26.02.2021
Старушкина И.Г.,
музыкальный руководитель МБДОУ №23 «Ромашка»,
Пухова Н.В.,
воспитатель МБДОУ №23 «Ромашка»,
с. Знаменское,
Сухоложского ГО
Музыкально-дидактические игры для детей дошкольного возраста
с использованием LEGO -конструктора
Игра – это искра, зажигающая огонёк
пытливости и любознательности
В. А.Сухомлинский
Аннотация
В данной статье рассмотрена практика внедрения в детском саду конструктивно- модельной деятельности в образовательной области художественно-эстетического развития. А именно, использование конструктора LEGO в музыкально- дидактических играх, как в образовательной области, так и в самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста.
Ключевые слова
Конструктивно-модельная деятельность, LEGO- конструктор, музыкально-дидактическая игра, моделирование.
В настоящее время происходит глобальный пересмотр принципов дошкольного образования. В системе образования детей дошкольного возраста появились новые игры и развлечения. Дети легко осваивают информационно - коммуникативные средства, и традиционными наглядными средствами их уже сложно удивить.
Для этого мы стремимся использовать разнообразные приемы и методы, понимая, что сами должны обучаться современным технологиям, ведь наши воспитанники живут в мире компьютеров, Интернета, электроники и автоматики. Они хотят видеть это и в образовательной деятельности, изучать, использовать, понимать. Одним из таких современных инновационных методов мы считаем музыкальное LEGO -моделирование (то есть моделирование элементов музыкального языка с помощью конструктора LEGO).
Конструктивно-модельная деятельность в рамках образовательной области художественно-эстетического развития предполагает реализацию самостоятельной творческой деятельности детей.
В процессе конструктивной деятельности развиваются познавательные и практические действия. Также конструктивно-модельная деятельность оказывает влияние на эмоционально-личностное становление ребенка: развивается чувство инициативы, которое проявляется в возможности утвердить себя как деятеля, творца и созидателя.
Практика внедрения в детском саду конструктора LEGO показывает, что его можно использовать не только традиционно как конструирование, но и совмещать с различными видами деятельности дошкольников.
Среди многих видов искусства музыка по праву занимает особое место в эстетическом и художественном воспитании и во всей системе формирования всесторонне и гармонически развитого человека.
Главной задачей музыкального воспитания детей в дошкольных учреждениях является развитие у них музыкальных способностей: мелодического слуха, чувства ритма, музыкальной восприимчивости.
Большая роль в том, чтобы музыкальная деятельность стала не только занимательной и увлекательной для ребёнка, но и способствовала его разностороннему развитию, принадлежит музыкально-дидактическим играм.
Так как в нашем детском саду сложилась традиция использования конструктора LEGO в различных видах детской деятельности, мы включили детали конструктора в музыкально-дидактические игры, которые способствуют наиболее яркому развитию творческого потенциала дошкольников.
Такой синтез разных видов деятельности решает следующие задачи:
- развитие музыкальных способностей детей: звуковысотного, ритмического, тембрового слуха;
· приобщение детей к LEGO конструированию в самостоятельной деятельности.
При подборе музыкально-дидактических игр, в которых можно использовать конструктор LEGO, учитывается возраст детей.
Дети среднего дошкольного возраста могут соотнести цвет и размер деталей LEGO с характером музыки или высотой звуков.
В известной игре «Птица и птенчики», где дети определяют низкие и высокие звуки, мы можем использовать теперь музыкальную лесенку сделанную из конструктора. По принципу этой игры, для определения звуковысотности и тембра, используем любые большие и маленькие фигурки, например, матрёшки. Усложняя игру, к концу учебного года, можно использовать большие и маленькие детали конструктора.
В музыкально-дидактической игре «Весело-грустно» настроение в музыке дети ассоциируют с определённым цветом и показывают, например, красные кирпичики, если музыка весёлая, и синие – если музыка грустная.
