18.12.2023
Эврика «Песочная страна — страна чудес»
Цель: Развитие познавательной активности в процессе знакомства со свойствами песка.
Программные задачи:
Образовательные:
- Повышение уровня развития ребенка;
- Ознакомление детей со свойствами песка: сыпучесть, водопроницаемость, способность двигаться, способность мокрого песка принимать любую форму;
- Расширить знания детей о назначении песка в нашей жизни;
- Формировать у детей представление о том, что песок – неживая природа;
- Учить работать в коллективе и самостоятельно во время опытов;
Развивающие:
-Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;
- Развивать все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление, речь) ;
- Активизировать и обогащать словарь детей, развивать связную речь;
- Развивать мелкую моторику посредством развития тактильной чувствительности как основы «ручного интеллекта»;
- Развивать познавательный интерес к исследовательской деятельности;
Воспитательные:
- Воспитывать любознательность;
- Воспитывать аккуратность в работе с песком, соблюдение правил техники безопасности;
- Воспитывать нравственные и духовные качества ребенка во время его общения с природой.
Материалы и оборудование:
песочный стол, песок, разноцветный песок, коктейльные трубочки, ложки, стаканы с водой, лупы (по количеству детей) ,песочные часы.
Словарная работа: сыпучий, песчинки, опыты, лупа.
Ход НОД:
1.Приветствие.
В.: Ребята, к вам сегодня пришел гость. Знакомьтесь, это – Кактусенок. Кактусенок хочет пригласить вас в свою родную, удивительную страну, полную чудес. А в какую страну вы узнаете, когда отгадаете его загадку:
Он и желтый, и сыпучий,
Во дворе, насыпан кучей.
Если хочешь, можешь брать,
Целый день в него играть. (песок)
Д: Песок.
В. : Правильно, значит, в какую страну мы отправимся с Кактусенком?
Д: В страну песка.
В.: Да, мы отправимся в песочную страну – страну чудес! Кактусенок мне сказал, что в песочной стране живет песочный человек. Он очень любит детей и ждет нас в гости. Отправимся туда?
Д: Да!
В.: Ребята, давайте скажем волшебные слова, которые перенесут нас в эту волшебную страну.
Полетим, полетим,
Через запад на восток,
Через север, через юг.
Возвратимся, сделав круг,
Лишь коснемся мы земли,
Быть по нашему вели! – Хотим очутиться в Песочной Стране!
Дети открывают глаза и подходят к столу с песком.
В.: Посмотрите, ребята, что это? Правильно, это настоящий песок. Так и хочется его потрогать, поиграть с ним. Но прежде чем играть, давайте вспомним правила игры с песком:
1. Песок не любит, когда его берут в рот и бросаются им в других детей!
2. Нельзя бросать песок в лицо – можно повредить глаза!
3. Нельзя вдыхать песок – будет трудно дышать!
4. После игры с песком – помой руки!
5. При игре с песком у детей должны быть чистые руки и носы!
Поэтому, ребята мы должны защитить себя. В песке находится песочная пыль и, чтобы эта пыль не попала на нас, мы должны надеть специальную форму – фартук и нарукавники.
2. Основная часть.
В.: А вот нас встречает властелин песка – Песочный Человечек. Давайте поздороваемся с песком. Я знаю разные способы приветствия.
В: Ребята, предлагаю сыграть в игру с песком. Посмотрите, пожалуйста, на песок, какой он золотистый манит нас поиграть с ним. Положим руки в песок, пересыпаем из одной руки в другую, как он пересыпается, как приятно нашим ладошкам. Наши пальцы захотели погулять по песку, и пошли медленно в одну сторону, потом другую, потом пошли быстрее, а затем вообще побежали и вдруг встретили своих братьев – близнецов и давай прыгать с ними на песке, прыг-скок. Прыгали, бегали наши пальцы, устали и присели отдохнуть. И тут встретили наши пальцы караван верблюдов (четыре пальца одной руки «идут» друг за другом). Караван длинный, верблюдов много, они тяжелые, глубоко проваливаются в песок. Идут они друг за другом, и ушли далеко. Подул легкий ветерок и все следы стер (Легкими движениями руки разравнивается песок, «стираются» следы). Ветер дул все сильнее и сильнее и превратился в песчаную бурю. Ветер переносит песок в барханы, посмотрите, как легко ветер переносит песок («наметаем» небольшие холмы, горки), какие большие получаются барханы - как пирамиды. Ветер становится все тише, тише и совсем затихает.
В.: Ну, вот мы и поиграли с песком. А вам приятно было играть с песком?
Д: Да.
В.: Ребята, а все правила, мы соблюдали в Песочной стране? Что мы забыли сделать?
Д: …
В.: Посмотрите на свои ручки, они пыльные от песка, давайте вытрем их влажной салфеткой.
