16.04.2024
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ
РОДИТЕЛЕЙ
Особенности
речевого развития
детей
2–3 лет
До двух лет у большинства детей отсутствует
фразовая речь, некоторые заменяют ее жестами или пользуются несколькими
словами. Но после двух лет даже самые молчаливые малыши начинают говорить.
Резко возрастает активный словарь ребенка: к концу второго года жизни это около
300 слов, а в трехлетнем возрасте до1500 слов. В этот период появляются в речи
малыша предложения, правда, слова в них еще грамматически не связаны между собой.
Конечно, каждый ребенок индивидуален, и речь у всех развивается своими темпами.
Дети любят подражать, и это качество можно использовать в обучении. Например,
имитация голосов животных – это не только веселая игра, но и полезное
упражнения для развития речи.
После двух лет у ребенка все более
совершенствуется произношение, но все же оно еще сильно отличается от
произношения взрослых. Многие звуки произносятся смягченно, отдельные звуки в
словах то заменяются другими, то переставляются или совсем опускаются. Многие
дети в этом возрасте еще не могут правильно произносить шипящие, свистящие
звуки и звук Р. Это происходит в силу того, что дети еще не очень хорошо
воспринимают на слух звуковые различия. Поэтому уделяйте больше внимания
развитию слухового внимания, речевого дыхания, голоса малыша.
С каждым днем растет интерес ребенка к
окружающему его миру. Он все хочет узнать, потрогать, увидеть, услышать.
Уровень развития речи ребенка зависит от воспитания. Главным средством развития
речи ребенка 2-3 лет, как и более младшего возраста, является общение его со
взрослыми и речь взрослых. Развивая речь, нужно заботиться не сколько о том,
чтобы ребенок произносил как можно больше слов, сколько о том, чтобы слышимые и
произносимые слова были подкреплены живыми образами , конкретным содержанием. А
для этого надо не только говорить с ребенком о том или другом, но и знакомить
его с реальным миром вещей, явлений, событий. Надо, чтобы он то, о чем с ним
говорят, видел своими глазами, слышать своими ушами и по возможности при этом
действовал своими руками. Надо расширять его личный опыт, наглядно обогащать
его знания, обогащать его восприятие внешнего мира через органы чувств (зрение,
слух, осязание и др.) и через различные действия с предметами и вещами. В этот
период малыша особенно интересуют названия предметов и явлений, и он то и дело
задает взрослым вопрос: «Что это»? Пользуйтесь этим благоприятным моментом,
больше общайтесь с ребенком, таким образом накапливается его пассивный словарь.
В норме к концу третьего года ребенок употребляет
распространенные предложения и пользуется основными частями речи
(существительные, глаголы, прилагательные), хотя согласует их не всегда
грамматически правильно. Малыш уже настолько владеет речью, что может понятно
для окружающих объяснить, что ему нужно, рассказать о том, что видел или
слышал.
С ребенком 2-3 лет можно и нужно говорить и о
том, что сейчас не находится в после его зрения, что он видел сегодня утром на
прогулке или даже некоторое время тому назад. Это развивает не только его речь,
но и тренирует память, учит вслушиваться в чужую речь и понимать ее без
наглядного сопровождения.
Чаще рассматривайте вместе с ребенком различные
картинки с понятным ему сюжетом, обсуждайте их, придумывайте небольшие
рассказы. При этом взрослый должен давать ребенку образец правильной речи.
Рекомендации:
С большим удовольствием дети слушают рассказы о
других детях, об известных им животных. Рассказ должен быть кратким, простым.
Не нужно перегружать его лишними описаниями и рассуждениями.
Взрослые знают, как любят малыши стихи. Их радует
ритм стиха, они обогащают детские переживания, развивают мышление, пробуждают
любовь к художественному слову и родному языку.
Малышам нужно читать короткие стихи, несложные
ритмически, с понятными ребенку образами. Это в первую очередь русские народные
стихи песни, прибаутки. Не обязательно специально разучивать с детьми
стихотворения, они сами их без труда запоминают, если стихи время от времени
повторять.
Рассматривая картинки в книжках, журналах,
называйте и объясняйте ребенку все, что он видит перед собой. Повторяйте нужное
слово несколько раз, попросите показать тот предмет, который вы назвали, а
затем попросите его самого назвать слово. Обязательно хвалите малыша и отмечайте
его успехи.
Ваши малыш, конечно, уже знает основные цвета
(красный, синий, зеленый, желтый). Чаще обращайте его внимание в повседневной
жизни на цвета предметов, задавайте наводящие вопросы: «Какого цвета у тебя
кофточка? А сапожки?» Когда ребенок рисует, обязательно подчеркивайте, краской
или карандашом какого цвета он рисует.
На третьем году жизни дети начинают все более
активно использовать в своей речи глаголы для образования свой действий и
действий окружающих людей. Помогайте ему в этом – называйте все, что делаете
сами, и комментируйте то, что делает малыш.
Постепенно вводите речь ребенка прилагательные.
Старайтесь, чтобы в вашей речи их было как можно больше, тогда они будут
появляться в речи малыша. Так же полезно для разрешения словаря ребенка
подбирать слова с противоположным значением.
Памятка
для родителей по развитию речи детей
1. Общее правило – чем
больше Вы разговариваете с ребёнком, тем большему он научится.
2. Продолжайте и
дополняйте сказанное ребёнком – делайте его предложения распространенными.
3. Никогда не поправляйте
речь ребёнка. Просто повторите ту же фразу правильно.
4. Заботьтесь о том,
чтобы у ребёнка были новые впечатления, о которых он мог бы рассказать.
5. Поощряйте в ребенке стремление
задавать вопросы и никогда не оставляйте их без ответа.
6. Не перебивайте
ребёнка, не отворачивайтесь пока малыш, не закончит рассказывать – другими
словами, не дайте заподозрить, что Вас мало интересует то, о чём он говорит.
7. Давайте ребёнку перебирать крупы, играть с пуговицами,
мелкими игрушками – это развивает пальцы рук, следовательно, и речь.
8. Обращайте внимание детей на звуки и шумы с
улицы, из другой комнаты, из кухни. Это развивает фонематический (речевой) слух.
9. Ограничивайте время
просмотра телевизора. Лучше смотрите телевизор вместе с ребёнком и обсуждайте с
ним его впечатления от увиденного.
10. Читайте с ребёнком
художественную литературу – это приучает ребёнка слушать, быть усидчивым,
беседуйте о прочитанном.
11. Не критикуйте ребёнка
даже с глазу на глаз, тем более не следует этого делать в присутствии
посторонних.
12. Не сравнивайте
ребёнка с другими детьми.
13. Играйте с ребёнком в
разные игры.