05.09.2022
Вид проекта: познавательно – исследовательский, творческий.
Участники: дети младшей группы, родители,
воспитатели.
Продолжительность: декабрь - февраль 2022г. (долгосрочный)
Вид проекта: познавательно – исследовательский,
творческий.
Актуальность: Зима – это самое любимое время
года для многих ребят, ведь она готовит столько забав и развлечений. Природа
является неотъемлемой частью окружающей ребенка жизни; многообразие и красота
явлений природы, растений и животных привлекают внимание, пробуждают чувства,
предоставляют обширное поле деятельности для ума, проявления эмоций и активных
действий. Непосредственная близость объектов природы дает возможность показать
ребенку, как взаимодействует человек и окружающая среда, как они зависят друг
от друга.
Данный проект позволяет в условиях образовательного процесса в ДОУ
расширить, систематизировать и творчески применить представления дошкольников о
сезонных изменениях в природе и в быту людей в зимнее время года, познакомить с
зимними праздниками, особенностями их празднования; исследовать разные
состояния воды и снега. Содействовать развитию партнёрства и сотрудничества
между специалистами и родителями в процессе совместной работы с целью педагогической
поддержки членов семьи в воспитании детей.
Проблема: Дети в недостаточной степени имеют представление о характерных
явлениях зимней погоды; о свойствах снега, почему ведут себя по-разному
животные и птицы. Дети не видят взаимосвязи и взаимозависимости в природе. Не
умеют составлять описательный рассказ, так как у них бедный словарный запас
прилагательных и глаголов. Не умеют видеть красоту зимнего пейзажа.
Участие детей в проекте поможет максимально обогатить знания и
представления детей о зиме, свойствах снега, природных явлениях, развить
связную речь, творческие способности, поисковую деятельность.
Цель: поддерживание активного интереса детей к окружающей природе,
ознакомление с особенностями сезонных явлений природы.
Задачи:
●Формировать первичный исследовательский и познавательный интерес через
экспериментирование с водой и льдом.
●Расширять и обогащать знания детей об особенностях зимней природы (холода,
заморозки, снегопады, сильные ветры), особенностях деятельности людей в селе и
о безопасном поведении зимой.
●Знакомство детей с зимним пейзажем, дать детям представление о разных
видах пейзажа (городской, сельский, горный и т. д.)
●Развивать познавательный интерес, мыслительную активность, воображение.
●Учить видеть красоту природы, зимнего леса, родного края.
●Вызывать желание играть на улице в зимние виды игр, воспитывать бережное
отношение к деревьям и кустарникам как к живому объекту, бережное отношение к
птицам желание помогать им в зимних условиях, уважение к чужому труду.
●Учить детей отражать полученные знания в рассказах и продуктивных видах
деятельности.
Ожидаемый результат: По окончанию проекта дети смогут
устанавливать зависимость жизни растений и животных от изменений в природе.
Бережно относится к природе. Расширить знания о зимней природе.
Познакомятся с зимними видами спорта. Расширят представления о зимних играх и
забавах.
Итог проекта: выставка рисунков, аппликаций, поделок «Зимнее чудо»
Этапы реализации проекта:
1 этап – подготовительный:
1.Разработка и накопление методических материалов.
2.Создание необходимых условий для реализации проекта.
3.Создание развивающей среды.
4.Подбор необходимой художественной литературы по теме проекта.
5.Разработка мероприятий.
2- этап – основной (практический)
Познание:
ООД ФЦКМ
Тема: «Зимушка-зима»
Цель: закрепление знаний детей о зиме, зимних явлениях, забавах, зимней
одежде.
Тема: «Путешествие в зимний лес»
Цель: обогащение знаний детей о времени года зима и жизни животных в этот
период.
ООД ФМЭП
Тема: «Сложи снежинку»
Цель: учить детей складывать из нескольких частей целое, называть
получившийся предмет.
Тема: «Путешествие к зимушке-зиме»
Цель: закрепление математических знаний, умений и навыков
посредством игры – путешествия.
Художественно – эстетическое творчество:
ООД Рисование:
Тема «Морозные узоры»,
Цель: учить детей рисовать несложные узоры.
Тема: «Зимний лес»
Цель: продолжать воспитывать интерес к изобразительной деятельности,
развивать у детей желание использовать в рисовании нетрадиционные методы.
