05.08.2024
Пальчиковая гимнастика
В народной педагогике действие руками – один из
ведущих методов образовательной работы. Очень важно максимально включить мелкие
движения пальцев в повседневную жизнь ребёнка – всё это развивает моторику,
которая влияет на речевую и мыслительную деятельность детей.
Использование пальчиковой гимнастики предполагает выполнение
следующих правил:
Ø пальчиковые игры необходимо использовать систематически, ежедневно
Ø место имеет значение, главное – интерес ребёнка
Ø длительность упражнения зависит от эмоционального отклика детей – не
заставляйте их выполнять упражнения насильно.
Формирование мелкой моторики у детей ведётся в
трёх направлениях:
Ø самомассаж и специальные игры-упражнения для развития мелких
движений пальцев
Ø приобретение навыков самообслуживание, обучение умению
целенаправленно управлять движениями в бытовых ситуациях
Ø формирование моторики в специально-организованной деятельности на
занятиях, с использованием настольных и подвижных игр.
У детей дошкольного возраста довольно часто
наблюдается задержка в развитии речи, хотя они и здоровы. Чтобы повысить
работоспособность коры головного мозга, улучшить артикуляционные движения,
подготовить руку к письму необходимо систематически тренировать движения
пальцев и всей кисти рук, которые выступают важнейшим фактором в развитии
ребёнка.
Пальчиковую гимнастику начинаю проводить с младшего
возраста, провожу индивидуально или с подгруппой, в любой удобный отрезок
времени в течение дня: во время утренней гимнастики, физкультминуток, в свободное
время утром и после сна по 2-3 минуты. Особенно рекомендую проводить гимнастику
с детьми, имеющими речевые проблемы.
Наиболее часто использую в работе пальчиковую гимнастику стихотворного ритма, которая помогает поставить правильное дыхание, развить речевой слух. Особенно нравится детям такая гимнастика, как: «Дом и ворота», «Гости», «Кто приехал?». Нравится детям и то, что они имеют возможность проводить пальчиковую гимнастику, выступая в роли ведущего, он чувствует ответственность и дорожит тем, что именно ему я поручила эту роль. Это является, своего рода, мотивацией
Пальчиковая гимнастика для детей
дошкольного
возраста
Дом и ворота
На поляне дом стоит,
Пальцы обеих рук
делают "крышу".
Ну, а к дому путь
закрыт.
Руки повернуты
ладонями к груди,
средние пальцы
соприкасаются, большие - вверх - "ворота".
Мы ворота открываем,
Ладони
разворачиваются.
В этот домик
приглашаем.
"Крыша".
Индюк
Индюк из города идет,
Игрушку новую везет.
Игрушка не простая,
Игрушка расписная.
Пальчики обеих рук
"идут" по столу.
Гости
Стала Маша гостей
созывать:
И Иван приди, и Степан
приди,
И Матвей приди, и
Сергей приди,
А Никитушка - ну,
пожалуйста.
Вращение кистей рук к
себе. Поочередный массаж пальцев на обеих руках.
Кто приехал?
Кто приехал? Мы, мы,
мы.
Мама, мама, это ты?
Да, да, да.
Хлопать кончиками
больших и указательных пальцев.
Папа, папа, это ты?
Да, да, да.
Большие и средние
пальцы.
Братец, братец, это
ты? Да, да, да.
Большие и безымянные
пальцы.
Ах, сестричка, это ты?
Да, да, да.
Большие пальцы и
мизинцы.
Строим дом
Целый день тук да тук
-
Раздается звонкий
стук.
Руки сжаты в кулаки,
большой палец поднят вверх, постукивает по указательным пальцам.
Молоточки стучат,
Стучать кулаком
о кулак.
Строим домик для ребят
(зайчат, бельчат).
Пальцы соединить,
показать "крышу".
Вот какой хороший дом,
Сжимать-разжимать
пальцы.
Как мы славно заживем.
Вращать кисти рук.
Цветок
Вырос высокий цветок
на поляне,
Запястья соединить,
ладони развести в стороны, пальцы слегка округлить.
Утром весенним раскрыл
лепестки.
Развести пальцы рук.
Всем лепесткам красоту
и питанье
Ритмично двигать
пальцами вместе - врозь.
Дружно дают под землей
корешки.
Ладони опустить вниз,
тыльной стороной прижать друг к другу, пальцы развести.
Засолка капусты
Мы капусту рубим,
Движения прямыми
кистями вверх-вниз.
Мы морковку трем,
Пальцы обеих рук сжаты
в кулачки, движения кулаков к себе и от себя.
Мы капусту солим,
Имитировать посыпание
солью из щепотки.
Мы капусту жмем.
Сжимать и разжимать
пальцы.