05.09.2023
Тема: «Юные почемучки»
Тип проекта: познавательно – исследовательский
Участники проекта: дети – педагоги – родители группы.
По количеству участников: коллективный
Возраст детей: младшая группа (с 3 до 4 лет).
Продолжительность
проекта: долгосрочный (с сентября 2022 г. по
май 2023 г.)
Актуальность:
«Чем больше ребёнок
видел, слышал и переживал, чем больше он знает, и усвоил, чем большим
количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем
значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская
деятельность» - писал классик отечественной психологической науки Лев Семёнович
Выгодский.
Малыш – природный
исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его
личных ощущений, действий, переживаний. Ребенок рождается исследователем.
Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление
наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о
мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.
Удовлетворяя свою любознательность в процессе
активной познавательно – исследовательской деятельности, которая в
естественной форме проявляется в виде детского экспериментирования,
ребенок с одной стороны расширяет представления о мире, с другой – начинает
овладевать основополагающими культурными формами упорядочения опыта:
причинно – следственными, рода - видовыми, пространственными и временными
отношениями, позволяющими связать отдельные представления в целостную
картину мира.
Развитие познавательной активности
у детей вопрос актуальный на сегодняшний день.
На сегодняшний день,
пожалуй, впервые в истории благодаря Федеральному Государственному
Образовательному стандарту, дошкольное детство стало особым
самоценным уровнем образования, ставящий главной целью формирование успешной
личности. Ключевая установка стандарта – поддержка
разнообразия детства через создание условий социальной ситуации
содействия взрослых и детей ради развития способностей каждого ребенка. Именно
этот факт был взят за основу проекта.
Возможно ли
организация исследовательской деятельности с
детьми младшего дошкольного возраста?
Да!
Для младшего дошкольника характерен повышенный интерес ко всему, что
происходит вокруг. Ежедневно дети познают все новые и новые предметы,
стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над
простейшими причинами наблюдаемых явлений.
Деятельность
реализуется в разных формах:
самостоятельная
деятельность, которая возникает по инициативе самого ребенка - стихийно,
непосредственная
образовательная деятельность - организованная воспитателем;
совместная – ребенка и
взрослого – на условиях партнерства.
Но проблема заключается
в том, что очень часто в детских садах на занятиях преподносят
готовые истины, готовые выводы и обобщения. И вместо того, чтобы ребенку самому
обследовать, экспериментировать, творить, получать какой-либо результат,
он вынужден получать от педагогов готовые сведения о том, как познавали
мир другие люди, и что они когда-то узнали об изучаемом объекте. Такое обучение
можно назвать пассивным, у него нет шансов развить у детей
высокую познавательную активность. Это может привести к тому, что детям
сложно будет самостоятельно добывать знания, учиться.
Федеральные
государственные требования диктуют нам сегодня направление на достижение у
дошкольников целей развития познавательных интересов, интеллектуального
развития, детской одарённости. Сформировать у выпускников детского сада
такие ключевые для сегодняшнего общества качества, как креативность,
способность к поиску знаний.
В
начале проекта запланировано первичное диагностическое исследование с
целью выявления формирования элементарных математических представлений у детей
данной группы.
Цель проекта:
Развивать интерес
детей к исследовательской – экспериментальной деятельности через
опыты и эксперименты.
Задачи проекта:
1. Расширять
представление детей о значении окружающего мира.
2. Знакомить детей со
свойствами различных предметов,природных материалов: бумага, вода, снег,
песок, растения и т. д.
3. Формировать
выполнение правил техники безопасности при проведении экспериментов.
4. Стимулировать
развитие самостоятельности и ответственности.
5. Активизировать речь
и пополнять словарь детей, развивать наблюдательность, умение делать простейшие
выводы.
6. Привлечь родителей
к совместной деятельности.
Методы и формы работы, направленные на реализацию задач проекта:
Исследовательские: изучение и анализ методической литературы, беседа, анкетирование,
диагностирование, проблемные вопросы, наблюдения (самостоятельное,
коллективное);
Наглядные методы: рассматривание иллюстраций.