В.: Ребята, сегодня, «наш герой» – это песок. Чтобы узнать больше о нем, я приглашаю вас сесть на стульчики. Ребята, а где можно применить песок (варианты ответов детей).
В: Ребята, а как вы думаете, нужен песок животным?
Д: Да.
В: Правильно.
Слайд №8 - Животные прячутся в песке от жары.
В: Ребята, у меня есть волшебная палочка, которую я нашла в песке.
Этой палочкой я превращу вас в животных. Вы готовы стать животными?
Д: Да.
- Раз – два – три, волшебной палочкой взмахну, ребят в животных превращу! Выходите на зарядку!
Раз - присядка,
Два - прыжок.
Это заячья зарядка.
А лисята как проснуться (кулачками потереть глаза)
Любят долго потянуться, потянуться
Обязательно зевнуть (зевнуть, прикрывая рот ладошкой)
Ну и хвостиком вильнуть (движение бедрами в стороны)
А волчата спинку выгнуть (прогнуться в спине вперед)
И легонечко подпрыгнуть (легкий прыжок вверх)
Ну, а мишка косолапый (руки полусогнуты в локтях, ладошки соединены ниже пояса)
Широко расставив лапы (ноги на ширине плеч)
То одну, то обе вместе (переступание с ноги на ногу)
Долго топчется на месте (раскачивание туловища в стороны)
А кому зарядки мало -
Начинает все сначала! (развести руки в стороны на уровне пояса ладонями вверх)
В: Волшебной палочкой превращаю вас в ребят. Раз – два – три, нас в ребяток преврати! Ребята, а вы хотите узнать про свойства песка?
Д: Да.
В: Кактусенок сказал, что в песочной стране есть интересный клуб для детей «Хочу все знать». Отправляемся в клуб!
Полетим, полетим,
Через запад на восток,
Через север, через юг.
Возвратимся, сделав круг,
Лишь коснемся мы земли,
Быть по нашему вели! – Хотим очутиться в клубе «Хочу все знать»!
В: А вот и Клуб «Хочу всё знать! » Здесь мы будем исследовать свойства песка, ставить опыты. Ребята, а как вы думаете, песок – это живая природа или неживая?
Д: …
Опыт №1. «Из чего состоит песок»
В: А сейчас мы рассмотрим песок. А поможет нам в этом необычный предмет? Кто знает, как он называется (лупа). Правильно или увеличительное стекло. Для этого возьмите лупу и рассмотрите, через лупу из чего состоит песок. Что вы видите?
Д: Песчинки.
В: Песок состоит из маленьких песчинок.
Воспитатель обозначает свойство песка на доске картинкой – символом.
Опыт 2. «Сыпучесть песка».
В: Наберите ложечкой песок из тарелочки, высыпьте на поднос. Что делает песок?
Д: Сыпется.
В: Легко ли сыплется песок (легко)
-Почему он легко сыплется (сухой, сыпучий) .
-А если бы он был мокрый, он сыпался бы (лепится) .
Воспитатель обозначает свойство песка на доске картинкой – символом.
Опыт 3. «Движение песка» (дыхательное упражнение)
В: Ребята, как вы думаете, песок может двигаться?
А как это проверить? Возьмите трубочки и тихонько подуйте в трубочку на песок. Что происходит?
Д: Песок движется.
Воспитатель обозначает свойство песка на доске картинкой – символом.
Опыт №4. «Пропускает воду»
В: Возьмите стакан с водой и полейте песок в тарелочке. Куда делась вода?
Какой стал песок? (мокрым) Значит, песок пропускает воду.
Воспитатель обозначает свойство песка на доске картинкой – символом.
Опыт №5. «Свойство мокрого песка»
В: А теперь попробуйте зубной палочкой нарисовать узоры, чтобы получился торт. Значит, мокрый песок может принять любую форму.
Воспитатель обозначает свойство песка на доске картинкой – символом.
В: Мы много узнали о песке, а теперь Кактусёнок приглашает нас в лабораторию чтобы рассотреть песочные часы.
В: А это что, да это же песочек – наш желтенький дружочек, а песок то не простой – разноцветный – вот какой! Ребята, а как вы думаете, как песок стал цветным?
Д: …
В: А я думаю, что песок смешали с цветным мелом, натертым через терку, и получили разноцветный песок.
Дети играют с разноцветным песком.
3. Заключительная часть.
В: Ребята, давайте попрощаемся с песком! Повторяйте все за мной:
Спасибо, милый наш песок,
Ты нам умнее стать помог.
А теперь нам пора возвращаться домой:
Полетим, полетим,
Через запад на восток,
Через север, через юг.
Возвратимся, сделав круг,
Лишь коснемся мы земли,
Быть по нашему вели! – Хотим очутиться в нашем детском саду!
Спасибо Кактусенку, что нас пригласил в такую удивительную страну. Воспитатель: Ребята, а давайте напомним Кактусенку все, что мы узнали о песке.