Методическая конференция г.Красноуфимск февраль 2020г

26.02.2021

Старушкина И.Г.,

музыкальный руководитель МБДОУ №23 «Ромашка»,

Пухова Н.В.,

 воспитатель  МБДОУ №23 «Ромашка»,

с. Знаменское,

Сухоложского ГО

 

Музыкально-дидактические игры для детей  дошкольного возраста

с использованием LEGO -конструктора

 

 

                                                                                  Игра – это искра, зажигающая огонёк

                                                                                   пытливости и любознательности

                                                                                                                       В. А.Сухомлинский

 

Аннотация

В данной статье рассмотрена  практика внедрения в детском саду конструктивно- модельной деятельности в образовательной области художественно-эстетического развития.  А именно, использование  конструктора  LEGO в музыкально- дидактических играх, как в образовательной области, так и в самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста.

Ключевые слова

Конструктивно-модельная деятельность, LEGO- конструктор, музыкально-дидактическая игра, моделирование.

 

      В настоящее время происходит глобальный пересмотр принципов дошкольного образования. В системе образования детей дошкольного возраста появились новые игры и развлечения. Дети легко осваивают информационно - коммуникативные средства, и традиционными наглядными средствами их уже сложно удивить.  

            Для этого мы стремимся использовать разнообразные приемы и методы, понимая, что сами должны обучаться современным технологиям, ведь наши воспитанники живут в мире компьютеров, Интернета, электроники и автоматики. Они хотят видеть это и в образовательной деятельности, изучать, использовать, понимать. Одним из таких современных инновационных методов мы считаем музыкальное LEGO -моделирование (то есть моделирование элементов музыкального языка с помощью конструктора LEGO).

      Конструктивно-модельная деятельность в рамках образовательной области художественно-эстетического развития предполагает реализацию самостоятельной творческой деятельности детей.

      В процессе конструктивной деятельности развиваются познавательные и практические действия. Также конструктивно-модельная деятельность оказывает влияние на эмоционально-личностное становление ребенка: развивается чувство инициативы, которое проявляется в возможности утвердить себя как деятеля, творца и созидателя.

            Практика внедрения в детском саду конструктора LEGO показывает, что его можно использовать не только традиционно как конструирование, но и совмещать с различными видами деятельности дошкольников.

      Среди многих видов искусства музыка по праву занимает особое место в эстетическом и художественном воспитании и во всей системе формирования всесторонне и гармонически развитого человека.

      Главной  задачей музыкального воспитания детей в дошкольных учреждениях является развитие у них музыкальных способностей: мелодического слуха, чувства ритма, музыкальной восприимчивости.

      Большая роль в том, чтобы музыкальная деятельность стала не только занимательной и увлекательной для ребёнка, но и способствовала его разностороннему развитию,  принадлежит музыкально-дидактическим играм.

      Так как  в нашем детском саду сложилась традиция использования конструктора LEGO в различных видах детской деятельности, мы включили   детали конструктора в музыкально-дидактические игры, которые способствуют наиболее яркому развитию творческого потенциала дошкольников. 

      Такой синтез разных видов деятельности решает следующие задачи:

  • развитие музыкальных способностей детей: звуковысотного, ритмического, тембрового слуха;

·            приобщение детей к LEGO конструированию в самостоятельной деятельности.

      При подборе музыкально-дидактических игр, в которых можно использовать конструктор LEGO, учитывается возраст детей.Хочу такой сайт

         Дети среднего дошкольного возраста могут соотнести цвет и размер деталей LEGO с характером музыки или высотой звуков.

            В известной игре «Птица и птенчики», где дети определяют низкие и высокие звуки, мы можем использовать теперь музыкальную лесенку сделанную из конструктора. По принципу этой игры, для определения звуковысотности и тембра, используем любые большие и маленькие фигурки, например, матрёшки.    Усложняя игру, к концу учебного года, можно использовать большие и маленькие детали конструктора.

               В музыкально-дидактической игре «Весело-грустно»  настроение в музыке дети ассоциируют с определённым цветом и показывают, например, красные кирпичики, если музыка весёлая, и синие – если музыка грустная.

