01.03.2022
Проект «Маленькие
исследователи» по опытно-экспериментальной деятельности во второй
группе раннего возраста.
Тип проекта: опытно – экспериментальный.
Длительность: долгосрочный (март, апрель, май 2022уч. год)
Участники проекта: педагог, дети второй группы раннего возраста, родители.
Пояснительная
записка
«Умейте открыть перед ребенком в окружающем
мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл всеми цветами
радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и
еще раз возвратиться к тому, что он узнал».
Сухомлинский В. А.
Дети раннего возраста – природные
исследователи окружающего мира, мира открывается для них через опыт личных
ощущений, действия, переживания.
Усваивается все прочно и надолго, когда
ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основана познавательно -
исследовательская деятельность!
Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я
забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму».
Актуальность:
В Федеральном государственном образовательном
стандарте дошкольного образования говорится, что содержание образовательной
деятельности в части познавательного развития детей должно быть направлено на
формирование у дошкольников познавательной активности и исследовательских
навыков. Познавательная активность пробуждается в период раннего детства: малыш
экспериментирует с предметами при помощи элементарных действий — роняет,
кидает, кусает, стучит. Дети раннего возраста – природные исследователи
окружающего мира, мир открывается для них через опыт личных ощущений, действий,
переживаний. У детей формируется любознательность – желание познать
закономерности окружающего мира. Именно поэтому очень важно эту любознательность
сделать управляемым процессом уже с раннего возраста.
Цель:
формирование у детей исследовательского типа мышления, экологической
культуры и развития познавательного интереса .
Задачи:
·
развить интерес к предметам и явлениям окружающего мира;
·
сформировать первичные представления об их свойствах (форме,
цвете, размере, структуре, звучности и т. д.);
·
стимулировать и поощрять любознательность, наблюдательность;
·
создать положительную мотивацию к самостоятельному поиску нужной
информации;
·
сформировать и совершенствовать навыки работы с различными
инструментами, развивать мелкую моторику.
Ожидаемые
результаты:
·
расширить и углубить знания и представления ребенка об
окружающем мире;
·
развить познавательные умения через экспериментальную деятельность;
·
сформировать у детей уверенность в себе посредством развития
мыслительных операций, творческих предпосылок и как следствие, развитие у детей
личностного роста и чувства уверенности в себе и своих силах;
·
обогатить предметно – развивающую среду в группе;
·
качественное и заинтересованное участие родителей в
реализации проекта.
Продукт
проектной деятельности:
альбом «Опыты по экологии», картотека опытов.
План реализации проекта во второй младшей
группе
Подготовительный этап проекта :
1.Подобрать и изучить методическую литературу по
теме проекта.
2. Пополнить
развивающую среду:
3. подбор литературы по теме.
4 Создание экспериментальной
лаборатории в группе;
5. Обогащение уголка экспериментирования необходимыми материалами,
приборами.
6 Изготовление схем, моделей, которые отображают основные
свойства веществ.
7 Подбор подвижных и речевых игр, стихов и загадок о неживой
природе.
8. Составление конспектов тематических занятий по разным
разделам программы.
9. Составление и создание опытов, экспериментов с разными
объектами неживой природы.
Исследовательский
этап проекта
Тематическое планирование занятий и опытов к проекту.
Заключительный
этап
Создание альбома «Опыты по экологии», картотеки опытов в
исследовательский уголок.
Перспективный план
работы по проекту
«Малыши -
исследователи » во второй группе раннего возраста
Март:
Тема
№ 1 «Вода - водичка»
Цель: выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, текучая, в
ней растворяются вещества).
Загадка:
Она и в озере,
Она и в лужице,
Она и в чайнике
У нас кипит.
Она и в реченьке
Бежит, журчит. (Вода)
Сегодня мы с вами больше узнаем о воде;
познакомимся с ней поближе. Дети, как вы думаете, для чего нам нужна вода?
Люди пьют воду; варят еду; моют грязные
фрукты и овощи; каждый день моют руки и лицо; поливают растения, чтобы не
засохли; вода нужна рыбам и другим обитателям рек, озёр, морей и океанов;
люди смывают грязь с мебели, моют посуду, стирают одежду.
Сегодня мы с вами превращаемся в
исследователей и узнаем о том, что такое вода, её свойства. Вы готовы? Тогда в
путь!
Опыт
№ 1«Вода – жидкость», «У воды нет запаха» (1 неделя)
Цель: выявить свойства воды (прозрачная, без
запаха, текучая).
