Дорожная карта проекта "Использование фольклора в музыкальном воспитании дошкольников" 2024 год

15.02.2024

 Актуальность

На современном этапе главная задача музыкального воспитания дошкольников средствами фольклора – повернуться лицом к народной музыке, начиная с самого раннего возраста, когда еще только закладываются основные понятия у ребенка, формируется речь и мышление, развиваются способности, умения и навыки.

 Интерес и внимание к народному искусству, в том числе музыкальному, в последнее время в нашей стране еще более возрос. Все чаще говорят о необходимости приобщения детей к истокам русской культуры, о возрождении народных праздников с их традициями. Значение различных форм русского фольклора в музыкальном образовании дошкольников трудно переоценить. Ведь, приобщая детей к народному творчеству, мы тем самым приобщаем их к истории русского народа, к нравственным общечеловеческим ценностям, которых так не хватает в наше неспокойное время. Нельзя не отметить роль народной культуры в духовно-нравственном воспитании дошкольников. Наши предки оставили нам воистину неисчерпаемый источник народной мудрости. Немного творчества, выдумки, импровизации и из старых обрядовых народных гуляний получатся замечательные праздники для наших детей.

Поэтому свою основную задачу как педагога я вижу в том, что бы как можно полнее познакомить своих воспитанников с русским народным творчеством, привить им любовь к русской музыкальной культуре и русским традициям. Сделать так, что бы и они в свою очередь передали эту любовь своим детям.

Именно поэтому стала актуальной  разработка проекта «Использование фольклора в музыкальном воспитании дошкольников». 

Проблема

Проанализировав результаты работы с воспитанниками, я пришла к выводу, что у детей недостаточный слуховой багаж произведений музыкального фольклора. Для решения этой задачи и будет продолжаться работа с ребятами, педагогами и родителями по «вплетению» музыкального фольклора в жизнь ребенка.

Предметом данной проектной деятельности является путь приобщения дошкольников к народной культуре.

Цель проекта: Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры путём знакомства с народным фольклором.

Задачи проекта:

1.   Формировать у детей устойчивый интерес к народному творчеству, желание знакомиться с разнообразными жанрами фольклора.

2.   Познакомить детей с русскими народными песнями различных жанров, со звучанием и внешним видом русских народных инструментов.

3.   Формировать исполнительские навыки в области пения, движения, музицировали.

4.   Развивать активное восприятие музыки посредством музыкального фольклора.

5.   Развивать эмоциональное восприятие народной музыки в различных видах музыкальной деятельности.

6.   Развивать воображение, творческие и актерские способности.

7.   Воспитывать патриотические чувства, гордость за великую державу.

Новизной и отличительной особенностью проекта является приобщение детей к творческой деятельности; создание игровых миниатюр, инсценировок народных фольклорных праздников, а также знание истоков народного творчества.

Тип проекта:

По продолжительности: средней продолжительности.

По доминирующей линии: практико-ориентированный.

По содержанию: социально -педагогический.

Участники проекта: дети дошкольного возраста, воспитатели, музыкальные руководители, преподаватель изобразительной деятельности, родители.

Этапы реализации проекта

I. Организационно-подготовительный

·  Обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора;

·  Определение цели и задач проекта;

·  Подбор литературы, пособий, атрибутов;

·  Обсуждение с родителями детей вопросов, связанных с реализацией проекта.

II. Основной

·  Непосредственно-образовательная деятельность с детьми.

·  Совместная деятельность

·  Самостоятельная деятельность детей.

III. Заключительный

·  Обобщение результатов работы;

·  Анализ деятельности.

Материально- технические ресурсы:

·  музыкальный зал для занятий с детьми;

·  музыкальные инструменты: бубен, трещотка и.т.д.;

·  проектор

·  экран

·  технические средства обучения: магнитофон, видео- и аудиоаппаратура, 

·  наборы СD - дисков, микрофоны и др.;

·  зал для проведения праздников;

·  национальные костюмы.

3. Методическое обеспечение:

·  дидактический и раздаточный материал;

·  пособия по народному творчеству;

·  комплект методической и теоретической литературы;

·  разработанные сценарии игр и праздников. 