      В игре «Тихо-громко», используется тот же принцип соотношения цвета с силой звучания музыки.

      В старшем дошкольном возрасте LEGO -конструктор используется в играх на развитие чувства ритма, звуковысотного, тембрового слуха. В этом возрасте мы уже знакомим детей с творческими профессиями и их особенностями. Например, в игре «Музыкальная лесенка»  мы распеваемся и настраиваем свой голос как певцы, вокалисты, оперные певцы. Предварительно дети сами строят лесенку из 3, 5 или 7  ступеней и передвигают LEGO - человечка по ступеням вверх или вниз, в зависимости от движения мелодии, под музыкальное сопровождение или пение педагога:

- «Вверх иду - вниз иду».

Усложняется игра количеством ступенек до 5: 

- «Вот иду я вверх – вот спускаюсь вниз».

Ну а лесенка из семи ступеней позволяет пропевать гамму.

      Когда дошкольники усвоят этот приём, они исполняют попевку самостоятельно.

      В старшем дошкольном возрасте дети умеют определять ступени трезвучии: низкий, средний, высокий звук (условно мы их обозначаем разными цветами деталей) Определив ступень, дети показывают соответствующую ступени деталь.

      В игре «Ритмическое лото»  дети прослушивают ритмический рисунок, затем прохлопывают его, а потом выстраивают звуки по длительности. Те дети, которым сложно определять какой звук звучит, выполняют задание наоборот. Они строят свой ритмический рисунок, а музыкальный руководитель проигрывает построенную из конструктора мелодию. В игре можно использовать знакомые детям попевки, стихи и песни.

      Конструирование LEGO становится неотъемлемой частью не только в образовательной деятельности, но и праздников, и развлечений:

     В процессе использования данного метода мы заметили, что детям не только не надоедает этот вид деятельности, но он наоборот увлекает их, так как в каждой игре используются разные предметы, что вносит элемент необычности и новизны. Многие ребята начинают проявлять инициативу, включаясь в процесс моделированием музыкально-дидактических игр, предлагают использовать при этом самые неожиданные предметы, что положительно влияет на развитие их фантазии и воображения. Играя в игры с использованием конструктора дети не замечали, как отвечали на вопросы быстро и правильно.

            Качество усвоения детьми учебного материала повышается многократно, по той причине, что дети не чувствуют себя «обучаемыми», а становятся «сотрудниками», а в каких-то случаях и «руководителями» процесса.

            Позволим себе сделать следующие выводы:

·         неотъемлемой частью осознания структуры музыкального произведения в дошкольном возрасте является моделирование (в частности, с помощью LEGO);

·         музыкальное LEGO-моделирование является способом внутреннего раскрепощения, развития интеллектуальных и конструкторских возможностей ребёнка, его умения владеть логическими операциями;

·         моделирование – средство естественного творческого самовыражения в пространстве, один из основных способов формирования навыков импровизации;

·         моделирование с помощью конструктора можно выделить как усиливающий, подкрепляющий и объединяющий фактор в обучении; это важнейшее средство моделирования музыкального языка;

·         работа в рамках инновационного подхода позволяет развивать социально-коммуникативные навыки дошкольников.

            Таким образом, моделирование элементов музыкального языка с помощью конструктора LEGO можно трактовать как апробированный инновационный подход в музыкальном воспитании, позволяющий эффективно и комплексно воздействовать на все стороны развития дошкольника.

 

Библиографический список:

1.      Кононова Н.Г. Музыкальные дидактические игры для дошкольников. Из опыта работы муз. руководителя. – М.: Просвещение, 1982.—96 е., ил.

2.      Кремнев. А.С., Зименко К.А., Брогуль А.С.Моделирование и программирование робототехнических комплексов.-Санкт-Петербург: «Наука», 2013-137с.

3.      Шайдурова Н.В. Развитие ребенка в конструктивной деятельности/ Н.В.Шайдурова.-М.:ТЦ Сфера, 2008-128с.

 

 

       
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».