Описание опыта: дать детям два стаканчика:
один – с водой, другой – пустой. Предложить аккуратно перелить воду из одного в
другой.
Что происходит с водой? Она льётся.
Почему она льётся? Вода льётся, потому что она жидкая. Итак, какая вода?
(Жидкая)
Поскольку вода жидкая, может течь, её называют
жидкостью.
Воспитатель предлагает детям понюхать воду.
Дети, чем пахнет вода? Правильно совсем не пахнет. Чистая вода не имеет запаха.
Опыт
№ 2 «Вода прозрачная» (2 неделя)
Цель: выявить свойства воды (прозрачная).
Описание опыта: перед детьми два стаканчика:
один – с водой, другой – с молоком. В оба стаканчика положены ложки.
В каком стаканчике видна ложка?
Правильно, в стаканчике с водой. Как вы думаете, почему в этом стаканчике видна
ложка? Вода прозрачная, а молоко — нет.
Дорогие исследователи, предлагаю вам подумать,
что было бы, если бы речная вода была непрозрачной? Как в сказках: молочная
река с кисельными берегами. Могли бы рыбы и другие животные жить в таких
молочных реках? Нет.
Как вы думаете, почему? Непрозрачная
вода не пропускает солнечные лучи, а без этого в реках не могут жить растения.
А если не будет растений – не будет рыб и животных, потому что многие животные
питаются растениями. Всему живому необходима прозрачная, чистая вода. Это
говорит о том, что водоёмы загрязнять нельзя.
Опыт
№3 «Вода – растворитель» (3 неделя)
Цель: выявить свойства воды (прозрачная, без
запаха, текучая, в ней растворяются вещества).
Описание опыта:
На столе два блюдца: в одном – обычный песок,
в другом – сахарный песок. Два стакана с водой.
Опыт проводит воспитатель.
В первом стакане растворить обычный песок. Он
не растворился.
Во втором стакане растворить сахарный песок.
Он растворился.
Детям предлагается попробовать раствор – он
сладкий.
Некоторые вещества в воде растворяются, а
некоторые – нет. Значит вода растворитель.
Опыт
№ 4 «Вода – растворитель» (4 неделя)
Цель: выявить свойства воды (прозрачная, без
запаха, текучая, в ней растворяются вещества).
Описание опыта:
На столе разноцветные краски, кисти, стаканы с
водой. А теперь сами попробуйте растворить краски в воде. Что произошло с
водой? (Она окрасилась). Какую краску растворяли, такой цвет и получился.
Значит вода растворитель.
Апрель: Тема
№2 «Ветер, ветер ты могуч»
Опыт
№1 «Игры с султанчиками» (1 неделя)
Цель: познакомить детей с одним с воздухом.
Описание опыта: На столе для каждого ребенка
лежит султанчик. Ребята, вы знаете что такое ветер? Какой бывает ветер? Возьмем
султанчики и создадим свой ветерок.
Что двигает султанчик? Воздух.
Опыт
№ 2 «Кораблики» (2 неделя)
Цель: продолжать знакомить детей с одним из
свойств воздуха - движением; движение воздуха – это ветер, различать его силу.
Описание опыта: В глубокую емкость набрать
воду, пустить бумажные корабли. Дети дуют на кораблики, меняя силу. Мы
ветер, который на море. Корабли с парусами двигаются за счет ветра. Ветер это
движение воздуха.
Опыт
№ 3 «Как работает воздух» (3 неделя)
Цель: увидеть, как воздух может поддерживать
предметы.
Материал: два одинаковых листа бумаги, стул.
Ход опыта:
1. Предложите малышу скомкать один лист
бумаги.
2. Затем пускай встанет на стул и с одинаковой
высоты бросит одновременно смятый и ровный листок.
3. Какой листок приземлился раньше?
Вывод: смятый листок упал на пол раньше, так
как ровный листок опускается, плавно кружась. Его поддерживает воздух.
Опыт
№ 4 «Дети машут веером» (4 неделя)
Цель: Познакомить детей с таким природным
явлением, как ветер, его свойствами и ролью в жизни человека.
Описание опыта: ребята я предлагаю, вам
помахать руками на себя. Что вы почувствовали? Ветерок.
А вот вам листы бумаги и я предлагаю помахать
на себя этими листами. Вам удобно? Приятно? А что нужно сделать?
Положите лист бумаги перед собой вертикально.
Отгибаем край и приглаживаем сгиб. – Давайте мы помашем на себя веером и что вы
почувствовали? Движение воздуха, прохладу, свежесть, приятное ощущение. Что
такое ветерок? Это слабое движение воздуха.
