НПК Богданович февраль 2021г

26.02.2021

Создание организационных педагогических условий для обучения, воспитания и сопровождения детей с признаками музыкальной одаренности

Пухова Н.В.-воспитатель

Старушкина И.Г.-музыкальный руководитель

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №23 «Ромашка»

(МБДОУ №23 «Ромашка»)

Свердловская область, ГО Сухой Лог, с.Знаменское

89533894980

89505621962

natalia_pukhova@mail.ru

624821, Россия, Свердловская область, ГО Сухой Лог, с.Знаменское , ул.Горького, д.23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ключевые слова: музыкальная одаренность, способности.

 

Актуальность проблемы в современном российском обществе возрастает потребность в людях неординарно мыслящих, творческих, активных, способных нестандартно решать поставленные задачи и формулировать новые, перспективные цели. Соответственно общество нуждается в школе, которая может подготовить делового человека, отличающегося высоким уровнем творчества и профессионализма, обладающего нравственной позицией.

Талантливые, одарённые люди являются мощным ресурсом общественного развития. Они обеспечивают нашей стране социальное, культурное и духовно-нравственное преображение. Поэтому забота об одарённых детях сегодня - это забота о развитии науки, культуры и социальной жизни России в будущем.

Дошкольный возраст - важнейший этап развития и воспитания личности. Это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира. Период его начальной социализации. Именно в этом возрасте активизируется самостоятельность мышления, развивается познавательный интерес детей и любознательность. В связи с этим особую актуальность приобретает воспитание у дошкольников художественного вкуса, формирования у них творческих умений, осознания ими чувства прекрасного, воспитания у них музыкальной культуры.

Среди многообразных человеческих дарований музыкальные способности принято считать наиболее изученными как теоретически, так и в отношении опыта их диагностики. Однако музыкальные способности у всех детей выявляются по-разному. У кого-то уже на первом году жизни все три основные способности проявляются достаточно ярко, развиваются быстро и легко. Это свидетельствует о музыкальности детей. У других способности обнаруживаются позже, развиваются труднее.

Наиболее сложно развиваются у детей музыкально-слуховые представления -способность воспроизводить мелодию голосом, точно ее интонируя, или подбирать ее по слуху на музыкальном инструменте. У большинства дошкольников эта способность развивается лишь к пяти годам. Но отсутствие раннего проявления способностей не является показателем слабости или тем более отсутствия способностей (Б.М. Теплов).

Большое значение имеет то окружение, в котором растет ребенок (особенно впервые годы жизни). Раннее проявление музыкальных способностей наблюдается, как правило, именно у детей, получающих достаточно богатые музыкальные впечатления.

Признавая динамичность, развиваемость музыкальных способностей, бессмысленно проводить какие-либо разовые испытания и на основании их результатов предсказывать музыкальное будущее ребенка. Нужны постоянные наблюдения за детьми с проведением диагностических срезов развития. Диагностика музыкальных способностей, проводимая один-два раза в год, позволяет судить о качественном своеобразии развития каждого ребенка и соответственно корректировать содержание занятий.

Планирование и учет работы по музыкальному воспитанию, как правило, включает в себя только контроль за приобретаемыми детьми программными навыками и умениями. Для того чтобы обучение носило развивающий характер, важно контролировать не только развитие навыков и умений, но и в первую очередь музыкальных способностей детей.

Навыки и умения иногда выступают показателями развития той или иной способности, например овладение чистотой интонирования в пении является показателем развитости способности музыкально-слуховых представлений. Но эта способность может проявляться не только в пении, но и игре на музыкальных инструментах по слуху. Поэтому, если ребенок затрудняется спеть, но может подобрать мелодию на инструменте, это также свидетельствует о наличии у него музыкально-слуховых представлений, но одновременно и об отсутствии скоординированности слуха и голоса.

Диагностика музыкальных способностей различается тем, какие способности в структуре музыкальности считаются основными. В теории и практике музыкального воспитания принята диагностика, основанная на выявлении трех основных музыкальных способностей — ладового чувства, музыкально-слуховых представлений и чувства ритма (Б.М. Теплов).

Эмоциональная отзывчивость на музыку (центр музыкальности) в наибольшей степени проявляется в первой и третьей способностях. Исходя, из этой структуры музыкальности важно определить показатели развитости каждой музыкальной способности в соответствии с возрастными возможностями детей.Хочу такой сайт

Для выявления музыкально одаренных детей в своей педагогической практике использовали технологию педагогического наблюдения. Составляя программу педагогического наблюдения, выделили в ней следующие этапы:

1. Определение объекта педагогического наблюдения;

2. Постановка цели;

3. Определение предмета – единицы наблюдения;

4. Определение сроков проведения педагогического наблюдения;

5. Проведение процедуры наблюдения;

6. Анализ полученных результатов.