Словесные методы: беседы, рассказ, чтение художественной литературы;
Игровые методы: применение всех видов игр (подвижные, дидактические, малоподвижные,
сюжетно-ролевые, театральные, ситуативные и т. д.)
Практические методы: обыгрывание различных ситуаций решение проблемных ситуаций,
моделирование.
Непосредственно
организованная деятельность (интеграция образовательных областей)
Формы организации:
- игровая
деятельность: дидактические настольные, словесные; с/р и др. игры;
детское
экспериментирование (опыты, наблюдения, исследования);
художественно-творческая
деятельность детей и родителе воспитанников (рисование);
образовательная
деятельность: НОД, решение проблемных задач.
Ожидаемые результаты:
1.
Формировать умение понимает задачу опыта,
предвидеть некоторые последствия своих действий, выполнять инструкции,
содержащие 2 поручения сразу, самостоятельно наблюдает простые опыты.
2.
Понимает простейшие одночленные цепочки
причинно-следственных связей.
3.
Отвечает на вопросы взрослого по теме
эксперимента
4.
Развивать активность, самостоятельность
мышления, творческие начала, формировать детская индивидуальность.
5.
Воспитывать чувство удовлетворения от
проделанной работы.
Этапы реализации:
Предварительный этап
1.
Анализ основной образовательной
программы воспитания и обучения в детском саду,
2.
Изучение требований ФГОС ДО к
предметно-пространственной среде,
3.
Изучение практических и теоретических
сведений о детской экспериментальной деятельности,
4.
Определение
содержание экспериментальной деятельности по темам с учетом рабочей
программы данной возрастной группы
5.
составление плана
реализации проекта с постепенным усложнением познавательных
задач,
6.
подготовка картотеки опытов,
7.
подбор игр по экспериментированию,
8.
проведение анкетирования родителей
9.
создание предметно - развивающей среды
в группе
Основной этап.
Систему работы
выстроила из взаимосвязи трех основных блоков.
1.
Непосредственно-образовательная
деятельность, как специально организованная форма обучения.
2.
Совместная деятельность педагога и
детей.
3.
Самостоятельная деятельность детей.
4.
Интерактивной работы с родителями.
Организации
развивающей предметно – пространственной среды по экспериментированию:
1.Создание условий для
комфортной и безопасной среды для ребёнка.
2. Желательно
подбирать предметы чистых цветов, чёткой и несложной формы, разных размеров.
3. Предметы должны
быть из разных, но безопасных для здоровья ребёнка материалов.
4. Предметы должны
иметь разнообразной характер поверхности (гладкий, шероховатый, прозрачный,
твёрдость и др. свойства)
Организация мини-лабораторий в детском саду
С целью развития познавательной активности детей и
поддержания интереса к экспериментальной деятельности, в развивающей среде
каждой группы ДОУ выделены зоны экспериментирования – мини- лаборатории
Предметно – развивающая среда для младшей
группы направлена на формирование у детей элементарных обследовательских действий,
необходимых для сенсорного развития в ходе ознакомления с явлениями и
предметами окружающего мира.
Сентябрь
1. «Мыльные пузыри». Рассматривание
Цель: Знакомство детей с мыльными пузырями.
Задачи: Способствовать поднятию эмоционального настроения у детей.
Ход занятия: Показать ребятам, как можно играть с пузырями (ловить
ладошками, подпрыгивая, дуть на них, чтобы улетали, смотреть) .
2. «Рябь на воде». Экспериментирование
Цель: Развитие дыхательного аппарата.
Задачи: Вызывать заинтересованность детей к происходящему.
Ход занятия: На стол поставить тазик с водой. Обратить внимание детей на
то, что когда дуешь на водичку, на поверхности появляется рябь.
3. «Бутылочки с сюрпризом». Эксперимент
Цель: Различие слухового внимания.
Задачи: Вызывать заинтересованность детей к происходящему.
