26.02.2021
Создание
организационных педагогических условий для обучения, воспитания и сопровождения
детей с признаками музыкальной одаренности
Пухова Н.В.-воспитатель Старушкина И.Г.-музыкальный руководитель |
Муниципальное
бюджетное дошкольное образовательное учреждение №23 «Ромашка» (МБДОУ №23 «Ромашка») |
Свердловская область, ГО Сухой Лог, с.Знаменское |
89533894980 89505621962 |
624821, Россия, Свердловская область, ГО Сухой
Лог, с.Знаменское , ул.Горького, д.23 |
Ключевые слова: музыкальная
одаренность, способности.
Актуальность
проблемы в современном российском обществе возрастает потребность в людях
неординарно мыслящих, творческих, активных, способных нестандартно решать
поставленные задачи и формулировать новые, перспективные цели. Соответственно
общество нуждается в школе, которая может подготовить делового человека,
отличающегося высоким уровнем творчества и профессионализма, обладающего
нравственной позицией.
Талантливые,
одарённые люди являются мощным ресурсом общественного развития. Они
обеспечивают нашей стране социальное, культурное и духовно-нравственное
преображение. Поэтому забота об одарённых детях сегодня - это забота о развитии
науки, культуры и социальной жизни России в будущем.
Дошкольный
возраст - важнейший этап развития и воспитания личности. Это период приобщения
ребенка к познанию окружающего мира. Период его начальной социализации. Именно
в этом возрасте активизируется самостоятельность мышления, развивается
познавательный интерес детей и любознательность. В связи с этим особую
актуальность приобретает воспитание у дошкольников художественного вкуса,
формирования у них творческих умений, осознания ими чувства прекрасного,
воспитания у них музыкальной культуры.
Среди
многообразных человеческих дарований музыкальные способности принято считать
наиболее изученными как теоретически, так и в отношении опыта их диагностики.
Однако музыкальные способности у всех детей выявляются по-разному. У кого-то
уже на первом году жизни все три основные способности проявляются достаточно
ярко, развиваются быстро и легко. Это свидетельствует о музыкальности детей. У
других способности обнаруживаются позже, развиваются труднее.
Наиболее сложно
развиваются у детей музыкально-слуховые представления -способность
воспроизводить мелодию голосом, точно ее интонируя, или подбирать ее по слуху
на музыкальном инструменте. У большинства дошкольников эта способность
развивается лишь к пяти годам. Но отсутствие раннего проявления способностей не
является показателем слабости или тем более отсутствия способностей (Б.М.
Теплов).
Большое значение
имеет то окружение, в котором растет ребенок (особенно впервые годы жизни).
Раннее проявление музыкальных способностей наблюдается, как правило, именно у
детей, получающих достаточно богатые музыкальные впечатления.
Признавая динамичность, развиваемость музыкальных способностей, бессмысленно проводить какие-либо разовые испытания и на основании их результатов предсказывать музыкальное будущее ребенка. Нужны постоянные наблюдения за детьми с проведением диагностических срезов развития. Диагностика музыкальных способностей, проводимая один-два раза в год, позволяет судить о качественном своеобразии развития каждого ребенка и соответственно корректировать содержание занятий.
Планирование и учет работы по музыкальному воспитанию, как правило, включает в себя только контроль за приобретаемыми детьми программными навыками и умениями. Для того чтобы обучение носило развивающий характер, важно контролировать не только развитие навыков и умений, но и в первую очередь музыкальных способностей детей.
Навыки и умения
иногда выступают показателями развития той или иной способности, например
овладение чистотой интонирования в пении является показателем развитости
способности музыкально-слуховых представлений. Но эта способность может
проявляться не только в пении, но и игре на музыкальных инструментах по слуху.
Поэтому, если ребенок затрудняется спеть, но может подобрать мелодию на
инструменте, это также свидетельствует о наличии у него музыкально-слуховых
представлений, но одновременно и об отсутствии скоординированности слуха и
голоса.
Диагностика
музыкальных способностей различается тем, какие способности в структуре
музыкальности считаются основными. В теории и практике музыкального воспитания
принята диагностика, основанная на выявлении трех основных музыкальных
способностей — ладового чувства, музыкально-слуховых представлений и чувства
ритма (Б.М. Теплов).
Эмоциональная
отзывчивость на музыку (центр музыкальности) в наибольшей степени проявляется в
первой и третьей способностях. Исходя, из этой структуры музыкальности важно
определить показатели развитости каждой музыкальной способности в соответствии
с возрастными возможностями детей.