Педагогическое наблюдение проводилось на базе детского сада № 23 «Ромашка» в июне -июле 2019 года среди детей подготовительной к школе  группы. Среди детей подготовительной группы выявлено 10 человек со значительно выраженной музыкальностью, что составило 50% от числа всех детей.

Выявив музыкально-одаренных детей, мы,  решили создать проект «Веселые ложкари».

Актуальность проекта: Проблема построения модели образовательного проекта на основе многовековых традиций русского народа, его богатейшего культурного наследия, в частности народной инструментальной музыки, является в настоящее время особенно актуальной.

Ребенок начинает принимать за музыку произведения народных исполнителей, чьё «искусство» ограничивается незамысловатыми мелодиями, избитыми ритмами. Его уже в раннем возрасте программируют на одностороннее, упрощенное миросозерцание. Избежать этой ситуации можно, если первоначальное музыкальное воспитание детей осуществлять с опорой на традиции народной музыки и исполнительство на народных инструментах. Входя в мир народной музыки и инструментов, ребенок подсознательно ощутит в себе «зов предков». Характерные для русской народной культуры звуки, тембры, орнаменты, мелодии «пронизывают его насквозь». Ребенок осознает себя неотъемлемой частью своего общества, своей культуры. Доступность народных инструментов, привлекательность и легкость игры на них в ансамбле принесет детям радость, создаст предпосылки для дальнейших занятий музыкой, сформирует интерес к познанию мира музыки в разных его проявлениях.

Воспитание ребенка через приобщение к лучшим традициям русской народной музыкальной культуры, желание детей играть   на    народных    инструментах    и     стремление    более полно развивать у детей  уже  имеющиеся  музыкальные  способности,  побудили нас организовать  в  детском саду кружок  русских  народных  инструментов «Ложкари».

Цель: приобщение детей  к истокам народной культуры, через игру на ложках.

Задачи:

  • Активизировать интерес детей к народной музыке и уважение к истории русского народа.
  • Расширять и обогащать знания детей о быте, костюмах, традициях, праздниках русского народа.
  • Закреплять знания детей о народных музыкальных и шумовых инструментах.
  • Формировать необходимые умения и навыки игры на ложках для дальнейшего усовершенствования.
  • Учить детей воспроизводить точно метрическую пульсацию в игре на ложках.
  • Развивать умение играть в ансамбле.
  • Способствовать созданию условий для творческого самовыражения ребенка, учитывая его индивидуальные возможности.

 Всем известно, что мир предметов окружающий ребенка может иметь колоссальное значение в развитии личности. Выражение «Даже стены могут воспитывать» так же применимо и к музыкальному воспитанию. Светлый просторный, эстетично оформленный музыкальный зал, это своеобразный храм искусства, музыки, который может вдохновлять к творчеству.

Традиционно основные декорации располагаются на центральной стене. Большое значение имеет смена оформления соответственно календарному или тематическому празднику. Имеются музейные экспонаты.

Программа «Ладушки» предусматривает широкое использование фольклорного материала, многие праздники развлечения в нашем детском саду частично или полностью построены по сюжетам народных сказок или по праздникам народного календаря. Поэтому они проводятся с использованием музейных экспонатов в качестве декораций и костюмов.

Для эффектности того или иного номера детей или взрослых мы используем хорошо подобранные и качественно исполненные костюмы. За последние несколько лет костюмерная нашего детского сада значительно пополнилась новыми атрибутами и костюмами, как для детей, так и для взрослых.

В подготовительной  группе создали уголок по народному быту. Здесь и домашняя утварь и игрушки, и музыкальные инструменты (деревянные ложки, трещотки, колотушки, свистульки). И всё это сделано совместно с родителями. Доступность этих материалов детям обеспечивает постоянный интерес у них к народному творчеству, возможность использовать инструменты в свободной деятельности. В этом уголке дети играют на деревянных палочках, ложках, маракасах, нарядиться в весёлую матрёшку.

Одним из необходимых условий взаимодействия с одаренными детьми является организация работы с их родителями или законными представителями. Взаимодействие с семьей воспитанников выстраивается по следующим направлениям:

1.      Информационно – аналитическое направление, мы, реализуем через анкетирование, беседы, опросы родителей. Для таких родителей специально подготовлены консультации на темы: «Одаренный ребенок. Трудности воспитания», «Музыкальное воспитание в садике и дома» В личных беседах с родителями детей с высоким уровнем музыкальности необходимо мотивировать их к помощи детям, к поощрению их стараний и достижений, а так же к содействию дальнейшего обучения детей в системе дополнительного образования.

