15.06.2022
Муниципальное
бюджетное образовательное учреждение
Детский
сад №23 «Ромашка»
СБОРНИК
музыкально-дидактических
игр с использованием конструктора LEGO детей старшего дошкольного
возраста
Сборник
музыкальных развлечений для детей 5 - 6 лет/сост.: Старушкина И.Г. –
Сухой
Лог: МБДОУ Детский сад №23 «Ромашка», 2019 г.
Данный сборник заданий предназначен для развития интереса к музыкально-конструктивной деятельности
детей 4 – 7лет. Музыкально-дидактические игры с использованием LEGO
конструктора
из сборника повышают мотивацию,
расширяют кругозор ребёнка, позволяют воспитывать наблюдательность,
коммуникативные качества, обеспечивают развитие интеллектуальных и творческих
способностей детей, помогут проявить
инициативу и самостоятельность старших дошкольников.
Все
данные критерии актуальны, так как это прописано в целевых ориентирах ФГОС ДО.
Настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного
возраста предпосылок, как к учебной, так
и самостоятельной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.
Сборник предназначен широкому кругу
специалистов, работающих в дошкольных образовательных учреждениях и, может быть
использован родителями при организации досуга детей.
Оглавление
Пояснительная
записка ………………………………………………… РАЗДЕЛ
1. Музыкально-дидактические игры ………………………
1.
«Ступеньки» (на развитие
звуковысотного слуха)………………....
2.
«Помоги барабану» (на развитие
звуковысотного слуха)……………..
3.
«Три поросенка» (на развитие звуковысотного
слуха)..…………
4. «Найди и покажи» (на развитие звуковысотного слуха)……..
5.
«Угадай, на чем играю» (на развитие
звуковысотного слуха)……….
6.
«Lego-дятел сел на сук» (на развитие ритмического слуха)................. 7.
«К нам Lego-гости пришли» (на развитие ритмического слуха)................................. 8.
«Lego-календарь» (на развитие ритмического слуха)……………... 9.
«Вокально-двигательная разминка с
использованием конструктора LEGO» (на Lego»развитие
ритмического слуха)……………………. 10. «Ритмическое
лото» (на развитие ритмического слуха)…………………... 11. «Веселые
подружки» (на развитие ритмического
слуха)…………. 12. «Прогулка» (на развитие ритмического слуха)……... 13. «Песня, танец, марш» (на способность определить жанр музыкального произведения)………………………………………… 14. «Веселый-грустный LEGO-робот» (на развитие музыкальной отзывчивости)…… Музыкальное
приложение………………………………………………. Список литературы
……………………………………………………… Приложение (диски с музыкальными записями,
дидактический материал)…………………………………………………………………………. |
4 6 6 6 6 7 8 8 8 9 10 10 10 11 12 13 14 6 |
Пояснительная записка.
Игра
– это искра, зажигающая огонёк
пытливости и любознательности.
В. А.Сухомлинский
Сборник
разработан на основе и в соответствии с
Федеральным государственным образовательным стандартом пп.2.6, в соответствии с
основной образовательной программой «От рождения до школы», является
дополнением к организации образовательной и самостоятельной музыкальной деятельности для системного
изучения интересов и познавательной мотивации у детей старшего дошкольного возраста. Сборник
составлен в форме
музыкально-дидактических игр с элементами конструирования, и предназначен
для работы с детьми старшего дошкольного возраста в процессе организации образовательной и самостоятельной
деятельности.
Детство- это особый мир, который сохраняется в душе человека на
всю жизнь, если в нём царят счастье и радость быть самим собой. Мир фантазии,
выдумки у детей связан с игрой. Во все исторические времена дети разных народов
играли и играют, подражая взрослым, реализуя свои желания и творческие
потребности.
Игра, по утверждению психолога Г.С. Тарасова - это эмоциональная непосредственность
мотивов, устремлённость к цели, оценка результатов деятельности, усвоение
нового. В ней зарождается личность ребёнка.
Интерес к процессу действования, «условность» действий, ситуации,
«языка» вводят детей в окружающий их мир. Сделать это вхождение желанным,
занимательным, значимым - задача взрослых.
Наиболее полезны для ребёнка старшего дошкольного возраста такие игры, которые
имеют направленность на развитие познавательных способностей, внимания, памяти,
логического мышления, находчивости, коммуникативных
навыков и творческого воображения. Уровень любознательности, умственной и
деятельной активности дошкольников проявляется в игре. Ребёнок сам придумывает
сюжет игры, используя для этого игрушки и различные предметы конструктора,
придавая им игровое значение, выступает как организатор в подгруппе играющих
детей- сверстников.
