16.10.2023
Занятие 7. Работа с сюжетной картиной Цель. Выяснить, как дети освоили умение озаглавливать картину и составлять план рассказа. Ход занятия Педагог предлагает вниманию детей любую картину из серий, предназначенных для работы по развитию речи в детском саду. Спрашивает, о чем картина и как ее озаглавить. При этом он напоминает, что название картины должно отражать ее содержание и по возможности оно должно быть кратким. Воспитатель заслушивает ответы детей и предлагает им выбрать самое удачное название. Если необходимо, дает свой вариант названия. «Представьте, что вам предстоит составить рассказ по этой картине, – продолжает разговор педагог. – С чего вы начнете? Помните о том, что первая фраза может очень украсить рассказ». Выслушивает ответы детей и при необходимости предлагает свою вступительную фразу. Далее педагог напоминает детям о том, что в прошлом году они учились составлять план рассказа по картине. Интересуется, что это такое, и предлагает составить план рассказа. Затем оценивает предложенные варианты (3–4 ответа). «Вступление есть, план есть. Остается завершить рассказ оценкой картины в целом. У кого какие варианты?» Педагог предлагает кому-нибудь из детей составить рассказ по картине. Затем интересуется у ребенка, легко ли ему было рассказывать. Воспитатель объясняет детям, что, руководствуясь планом, можно избежать повторов и ненужных в рассказе слов, например, таких: «а потом», «а еще», «и вот». «Итак, чему мы сегодня учились?» – спрашивает педагог. В конце занятия предлагает поиграть в игру «Я задумала предмет». Воспитатель загадывает предмет, а дети, пытаясь отгадать его, задают наводящие вопросы, например: «Живой? Неодушевленный? В помещении? На улице? Большой? Тяжелый? Сделан из…» Если останется время, педагог может предложить детям угадать другой задуманный им предмет.