·  картотека игр

·  литература

·  интернет ресурсы

 

Ожидаемые результаты:

Дети проявят активный интерес и желание заниматься музыкальным фольклором:

У детей будут сформированы навыки актёрского мастерства, коммуникативные способности;

Воспитатели получат интересную технологию работы с детьми, основанную на создании образно

Игровых ситуаций, требующих от детей перевоплощения, работы фантазии, воображения. Они сделают вхождение в мир фольклора для ребёнка желанным, интересным, занимательным, личностно окрашенным и значимым. Также педагоги приобретут опыт в изготовлении костюмов бутафории, реквизита и опыт совместного сотрудничества с детьми и родителями.

 

План мероприятий для педагогов и родителей

 

Этап

Мероприятия

Сроки

Ответственные

Организационно

подготовительный

 

Анкетирование воспитателей анкетирование родителей

Мониторинг творческих способностей,

Наблюдения

Январь

Музыкальный

Руководитель,

воспитатели

Основной

         

Консультация для воспитателей «Музыкальный фольклор в жизни детей дошкольного возраста

Февраль

Музыкальный

руководитель

 

Круглый стол знатоков народной музыки для педагогов и родителей

 

Март

Музыкальный

руководитель

Культурно - досуговое мероприятие

«Пасха» совместно  для детей, педагогов, родителей

 

Апрель

Музыкальный

руководитель

Семинар практикум с родителями

   

Май

Музыкальный

руководитель

воспитатели

Семинар- практикум для родителей

«Знакомство с детским фольклором.

Июнь

Музыкальный

руководитель

Круглый стол с участием родителей

«Роль народного фольклора в детском саду

Сентябрь

Музыкальный

руководитель

воспитатели

«Мастер-класс» для родителей

«По изготовлению кукол оберегов»

Октябрь

Музыкальный

руководитель

Анкетирование воспитателей анкетирование родителей

Мониторинг творческих способностей,

Наблюдения

Ноябрь

Музыкальный

руководитель

воспитатель

 Фестиваль «Народная мозайка»

для педагогов

        Декабрь

Музыкальный

руководитель

воспитатель

 

 

 

План мероприятий с детьми

 

Название

 мероприятия

Форма

Проведения

Предварительная

 работа

Материал

Направление

«Зимние святки»Хочу такой сайт

Развлечение

январь

Беседа с детьми о святочных праздниках, обычаях.

Знакомить детей с Рождественскими песнями и колядками.

Музыкальные инструменты

 

Социально-личностное развитие

«Рождество»

Праздник

 

январь

 

1.Рассказ музыкального руководителя  о рождественских песнях и колядках.

2.Рассказ об обычаях на святки рядиться, чтобы изменить свою внешность.

Пение колядки

Проведение русских народных игр.

3.Рассказ о новогодних песнях

«Овсенях» о гаданиях под новый год с пением.

4. Изготовление Вертепа

Иллюстрации с изображением ряженных

Художественно-эстетическое развитие

«Пришла Коляда-отворяй ворота!»

Развлечение

 

январь

Беседа о празднике Масленице, о традициях, обрядах,

Обычаях.

Разучивание приговорок, прибауток,

Закличек, песен.

Разыгрывание сценок колядования.

Загадки.

Проведение русских народных игр : « Бабка Ёжка»

«Плетень».

Рассказ о святочных гаданиях

Костюмы ряженых

Шумовые и музыкальные инструменты.

Позновательно-речевое развитие.

Масленица

Русский  праздник

 

февраль

Рассказ музыкального руководителя о Масленице.

Проведение русских народных игр.

«Горшки» , « Гори, Гори ясно».

Костюмы ряженых

Шумовые и музыкальные инструменты.

Физическое развитие.

Знакомство детей с масленичными песнями.

«Посиделки»

 

февраль

Знакомство с песнями которые пели в эти дни.

Проведение русской народной игры « Горелки»

Костюмы ряженых

Шумовые и музыкальные инструменты.

Позновательно-речевое развитие.

«Алексей с гор потоки»

Развлечение

 

март

Рассказ о народном празднике.

Проведение русских народных игр»Кораблики,»Родничок»

Мероприятие  «Капелька доброты», посвященное Серафиму Соровскому.

Иллюстрации

Обручи.