Основная цель сборника помочь музыкальному
руководителю и воспитателю организовать музыкальную деятельность, вызвать интерес к
музыкальным играм через игру с конструктором LEGO у детей старшего дошкольного возраста.
Сборник содержит 1 раздел:
ü
музыкально-дидактических
игр с использованием LEGO-конструктора.
Эта группа игр посвящена одной из
тем, прописанных в примерной общеобразовательной программе дошкольного
образования «От рождения до школы»:
различать звуки по высоте, тембру, отмечать ритмический рисунок, следить за
направлением движения мелодии и т.д.
В сборнике
представлены музыкальные игры, направленные на реализацию Федерального
государственного стандарта дошкольного образования.
Задания имеют следующую структуру: цель, игровой
материал, музыкальное сопровождение, ход игры,
Данный сборник предназначен для многоцелевого
использования: воспитателями детского сада ,музыкальными руководителями,
родителями для организации самостоятельной музыкальной деятельности детей. Представленный материал будет полезен воспитателям
детских садов, родителям дошкольников.
Идея,
лежащая в основе сборника, заключается в том, что не все дети присутствуют при совместной
образовательной деятельности, и они нуждаются в музыкально-конструктивных играх, организованных в самостоятельной
деятельности. Подобранные игры направлены на помощь детям, которые проявляют интерес к
музыкальной, а также конструктивной деятельности.
Дидактические
игры на определение высоты звуков с использованием LEGO конструктора.
«Ступеньки»
Цель: развивать
звуковысотный слух детей, внимание, мышление, эмоциональную отзывчивость через
конструирование.
Игровой
материал: конструктор LEGO для
построения лесенки из пяти ступенек , LEGO человечик, детские музыкальные инструменты (аккордеон,
металлофон, губная гармошка).
Музыкальное сопровождение: диск
1, №1.
Ход
игры: Музыкальный
руководитель или воспитатель предлагает детям построить лесенку из пяти
ступенек по образцу, изображенному на
мультимедийном экране или на картинкахс пошаговой инструкцией построения.
Ребенок - ведущий исполняет
на любом инструменте мелодию, другой ребенок определяет движение мелодии вверх,
вниз или на одном звуке и соответственно передвигает игрушку (например,
зайчика) по ступенькам лесенки вверх, вниз или постукивает на одной ступеньке.
Следующий ребенок действует другой игрушкой.
«Помоги
барабану»
Цель: познакомить
с музыкальным инструментом, развивать музыкальный слух и умение
различат динамические оттенки: громко, тихо; развивать конструктивные
способности, воображение, коммуникацию.
Игровой
материал:
конструктор, картинка с изображением барабана, барабан.
Ход игры: Воспитатель вносит в группу яркую «Подарок-посылку» от
Веселого барабанщика, в посылке находятся барабаны и конструктор Lego ,Веселый
барабанщик предлагает детям сыграть свой барабанный марш. Дети самостоятельно
или с помощью картинки с изображением барабана приходят к выводу, что у
барабанов нет палочек, но их можно сконструировать
из деталей Lego- конструктора или просто простучать марш на
барабанах деталями конструктора.
Затем воспитатель играет на
барабане простой ритмический рисунок сначала громко (дети повторяют, затем –
тихо (дети к повторяют)
« Три поросёнка»
Цель: развивать
музыкальную память, внимание и звуковысотный
слух через конструирование.
Уметь
различать по слуховому восприятию высокие, низкие и средние звуки в пределах
мажорного трезвучия: до-ля-фа.
Игровой материал: домик, построенный из LEGO
конструктора, фигурки поросят из LEGOконструктора, музыкальные инструменты.
Музыкальное
сопровождение: Диск 1, №2.
Ход игры: Педагог предлагает детям вспомнить
сказку «Три поросёнка» и её персонажей. Он говорит, что поросята теперь живут в
одном домике и очень любят петь, только всех их зовут по-разному и поют они
разными голосами. У Ниф-нифа самый высокий голос, у Нуф-нуфа самый низкий, а у
Наф-нафа средний. Поросята спрятались в домике и покажутся только тогда, когда
дети угадают, кто из них поёт такими голосами и повторяет его песенку. При
выполнении этих условий детям показывают картинку с изображением поросёнка.
