15.02.2024
Актуальность
На современном этапе главная задача музыкального воспитания
дошкольников средствами фольклора – повернуться лицом к народной музыке,
начиная с самого раннего возраста, когда еще только закладываются основные
понятия у ребенка, формируется речь и мышление, развиваются способности, умения
и навыки.
Интерес и внимание к народному искусству, в том
числе музыкальному, в последнее время в нашей стране еще более возрос. Все чаще
говорят о необходимости приобщения детей к истокам русской культуры, о возрождении
народных праздников с их традициями. Значение различных форм русского фольклора
в музыкальном образовании дошкольников трудно переоценить. Ведь, приобщая детей
к народному творчеству, мы тем самым приобщаем их к истории русского народа, к
нравственным общечеловеческим ценностям, которых так не хватает в наше неспокойное
время. Нельзя не отметить роль народной культуры в духовно-нравственном
воспитании дошкольников. Наши предки оставили нам воистину неисчерпаемый
источник народной мудрости. Немного творчества, выдумки, импровизации и из
старых обрядовых народных гуляний получатся замечательные праздники для наших
детей.
Поэтому свою основную задачу как педагога я вижу
в том, что бы как можно полнее познакомить своих воспитанников с русским
народным творчеством, привить им любовь к русской музыкальной культуре и
русским традициям. Сделать так, что бы и они в свою очередь передали эту любовь
своим детям.
Именно поэтому стала актуальной разработка проекта «Использование фольклора в музыкальном воспитании дошкольников».
Проблема
Проанализировав результаты работы с
воспитанниками, я пришла к выводу, что у
детей недостаточный слуховой багаж
произведений музыкального фольклора. Для
решения этой задачи и будет продолжаться работа с ребятами, педагогами и родителями по «вплетению» музыкального
фольклора в жизнь ребенка.
Предметом данной проектной деятельности является путь приобщения
дошкольников к народной культуре.
Цель проекта: Приобщение дошкольников к истокам русской
народной культуры путём знакомства с народным фольклором.
Задачи проекта:
1. Формировать у детей устойчивый
интерес к народному творчеству, желание знакомиться с разнообразными жанрами
фольклора.
2. Познакомить детей с русскими
народными песнями различных жанров, со звучанием и внешним видом русских народных
инструментов.
3. Формировать исполнительские навыки в
области пения, движения, музицировали.
4. Развивать активное восприятие музыки
посредством музыкального фольклора.
5. Развивать эмоциональное восприятие
народной музыки в различных видах музыкальной деятельности.
6. Развивать воображение, творческие и
актерские способности.
7. Воспитывать патриотические чувства,
гордость за великую державу.
Новизной и отличительной особенностью проекта является приобщение
детей к творческой деятельности; создание игровых миниатюр, инсценировок
народных фольклорных праздников, а также знание истоков народного творчества.
Тип проекта:
По продолжительности:
средней продолжительности.
По доминирующей линии:
практико-ориентированный.
По содержанию: социально -педагогический.
Участники проекта: дети дошкольного возраста,
воспитатели, музыкальные руководители, преподаватель изобразительной деятельности,
родители.
Этапы реализации проекта
I. Организационно-подготовительный
· Обоснование актуальности темы,
мотивация ее выбора;
· Определение цели и задач проекта;
· Подбор литературы, пособий,
атрибутов;
· Обсуждение с родителями детей
вопросов, связанных с реализацией проекта.
II. Основной
· Непосредственно-образовательная
деятельность с детьми.
· Совместная деятельность
· Самостоятельная деятельность детей.
III. Заключительный
· Обобщение результатов работы;
· Анализ деятельности.
Материально- технические ресурсы:
· музыкальный зал для
занятий с детьми;
· музыкальные инструменты:
бубен, трещотка и.т.д.;
· проектор
· экран
· технические средства
обучения: магнитофон, видео- и аудиоаппаратура,
· наборы СD - дисков,
микрофоны и др.;
· зал для проведения
праздников;
· национальные костюмы.
3. Методическое обеспечение:
· дидактический и
раздаточный материал;
· пособия по народному
творчеству;
· комплект методической и
теоретической литературы;
· разработанные сценарии
игр и праздников.