Ход занятия: Достаём из коробочки бутылочки с сюрпризом, показываем детям,
как можно переворачивать, трясти ими, чтобы издавать звуки. Рассказываем, как
звучит – громко – тихо.
Октябрь
1. «Вода холодная и горячая». Эксперимент
Цель: Обучение детей определять температуру веществ и предметов.
Задачи: Развивать тактильные ощущения.
Ход занятия: Наполнить бутылочки горячей и холодной водой. Дать потрогать,
сравнить на ощупь температуру. Проговорить, где какая водичка (холодная,
горячая) .
2. «Волшебная капелька»
Цель: Обучение детей определять свойства воды
Задачи: Знакомить детей с простейшими свойствами воды – прозрачная и др.
3. «Воздух под водой». Эксперимент
Цель: Наблюдение за тем, что происходит в воде, когда дуем в трубочку.
Задачи: Развивать дыхательный аппарат.
Ход занятия: В бутылочку (стаканчик) с кипячёной водой вставить трубочку и
подуть в неё. Появляются пузыри. Побуждать детей тоже подуть в свои трубочки.
Ноябрь
1. «Лёгкий - тяжелый». Опыт
Цель: Знакомство детей с весом предметов.
Задачи:
·
Показать, что предметы бывают легкие и тяжелые.
·
Научить определять вес предметов и группировать их по весу.
Ход занятия: Две сумочки. В одной воздушный шарик или шишки (лёгкая
сумочка, а в другой камушки (тяжёлая сумочка) .
2. «Игры с губкой». Эксперимент
Цель: Создание условий, необходимых для сенсорного развития детей.
Задачи:
·
Познакомить со свойствами губки.
·
Учить набирать воду губкой и отжимать её в ёмкость.
·
Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности.
Ход занятия: Воспитатель преднамеренно разливает воду в поднос, где лежат
губки, а потом просит помочь ребят, убрать её с помощью «губок-помощниц».
Предварительно показав, как это можно сделать.
3. «Плавает, тонет». Опыт
Цель: Закрепление знаний о весе предмета.
Задачи:
·
Учить определять легкие и тяжелые предметы (одни остаются на поверхности
воды, другие тонут).
·
·
Способствовать созданию радостного настроения.
Ход занятия: в тазик с водой опускаем камни – тонут, а пластмассовые шарики
– плавают.
Декабрь
1. «Прищепки». Экспериментирование
Цель: Развитие мелкой моторики рук.
Задачи:
·
Развивать мелкую моторику рук.
·
Учить детей нажимать на края прищепки, чтобы раскрывать её.
Ход занятия: Обратить внимание детей к натянутым верёвочкам, на которых
висят разноцветные прищепки. Показать ребятам, как нужно пользоваться
прищепками. Побуждать их повторять эти действия.
2. «Бумага». Эксперимент
Цель: Знакомство детей со свойствами бумаги.
Задачи:
·
Познакомить детей со свойствами бумаги: она лёгкая (можно сдуть с ладони,
мнётся, рвётся, шуршит, не тонет в воде.
·
Вызвать интерес к различным манипуляциям с бумагой.
Ход занятия: Начать шуршать фантиками (бумагой, привлекая детей интересным
звуком. Дать им попробовать самим помять её. Далее показать разные виды бумаги
(салфетка, фантик, для рисования и т. д.) и продемонстрировать, что можно
делать с каждым из её видов.
3. «Чудесный мешочек» Эксперимент
Цель: Обучение детей соотносить предметы по цвету.
Задачи:
·
Развивать тактильные ощущения.
·
Дать детям название цветов, активизировать речь.
·
Создать положительный эмоциональный настрой у детей.
Ход занятия: Воспитатель достаёт из мешочка фигуру (кубик, шарик, кирпичик,
треугольник) определённого цвета и просит ребёнка найти в группе такой же.
Январь
1. «Игра с пёрышком». Экспериментирование
Цель: Создание положительного эмоционального настроения у детей.
Задачи:
·
Формировать словарь: части тела.
·
Побуждать проговаривать совместно с воспитателем слова.