2.       Познавательное направление, мы, реализуем через консультации, тематические сообщения. Основной задачей в этом направлении работы с семьей является повышение компетентности родителей в вопросах по музыкально-эстетическому развитию ребенка дошкольного возраста.

3.       Наглядно – информационное направление работы с родителями реализуем в подборе информации и оформлении родительского уголка, папок – передвижек. Родители имеют возможность ознакомится с музыкальным репертуаром (песни, пальчиковые игры, хороводы, народные игры), который используется на занятиях, а так же узнать о формах и методах музыкально-эстетического воспитания в условиях семьи, расширить осведомленность о народных праздниках, традициях, культуре и быте.

4.      Развлекательное направление нередко пересекается с познавательным интересом. Тем не менее, задачей работы в этом направлении является эмоционально-эстетическое обогащение в совместной творческой деятельности детей и родителей. К этому направлению относятся такие формы взаимодействия как праздничные развлекательные программы, театрализованные представления, концерты с участием родителей и детей.

5.      В работе по  созданию предметно-развивающей среды осуществляли в сотрудничестве с родителями (оформление музыкального зала к праздникам, подготовка костюмов, декораций).

Для родителей детей с высоким уровнем музыкальности, мы, проводили индивидуальные консультации по вопросам развития и музыкального воспитания детей. От них получено согласие на дополнительную работу с их детьми, а так же мы заручились поддержкой и согласием родителей на участие детей в различных конкурсах , фестивалях, концертах.

Родитель, непосредственно участвующий в организации педагогического процесса, является незаменимым партнером и помощником педагогу, воспитателю. А ребенок испытывает гордость и радость, а главное получает положительный пример активной жизненной позиции. Более того, родители одаренного ребенка  достаточно информированы, мотивированы для активной поддержки и реализации задатков и способностей детей.

Заключение

Воспитание и развитие музыкально-одаренных и талантливых детей является важнейшим условием формирования творческого потенциала общества, развития науки и культуры, всех областей производства и социальной жизни. Анализируя психолого-педагогическую и методическую литературу, мы пришли к выводу о том, что проблема поиска оптимальных путей развития одаренных детей, поиска педагогических приемов и методов взаимодействия с ними остается актуальной на сегодняшний день.

Практика музыкального воспитания в детском саду показывает, что дети, имеющие задатки музыкальности не просто готовы к дополнительной работе, но скорей нуждаются в этом. Они испытывают потребность в реализации своего творческого потенциала.

В результате реализации данного проекта имеются результаты:

1. Воспитанники детского сада с выявленными задатками музыкальности реализовали свой творческий потенциал, участвуя в мероприятиях, организованных в детском саду, на муниципальном уровне.

2. Педагоги детского сада и родители знают об особенностях развития, проблемах и потребностях одаренных детей и способствуют реализации и развитию их творческого потенциала.

 

 

 

 

Литература:

  1. Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду. – М.: Просвещение, 1981. – 240с., нот. – (Б-ка воспитателя дет. сада).
  2. Комоссарова Л.Н. «Ребенок в мире музыки // Ребенок в детском саду». – 2005г. № 1, 13-18с.
  3. Матонис В.П. “Музыкально-эстетическое воспитание личности”. / В.П. матонис. – Л.: Музыка, 1988г.
  4. На пути к музыке: Методические рекомендации для музыкальных руководителей и воспитателей дошкольных учрежденией/ Т.Ю. Кулагина, Т.А. Серде. – Ульяновск: ИПК ПРО,! 999 – 72с.
  5. Праслова Г.А. «Теория и методика музыкального образования детей дошкольного возраста».: учебник для студентов высших пед. Учебных заведений. – СПб.: Детство-Пресс, 2005г. – 384с.
  6. Рыданова О.П. «Музыкальные шедевры». Авторская программа и методич. рекомендации. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000г. – 80с. (музыка для дошкольников и младших школьников
  7. Тарасова К.В., Петрова М.Л., Рубан Т.Г. «Синтез». Программа развития музыкального восприятия на основе трех видов искусств. – М.: «Мозаика-Синтез», 2001г. – 128с.
  8. Форраи К. Влияние музыкального воспитания на развитие личности ребенка дошкольного возраста // Музыкальное воспитание в современном мире //, — М.: Центр «Гармония». 1973г.

 

 
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».