Проект "Зимующие и перелетные птицы" (2020)
09.12.2020
Проект «Перелетные и зимующие птицы»
(средняя группа)
Вид проекта: групповой, познавательно - информационный.
Участники проекта: дети средней группы, воспитатели, родители.
Продолжительность: долгосрочный
Срок реализации проекта: ноябрь-декабрь
2020 год
Обоснование актуальности
проблемы проекта:
Воспитание бережного и заботливого отношения к
птицам имеет огромное значение в дошкольном возрасте. Пернатые живут рядом с
нами! Поэтому необходимо своевременно знакомить детей с их жизнью и воспитывать
гуманное к ним отношение.
В процессе совместной и индивидуальной деятельности
с детьми нами было выявлено, что дети недостаточно знают о птицах родного края,
путают перелетных и зимующих птиц, не у всех
детей сформировано чувство заботы о птицах. Мы решили реализовать проект
«Перелетные и зимующие птицы».
Цель проекта: создать условия для формирования расширения
представлений об особенностях жизни перелётных и зимующих птиц.
Задачи:
Обучающие:
1. Расширять и углублять знания детей о перелетных и
зимующих птицах.
2. Формировать у детей знания и представления об
особенностях внешнего вида и приспособлении их к среде обитания;
3. Познакомить детей с таким явлением, как осенний отлёт
птиц на юг и понять его причины
Развивающие:
1.Развивать познавательную
активность, наблюдательность, внимание.
2.Развивать связную устную
речь детей при ответах на вопросы и составлении предложений.
3.Пополнять активный и
пассивный словарный запас детей при вводе новых слов в процессе проекта.
Воспитывающие:
1.Воспитать заботливое и бережное
отношение к птицам.
2. Создать партнерские взаимоотношения между
педагогами, детьми и родителями.
3. Прививать любовь к природе и воспитывать
гуманность.
Интеграция
образовательных областей:
Речевое развитие, художественно – эстетическое
развитие, познавательное развитие, социально – коммуникативное развитие,
физическое развитие.
Педагогические технологии, методы и приемы:
Цор; интернет -ресурсы.
Наглядные-наблюдения, демонстрация сюжетных и предметных картин, иллюстраций.
Словесные-беседы, рассказ воспитателя, чтение художественной литературы о
птицах.
Предполагаемые результаты:
Сформированы: познавательный
интерес и заботливое отношение к птицам, правильное представление об отлёте
птиц на юг осенью.
- Расширились знания о птицах,
дети отличают перелетных и зимующих птиц.
- Участвуют в беседах во время
рассматривания и наблюдений за птицами
- На протяжении реализации
проекта у детей развивалась связная речь, пополнился активный и пассивный
словарь.
Этапы реализации проекта
1
этап: подготовительный (разработка проекта)
- определение проблемы и
актуальности проекта;
- постановка цели и задач;
- определение технологий, форм
и методов работы;
- сбор информации, литературы,
дополнительных материалов;
2
этап: практический (реализация проекта)
Образовательная область |
Вид деятельности |
Форма организации |
Физическое развитие |
Двигательная |
1. Подвижные игры: «Коршун и наседка» «Перелет птиц» «Цапля на болоте» «Птички в клетках» «Лиса и куры» «Совушка» «Птички и кошка» Физкультминутки: Перелетные птицы Птички прыгают, летают (Дети прыгают) Скачет шустрая синица Скачет шустрая синица, (Прыжки на месте на двух
ногах.) Птицы Лебеди летят, крыльями машут (Дети машут руками) 1. Дыхательная гимнастика: «Журавли», «Птички полетели», «Кукушка», «Дятел» 2. Пальчиковая игра «Десять птичек – стайка» |
Социально-коммуникативное
развитие |
Игровая |
1.Дидактические игры: «Кто лишний?» «Раздели птиц на перелетных
и зимующих» «Составь картинку» (разрезные картинки птиц) «Улетает-не улетает» (игра с
мячом) 2.Игра-загадка «Я
расскажу о ком-то, а ты отгадай» |
Самообслуживание и
элементарный бытовой труд |
«Покорми птиц» |
|
Художественно-эстетическое
развитие |
Изобразительная деятельность |
1. Рисование птиц с использованием трафаретов. 2. Аппликация. Коллективная работа «Снегири на ветке» 3. Лепка «Птичка». |
Музыкально-художественная |
Слушание «Пение птиц»,
«Птичьи голоса» |
|
Восприятие художественной
литературы и фольклора |
1. Отгадывание загадок,
чтение художественной литературы– по теме проекта |
|
Конструирование |
Тико – конструирование
«Птичка», «Кормушка для птиц» |
|
Познавательное развитие |
Познавательно –
исследовательская |
1. Образовательная
деятельность (ФЦКМ и аппликация) «Перелетные и зимующие птицы» 1. Наблюдение за внешними признаками и отличительными
особенностями птиц 2. Рассматривание иллюстраций с изображением перелетных
и зимующих птиц. 3. Рассматривание пера птицы через лупы 4. Просмотр презентаций «Перелетные и зимующие птицы» 5. Игра на компьютере «Классификация птиц» |
Речевое развитие |
Коммуникативная |
Беседы: «Птицы родного края» «Зимующие, перелетные птицы» «Птицы наши друзья» «Что ты знаешь о птицах» «Чем питаются птицы зимой?» «Пернатые
помощники» Словесные игры: Игровое упражнение "Назови ласково" Игровое упражнение "Один - много" |
Работа с родителями: |
|
Познакомить родителей с
темой проекта |
Привлечь родителей:
|
Закрепить знания детей о птицах |
Совместно с детьми найти
зимующих и перелетных птиц в журналах, интернет ресурсах. |
Пропагандировать родителей к
заботливому отношению к птицам |
Консультации в
информационный уголок:
|
3
этап: заключительный (обобщающий)
Продук проектной деятельности
Продукт проекта:
1. По результатам работы совместно с детьми оформлены
плакаты «Зимующие и перелетные птицы»
2. Созданы альбомы «Перелетные птицы», «Зимующие птицы».
