литературой желательно ежедневно в свободной форме, хотя бы 30 минут в
день. Ведь книга непроизвольно объясняет жизнь общества и природы,
мир человеческих отношений. Она развивает мышление, воображение, обогащает
эмоции ребенка, дает прекрасные образы русского литературного языка.
Вы хотите, чтобы ваш ребенок в будущем читал?
Учтите эти добрые советы, и ваши желания исполнятся.
Прививайте
детям интерес к чтению с детства.
Покупая
книги, выбирайте яркие по оформлению и интересные по содержанию. Покупайте по
возможности книги полюбившиеся ребенку авторов, оформляйте личную библиотеку
вашего сына или дочери.
Систематически
читайте сами - это формирует у ребенка привычку видеть в доме книгу всегда.
Обсуждайте
прочитанную книгу в семье. Это способствует развитию речи вашего ребенка.
Рассказывайте
ребенку об авторе прочитанной книги.
Рекомендуйте
ребенку книгу своего детства, делитесь своими детскими впечатлениями от чтения
той или иной книги, сопоставляйте ваши и его впечатления.
Чтение
вслух помогает расширить словарный запас детей, а также развить у них умение
слушать и сосредотачивать внимание. Чтение вслух сближает родителей и детей.
Прививайте
навыки культурного и бережного обращения с книгой.
Совместное
чтение — наиболее простой способ развития навыков чтения у детей.
Рассматривание, обсуждение и чтение книг — важнейший момент, с помощью которого
родители могут привить детям интерес к чтению.
Рисунки
по мотивам любимых книг являются для ребенка одним из способов выражения своих
впечатлений от произведений.
Попытайтесь
вместе с ребенком сочинить собственное окончание произведения. Достоинством
таких историй является более глубокое понимание прочитанной книги.
Дарите
своему ребенку хорошие книги с дарственной надписью, добрыми и теплыми
пожеланиями. Спустя годы это станет добрым и светлым напоминанием о родном
доме, о его традициях, о дорогих и близких людях.