19.12.2022
Приобщение дошкольников к культурному
наследию через игру на ложках.
Ложки – один из
наиболее древних и один из самых популярных и одновременно, малоизученный
ударный инструмент, применявшийся в русской народной музыке в старину, а также
используемый в настоящее время.
Точного время
возникновения русских ложек, как музыкального инструмента до настоящего времени
не известно
Так же, как некоторые другие принадлежности
обеденного стола они стали употребляться в народном музицировании.
Возникновение
ложек как народного музыкального инструмента в подражание европейским
кастаньетам связывается с характером песенной и инструментально-плясовой
русской фольклорной культуры и стремлением человека ритмизировать свою
деятельность.
Следует особо
подчеркнуть, что фольклорные музыкальные инструменты изначально требовали
специального изготовления, за исключением русских ложек. Ложки широко
использовались, как музыкальный инструмент, в крестьянских семьях. Оказалось,
что только русский крестьянин смог догадаться использовать в качестве ударного
музыкального инструмента для организации ритма подручные предметы домашней
утвари - столовые ложки.
Именно в период
становления новых традиционных жанров народной художественной культуры ложки
приобрели особую значимость, зазвучали как солирующий инструмент,
демонстрирующий виртуозное мастерство исполнителей, наподобие скоморошьих
представлений на Руси, где актёры разыгрывали комические сцены, исполняли
стилизованную музыку и танцы, иногда используя ложки в качестве ударных
инструментов.
На сегодняшний момент искусство игры на
ложках возрождается, они продолжают жить.
Повсеместно возникают ансамбли ложкарей,
участники которых демонстрируют навыки игры на инструменте. Инструментальные
коллективы – ансамбли и оркестры народных инструментов – стали использовать
ложки именно в качестве солирующего инструмента.
В хорах и ансамблях народной песни,
фольклорных коллективах используют инструмент при исполнении народных песен.
Ускоренный темп
жизни, а также огромное количество жизненных ритмов, с которыми постоянно
сталкиваются дети является одним из главных отличий современного общества.
Многообразие и аритмичность жизненных процессов, обусловленных социальными
проблемами, создает хаотичность, нестабильность в общении ребенка с миром.
Ритм –
первооснова музыки. Формирование чувства ритма - важнейшая задача педагога. Оно
помогает детям вызвать желание активно и с радостью участвовать в различных
видах музыкальной деятельности в том числе игре на музыкальных инструментах.
Элементарное музицирование с дошкольниками предполагает широкое использование
детских музыкальных инструментов, прежде всего шумовых, поскольку именно эти
инструменты просты и наиболее доступны детям дошкольного возраста. ...
Именно игра на
детских музыкальных инструментах в ансамбле является прекрасным средством
развития мышления, творческой инициативы, дисциплинирует произвольное слуховое
внимание, помогает вслушиваться в музыку.
Эта деятельность сплачивает детский коллектив,
учит взаимодействовать с ним, повышает ответственность каждого ребёнка за
правильное исполнение своей партии, учить слышать и анализировать собственное
исполнение и исполнение других участников оркестра, помогает детям преодолеть
неуверенность, расширяет музыкальный кругозор, развивает музыкальные
способности — чувство ритма, звуковысотный и тембровый слух, артистические
способности. В процессе игры на музыкальных инструментах у детей формируются личностные
качества.
Поэтому в процесс
музыкального воспитания детей дошкольного возраста оправдано включение ударных
шумовых инструментов и прежде всего ЛОЖЕК.
Особой любовью у
детей пользуется оркестр ложкарей. Стук ложек отлично сочетается с любой
мелодией, и маленькие ложкари справляются с любым ритмом и темпом. Кроме того,
деревянные ложки — это самый доступный музыкальный инструмент не только для
музицирования в детском саду, но и дома.
Благодаря игре
на ложках удается привлекать детей к знакомству и сохранению русских традиций.
Несмотря на огромное разнообразие различных
практических и методических разработок по развитию чувства ритма у старших
дошкольников через музицировали на детских музыкальных инструментах не всегда
уделяется должное внимание. Поэтому мною были определены такие направления
работы, как работа с воспитателями, работа с родителями и работа с детьми.