Ленточки голубые

Физическое развитие.Познавательно-речевое развитие.

Вербное воскресенье.

Развлечение

 

апрель

Посещение «избы».рассказ Хозяюшки о празднике Вербного воскресенья и вербе, обычаях, приметах.

Проведение русских народных игр:

Верба -вербочка,

«Заря –заряница»

Исполнение русских народных песен.

Веточки вербы

Народные костюмы.

Художественно-эстетическое развитие

Пасха.

Праздник.

 

апрель

1 занятие:

Рассказ музыкального руководителя о праздновании Пасхи,

Проведении русских народных игр:

«Верба-вербочка», «Солнышко-вёдрышко»

Знакомство с пасхальными песнями.

2 занятие:

Рассказ  об обычае на Пасху обмениваться яйцами, о значении этого действия о праздновании последнего дня пасхальной недели-Красной горки.

3 занятие:

Разучивание пасхальных песен, приговорок,

Раскрашивание Пасхальных яиц.

Проведение русских народных игр с яйцами и « «Прялица»

Костюмы

Музыкальные инструменты

Макет горки

Пасхальные яйца.

Социально-личностное развитие

Троица.

Летний праздник.

 

июнь

Рассказ педагога о праздновании Троицы, об обрядах»Завивания» берёзки

«Кумления и «проводах русалок»

Проведение русских народных игр «Венок» и

«В кресты» хоровода» Во поле берёзонька стояла»

Исполнение песен про берёзоньку.

Демонстрацион

ный материал.

Позновательно-речевое развитие.

 

Ресурсное обеспечение проекта

1.Нормативно – правовой ресурс

·согласование проекта с администрацией детского сада;

·утверждение проекта с администрацией детского сада;

·утверждение проекта на заседании творческой группы педагогов

2. Материально- технический ресурс

·приобретение инвентаря, расходного материала для изготовления пособий и создания  специальной среды  в музыкальном зале и в группах

3. Информационный ресурс:

·подбор методической и познавательной литературы по теме;

Программа « Приобщение детей к истокам русской народной культуры» (О.Л.Князева, М.Д Маханёва.

Программа « Школа этнической социализации»( Л.В Суровяк, Новосибирск 2014.

Система работы по формированию культуры здорового образа жизни

«Наша традиция -Быть здоровыми!» ( Жуковин И.Ю. Карепова Т.Г)

Сбор информации по теме проекта из Интернета и периодических изданий.

Материально-техническое;

Реализация проекта требует изготовления информационных материалов для родителей воспитанников.

Оформление мини музея, иллюстраций, картотек .

Список литературы

1. Бундарина Т.А Знакомство детей с русским народным творчеством С.Петербург,1998\

2. Боронина,Е.Г.»Оберег» Программа комплексного изучения музыкального фольклора в детском саду.‒ М.:, ‒Владос,1999

3.Ветлугина Н.А.Музыкальное развитие ребёнка М.Просвещение,1988

4.Дзержинская,И.Л.,Музыкальное воспитание младших дошкольников: Пособие для воспитателя и музыкальных руководителей детского сада(из опыта работы)-М.:Просвещение,1985-160с.,нот

5.Картушина М.Ю.Русские народные праздники в детском саду. М.,2006

6.Картушина.М.Ю. Проблемы современного музыкального воспитания дошкольников.  Управление дошкольного образования №5/2005

7.Калинина Р.Р.Программа творческо-эстетического развития ребёнка. С.-Петербург, 2002

8.Калинина Т.В.Новые информационные технологии в дошкольном детсве Ж. Управление ДОу 2008

9 .Кольцова М.И. Русский фольклор на музыкальных занятиях, утренниках. Дошкольное воспитание №5.1993

10.Князева О. Л. Маханёва, М. Д  Приобщение детей к истокам русской народной культуры.

11.Мельников М.Н. Детский фольклор и проблемы народной педагогики, Новосибирск, Просвещение, 1987

12.Остроух Г.А. Музыкальный фольклор как средство музыкальных способностей детей. Дошкольное воспитание №1994.

13. Старикова К.Л.У истоков народной мудрости, Екатеренбург, Свер. Область Отделение педагогического общества 1994.

     
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».