«
Найди и покажи»
Цель: Различать звуке
по высоте (ре ля).Развивать через слуховое восприятие, звуковысотный слух,
внимание, память, музыкальное мышление через игру в конструктор LEGO.
Игровой материал: кирпичики из конструктора LEGO маленькие и большие, музыкальные
инструменты.
Игровые
правила:
Слушать музыкальный вопрос, отвечать на него
противоположным по высоте звука напевом.
Музыкальное сопровождение: Диск 4,
№1,2,3,4.
Игровые действия: Отгадывать,
кого зовут, пропевать соответствующие звукоподражания.
Ход игры: Педагог
знакомит детей с высокими и низкими звуками, используя знакомые детям
звукоподражания. Обращает внимание на то, что мамы поют низкими голосами, а
детки высокими, тонкими; для этого он рассказывает детям о том, что в одном
дворе жили утка с утятами (показывает картинки), гусь с гусятами, курица с
цыплятами, а на дереве птица с птенчиками и т.д. Однажды, подул сильный ветер,
пошёл дождь, и все спрятались. Мамы-птицы стали искать своих детей. Первой
стала звать своих деток мама-утка: Где мои утята, милые ребята? Кря-кря! А
утята ей отвечают: Кря-кря, мы здесь! Обрадовалась уточка, что нашла своих
утят. Вышла мама курица и т.д.
«Угадай, на чём играю»
Цель:
Развивать слуховое восприятие, различать звучание
различных инструментов, внимание, память, музыкальное мышление через игру в
конструктор LEGO.
Игровой
материал:
карточки с изображением музыкальных инструментов, конструктор LEGO.
Музыкальное сопровождение : диск №1
Ход игры.
1.
Педагог предлагает детям поиграть в оркестр.
-
А как он руководит оркестром? (дети отвечают). Давайте, дирижёром сегодня буду
я, но так как у нас необычный оркестр, вместо дирижерской палочки у меня будут
детали конструктора Лего. Руководить оркестром я буду с их помощью.
2.
Педагог показывает кирпичики и выставляет на стенд карточки-подсказки с
изображением музыкальных инструментов.
-
Каждому музыкальному инструменту соответствует определённый цвет кирпичика –
жёлтый – бубен, зелёный – ложки, синий – маракас, красный – металлофон.
-
И чтобы было понятно, какой инструмент должен играть, на помощь придут
карточки-подсказки.
-
Если у меня в руке будет синий кирпичик, какие инструменты зазвучат? (дети:
маракасы, когда я возьму красный кирпичик – (металлофон).
3.
Репетиция оркестра без музыки. Педагог показывает кирпичик, дети играют на том
инструменте, который соответствует цвету.
-
Давайте настроим свои инструменты и проведём небольшую репетицию перед
концертом. Внимательно смотрите на карточки-подсказки.
Я
буду показывать вам кирпичики, а в ответ должны звучать только те инструменты,
которые соответствуют этому кирпичику.
4.
Импровизация в оркестре под музыкальное сопровождение.
5.
Подведение итогов игры.
-
Понравился вам наш оркестр? Тогда в следующий раз вы сами станете дирижёрами.
Эта
игра проводится в различных вариантах. Детей можно разделить на группы. По
команде взрослого часть ребят играет на определённом инструменте, остальные
дети подбирают кирпичики нужного цвета. Эту игру можно использовать при
узнавании отдельных инструментов и классических произведений
Дидактические игры на
развитие ритмического слуха
«Lego -дятел сел на сук»
Цель:
Выстукивание заданного ритма.
Игровой материал: постройка из конструктора Lego «Дятел», детали конструктора.
Ход игры: Воспитатель в качестве сюрпризного
момента вносит в группу Lego -
дятла, берет в каждую руку по детали конструктора и, проговаривая текст игры, выстукивает деталями конструктора Lego сначала сама,
потом вместе с детьми, определенный ритм:
Lego
-дятел сел на сук.
Тук, тук, тук-тук-тук, тук
Всюду слышен перестук.
Тук, тук, тук-тук-тук, тук.
То он медленно стучит
Тук, да тук. Тук, да тук.
То быстрее зазвучит
Перестук, перестук:
Тук, тук, тук….
«К
нам Lego- гости пришли»
Цель:
Побуждать детей подбирать нужные мелодии для разных персонажей, развивать
чувство ритма.
Игровой материал: Lego –персонажи (зайчик.
лисичка, медведь, детали конструктора
Lego, подборка мелодий.