Ход занятия: Взять цветное пёрышко и действовать согласно словам:
Смотрите, смотрите, что я принесла!
Оно по ладошке тихонько ползёт,
Сначала по кругу, после вперёд.
По ручке оно до плеча доползает.
И шейку оно очень нежно ласкает,
По ручке другой вниз уползает,
Опять по ладошке тихонько ползёт,
Сначала по кругу, а после в полёт.
Куда полетит? Интересный вопрос.
Перо прилетело на маленький нос!
Потом эти ушки перо гладить хочет
Одно и другое немного щекочет.
Но пёрышку надо теперь отдыхать,
Оно улетает в карман полежать.
2. «Игры с султанчиками». Эксперимент
Цель: Развитие у детей умения выдыхать воздух через рот, активизация мышц
губ.
Задачи:
·
Развивать у детей умение выдыхать воздух через рот.
·
Познакомить детей с одним из свойств воздуха – движением (ветер) .
·
Создание положительного эмоционального настроения.
Ход занятия: Воспитатель: «А что у меня лежит в корзиночке?». Достаем
султанчики. Дуем (как ветер дует) – двигаются. Не дуем (нет ветра) – не
двигаются.
3. «Чудесный мешочек» №2 (по ощущениям). Эксперимент
Цель: Развитие тактильных ощущений.
Задачи:
·
Развивать тактильные ощущения.
·
Формировать словарь: колючий, гладкий, мягкий, твёрдый.
·
Создать положительный эмоциональный настрой у детей.
Ход занятия: Воспитатель: «Что это у меня? Чудесный мешочек». Дети достают
из него массажные мячики (колючие, гладкие мячики, кубик из ткани (мягкий,
кубик из пластмассы (твёрдый), мячик резиновый – какой? И т.д.) Проговаривая
каждый предмет, какой он.
Февраль
1. «Исследование свойств соли и сахара»». Экспериментирование
Цель: Формирование представлений у детей о свойства соли и сахара.
Задачи: развивать наглядно-образное мышление, творчество путем проведения
опытов, воспитание умения согласовывать действия между собой.
Оборудование: две баночки с солью и с сахаром, блюдца, чашки, чайные ложки
по количеству детей.
2. «Найди по звуку». Эксперимент
Цель: Закрепление названий музыкальных инструментов.
Задачи:
·
Определять и различать издаваемые шумовые звуки.
·
Создание положительного эмоционального настроения.
·
Закреплять названия музыкальных инструментов.
Ход занятия: К нам в гости пришли игрушки: мишка с бубном, зайка с
погремушкой, кошечка с колокольчиком и т. д. Прячем за ширму, угадываем что
звучит.
3. «Снег. Какой он? ». Рассматривание
Цель: Знакомство со свойствами снега.
Задачи:
·
Познакомить со свойствами снега в морозную погоду (пушистый, холодный,
белый, лепится, тает в руках).
·
Развивать тактильные ощущения.
Ход занятия: Набрать в мисочку снег и принести в группу. Дети знакомятся с
его свойствами, трогая на ощупь.
Март
1. «Воздушные шары ». Эксперимент
Цель: Обучение детей действиям по показу. Знакомство с воздухом.
Задачи:
·
Учить детей выполнять действия по показу воспитателя.
·
Вызывать чувство радости и интереса.
Ход занятия: Надуваем воздушный шарик, спускаем, когда спускаем – воздух
вышел, шарик стал каким был.
2. «Открываем, закрываем». Опыт
Цель: Развитие знаний о различных крупах.
Задачи:
·
Разрабатывать мелкую моторику рук детей.
·
Побуждать к заинтересованности тому, что лежит в баночках.
·
Повышать эмоциональное настроение.
Ход занятия: Хрюша принесла баночки с чем-то внутри (крупы.) . Мы с
ребятами учимся эти ёмкости открывать и смотреть, что же там такое.
3. «Найди такую же бутылочку по звуку». Опыт
Цель: Развитие слухового внимания детей.
