19.10.2023
29.07.2024
Коррекционно-развивающую работу в детском саду
осуществляю на основе «Программы логопедической работы по преодолению
фонетико-фонематического недоразвития у детей» и «Программы логопедической
работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» Т.Б. Филичевой, Т. В.
Тумановой.
В соответствии с Адаптированной основной
общеобразовательной программой для детей с тяжелыми нарушениями речи, а также в
соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом
дошкольного образования мною разработана Рабочая программа
коррекционно-развивающих занятий по устранению речевых нарушений у детей 5-7
лет на логопедическом пункте МБДОУ№ 23 «Ромашка».
В своей деятельности применяю информационно-коммуникационные
технологии. «ЛогоБлиц» от портала «Мерсибо» — это программа для проведения
речевой диагностики детей от 4 до 7 лет и фиксации результатов в электронном
виде. Эту программу использую для обследования и внеплановых консультаций. Такая
диагностика вызывает интерес детей, позволяет перейти на современный формат
документации и демонстрировать результаты работы в любой момент.
Внедрение образовательных технологий в
коррекционно-развивающую деятельность происходит системно. Применение информационно-коммуникационных
технологий показало свою эффективность при взаимодействии с родителями
(законными представителями) детей с тяжелыми нарушениями речи. Ключевой целью
этого взаимодействия выступает установление сотрудничества и актуализация педагогических
компетенций родителей.
Принимая во внимание ограниченные временные ресурсы
родителей, использую VKмессенджер
для обсуждения путей логопедической помощи и реализации индивидуальных
рекомендаций. Создаю видеосообщение в личном чате с родителем, где записываю
этап занятия с ребенком и объясняю выполнение артикуляционной гимнастики.
Подобный формат взаимодействия удобен для законных представителей и является
мотивационным моментом деятельности для воспитанников.
Применяю способы коррекции и развития описательной
связной речи у дошкольников с ТНР. Преобладающее число известных и используемых
методик опираются на использование наглядного материала при обучении детей
описательному пересказу, рассказу, сравнению, анализу описательного текста. Для
вычленения определенных характеристик предметов рассматриваю их с различных
ракурсов: (Воробьева В.А.) по ведущему анализатору, пользе и вреду для
человека, отнесении к определенной категории; (Ткаченко Т.А.) по опорным схемам
для рассказа и сравнения, для которых выделялись такие характеристики, как
размер, форма, польза для человека и так далее.
Также использую игры, театрализации, помогающие
непосредственной продуктивной речевой деятельности. Коррекционно-развивающие
меры по преодолению недостатков связной речи необходимо принимать в
совокупности с исправлением недостатков и развитием других сторон речи и
психики ребенка.
Проектная деятельность детей дошкольного возраста используется
как особый вид интеллектуально-творческой деятельности. Одновременно это – инновационный
метод обучения детей и развития их личности. Эта деятельность при реализации
всех ее этапов является средством развития умений связной диалогической и
монологической речи детей старшего дошкольного возраста, поскольку при ее
осуществлении ребенок постоянно общается, вступает в диалоги с другими людьми. Также
он произносит связные высказывания от своего лица для того, чтобы передать свои
мысли, чувства, описать способы действий и полученные результаты.
Установление партнерских отношений со всеми субъектами
образовательного процесса ДОУ происходит за счет создания условий,
способствующих выявлению запросов и поддержанию интересов субъектов
образовательного процесса.
Ребенок с тяжелыми нарушениями речи в качестве
субъекта образовательного процесса проходит психолого-педагогическое и медицинское
обследование. В своей деятельности применяю постоянный мониторинг
результативности академического компонента дошкольного образования,
сформированности жизненной компетенции воспитанников, уровня и динамики развития
речевых процессов, исходя из индивидуальных особенностей первичного речевого
дефекта. Выявлено, что нарушения в формировании речевой деятельности детей
дошкольного возраста негативно влияют на все психические процессы, протекающие
в сенсорной, интеллектуальной, аффективно-волевой и регуляторной сферах.
Ребенок с тяжелыми нарушениями речи в качестве
субъекта образовательного процесса проходит психолого-педагогическое и
медицинское обследование. В своей деятельности применяю постоянный мониторинг
результативности академического компонента дошкольного образования,
сформированности жизненной компетенции воспитанников, уровня и динамики
развития речевых процессов, исходя из индивидуальных особенностей первичного
речевого дефекта. Выявлено, что нарушения в формировании речевой деятельности
детей дошкольного возраста негативно влияют на все психические процессы,
протекающие в сенсорной, интеллектуальной, аффективно-волевой и регуляторной
сферах.
Родитель (законный представитель) ребенка с
тяжелыми нарушениями речи в качестве субъекта образовательного процесса
регулярно повышает психолого-педагогическую компетенцию посредством
взаимодействия с учителем-логопедом. Установление сотрудничества происходит как
в индивидуальной, так и в групповой форме. Совместное участие в мероприятиях и
конкурсах различного уровня повлияло на развитие интегративных качеств детей с
тяжелыми нарушениями речи: любознательности, активности, развитию творческих
способностей и коммуникативных навыков. Позволили сформировать начальные
предпосылки исследовательской деятельности.
Педагоги в качестве субъектов образовательного
процесса создают условия для положительной динамики показателей
коррекционно-развивающей работы. Психолого-педагогический консилиум и
индивидуальные консультации происходят при дифференцированном и индивидуальном
подходе. Это позволяет создать ситуацию успеха для детей с разными
потребностями и способностями. А также способствует формированию положительной
мотивации к коррекционно-развивающему процессу в целом. Основным принципом
совместной деятельности с педагогами ДОУ стал ориентир на личность ребенка с
тяжелыми нарушениями речи, учет его интересов и способностей, что позволяет
повышать качество коррекционно-развивающего процесса.
Динамика коррекционно-развивающей работы за межаттестационный
период показала эффективность занятий по следующим направлениям. Уровень
сформированности двигательных функций артикуляционного аппарата повысился с 8%
до 17%. Двигательных функций мелкой моторики – с 62% до 70%. Доля детей с
исправленным звукопроизношением в 2022/2023 учебном году составила 53%, а в 2023/2024
учебном году – 65%. Уровень сформированности фонематических процессов повысился
с 45% до 53%, а грамматического строя речи – с 35% до 43%. Уровень развития
лексики детей повышен с 43 до 48%, а связной речи – с 38% до 45%. Средняя
эффективность занятий по всем компонентам речевой системы увеличилась с 53% до
56%.