Ход игры: Воспитатель в качестве сюрпризного
момента вносит в группу Lego
–персонажи (зайчик. лисичка, медведь)Детям
предлагается угадать мелодию, характерную для каждого персонажа. А затем
простучать ритмический рисунок данного героя (зайчик-тихо и быстро
простучать деталями конструктора
друг по другу; медведь-громко и медленно простучать деталями; лисичка-«проскользить»деталями конструктора).
«Lego-календарь»
Цель. Совершенствовать чувство темпа и ритма.
Учить сочетать текст с движениями и музыкой. Создавать у детей хорошее настроение, расширять
представления об окружающей природе и явлениях, происходящих в ней. Учить
понимать красоту сменяющих друг друга времен года и воспитывать творческое
отношение к природе.
Игровой материал: волшебный мешочек, детали конструктора Lego,снежинка,
цветочек из бумаги, подборка мелодий.
Ход игры: Воспитатель вносит в группу волшебный
мешочек, в котором лежат 4 или более деталей конструктора Lego :зеленые (на них гуашью нарисована
или наклеена ягода, желтые (на них гуашью нарисован или наклеен гриб,
белые (на них гуашью нарисована или наклеена снежинка) синие (на
них гуашью нарисован или наклеен подснежник). Дети, стоя или сидя в кругу,
передают друг другу кубик и ритмично произносят текст:
Волшебный мешочек по кругу спешит,
В нем Lego конструктор спокойно лежит.
Но вот остановка и я достаю
Деталь
от Lego и в центр иду.
Все:
Назови детали цвет
И скорей нам дай ответ.
(Ребенок называет цвет детали.)
А теперь не спеши,
Время года назови.
Ребенок называет время года,
соответствующее цвету детали
конструктора Lego. По желанию детей можно прочитать стишок или исполнить вокальную импровизацию,
соответствующую выбранному времени года.
Вокально – двигательная разминка с использованием деталей
конструктора
Legо
Цель: концентрация внимания детей на координации их собственных
движений с пением, с музыкальным
метроритмом.
Игровой материал:конструкторLEGO,
Ход разминки: Воспитатель вносит в
группу детали конструктора Lego и
предлагает детям простучать заданный музыкальным произведением ритмический рисунок деталями конструктора, сопровождая их
словами и действиями.
“ По коленочкам из Lego мы деталью постучим ” ударяют по коленям деталями Lego
Мы деталью постучим.
Тра – та – та – та, тра – та
– та – та,
Мы деталью постучим
А теперь по локоточкам
И по пяткам постучим
Тра – та – та – та, тра – та
– та – та,
Мы деталью постучим
А теперь по спинке друга
Мы деталью постучим
Тра – та – та – та, тра – та
– та – та,
Мы деталью постучим
Ударяют по локтям и пяткам
деталями Lego
Осторожно ударяют по спине соседа
деталями Lego
«Ритмическое
лото»
Цель:
совершенствовать у детей чувство ритма.
Игровой материал: кубики из конструктора LEGO (два цвета , маленькие –большие, тонкие-толстые)
Музыкальное сопровождение: Диск №1
Ход
игры: дети прослушивают ритмический рисунок, затем прохлопывают
его, а потом выстраивают звуки по длительности. Те дети, которым сложно
определять какой звук звучит, выполняют задание наоборот. Они строят свой
ритмический рисунок, а музыкальный руководитель
проигрывает построенную из конструктора
мелодию. В игре можно использовать знакомые
детям попевки, стихи и песни.
«Веселые
подружки»
Цель: развивать
эмоциональную отзывчивость, чувство ритма детей, внимание, музыкальную память.
Игровой
материал:
матрешки из LEGO-конструктора (5 шт.). Можно
использовать варианты: все куклы одной величины, но разного цвета, либо разной
величины.
Музыкальное сопровождение: диск 2, №1.
Ход
игры: фигурки стоят на столе, одна за другой в колонне. Дети сидят
полукругом или в шахматном порядке, лицом к столу. Звучит русская народная
мелодия «Светит месяц».
Педагог: Познакомьтесь, ребята к нам в гости пришли весёлые
подружки: Дашенька, Глашенька, Сашенька, Иринушка, Маринушка. (Выставляет их в
одну шеренгу.) Они очень любят плясать и хотят вас научить. Вот как умеет
Дашенька!
Педагог берёт матрёшку и выстукивает деревянной подставкой
ритмический рисунок. Дети повторяют ритм на деревянных ложках. Можно просто
отхлопать ритм в ладоши. Ритмы так же можно демонстрировать детям, исполняя их
на фортепиано.