3. Приняли участие в дистанционном конкурсе «
4. Оформление выставка кормушек «Поможем птицам зимой»
ПРОЕКТ
«Перелетные и зимующие птицы»
старшая группа
Воспитатель: Курбанова Г.Р..
2017-2018 учебный год
Актуальность проекта:
В дошкольном возрасте очень важно сформировать у детей
интерес к природе, воспитать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.
В процессе совместной и индивидуальной деятельности с
детьми нами было выявлено, что дети недостаточно знают о птицах родного края,
путают перелетных и зимующих птиц, у многих детей не сформировано чувство
заботы о птицах.
Цель проекта:
Формировать и расширять представления дошкольников о
птицах, их образе жизни, о связи с окружающей средой, роли человека в жизни
птиц.
Задачи проекта:
Образовательные:
- Создать благоприятные условия для формирования у
детей знаний о разных видах птиц.
- Упражнять детей в классификации разных видов птиц.
- Научить детей, правильно подкармливать птиц в зимнее
время года.
- Обобщить знания детей, полученные при наблюдении за
повадками птиц.
Развивающие:
- Развивать у детей наблюдательность,
любознательность, познавательную активность, творческие способности,
коммуникативные навыки.
- Развивать умения детей распознавать птиц по внешнему
виду и повадкам.
Воспитательные:
- Воспитывать заботливое отношение к птицам.
- Воспитывать у детей эмоционально-положительное
отношение к птицам, желание помочь им в зимнее время года.
- Прививать любовь к природе и воспитывать гуманность.
Интеграция образовательных областей:
Речевое развитие, художественно – эстетическое
развитие, познавательное развитие, социально – коммуникативное развитие,
физическое развитие.
Предполагаемый результат:
- Вызвать у детей интерес к птицам, желание узнавать
новые факты их жизни, заботиться о птицах.
- Умение классифицировать разные виды птиц.
Участники проекта:дети старшей группы, воспитатель, физ.инструктор,
музыкальный руководитель, родители детей.
Срок реализации проекта:ноябрь 2017-март 2018
Приложение №1.
Беседы:
«Птицы родного края»
«Зимующие, перелетные птицы»
«Птицы наши друзья»
«Что ты знаешь о птицах»
«Чем питаются птицы зимой?»
«Если бы я был птичкой»
«Красная книга»
«Пернатые помощники»
Словарная работа:
1. Подбор названий действий к названиям объектов:
(Птицы (что делают?) – вьют гнёзда, откладывают и
высиживают яйца)
2. Подбор названий признаков к названию объекта,
согласование прилагательных и существительных:
(Ласточка (какая?) – стремительная, маленькая.)
Словообразование:
Подбор родственных слов:
(Птица, птичий, птенчик, птичник, птичница.)
Словоизменение:
Преобразование единственного
числа во множественное.
Связная речь.
Составление предложений о птицах по опорным словам
Сравнительное описание двух птиц.
Сравнительное описание двух «Скажи ласково», «Большой
– маленький»:
Игровое упражнение "Улетает - не улетает".
Взрослый называет какую-нибудь птицу (воробей, ласточка, голубь, сорока,
грач...), а ребёнок отвечает – улетает она на зиму или нет.
Усложняя игру, предложите сказать, перелетная птица или зимующая.