Для выявления
музыкально одаренных детей в своей педагогической практике использовали
технологию педагогического наблюдения. Составляя программу педагогического наблюдения,
выделили в ней следующие этапы:
1. Определение
объекта педагогического наблюдения;
2. Постановка
цели;
3. Определение
предмета – единицы наблюдения;
4. Определение
сроков проведения педагогического наблюдения;
5. Проведение
процедуры наблюдения;
6. Анализ
полученных результатов.
Педагогическое
наблюдение проводилось на базе детского сада № 23 «Ромашка» в июне -июле 2019
года среди детей подготовительной к школе
группы. Среди детей подготовительной группы выявлено 10 человек со
значительно выраженной музыкальностью, что составило 50% от числа всех детей.
Выявив музыкально-одаренных детей, мы, решили создать проект «Веселые ложкари».
Актуальность
проекта:
Проблема построения модели образовательного проекта на основе многовековых
традиций русского народа, его богатейшего культурного наследия, в частности
народной инструментальной музыки, является в настоящее время особенно
актуальной.
Ребенок начинает принимать за музыку
произведения народных исполнителей, чьё «искусство» ограничивается
незамысловатыми мелодиями, избитыми ритмами. Его уже в раннем возрасте
программируют на одностороннее, упрощенное миросозерцание. Избежать этой
ситуации можно, если первоначальное музыкальное воспитание детей осуществлять с
опорой на традиции народной музыки и исполнительство на народных инструментах.
Входя в мир народной музыки и инструментов, ребенок подсознательно ощутит в
себе «зов предков». Характерные для русской народной культуры звуки, тембры,
орнаменты, мелодии «пронизывают его насквозь». Ребенок осознает себя
неотъемлемой частью своего общества, своей культуры. Доступность народных
инструментов, привлекательность и легкость игры на них в ансамбле принесет
детям радость, создаст предпосылки для дальнейших занятий музыкой, сформирует
интерес к познанию мира музыки в разных его проявлениях.
Воспитание ребенка через приобщение к
лучшим традициям русской народной музыкальной культуры, желание
детей играть на народных
инструментах и стремление более полно развивать у детей уже
имеющиеся музыкальные способности,
побудили нас организовать в детском саду кружок русских
народных инструментов «Ложкари».
Цель: приобщение
детей к истокам народной культуры, через
игру на ложках.
Задачи:
- Активизировать
интерес детей к народной музыке и уважение к истории русского народа.
- Расширять
и обогащать знания детей о быте, костюмах, традициях, праздниках русского
народа.
- Закреплять
знания детей о народных музыкальных и шумовых инструментах.
- Формировать
необходимые умения и навыки игры на ложках для дальнейшего
усовершенствования.
- Учить
детей воспроизводить точно метрическую пульсацию в игре на ложках.
- Развивать
умение играть в ансамбле.
- Способствовать
созданию условий для творческого самовыражения ребенка, учитывая его
индивидуальные возможности.
Всем известно, что мир предметов окружающий
ребенка может иметь колоссальное значение в развитии личности. Выражение «Даже
стены могут воспитывать» так же применимо и к музыкальному воспитанию. Светлый
просторный, эстетично оформленный музыкальный зал, это своеобразный храм
искусства, музыки, который может вдохновлять к творчеству.
Традиционно
основные декорации располагаются на центральной стене. Большое значение имеет
смена оформления соответственно календарному или тематическому празднику.
Имеются музейные экспонаты.
Программа
«Ладушки» предусматривает широкое использование фольклорного материала, многие
праздники развлечения в нашем детском саду частично или полностью построены по
сюжетам народных сказок или по праздникам народного календаря. Поэтому они
проводятся с использованием музейных экспонатов в качестве декораций и
костюмов.
Для эффектности
того или иного номера детей или взрослых мы используем хорошо подобранные и
качественно исполненные костюмы. За последние несколько лет костюмерная нашего детского
сада значительно пополнилась новыми атрибутами и костюмами, как для детей, так
и для взрослых.
В
подготовительной группе создали уголок
по народному быту. Здесь и домашняя утварь и игрушки, и музыкальные инструменты
(деревянные ложки, трещотки, колотушки, свистульки). И всё это сделано
совместно с родителями. Доступность этих материалов детям обеспечивает
постоянный интерес у них к народному творчеству, возможность использовать
инструменты в свободной деятельности. В этом уголке дети играют на деревянных
палочках, ложках, маракасах, нарядиться в весёлую матрёшку.
Одним из
необходимых условий взаимодействия с одаренными детьми является организация
работы с их родителями или законными представителями. Взаимодействие с семьей
воспитанников выстраивается по следующим направлениям:
1. Информационно – аналитическое направление, мы, реализуем через анкетирование, беседы, опросы родителей. Для таких родителей специально подготовлены консультации на темы: «Одаренный ребенок. Трудности воспитания», «Музыкальное воспитание в садике и дома» В личных беседах с родителями детей с высоким уровнем музыкальности необходимо мотивировать их к помощи детям, к поощрению их стараний и достижений, а так же к содействию дальнейшего обучения детей в системе дополнительного образования.
