Консультация для
родителей
«Значение режима
в воспитании старшего дошкольника»
Большое значение для здоровья и физического развития детей
имеет режим дня. Режим дня — это система распределения периодов сна и
бодрствования, приемов пищи, гигиенических и оздоровительных процедур, занятий
и самостоятельной деятельности детей. Бодрое, жизнерадостное и в то же время
уравновешенное настроение детей в большой мере зависит от строгого выполнения
режима. Запаздывание еды, сна, прогулок отрицательно сказывается на нервной
системе детей: они становятся вялыми или, наоборот, возбужденными, начинают
капризничать, теряют аппетит, плохо засыпают и спят беспокойно.
Один из немаловажных отличительных признаков воспитания в
детском саду от домашнего – это режим в детском саду. В детском саду все
подчинено заранее установленному распорядку. И это несомненный плюс. Ведь такая
системность приучает даже самого взбалмошного карапуза к аккуратности,
точности, порядку. Что уж говорить о питании. Любой диетолог подтвердит, что
правильный прием пищи в одно и то же время способствует росту здорового
организма.
Режим
дня — это четкий распорядок жизни в течение суток, предусматривающий
чередование бодрствования и сна, а также рациональную организацию различных
видов деятельности. Правильный, соответствующий возрастным возможностям ребенка
режим укрепляет здоровье, обеспечивает работоспособность, успешное
осуществление разнообразной деятельности, предохраняет от переутомления.
Любая
деятельность — это ответная реакция на внешний раздражитель, осуществляемая
рефлектор но. Она является результатом сложных процессов в коре головного
мозга, сопровождается огромной тратой нервной энергии и приводит к утомлению.
У
ребенка, приученного к строгому распорядку, потребность в еде, сне, отдыхе
наступает через определенные промежутки времени и сопровождается ритмическими
изменениями в деятельности всех внутренних органов. Организм как бы
заблаговременно настраивается на предстоящую деятельность, поэтому она
осуществляется достаточно эффективно, без лишней траты нервной энергии и не
вызывает выраженного утомления.
В
первые три года жизни режим дня меняется несколько раз. Он должен быть подчинен
основным задачам воспитания детей преддошкольного возраста: способствовать
правильному росту и развитию, укреплению здоровья, развитию основных движений,
становлению речевой функции.
Режим
дня детей дошкольного возраста должен строиться также с учетом особенностей их
высшей нервной деятельности, которая характеризуется все еще легкой
истощаемостью клеток коры головного мозга, определенной неустойчивостью нервных
процессов.
Хорошая
работоспособность в течение дня обеспечивается разнообразием видов деятельности
и их чередованием. С физиологических позиций это объясняется способностью коры
головного мозга одновременно работать и отдыхать. В каждый отдельный момент
работает не вся ее поверхность, а отдельные участки, именно те, которые ведают
данной деятельностью (поле оптимальной возбудимости). Остальные области коры в
это время находятся в состоянии покоя. При изменении характера занятий поле
оптимальной возбудимости перемещается и создаются условия для отдыха ранее
функционировавших участков коры головного мозга.
Все
физиологические процессы в организме, имея свой биологический ритм, подчиняются
единому суточному ритму — смене дня и ночи. В течение суток активность и
работоспособность ребенка не одинаковы. Их подъем отмечается от 8 до 12 ч и от
16 до 18 ч, а период минимальной работоспособности приходится на 14—16 ч. Не
случайно поэтому занятия, вызывающие выраженное утомление детей, планируются в
первую половину дня, в часы оптимальной работоспособности.
Работоспособность
неоднозначна и на протяжении недели. В понедельник она невысока. Это можно
объяснить адаптацией ребенка к режиму детского сада после двухдневного пребывания
в домашних условиях, когда в большинстве случаев привычный режим существенно
нарушается. Наилучшие показатели работоспособности отмечаются во вторник и
среду, а начиная с четверга она вновь ухудшается, достигая самых низких
характеристик в пятницу и субботу. Следовательно, к концу недели происходит
постепенное и неуклонное нарастание утомления. В известной мере это обусловлено
большой продолжительностью малоподвижного состояния детей, занятых спокойными
играми, хозяйственнобытовым трудом, учебной работой. В общей сложности 75—80%
времени пребывания в детском саду приходится на малоподвижную деятельность,
между тем как ребенку присуща потребность в активных движениях. Увеличение
двигательного компонента и рациональное (с учетом динамики работоспособности) распределение
в течение недели занятий, особенно утомительных для детей, можно отнести к
числу мер по предупреждению утомления.
Продолжительность
отрезков бодрствования у дошкольников ограничивается 5—6 ч. Отсюда вытекает
необходимость чередования бодрствования и сна.