· картотека игр
· литература
· интернет ресурсы
Ожидаемые результаты:
Дети
проявят активный интерес и желание заниматься музыкальным фольклором:
У
детей будут сформированы навыки актёрского мастерства, коммуникативные
способности;
Воспитатели
получат интересную технологию работы с детьми, основанную на создании образно
Игровых
ситуаций, требующих от детей перевоплощения, работы фантазии, воображения. Они
сделают вхождение в мир фольклора для ребёнка желанным, интересным,
занимательным, личностно окрашенным и значимым. Также педагоги приобретут опыт
в изготовлении костюмов бутафории, реквизита и опыт совместного сотрудничества
с детьми и родителями.
План мероприятий для педагогов и родителей
Этап |
Мероприятия |
Сроки |
Ответственные |
Организационно подготовительный |
Анкетирование воспитателей анкетирование родителей Мониторинг творческих способностей, Наблюдения |
Январь |
Музыкальный Руководитель, воспитатели |
Основной |
Консультация для воспитателей «Музыкальный фольклор
в жизни детей дошкольного возраста |
Февраль |
Музыкальный руководитель |
Круглый стол знатоков народной музыки для педагогов
и родителей |
Март |
Музыкальный руководитель |
|
Культурно - досуговое мероприятие «Пасха» совместно
для детей, педагогов, родителей |
Апрель |
Музыкальный руководитель |
|
Семинар практикум с родителями |
Май |
Музыкальный руководитель воспитатели |
|
Семинар- практикум для родителей «Знакомство с детским фольклором. |
Июнь |
Музыкальный руководитель |
|
Круглый стол с участием родителей «Роль народного фольклора в детском саду |
Сентябрь |
Музыкальный руководитель воспитатели |
|
«Мастер-класс» для родителей «По изготовлению кукол оберегов» |
Октябрь |
Музыкальный руководитель |
|
Анкетирование воспитателей анкетирование родителей Мониторинг творческих способностей, Наблюдения |
Ноябрь |
Музыкальный руководитель воспитатель |
|
Фестиваль
«Народная мозайка» для педагогов |
Декабрь |
Музыкальный руководитель воспитатель |
План мероприятий с детьми
Название мероприятия |
Форма Проведения |
Предварительная работа |
Материал |
Направление |
Развлечение январь |
Беседа
с детьми о святочных праздниках, обычаях. Знакомить
детей с Рождественскими песнями и колядками. |
Музыкальные
инструменты |
Социально-личностное
развитие |
|
«Рождество» |
Праздник январь |
1.Рассказ
музыкального руководителя о рождественских
песнях и колядках. 2.Рассказ
об обычаях на святки рядиться, чтобы изменить свою внешность. Пение
колядки Проведение
русских народных игр. 3.Рассказ
о новогодних песнях «Овсенях»
о гаданиях под новый год с пением. 4.
Изготовление Вертепа |
Иллюстрации
с изображением ряженных |
Художественно-эстетическое
развитие |
«Пришла
Коляда-отворяй ворота!» |
Развлечение январь |
Беседа
о празднике Масленице, о традициях, обрядах, Обычаях. Разучивание
приговорок, прибауток, Закличек,
песен. Разыгрывание
сценок колядования. Загадки. Проведение
русских народных игр : « Бабка Ёжка» «Плетень». Рассказ
о святочных гаданиях |
Костюмы
ряженых Шумовые
и музыкальные инструменты. |
Позновательно-речевое
развитие. |
Масленица
|
Русский праздник февраль |
Рассказ
музыкального руководителя о Масленице. Проведение
русских народных игр. «Горшки»
, « Гори, Гори ясно». |
Костюмы
ряженых Шумовые
и музыкальные инструменты. |
Физическое
развитие. |
Знакомство
детей с масленичными песнями. |
«Посиделки» февраль |
Знакомство
с песнями которые пели в эти дни. Проведение
русской народной игры « Горелки» |
Костюмы
ряженых Шумовые
и музыкальные инструменты. |
Позновательно-речевое
развитие. |
«Алексей
с гор потоки» |
Развлечение март |
Рассказ
о народном празднике. Проведение
русских народных игр»Кораблики,»Родничок» Мероприятие «Капелька доброты», посвященное Серафиму