Игровое упражнение "Назови ласково"
на образование слов с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Воробей – воробушек,
скворец – скворушка,
соловей - соловушка,
журавль - журавушка.
Игровое упражнение "Один - много"
на употребление родительного падежа мн. числа.
Один грач - много грачей, один скворец - много скворцов и т.д.
Игровое упражнение "Посчитай"
на согласование числительных с существительным.
1 грач, 2 грача, 3 ..., 4 ..., 5 ... и т.д.
Игровое упражнение "Подбирай, называй"
на подбор признаков и действий к предметам.
Кукушка (какая?) пестрая, ...
Аист (какой?) важный, ...
Ласточка (какая?) быстрокрылая, ...
И т.д.
Игровое упражнение "Кто что делает?"
на подбор глаголов к существительным.
Птицы весной (что делают?) вьют гнезда, выводят птенцов и т.д.
Игровое упражнение "Скажи наоборот"
(учимся подбирать антонимы).
Аист большой, а соловей - ...
У аиста длинная шея, а у кукушки - ...
Аист белый, а грач - ...
У скворца чёрная грудка, а у ласточки - ...
Приложение №4.
Рисование: «Снегири на ветке».
Коллективная аппликация: «Наши пернатые друзья»
Лепка: «Птичка»
Оригами: «Ласточка».
Конструирование:
Приложение №2.
Дидактические игры:
«Угадай и расскажи»
«Зимние запасы»
«Небо. Земля. Вода»
«Собери картинку»
«Где чье гнездо?»
«Четвёртый лишний»
«Игра в слова»
«Загадки и отгадки»
«Один – много»
«Назови ласково»
«Счёт птиц»
«Угадай птицу по описанию»
«Летает – не летает»
«Лишняя картинка»
«Что изменилось?»
«Что с начало, что потом»
«Кто где живет»
«Что было бы если..»
Подвижные игры:
«Коршун и наседка»
«Перелет птиц»
«Цапля на болоте»
«Птички в клетках»
«Лиса и куры»
«Совушка»
«Птички и кошка»
Физкультминутки:
Перелетные птицы
Птички прыгают, летают (Дети прыгают)
Крошки птички собирают.(«клюют»)
Пёрышки почистили,
Клювики почистили (изображают)
Птички летают, поют (машут руками)
Зёрнышки клюют (наклоняются)
Дальше полетели
И на место сели (улетают», садятся)
Скачет шустрая синица
Скачет шустрая синица, (Прыжки
на месте на двух ногах.)
Ей на месте не сидится, (Прыжки на месте на левой ноге.)
Прыг-скок, прыг-скок, (Прыжки на месте на правой ноге.)
Завертелась, как волчок. (Кружимся на месте.)
Вот присела на минутку, (Присели.)
Почесала клювом грудку, (Встали, наклоны головы влево-вправо.)
И с дорожки — на плетень, (Прыжки на месте на левой ноге.)
Тири-тири, (Прыжки на месте на правой ноге.)
Тень-тень-тень! (Прыжки на месте на двух ногах.)
(А. Барто)
Птицы
Лебеди летят, крыльями машут (Дети машут руками)
Прогнулись над водой, качают головой (Качают головой)
Прямо и гордо умеют держаться (Распрямляют спину)
Очень бесшумно на воду садятся (Садятся)
Приложение №3.
Чтение художественной литературы:
Г.Снегирев «Как птицы зимовать готовились»
В. Бианки «Синичкин Календарь», «Кто чем поет?»,
«Лесные домишки», «Чей нос лучше», «Подкидыш».
Е.Чарушин «Перепелка»
М.Горький «Воробьишко»
С. Шустов «Птицы наших лесов и полей».
Александрова А. «Скворцы»
А.Яшин «Покормите птиц зимой»
В. Берестов «Птицы»
Е Благинина «Стрижи», «Улетают журавли»
Э. Булгакова «Синички»
Стихотворения о птицах.
Ласточка
Травка зеленеет,
Cолнышко блестит,
Ласточка с весною
В сени к нам летит.
С нею солнце краше
И весна милей...
Прощебечь с дороги
Нам привет скорей.
Дам тебе я зерен,
А ты песню спой,
Что из стран далеких
Принесла с собой.
(А. Плещеев)
Скворец
Скворец за морем жил зимой,
Теперь вернулся он домой.
И рано утром в тишине
Запел о солнце и весне.
Грач
Черный грач – чернее ночи,
Утомился, как рабочий:
Он за плугом днем ходил,
Клювом червяков ловил.
Соловей
Весны певец — соловушко
Наш садик полюбил,
И там уж тепло гнездышко
Для деточек он свил.
Лишь сядет красно солнышко,
Лишь вечер настает —
Грустит-поет соловушко
Всю ночку напролет...