Работа с воспитателями состояла в проведении
консультаций по теме, в проведении мастер-классов по обучению приемам на
ложках.
Проведенные
индивидуальные беседы и консультации помогли родителям активно включиться в
участие в праздниках, концертах с участием ансамбля ложкарей.
В работе с ансамблем я использую технические
средства обучения ТСО: (компьютер, мультимедиа проектор.) - для отработки
техники игры на ложках; - в ритмической тренировке; - при знакомстве с
музыкальным инструментом или музыкальным. репертуаром; - для самооценки (дети
просматривают собственное исполнение, делают. выводы, анализируют); - на
праздничных мероприятиях, концертах и фестивалях.
Для того, чтобы
чувство ритма формировалось у большего числа воспитанников, на занятиях
использую такие виды работы, как знакомство с основными ритмическими рисунками,
знакомлю с элементарными музыкальными инструментами и приемами игры на них.
Освоив основные
приемы игры на ложках, объясняю детям, что ансамбль смотрится и звучит красиво
только тогда, когда все дети играют «как один» одновременно. Для этого надо
обязательно слушать и видеть рядом сидящего. Постепенно, чтобы придать ансамблю
«Русских ложкарей» колорит мы внесли в ансамбль другие народные инструменты.
Сейчас в нашем ансамбле звучат: ложки, трещотки, свистульки.
Музицирование на
детских музыкальных инструментах невозможно без использования
музыкально-дидактических и ролевых игр.
«Дирижёр и оркестр». Один воспитанник
становится дирижером, все остальные — оркестр. Дирижеру предоставляется
возможность самостоятельно решить, как будет звучать музыкальное произведение.
«Угадай, кого зову». Педагог или воспитанник
простукивает ритм имени ребёнка, а ребёнок должен узнать в нём своё имя и
поднять руку, и простучать его, произнося вслух. Называть можно имена в полной
и уменьшительной форме (Миша, Михаил, Мишенька).
«Эхо». Педагог или воспитанник изображает
определенный ритм, всем остальным предлагается его в точности повторить.
«Осенний
паровозик». Дети выбирают карточку и простукивают ритм, заданный на карточке.
Воспитывая у
детей через приобщение к истокам русской народной культуры, расширения и
обогащения знаний детей о быте русского народа желание играть на народных
инструментах и стремление более полно развивать уже имеющиеся музыкальные
способности, побудило меня через проект «Веселые ложкари» организовать
ансамбль.
Я считаю, что
игра в детском ансамбле ложкарей обладает высокими показателями для развития
чувства ритма старших дошкольников, обладает неоценимой помощью в формировании
произвольного слухового внимания, речевых навыков и вокально-певческой
культуры, учит умению взаимодействовать с коллективом, прислушиваться к музыке
и анализировать собственное исполнение
ФГОС требует от
современного педагога переосмысление и переоценку своей деятельности. Поэтому я
стараюсь создать условия для проявления способностей каждого ребенка, помочь
раскрытию личного потенциала дошкольника. Ведь дошкольник - это увлечённый исследователь,
который с радостью и удивлением открывает для себя окружающий мир.
Исходя из своего
собственного опыта работы с детским ансамблями ложкарей, я убедилась, что ложки
можно применять в самых разных видах деятельности детей: как в образовательной,
так и в игровой, самостоятельной, театрализованной, прикладной и музыкальной.
Обычные ложки
помогают решать целый комплекс задач музыкального воспитания дошкольника. Они
универсальны в применении, приемы игры на ложках быстро осваиваются, их форма и
размер соответствуют размеру исполнительского аппарата (рук) дошкольника, а
также – ложки прочны и надежны, имеют определенные музыкальные акустические и
тембровые параметры, создающие условия для активного музицирования, самостоятельной
деятельности и импровизации детей.
Исходя из
практики работы с ансамблем ложкарей, можно отметить, что организация набора
участников в такой ансамбль мало чем отличается от организации любого другого
музыкального коллектива и я предлагаю более простой и перспективный метод
набора в ансамбль: принимать всех желающих детей. Что это даёт? Во-первых,
такой метод набора избавляет руководителя от излишних хлопот, связанных с
прослушиванием каждого ребёнка, а главное – дети не чувствуют себя закрепощёнными,
как бывает при индивидуальном отборе.