Хорошо, что солнце светит!
Хорошо что дует ветер!
Хорошо что этот лес вырос прямо до небес
Хорошо что в этой речке очень синяя вода
И мы дружные всегда.
Май: Тема
№ 3 «Свойства песка»
Опыт
№1 «Почему не получился куличик» (1 неделя)
Цель: ознакомление со свойствами песка: песок
сухой, сыпучий; из него нельзя построить куличики. Песок влажный: не сыпучий,
из него можно построить куличики
Описание опыта
Воспитатель насыпает в формочку песок и
пробует построить куличик. Песок из формочки рассыпается. Воспитатель
приглашает 2-3-х детей, чтобы они могли построить куличики. Далее,
воспитатель смачивает песок водой и пробует построить куличик. Куличик
получается. Воспитатель предлагает детям самостоятельно построить куличики из
влажного песка.
Далее воспитатель вместе с детьми делает
вывод: сухой песок светлого цвета, сыпучий. Из него нельзя построить куличики.
При смачивании песок становится темного цвета. Из него можно построить куличики
Опыт
№2 «Делаем дорожки и узоры из песка» (1 неделя)
Цель: продолжать знакомить со свойствами
песка: из сухого можно нарисовать любой узор. Из мокрого – нет.
Описание опыта:
Воспитатель раздает детям пластмассовые
бутылочки наполненные сухим и мокрым песком. Сначала показывает, а потом
предлагает детям нарисовать различные узоры. Мокрый песок не высыпается из
бутылочки, тогда как сухой песок свободно высыпается из бутылочки. Далее,
воспитатель с детьми рисуют коллективную картину песком.
В заключении дети подводят итоги: сухой песок
сыпучий, наполнив им бутылочку можно нарисовать любой узор. Мокрый песок
тяжелый, он не высыпается из бутылочки.
Опыт
№3. « Песок и земля» (2 неделя)
Цель: ознакомление со свойствами песка
(рыхлый) и земля (сухая, твёрдая).
Описание опыта:
На столе горшок с песком, банка с землей
и два «деревца» (ветка дерева). Педагог предлагает детям «посадить»
дерево в стакан с землей, а затем в стакан с песком. Дети сравнивают, во что
легче посадить дерево. Совместно с педагогом делают вывод о том, что земля
сухая, твёрдая, а песок — рассыпчатый.
Опыт
№ 4. «Определение цвета» (2 неделя)
Цель: ознакомление со свойством песка
(цвет).
Ход: Посмотрите внимательно, как вы думаете
какого цвета песок? (Светло – желтого).
Воспитатель: А теперь польем его водой. Какого
цвета стал песок? (Темного)
Вывод. Сухой песок светлый, а мокрый темный.
Опыт
№ 5. « Из чего состоит песок» (3 неделя)
Цель: ознакомление со свойствами песка.
Ход: у вас на столе лежат тарелочки с песком. Сейчас
мы рассмотрим песок. А поможет нам в этом необычный предмет? Лупа.
Рассмотрите, через лупу из чего состоит песок. Что вы видите?
Песок состоит из маленьких песчинок,
полупрозрачных, круглых, не прилипающих друг к другу.
А теперь внимание! Полейте песок в стакане
водой. Куда делась вода? Молодцы правильно. Значит, песок пропускает воду.
Опыт
№ 6. «Движение песка» (4 неделя)
Цель: ознакомление со свойствами песка.
Ход: ребята, как вы думайте, песок может
двигаться? А как это проверить?
Проверьте сами. Возьмите трубочки и тихонько
подуйте в трубочку на сухой песок. Что происходит? А теперь подуйте на сырой
песок? Что происходит?
Вывод: Песок сухой движется, а сырой нет.
Как вы думаете, можно на песке рисовать? А на
каком песке можно рисовать? Чем можно рисовать? Дети рисуют по сырому песку
зубочисткой, а по сухому пальчиком.
Заключительный
этап
Создание альбома «Опыты по экологии»,
картотеки опытов в исследовательский уголок.
Литература:
1. Основная образовательная программа
дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е.
Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Мозайка- Синтез, Москва, 2015-366с.
2. «Занятия по ознакомлению с природным и
социальным миром» во второй группе раннего возраста детского
сада Дыбина, О. В. Мозайка- Синтез, 2015-72 с.
3.
Организация экспериментальной деятельности дошкольников: метод.
Рекомендации/под общ. ред. Л. Н. Прохоровой. -3-е изд., доп. -М.: АРКТИ,2008. –
64 с