05.08.2024
Дыхательная гимнастика
Остановимся подробнее не такой оздоровительной
технологии, как дыхательная гимнастика. Рассмотрим сначала, что такое дыхание.
Дыхание – это важнейший физиологический
процесс, происходящий автоматически рефлекторно. Процесс дыхания, который
осуществляется дыхательными центрами нервной системы, состоит из трёх фаз:
выдоха, паузы, вдоха.
Начальная фаза дыхания – выдох.
Дыхательная пауза следует за выдохом. Она
является переходной фазой. Нормальным считается дыхание, в котором участвует
весь дыхательный аппарат. Оно является смешанным или гармонично-полным.
Нижнее или успокаивающее дыхание. В нём участвуют нижние
отделы лёгких.
Среднее или укрепляющее дыхание. В нём участвуют
средние отделы лёгких.
Верхнее или радостное дыхание. В нём участвуют верхние отделы лёгких.
Существует также особое ритмическое дыхание. Оно
выполняется во время ходьбы.
Дыхательная система детей несовершенна: дыхательные
пути узкие, а слизистая оболочка, их выстилающая, очень нежная, легко
воспаляющаяся, даже под действием пыли. При воздействии негативных факторов и
без того узкие ходы становятся ещё хуже, ребёнку становится трудно дышать.
Правильное дыхание – необходимое условие полноценного
физического развития. Следует обратить внимание на то, как дышите вы и дети, и
всячески стараться сохранить у ребёнка врождённую способность к правильному
дыханию.
Я придерживаюсь мнения многих физиологов, которые
утверждают, что дышать правильно надо учить! Для этого необходимо научить
ребёнка глубокому выдоху для хорошей очистки лёгких и улучшения их снабжения
кислородом. Необходимо обращать внимание детей на то, что дышать нужно через
нос. Правильное носовое дыхание – условие здоровья ребёнка, профилактическое
средство против тонзиллитов и респираторных заболеваний. Не менее важно в
обучении правильному дыханию, является научить ребёнка сморкаться не
через обе ноздри, а поочерёдно. Во время прогулок полезно учить ребёнка
медленно вдыхать и ещё медленней выдыхать носом, а также при быстрой ходьбе и
медленном беге.
Дыхательная гимнастика играет значительную роль в
процессе оздоровления и закаливания дошкольников.
Для успешного овладения этой гимнастикой необходимо соблюдать основные правила:
Ø дышать надо с удовольствием, так как положительные эмоции сами по
себе имеют значительный оздоровительный эффект
Ø необходимо концентрировать внимание на дыхательном упражнении, что
увеличивает его положительное воздействие
Ø дышать надо медленно, это необходимо для насыщения организма
кислородом
Ø выполнять каждое упражнение не дольше, чем оно доставляет
удовольствие
Ø дышать надо носом
Ø все упражнения выполнять естественно, без усилий и напряжения
Ø привести свой организм в состояние глубокого расслабления
Ø воздух должен входить и выходить из лёгких одной непрерывной струёй.
Каждое дыхательное упражнение состоит из 6 этапов:
1. Принять позу и зафиксировать её.
2. Расслабиться.
3. Сосредоточиться на предстоящем упражнении, воспроизвести в
памяти и обдумать его основные элементы.
4. Сделать глубокий вдох.
5. Выполнить дыхательное упражнение.
6. Отдохнуть после упражнения, сменив позу.
В младшем и среднем дошкольном возрасте активно
использую общеразвивающие упражнения для рук, плечевого пояса и туловища в
сочетании со звуковой гимнастикой, начиная с исходного положения «стоя»,
«сидя», «лёжа на спине», «стоя на четвереньках».
В старшем дошкольном
возрасте постепенно возрастает нагрузка на опорно-двигательный аппарат и другие
системы организма. Для этого я ввожу в упражнения круговые, рывковые движения
рук, повороты и наклоны в стороны, повороты вокруг себя, использую различные
индивидуальные пособия.
Комплексы дыхательной гимнастики смотрите в приложении.