4. Совершенствование методов обучения и воспитания, обеспечивающих повышение качества образования

19.10.2023

приказ Госпаблики.pdf (скачать) (посмотреть)

29.07.2024

Коррекционно-развивающую работу в детском саду осуществляю на основе «Программы логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей» и «Программы логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» Т.Б. Филичевой, Т. В. Тумановой.

В соответствии с Адаптированной основной общеобразовательной программой для детей с тяжелыми нарушениями речи, а также в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования мною разработана Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий по устранению речевых нарушений у детей 5-7 лет на логопедическом пункте МБДОУ№ 23 «Ромашка».

В своей деятельности применяю информационно-коммуникационные технологии. «ЛогоБлиц» от портала «Мерсибо» — это программа для проведения речевой диагностики детей от 4 до 7 лет и фиксации результатов в электронном виде. Эту программу использую для обследования и внеплановых консультаций. Такая диагностика вызывает интерес детей, позволяет перейти на современный формат документации и демонстрировать результаты работы в любой момент.

Внедрение образовательных технологий в коррекционно-развивающую деятельность происходит системно. Применение информационно-коммуникационных технологий показало свою эффективность при взаимодействии с родителями (законными представителями) детей с тяжелыми нарушениями речи. Ключевой целью этого взаимодействия выступает установление сотрудничества и актуализация педагогических компетенций родителей.

Принимая во внимание ограниченные временные ресурсы родителей, использую VKмессенджер для обсуждения путей логопедической помощи и реализации индивидуальных рекомендаций. Создаю видеосообщение в личном чате с родителем, где записываю этап занятия с ребенком и объясняю выполнение артикуляционной гимнастики. Подобный формат взаимодействия удобен для законных представителей и является мотивационным моментом деятельности для воспитанников.

Применяю способы коррекции и развития описательной связной речи у дошкольников с ТНР. Преобладающее число известных и используемых методик опираются на использование наглядного материала при обучении детей описательному пересказу, рассказу, сравнению, анализу описательного текста. Для вычленения определенных характеристик предметов рассматриваю их с различных ракурсов: (Воробьева В.А.) по ведущему анализатору, пользе и вреду для человека, отнесении к определенной категории; (Ткаченко Т.А.) по опорным схемам для рассказа и сравнения, для которых выделялись такие характеристики, как размер, форма, польза для человека и так далее.

Также использую игры, театрализации, помогающие непосредственной продуктивной речевой деятельности. Коррекционно-развивающие меры по преодолению недостатков связной речи необходимо принимать в совокупности с исправлением недостатков и развитием других сторон речи и психики ребенка.Хочу такой сайт

Проектная деятельность детей дошкольного возраста используется как особый вид интеллектуально-творческой деятельности. Одновременно это – инновационный метод обучения детей и развития их личности. Эта деятельность при реализации всех ее этапов является средством развития умений связной диалогической и монологической речи детей старшего дошкольного возраста, поскольку при ее осуществлении ребенок постоянно общается, вступает в диалоги с другими людьми. Также он произносит связные высказывания от своего лица для того, чтобы передать свои мысли, чувства, описать способы действий и полученные результаты.

Установление партнерских отношений со всеми субъектами образовательного процесса ДОУ происходит за счет создания условий, способствующих выявлению запросов и поддержанию интересов субъектов образовательного процесса.

Ребенок с тяжелыми нарушениями речи в качестве субъекта образовательного процесса проходит психолого-педагогическое и медицинское обследование. В своей деятельности применяю постоянный мониторинг результативности академического компонента дошкольного образования, сформированности жизненной компетенции воспитанников, уровня и динамики развития речевых процессов, исходя из индивидуальных особенностей первичного речевого дефекта. Выявлено, что нарушения в формировании речевой деятельности детей дошкольного возраста негативно влияют на все психические процессы, протекающие в сенсорной, интеллектуальной, аффективно-волевой и регуляторной сферах.

Ребенок с тяжелыми нарушениями речи в качестве субъекта образовательного процесса проходит психолого-педагогическое и медицинское обследование. В своей деятельности применяю постоянный мониторинг результативности академического компонента дошкольного образования, сформированности жизненной компетенции воспитанников, уровня и динамики развития речевых процессов, исходя из индивидуальных особенностей первичного речевого дефекта. Выявлено, что нарушения в формировании речевой деятельности детей дошкольного возраста негативно влияют на все психические процессы, протекающие в сенсорной, интеллектуальной, аффективно-волевой и регуляторной сферах.

Родитель (законный представитель) ребенка с тяжелыми нарушениями речи в качестве субъекта образовательного процесса регулярно повышает психолого-педагогическую компетенцию посредством взаимодействия с учителем-логопедом. Установление сотрудничества происходит как в индивидуальной, так и в групповой форме. Совместное участие в мероприятиях и конкурсах различного уровня повлияло на развитие интегративных качеств детей с тяжелыми нарушениями речи: любознательности, активности, развитию творческих способностей и коммуникативных навыков. Позволили сформировать начальные предпосылки исследовательской деятельности.

Педагоги в качестве субъектов образовательного процесса создают условия для положительной динамики показателей коррекционно-развивающей работы. Психолого-педагогический консилиум и индивидуальные консультации происходят при дифференцированном и индивидуальном подходе. Это позволяет создать ситуацию успеха для детей с разными потребностями и способностями. А также способствует формированию положительной мотивации к коррекционно-развивающему процессу в целом. Основным принципом совместной деятельности с педагогами ДОУ стал ориентир на личность ребенка с тяжелыми нарушениями речи, учет его интересов и способностей, что позволяет повышать качество коррекционно-развивающего процесса.

Динамика коррекционно-развивающей работы за межаттестационный период показала эффективность занятий по следующим направлениям. Уровень сформированности двигательных функций артикуляционного аппарата повысился с 8% до 17%. Двигательных функций мелкой моторики – с 62% до 70%. Доля детей с исправленным звукопроизношением в 2022/2023 учебном году составила 53%, а в 2023/2024 учебном году – 65%. Уровень сформированности фонематических процессов повысился с 45% до 53%, а грамматического строя речи – с 35% до 43%. Уровень развития лексики детей повышен с 43 до 48%, а связной речи – с 38% до 45%. Средняя эффективность занятий по всем компонентам речевой системы увеличилась с 53% до 56%.

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».