«Прогулка»
Цель: Развивать чувство ритма, внимание, коммуникативные способности.
Игровой материал:
Музыкальное
сопровождение: Диск 2, №2
Ход игры: Дети рассаживаются вокруг взрослого, у каждого из них кубики LEGO.
Педагог: «Сейчас, дети, пойдем с вами на прогулку, но она необычная. Мы будем гулять в комнате, а помогать нам будут музыкальные кубики. Вот мы с вами спускаемся по лестнице».
Взрослый медленно ударяет молоточком по ладони. Дети повторяют такой же ритмический рисунок.
Педагог: «А теперь мы вышли на улицу, - продолжает педагог. Светит солнышко, все обрадовались и побежали. Вот так!»
Частыми ударами
передает бег. Дети повторяют.
Педагог: «Таня взяла мяч и стала медленно ударять им о землю».
Педагог вновь медленно ударяет кубиками. Дети повторяют, стали быстро прыгать: скок, скок.
Педагог: «Но вдруг на небе появилась туча, закрыла солнышко, и пошел дождик. Сначала это были маленькие редкие капельки, а потом начался сильный ливень».
Педагог постепенно ускоряет ритм ударов кубиками. Дети побежали «домой».
Дидактическая игра на
определение жанра
«Песня,
танец, марш»
Цель:
Дать представления о первичных жанрах музыки (песня, танец, марш), их
характерных особенностях. Обогащать высказывания детей об эмоционально-образном
содержании музыки. Развивать память,
внимание, мышление.
Игровой
материал: конструктор LEGO(кубики
3 цветов)
Музыкальное
сопровождение: Диск 2, №4,5,6; Диск 1.
Ход
игры:
1 вариант.
Музыкальный руководитель исполняет (или дает прослушать) детям музыкальное
произведение (или отрывок). Ребенок показывает кирпичик определенного цвета,
соответствующий характеру музыки ( «красный», «желтый» , «синий»).
2 вариант. Перед каждым ребенком кирпичики из конструктора 3
цветов. Музыкальный руководитель либо воспитатель исполняет произведение, и
дети выбирают кирпичик определенного цвета, который соответствует жанру,
или характеру музыкального произведения поднимают их.
Музыкально-дидактические
игры
на развитие
эмоциональной отзывчивости на музыку
«Веселый-грустный Lego-робот»
Цель:
различать построение музыки, развивать конструктивные, коммуникативные способности детей.
Игровой материал: LEGO персонажи
Музыкальное сопровождение:Диск №2
Ход игры: Воспитатель вносит в группу Lego –персонажи: улыбчивого робота и
грустного робота. Дети слушают музыку и
самостоятельно выбирают Lego
–персонажа, настроение которого соответствует настроению мелодии.
2
вариант игры: дети самостоятельно конструируют
под музыку веселого или грустного робота.
Музыкальное
приложение
Диск 1
1. «Вот иду я
вверх»
2. «Песенка трёх
поросят»
3. «Маленькой
ёлочке»
4. «Зимушка-зима»Филиппенко
5. «Весенние цветы»
6. «Дождик»Парцхаладзе
7. «От чего плачет
осень»
8. «Солнечная
капель»
9. «Песенка-капель»
Алексеевой
10.
«Чунга-чанга»
Шаинского
11.
«От
улыбки»
12.
«Папа
может»
13.
«В
траве сидел кузнечик»
14.
«Антошка»
15.
«Белые
кораблики»
Диск 2
1. «Светит месяц»
2. «Ходим –бегаем
3. «Ах,вы сени»
4. Марш
5. Вальс
6. Полька
7. Танго
Диск 3
1.Колокол
2. Скрипка
3.Труба
4.Рояль
5. Балалайка
6.Ксилофон
7.Барабан
8. Арфа
Диск4
1.Утка
2.Гусь
3.Курица
4. Птицы
Список литературы
Ø https://infourok.ru/sbornik-muzikalnodidakticheskih-igr-dlya-doshkolnikov-438635.html
Ø
http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2014/10/18/sbornik-muzykalno-didakticheskikh-igr
Ø
https://moluch.ru/th/1/archive/41/1321/
Ø
http://detsad-kitty.ru/games/rgame/12951-muzykalno-didakticheskaya-igra-strunnye-udarnye-i.html
Ø
http://yandex.ru/clck/jsredir?