Ребенок,
с раннего детства привыкший жить по режиму, охотно его выполняет. Ему не
приходит в голову, что можно отказываться идти спать, когда наступило время.
Если он в 9 часов вечера лег и не позднее чем через полчаса крепко уснул, то
утром его не приходится будить— он сам просыпается бодрым, веселым. У ребенка
имеется достаточно времени, чтобы спокойно одеться, и родителям не приходится
поторапливать его и высказывать недовольство по поводу его медлительности. Днем
они не тратят время на многократные приглашения, уговоры сесть за стол или
пойти погулять. День в семье начинается и кончается спокойно, все конфликтные
ситуации, связанные с соблюдением режима, исключены. Вечерние часы родители
полностью используют для своих дел.
Если
изо дня в день повторяется ритм в часах приема пищи, сна, прогулок, разных
видов деятельности, то это благоприятно влияет на состояние нервной системы и
на то, как протекают все физиологические процессы в организме. В детских
дошкольных учреждениях режим осуществляется полностью. Но дома (у детей как не
посещающих, так и посещающих детские сады) он далеко не всегда соблюдается.
Замечено, что отсутствие правильного режима дня в выходные дни отражается на
состоянии ребенка в детском саду в понедельник: чувствуется некоторая
утомленность, вялость (или, напротив, повышенная возбудимость), малыш склонен
значительно больше поспать днем, чем в остальные дни…
На
протяжении 4 дошкольных лет режим меняется незначительно. Несколько уменьшается
суточное количество сна, преимущественно за счет дневного. Но нельзя забывать,
что ребенок все еще нуждается в более продолжительном сне, чем взрослый
человек.
Ребенку
до 5 лет положено спать в сутки 12,5—12 часов, в 5—6 лет — 11,5—12 часов (из
них примерно 10—11 часов ночью и 1,5—2,5 часа днем).
Для
ночного сна отводится время с 9—9 часов 30 минут вечера до 7—7 часов 30 минут
утра. Дети-дошкольники спят днем один раз. Укладывают их так, чтобы они
просыпались в 15—15 часов 30 минут. Организовывать дневной сон позже
нецелесообразно — это неизбежно вызывало бы более позднее укладывание на ночной
сон. Шестичасовое бодрствование во второй половине дня — это как раз тот
промежуток времени, в течение которого ребенок достаточно наиграется, чтобы
почувствовать потребность в отдыхе.
Особенности
сна ребенка в большой мере определяются условиями воспитания. Необходимость
идти спать порою воспринимается как неприятность, ребенок просит разрешения еще
поиграть, посмотреть телевизор. Получив отказ, он в плохом настроении идет
умываться, раздеваться, долго возится, не засыпает, а утром его приходится
будить, лишая части необходимого отдыха. Систематическое недосыпание
отрицательно сказывается на настроении ребенка, приводит к возникновению у него
капризов, вредно отражается на состоянии центральной нервной системы. Поэтому
столь важно, используя соответствующие педагогические и гигиенические средства,
укреплять потребность ребенка в сне, вызывать чувство удовольствия при
укладывании, приучать быстро засыпать без всяких дополнительных воздействий.
Какие
же средства способствуют решению этих задач?
Прежде
всего воспитанная еще в раннем детстве привычка выполнять режим. Обычно ребенку
хочется как-то завершить то, что он делает (и это можно только приветствовать).
Поэтому следует заранее, минут за 10—15, предупредить малыша о том, что скоро
нужно ложиться спасть. А когда это время наступит, настаивайте, чтобы ребенок
не задерживался.
Постепенному
переключению от игры ко сну способствует привычка ребенка раздеваться
самостоятельно. Уже к трем годам малыш может почти самостоятельно раздеться и
аккуратно сложить одежду. На протяжении последующих лет эти навыки
совершенствуются.
Режим
дня в семье
Поведение
ребенка в детском саду, его настроение, работоспособность находятся в прямой
зависимости от того, как организованы его деятельность и сон в семье в обычные,
а также в выходные дни.
Выходные
дни дети проводят дома, как правило, с существенными отклонениями и даже нарушениями
привычного режима. Не случайно функциональный уровень дошкольников в
понедельник бывает хуже, чем во второй, третий день недели. Необходима
серьезная организационная и воспитательная работа среди родителей по
упорядочению домашнего режима и приведению его в соответствие с установленным в
детском саду. Внимание родителей следует привлечь к организации вечерней
прогулки, ночного сна, а в выходные дни к полноценному отдыху на воздухе,
регламентации просмотра телевизионных передач, особенно перед сном.