16.07.2024
Возрастные особенности детей второй группы раннего возраста
(от 2 до 3 лет)
Этот возрастной период
еще относится к раннему детству, но считать ребенка беспомощным малышом уже не
стоит. Он очень многое может, круг его интересов расширяется, поэтому от вас
требуется еще больше терпения и внимания, чтобы помочь ему во всем разобраться.
В этом возрасте малыш еще не может
управлять собой по собственному желанию, его поведение носит большей частью
непроизвольный характер. Он очень эмоционален, однако его эмоции непостоянны,
его легко отвлечь, переключить с одного эмоционального состояния на другое.
Активно развивается речь ребенка.
Развитие речи
В возрасте 2-3 лет обычно наступает пик в
развитии речи ребенка. Он начинает активно слушать все, о чем говорится вокруг
(взрослыми и телевизором), при чем запоминает и анализирует информацию. Очень
важно предоставить ребенку возможность для пополнения активного и пассивного
словарного запаса, и общаясь и занимаясь с ним способствовать развитию его
речи.
Дети в этом возрасте уже должны
разговаривать, а не просто говорить (повторять). Возможно пока в небольшом
объеме, но в их речи должны присутствовать предложения, и они могут вести
беседу, на простые темы – как зовут его и членов семьи, что он делает, куда
ходил. Однако некоторые молчуны могут ограничиваться простыми словами и
фразами, если ребенок при этом вашу речь, то пока не стоит беспокоиться.
К трем годам ребенок в состоянии
понимать все, что вы говорите. Поэтому, чем больше времени вы уделяете беседам
с ним, тем лучше он развивается. Общайтесь на интересующие его темы, оценивая
при этом его уровень понимания речи (если вы будете говорить что-то не понятное
излишне сложными словами и оборотами, то можете затормозить его развитие,
испугать его).
Двигательные навыки
Хорошо управляет своим телом при ходьбе
и беге, подъемах и наклонах. Ребенок с удовольствием учится новым упражнениям и
движениям – прыгает с высоты, кувыркается, лазает на лестницы, скачет на одной
ноге, ездить самостоятельно на велосипеде.
Он превращается в маленького скалолаза,
потому что научился ловко забираться на все возможные препятствия. Ребенок
стремится довести этот навык до совершенства, в связи, с чем требует к себе
повышенного внимания, так как чувство опасности ему незнакомо, и многие не
смотря на шишки, продолжают бесстрашно покорять новые вершины.
Эмоциональное развитие
Ребенок уже пытается
контролировать свои эмоции и учится выражать их. Родителям следует помнить, что
ему, как и любому взрослому человеку присущи не только положительные, но и
отрицательные эмоции, и выражение последних, не должно вызывать недовольство.
Ваша
цель – научить своего ребенка выражать свои отрицательные эмоции
приемлемым способом.
Это очень непростая, но важная задача,
часто требующая много времени и терпения. Вам придется каждый раз говорить ему
о том, как себя нужно себя вести, старайтесь не используйте любимый нами оборот
«так делать нельзя», а вместо этого объясните, как следует поступать.
Для периода 2-3 лет очень характерно спонтанное выражение эмоций – гнева или
наоборот любви. Поощряйте ребенка, когда он говорит, что любит вас, всегда
найдите время, чтобы обнять его в этот момент и сказать ему, что вы его тоже
очень любите. Когда же он выказывает недовольство, то прислушайтесь, если ли у
него какие-то обоснования, может быть он не просто капризничает, а
действительно чем-то обеспокоен, переживает, что вы его не понимаете или не
любите.
Социальное развитие ребенка
Ребенку в возрасте 2-3 лет по-прежнему
нравится общение с взрослыми, но он проявляет все больший интерес к своим
сверстникам. Ваша задача научить его правильному поведению в разных социальных
группах. Конечно, многое зависит от темперамента ребенка, но, тем не менее,
наблюдая за его игрой с разными детками, отметьте для себя умеет ли он играть в
коллективе, сотрудничает ли он с ними, прислушивается ли к «вожаку» или же сам
является лидером. Ребенок очень мудрый он поймет и попытается использовать
новые знания, а вы опять же наблюдайте, что из этого получается.
Психологические
особенности
Ребенок по-прежнему пытается выяснить, «кто в доме хозяин» и проводит
различные эксперименты по уровню дозволенности тех или иных поступков и
явлений. Так как в большинстве случаев рядом находится мама, то он активно
сопротивляется ей, изучая границы дозволенного. Вы должны стараться в мягкой,
но категоричной форме
помочь ему расставить
эти границы, не поддаваясь на провокационные истерики.
Очень важным моментом психологического развития детей 2-3 лет является
появление способности управления своими сверстниками (зарождении лидерского
потенциала). Ваша задача поощрять развитие этого важного качества.
Развитие творческих
способностей
Ребенок 2-3 лет очень может очень активно
заниматься творческой деятельностью, при чем уже на новом уровне. Появляются
первые тематические рисунки и фигурки из пластилина. Постарайтесь поощрить эти
занятия, чтобы вызвать в нем еще больший интерес – устраивайте персональные
выставки, дарите рисунки родственникам.
Развитие умственных способностей
Интеллект ребенка при правильном уходе
за ним достигает нового уровня, он начинает проделывать различные умственные
операции, теперь он не сразу действует, а сначала обдумывает возможные варианты
(если раньше, видя интересную игрушку в недоступном месте, мгновенно пытался ее
достать различными способами, то теперь подумает и принесет стул, чтобы ему
было удобно).
В возрасте 2-3 лет следует активно
развивать внимательность и наблюдательность ребенка. Рассматривая с ним
картинки в книжках, описывайте детали.
Ребенок активно начинает что-то
конструировать и строить, поэтому среди игрушек обязательно должны быть
конструкторы и кубики.