Тема: «Зайчик»
Цель: закрепить приемы лепки и соединения частей.
Тема: «Снегири на ветке»
Цель: формировать интерес детей к работе с пластилином.
ООД Аппликация:
Тема: «Снеговик»
Цель: научить изготовлять аппликацию по теме «Снеговик» из
ватных дисков.
Тема: «Елочка»
Цель: закреплять умения работать с цветной бумагой, создавать изображение
ели из конусообразной заготовки.
Развитие речи: «Лисичка-сестричка и серый волк», «Зимовье», «Зимняя
сказка», «Снегурочка», «Рукавичка»
Цель: развитие связной, грамматически правильной диалогической и
монологической речи.
Прослушивание аудиозаписи сказок «Морозко», «Снегурочка»,
песен «Зимушка хрустальная», «Пришла зима», «Едут санки»
Социально-коммуникативное развитие:
Беседы: «Для кого зима бывает грустным временем года?» «Каково лесным жителям
зимой?», «Что бывает зимой?» (стало холодно, идет снег, вода замерзла, реки
сковало льдом) «Как люди заботятся о птицах зимой?», «В какие игры вы играете
зимой?», «Что можно строить из снега и льда?», «Какие вы знаете зимние виды
спорта?»
Дидактические игры: «Что изменилось?», «Так бывает или нет?»,
«Правильно – неправильно», «Что забыл нарисовать художник?», «Какой,
какая, какое», «Когда это бывает?»
Подвижные игры: «Будь внимателен», «Передай рукавичку», «Шире шагай», «У ребят порядок
строгий», «Волк и зайцы», «Будь внимателен»
Сюжетно-ролевая игра «Семья. Собираемся на прогулку»
Цель: закрепление умений развивать сюжет, самостоятельно брать на
себя роли.
Рассматривание иллюстраций «Времена года». Рассматривание
картинок с зимними видами спорта.
Пальчиковые игры: «Птички», «Кормушка», «Снежок», «Снеговик»
Цель: развивать мелкую моторику рук у детей.
Театрализация русской народной сказки «Рукавичка» (кукольный театр)
Дыхательная гимнастика: «Чья снежинка самая легкая»
Цель: укреплять дыхательную мускулатуру.
Экспериментирование:
«Как согреть руки»
Цель: выявление условий, при которых предметы могут согреваться (трение,
движение, сохранение тепла), развитие наблюдательность, внимания.
«Свойства снега»
Цель: расширение и обогащение представлений детей о свойстве снега, о
зимних явлениях.
Чтение художественной литературы:«Зимовье зверей», «Заюшкина избушка»,
«Морозко», Ф. Тютчев «Чародейкою Зимою….», И. Суриков «Зима», Ф.Тютчев
«Зима недаром злится», Я.Алим «Первый снег», М. Лапыгин «Снегирь», Е.Русаков
«Зима» А.Фет «Мама глянь-ка из окошка», И. Бурсов «Снежинки»
Работа с родителями:
Папка передвижка: «Зима»
Консультация «Как уберечь ребенка от травм» (профилактика детского
травматизма)
Индивидуальные беседы, обсуждение конкретных проблем, случаев.
3-этап заключительный.
1.Обработка результатов по реализации проекта.
2.Выставка рисунков, поделок, аппликаций «Зимнее чудо»
3.Подготовка к новогоднему утреннику.
Список используемой литературы:
Программа «От рождения до школы»
Под ред. Н.Е. Вераксы. Т.С.Комаровой. М.А.Васильевой.- М,: Мозаика –
Синтез. 2010-304ст
З, Ф. Аксенова «Войди в природу
другом»-экологическое воспитание дошкольников Творческий центр СФЕСС Москва
2017г.
Т.С.Комарова Изобразительная
деятельность в детском саду - (средняя группа) Издательство Мозаика –
Синтез Москва 2018г.
В. В. Гербова Развитие речи в детском
саду (средняя группа) издательство Мозаика Синтез Москва 2017г.
М.Г. Борисенко, Н.А. Лукина «Я
познаю мир» Санкт – Петербург «Паритет» 2019 г.
Т.Е.Харченко «Утренняя гимнастика в
детском саду» М. «Мозайка – Синтез», 20018 г.
Интернет источники.