Задачи:
·
Учить детей сравнивать звуки.
·
Вызывать радость и удивление у детей.
Ход занятия: Показать ребятам коробочку с бутылочками И, продемонстрировав,
как каждая из бутылочек шумит, предложить найти по звуку заданную бутылочку.
Апрель
1. «Поиграем с солнечным зайчиком» Рассматривание
Цель: Развитие понимания причин возникновения солнечных зайчиков.
Задачи:
·
Познакомить с происхождением солнечных зайчиков, их движением, предметами,
от которых они отражаются.
·
Развивать смекалку, любознательность.
·
Учить детей действовать в соответствии с текстом, по сигналу воспитателя;
бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга.
·
Научить пускать солнечных зайчиков (отражать свет зеркалом) .
·
Вызвать чувство радости и удивления.
Ход занятия: Посмотрели в окошечко – солнышко светит. Воспитатель: «А что у
меня в руках? Зеркальце. Давайте поищем зайчика. Где зайчик? Вот он. Кто
подарил его? Солнышко. Поиграем с ним:
Солнечные зайчики
Играют на стене,
Помани их пальчиком,
Прибегут к тебе.
Сделав паузу, дает сигнал: «Ловите зайчиков!». Дети бегут к стене и
пытаются поймать ускользающего у них из-под рук зайчика.
2. «Посадка семян разными способами»
Цель: Высаживание семен в землю.
Задачи: Познакомить детей с процессом появления зелёных побегов
из семян.
Ход: Высадка семян в землю традиционным способом - в лоток с землёй.
Делаем бороздки и рассыпаем семена с небольшим расстоянием между ними.
2. «Ветер по морю гуляет». Опыт
Цель: Закрепление умений выдыхать воздух через рот, активизация мышц губ.
Задачи:
·
Продолжать знакомить детей с таким природным явлением как ветер.
·
Учить различать и самим регулировать его силу.
·
Поднятие эмоционального настроения у детей.
Ход занятия: В тазике с водой кораблики из бумаги. Дети дуют на кораблики
сильно – кораблик плывёт, дуют тихо – стоит на месте.
3. «Играем с песком». Экспериментирование
Цель: Развитие мелкой моторики рук.
Задачи:
·
Поднимать эмоциональное настроение у детей.
·
Учить детей пересыпать песочек в разные ёмкости.
Ход занятия: Показать детям, как можно пересыпать песочек ложечкой в
воронку, вставленную в бутылочку, а потом из бутылочки обратно в коробочку.
Побуждать их самих, так делать.
Май
1. «Магниты». Опыт
Цель: Закрепление знаний о свойствах магнита.
Задачи:
·
Учить находить в группе железные предметы с помощью магнитов
·
Способствовать созданию радостного настроения.
2. «Играем с песком-2 ». Эксперимент
Цель: Развитие любознательности у детей.
Задачи:
·
Познакомить со всвойствами сухого и сырого песка.
·
Развивать усидчивость, терпение.
·
Вызвать чувство радости и удивления.
·
Развивать мелкую моторику рук.
3. «Веера». Эксперимент с воздухом
Цель: Развитие знаний о воздухе
Задачи:
·
Знакомить с воздухом
·
Поднимать эмоциональное настроение у детей.
Ход занятия: обратить внимание ребят на веера разного размера, показать,
как можно ими манипулировать.
4.Опыт «Как вода питает растение»
Цель: Показать, как вода питает растения
Задачи:
- воспитывать нравственные и духовные качества ребёнка во время его общения
с природой;
- показать, как растение насыщается водой
-учить заботиться о растениях:
- развивать логическое мышление, зрительное восприятие, внимание.
Список литературы:
1. Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для
дошкольников.
2. Маневцова Л.М. Мир природы и ребенок: Учеб. пособие для педагогич.
училищ по специальности Дошкольное образование.
3. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей.
4. Прохорова Л.Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников:
Методические рекомендации.
5. Саво И. Л. Планирование работы по экологическому воспитанию в разных
возрастных группах детского сада.