2. Познавательное направление, мы, реализуем через консультации, тематические сообщения. Основной задачей в этом направлении работы с семьей является повышение компетентности родителей в вопросах по музыкально-эстетическому развитию ребенка дошкольного возраста.
3. Наглядно – информационное направление работы с родителями реализуем в подборе информации и оформлении родительского уголка, папок – передвижек. Родители имеют возможность ознакомится с музыкальным репертуаром (песни, пальчиковые игры, хороводы, народные игры), который используется на занятиях, а так же узнать о формах и методах музыкально-эстетического воспитания в условиях семьи, расширить осведомленность о народных праздниках, традициях, культуре и быте.
4. Развлекательное направление нередко пересекается с познавательным интересом. Тем не менее, задачей работы в этом направлении является эмоционально-эстетическое обогащение в совместной творческой деятельности детей и родителей. К этому направлению относятся такие формы взаимодействия как праздничные развлекательные программы, театрализованные представления, концерты с участием родителей и детей.
5. В работе по созданию предметно-развивающей среды осуществляли в сотрудничестве с родителями (оформление музыкального зала к праздникам, подготовка костюмов, декораций).
Для родителей детей с высоким уровнем музыкальности, мы, проводили индивидуальные консультации по вопросам развития и музыкального воспитания детей. От них получено согласие на дополнительную работу с их детьми, а так же мы заручились поддержкой и согласием родителей на участие детей в различных конкурсах , фестивалях, концертах.
Родитель, непосредственно участвующий в организации педагогического процесса, является незаменимым партнером и помощником педагогу, воспитателю. А ребенок испытывает гордость и радость, а главное получает положительный пример активной жизненной позиции. Более того, родители одаренного ребенка достаточно информированы, мотивированы для активной поддержки и реализации задатков и способностей детей.
Заключение
Воспитание и развитие музыкально-одаренных и талантливых детей является важнейшим условием формирования творческого потенциала общества, развития науки и культуры, всех областей производства и социальной жизни. Анализируя психолого-педагогическую и методическую литературу, мы пришли к выводу о том, что проблема поиска оптимальных путей развития одаренных детей, поиска педагогических приемов и методов взаимодействия с ними остается актуальной на сегодняшний день.
Практика музыкального воспитания в детском саду показывает, что дети, имеющие задатки музыкальности не просто готовы к дополнительной работе, но скорей нуждаются в этом. Они испытывают потребность в реализации своего творческого потенциала.
В результате реализации данного проекта имеются результаты:
1. Воспитанники детского сада с выявленными задатками музыкальности реализовали свой творческий потенциал, участвуя в мероприятиях, организованных в детском саду, на муниципальном уровне.
2. Педагоги детского сада и родители знают об особенностях развития, проблемах и потребностях одаренных детей и способствуют реализации и развитию их творческого потенциала.
Литература:
- Ветлугина Н.А. Музыкальное
воспитание в детском саду. – М.: Просвещение, 1981. – 240с., нот. – (Б-ка
воспитателя дет. сада).
- Комоссарова Л.Н. «Ребенок
в мире музыки // Ребенок в детском саду». – 2005г. № 1, 13-18с.
- Матонис В.П.
“Музыкально-эстетическое воспитание личности”. / В.П. матонис. – Л.:
Музыка, 1988г.
- На пути к музыке: Методические
рекомендации для музыкальных руководителей и воспитателей дошкольных
учрежденией/ Т.Ю. Кулагина, Т.А. Серде. – Ульяновск: ИПК ПРО,! 999 – 72с.
- Праслова Г.А. «Теория
и методика музыкального образования детей дошкольного возраста».:
учебник для студентов высших пед. Учебных заведений. – СПб.:
Детство-Пресс, 2005г. – 384с.
- Рыданова О.П. «Музыкальные
шедевры». Авторская программа и методич. рекомендации. – М.: «Издательство
ГНОМ и Д», 2000г. – 80с. (музыка для дошкольников и младших
школьников
- Тарасова К.В., Петрова М.Л.,
Рубан Т.Г. «Синтез». Программа развития музыкального
восприятия на основе трех видов искусств. – М.: «Мозаика-Синтез»,
2001г. – 128с.
- Форраи К. Влияние музыкального
воспитания на развитие личности ребенка дошкольного возраста //
Музыкальное воспитание в современном мире //, — М.: Центр «Гармония».
1973г.