Соровскому. |
Иллюстрации
Обручи. Ленточки
голубые |
Физическое
развитие.Познавательно-речевое развитие. |
Вербное
воскресенье. |
Развлечение апрель |
Посещение
«избы».рассказ Хозяюшки о празднике Вербного воскресенья и вербе, обычаях,
приметах. Проведение
русских народных игр: Верба
-вербочка, «Заря
–заряница» Исполнение
русских народных песен. |
Веточки
вербы Народные
костюмы. |
Художественно-эстетическое
развитие |
Пасха. |
Праздник. апрель |
1 занятие: Рассказ
музыкального руководителя о праздновании Пасхи, Проведении
русских народных игр: «Верба-вербочка»,
«Солнышко-вёдрышко» Знакомство
с пасхальными песнями. 2 занятие: Рассказ об обычае на Пасху обмениваться яйцами, о
значении этого действия о праздновании последнего дня пасхальной
недели-Красной горки. 3 занятие: Разучивание
пасхальных песен, приговорок, Раскрашивание
Пасхальных яиц. Проведение
русских народных игр с яйцами и « «Прялица» |
Костюмы Музыкальные
инструменты Макет
горки Пасхальные
яйца. |
Социально-личностное
развитие |
Троица. |
Летний
праздник. июнь |
Рассказ
педагога о праздновании Троицы, об обрядах»Завивания» берёзки «Кумления
и «проводах русалок» Проведение
русских народных игр «Венок» и «В
кресты» хоровода» Во поле берёзонька стояла» Исполнение
песен про берёзоньку. |
Демонстрацион ный
материал. |
Позновательно-речевое
развитие. |
Ресурсное
обеспечение проекта
1.Нормативно
– правовой ресурс
·согласование
проекта с администрацией детского сада;
·утверждение проекта
с администрацией детского сада;
·утверждение
проекта на заседании творческой группы педагогов
2. Материально-
технический ресурс
·приобретение
инвентаря, расходного материала для изготовления пособий и создания специальной среды в музыкальном зале и в группах
3. Информационный
ресурс:
·подбор
методической и познавательной литературы по теме;
Программа
« Приобщение детей к истокам русской народной культуры» (О.Л.Князева, М.Д
Маханёва.
Программа
« Школа этнической социализации»( Л.В Суровяк, Новосибирск 2014.
Система
работы по формированию культуры здорового образа жизни
«Наша
традиция -Быть здоровыми!» ( Жуковин И.Ю. Карепова Т.Г)
Сбор
информации по теме проекта из Интернета и периодических изданий.
Материально-техническое;
Реализация
проекта требует изготовления информационных материалов для родителей
воспитанников.
Оформление
мини музея, иллюстраций, картотек .
Список литературы
1. Бундарина Т.А Знакомство
детей с русским народным творчеством С.Петербург,1998\
2. Боронина,Е.Г.»Оберег»
Программа комплексного изучения музыкального фольклора в детском саду.‒ М.:, ‒Владос,1999
3.Ветлугина Н.А.Музыкальное
развитие ребёнка М.Просвещение,1988
4.Дзержинская,И.Л.,Музыкальное
воспитание младших дошкольников: Пособие для воспитателя и музыкальных
руководителей детского сада(из опыта работы)-М.:Просвещение,1985-160с.,нот
5.Картушина М.Ю.Русские народные праздники в детском
саду. М.,2006
6.Картушина.М.Ю. Проблемы современного музыкального
воспитания дошкольников. Управление
дошкольного образования №5/2005
7.Калинина Р.Р.Программа
творческо-эстетического развития ребёнка. С.-Петербург, 2002
8.Калинина
Т.В.Новые информационные технологии в дошкольном детсве Ж. Управление ДОу 2008
9 .Кольцова М.И.
Русский фольклор на музыкальных занятиях, утренниках. Дошкольное воспитание
№5.1993
10.Князева О. Л. Маханёва,
М. Д Приобщение детей к истокам русской
народной культуры.
11.Мельников М.Н.
Детский фольклор и проблемы народной педагогики, Новосибирск, Просвещение, 1987
12.Остроух Г.А.
Музыкальный фольклор как средство музыкальных способностей детей. Дошкольное
воспитание №1994.
13. Старикова
К.Л.У истоков народной мудрости, Екатеренбург, Свер. Область Отделение
педагогического общества 1994.