В игре «Тихо-громко», используется тот же принцип соотношения цвета с силой звучания музыки.
В старшем дошкольном возрасте LEGO -конструктор используется в играх на развитие чувства ритма, звуковысотного, тембрового слуха. В этом возрасте мы уже знакомим детей с творческими профессиями и их особенностями. Например, в игре «Музыкальная лесенка» мы распеваемся и настраиваем свой голос как певцы, вокалисты, оперные певцы. Предварительно дети сами строят лесенку из 3, 5 или 7 ступеней и передвигают LEGO - человечка по ступеням вверх или вниз, в зависимости от движения мелодии, под музыкальное сопровождение или пение педагога:
- «Вверх иду - вниз иду».
Усложняется игра количеством ступенек до 5:
- «Вот иду я вверх – вот спускаюсь вниз».
Ну а лесенка из семи ступеней позволяет пропевать гамму.
Когда дошкольники усвоят этот приём, они исполняют попевку самостоятельно.
В старшем дошкольном возрасте дети умеют определять ступени трезвучии: низкий, средний, высокий звук (условно мы их обозначаем разными цветами деталей) Определив ступень, дети показывают соответствующую ступени деталь.
В игре «Ритмическое лото» дети прослушивают ритмический рисунок, затем прохлопывают его, а потом выстраивают звуки по длительности. Те дети, которым сложно определять какой звук звучит, выполняют задание наоборот. Они строят свой ритмический рисунок, а музыкальный руководитель проигрывает построенную из конструктора мелодию. В игре можно использовать знакомые детям попевки, стихи и песни.
Конструирование LEGO становится неотъемлемой частью не только в образовательной деятельности, но и праздников, и развлечений:
В процессе использования данного метода мы заметили, что детям не только не надоедает этот вид деятельности, но он наоборот увлекает их, так как в каждой игре используются разные предметы, что вносит элемент необычности и новизны. Многие ребята начинают проявлять инициативу, включаясь в процесс моделированием музыкально-дидактических игр, предлагают использовать при этом самые неожиданные предметы, что положительно влияет на развитие их фантазии и воображения. Играя в игры с использованием конструктора дети не замечали, как отвечали на вопросы быстро и правильно.
Качество усвоения детьми учебного материала повышается многократно, по той причине, что дети не чувствуют себя «обучаемыми», а становятся «сотрудниками», а в каких-то случаях и «руководителями» процесса.
Позволим себе сделать следующие выводы:
· неотъемлемой частью осознания структуры музыкального произведения в дошкольном возрасте является моделирование (в частности, с помощью LEGO);
· музыкальное LEGO-моделирование является способом внутреннего раскрепощения, развития интеллектуальных и конструкторских возможностей ребёнка, его умения владеть логическими операциями;
· моделирование – средство естественного творческого самовыражения в пространстве, один из основных способов формирования навыков импровизации;
· моделирование с помощью конструктора можно выделить как усиливающий, подкрепляющий и объединяющий фактор в обучении; это важнейшее средство моделирования музыкального языка;
· работа в рамках инновационного подхода позволяет развивать социально-коммуникативные навыки дошкольников.
Таким образом, моделирование элементов музыкального языка с помощью конструктора LEGO можно трактовать как апробированный инновационный подход в музыкальном воспитании, позволяющий эффективно и комплексно воздействовать на все стороны развития дошкольника.
Библиографический список:
1. Кононова Н.Г. Музыкальные дидактические игры для дошкольников. Из опыта работы муз. руководителя. – М.: Просвещение, 1982.—96 е., ил.
2. Кремнев. А.С., Зименко К.А., Брогуль А.С.Моделирование и программирование робототехнических комплексов.-Санкт-Петербург: «Наука», 2013-137с.
3. Шайдурова Н.В. Развитие ребенка в конструктивной деятельности/ Н.В.Шайдурова.-М.:ТЦ Сфера, 2008-128с.