10.01.2024
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«Здоровый
образ жизни семьи – залог здоровья ребенка»
«Берегите здоровье смолоду!» - эта
пословица имеет глубокий смысл. Формирование здорового образа жизни должно
начинаться с рождения ребенка для того чтобы у человека уже выработалось
осознанное отношение к своему здоровью.
Условия, от которых зависит
направленность формирования личности ребенка, а также его здоровье,
закладываются в семье. То, что прививают ребенку с детства и отрочества в семье
в сфере нравственных, этических и других начал, определяет все его дальнейшее
поведение в жизни, отношение к себе, своему здоровью и здоровью окружающих.
Даже в раннем школьном
возрасте ребенок еще не способен осознанно и адекватно следовать элементарным
нормам гигиены и санитарии, выполнять требования ЗОЖ, заботиться о своем
здоровье и здоровье окружающих. Все это выдвигает на первый план задачу перед
родителями по возможно более ранней выработки у маленького ребенка умений и
навыков, способствующих сохранению своего здоровья.
Конечно, здоровье детей
напрямую зависит от условий жизни в семье, санитарной грамотности,
гигиенической культуры родителей и уровня их образования.
Как правило, у взрослых
возникает интерес к проблеме воспитания привычки к здоровому образу жизни лишь
тогда, когда ребёнку уже требуется психологическая или медицинская помощь.
Готовность к здоровому образу жизни не возникает сама собой, а формируется у
человека с ранних лет, прежде всего внутри семьи, в которой родился и
воспитывался ребенок.
ЗОЖ служит укреплению всей
семьи. Ребенок должен узнать лучшие семейные российские традиции, понять
значение и важность семьи в жизни человека, роль ребенка в семье, освоить нормы
и этику отношений с родителями и другими членами семьи. Духовное здоровье - это
та вершина, на которую каждый должен подняться сам.
Основной задачей для родителей
является: формирование у ребенка нравственного отношения к своему здоровью,
которое выражается в желании и потребности быть здоровым, вести ЗОЖ. Он должен
осознать, что здоровье для человека важнейшая ценность, главное условие
достижения любой жизненной цели и каждый сам несет ответственность за
сохранение и укрепление своего здоровья. В этом ничто не может заменить
авторитет взрослого. Поэтому родители должны сами воспринять философию ЗОЖ и
вступить на путь здоровья.
Существует правило: "Если
хочешь воспитать своего ребенка здоровым, сам иди по пути здоровья, иначе его
некуда будет вести!".
Даже в раннем дошкольном
возрасте ребенок еще не способен осознанно и адекватно следовать элементарным
нормам гигиены и санитарии, выполнять требования ЗОЖ, заботиться о своем
здоровье и здоровье окружающих. Все это выдвигает на первый план задачу перед родителями
по возможно более ранней выработки у маленького ребенка умений и навыков,
способствующих сохранению своего здоровья.
Домашний режим дошкольника –
одна из важных составляющих семейного воспитания, позволяющих сохранять высокий
уровень работоспособности, отодвинуть утомление и исключить переутомление.
Семья организует рациональный домашний режим – сон, оптимальный двигательный
режим, рациональное питание, закаливание, личную гигиену, нравственное и
этическое воспитание, отказ от разрушителей здоровья и т.д. Режим в детском
саду должен соответствовать домашнему режиму.
Еще очень важная проблема,
связанная со здоровьем детей – это просмотр телевизора и пользование
компьютером. Компьютер и телевизор, несомненно, полезны для развития кругозора,
памяти, внимания, мышления, координации ребенка, но при условии разумного
подхода к выбору игр и передач, а также непрерывного времени пребывания ребенка
перед экраном, которое не должно превышать 30 минут.
Формируя здоровый образ жизни
ребенка, семья должна привить ребенку следующие основные знания, навыки и
умения:
➢ - знание правил личной гигиены, гигиены жилых и учебных
помещений, одежды, обуви и др.;
➢ - умение правильно строить режим дня и выполнять его;
➢ - умение анализировать опасные ситуации, прогнозировать
последствия и находить выход из них;
➢ - умение взаимодействовать с окружающей средой, понимать,
при каких условиях среда обитания (дом, садик, улица, дорога, лес) безопасна
для жизни;
➢ - знание основных частей тела и внутренних органов, их
расположение и роль в жизнедеятельности организма человека;
➢ - умение измерять рост, массу тела, определять частоту
своего пульса и дыхания, понимание значения определения этих показателей для
контроля за состоянием здоровья и его коррекции;
➢ - понимание значения ЗОЖ для личного здоровья, хорошего
самочувствия, успехов в учебе;
➢ - умение правильно строить режим дня и выполнять его;
➢ - знание основных правил рационального питания с учетом
возраста;
➢ - понимание значения двигательной активности для развития
здорового организма;
➢ - знание правил профилактики заболеваний позвоночника,
стопы, органов зрения, слуха и других;
➢ - знание основных природных факторов, укрепляющих
здоровье, и правил их использования;
➢ - знание правил сохранения здоровья от простудных и
некоторых других инфекционных заболеваний;
➢ - умение анализировать опасные ситуации, прогнозировать
последствия и находить выход из них;
➢ - умение оказывать простейшую помощь при небольших порезах,
ушибах, ожогах, обморожениях;
➢ название лечебных учреждений, где возможно получить
помощь в случае болезни.
Родителям необходимо знать критерии
эффективности воспитания ЗОЖ:
➢ - положительная динамика физического состояния вашего
ребенка;
➢ - уменьшение заболеваемости;
➢ - формирование у ребенка умений выстраивать отношения со
сверстниками, родителями и другими людьми;
➢ - снижение уровня тревожности и агрессивности.
Совершенно очевидно, что
решение проблемы оздоровления дошкольников возможно только при условии
реализации единой программы гигиенического обучения и воспитания в семье и
детском саду.