И тихо мне мечтается,
Ни слова на устах...
А он-то заливается
В ореховых кустах!
О чем же так грустнехонько
Тоскует наш певец?
Он плачет, что скорехонько
Весне его конец.
Пословицы и поговорки.
Увидел грача- весну встречай.
Увидел скворца-весна у крыльца.
Воробьи дружно чирикают – значит, будет оттепель.
В какую сторону ворона села носом – оттуда и будет
ветер.
Вороны прячут клюв под крыло – к холодам.
Птицы садятся на верхушки деревьев – будет тепло.
Синички с утра пищат – значит, будет мороз.
Ранняя птичка носок прочищает, а поздняя глаза
продирает.
Загадки о птицах.
Красногрудый, чернокрылый,
Любит зёрнышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять (Снегирь)
В тёплый край не улетают,
На морозе распевают,
Эти птички-невелички
Называются … (синички)
В серой шубке перовой
И в морозы он герой,
Скачет, на лету резвится,
Не орёл, а всё же птица.
( Воробей)
Эта хищница болтлива,
Воровата, суетлива,
Стрекотунья белобока,
А зовут её ...(Сорока)
Вот птичка так птичка,
Не дрозд, не синичка,
Не лебедь, не утка
И не козодой.
Но эта вот птичка,
Хоть и невеличка,
Выводит птенцов
Только лютой зимой.
(Клёст)
По весне то там, то тут
Песню весело поют:
«Ах, качи, качи, качи,
Прилетели к нам …грачи»
Эту птицу всякий знает,
На лету она хватает
Мух, кузнечиков, сверчков,
Бабочек, стрекоз, жучков.
Ответ: ласточка
Перелётная крякушка ловит лягушек.
Ходит вразвалочку, спотыкалочку.
( утка)
Встали братья на ходули,
Ищут корма по пути.
На бегу ли, на ходу ли
Им с ходулей не сойти.
(Журавли)
Эта птица всем известна — Гадким он утёнком был.
Да и сказка интересна.
Жаль, что я её забыл. (Лебедь)
Что за стол среди берез
Под открытым небом?
Угощает он в мороз
Птиц зерном и хлебом.
(Кормушка)
Приложение №7.
Музыкально – художественная деятельность.
Слушанье голосов птиц.
Упражнение на укрепление опорно - двигательного
аппарата: дети изображают ласточек
(стоят на одной ноге, другая отведена назад, руки в стороны, туловище наклонено
вперёд, голова поднята).
Приложение №5
Наблюдениеза птицами на участке детского сада.
1.
Цели:
— учить различать птиц по оперению, размеру, голосу;
— развивать наблюдательность, память;
— воспитывать эмоционально-положительное отношение к
птицам.
Ход наблюдения
Трава опять зазеленела,
И закудрявились леса.
«Весна! Весна! Пора за дело!» —
Звенят уж птичек голоса.
Сухие прутики, солому,
Кусочки мха они несут —
Все пригодится им для дома,
Чтоб для птенцов создать уют.
И заливаются на ветках
Синицы, воробьи, скворцы,
Ведь скоро в гнездах будут детки —
Их желторотые птенцы.
Воспитатель задает детям вопросы.
♦ Какие
птицы прилетают к нам на участок?
♦ Как вы
им помогаете?
♦ Какого
они размера?
♦ Какую
пользу приносят птицы?
♦ Какая у
них окраска?
♦ Чем
питаются?
♦ Какие
изменения в жизни птиц происходят весной?
♦ Как
птицы заботятся о своем потомстве?
♦ Каких
птиц вы еще знаете?
2.
Цель:
- Учить узнавать и различать птиц по, размеру, голосу
- Развивать наблюдательность, память;
-Воспитывать доброжелательное отношение к птицам.
Ход наблюдения:
Задавать детям вопросы. Предложить отгадать загадки.
Какие птицы прилетают к нам на участок?
Какого они размера?
Какая у них окраска?
Чем питаются?
Какие изменения в жизни птиц происходят весной?
Как мы помогаем птицам?
Какую пользу приносят птицы?
Каких еще птиц вы знаете?
Предложить отгадать загадки.
В серой шубке меховой,
и в морозы он герой,
Скачет, на лету резвится,
Не орел, но все же птица
(воробей.)
Окраской - сероватая,
Повадка - вороватая,
крикунья хрипловатая -
Известная персона.
(ворона.)
Не сидит она на месте -
На хвосте разносит вести.
(сорока.)
Приложение №6.
Совместная работа с родителями.
Выставка рисунков «Птицы на кормушке»
Оформление лэмбука «Птицы» (загадки о птицах, стихи
и рассказы о птицах, пословицы и поговорки о птицах».
Выставка книг «Читаем о птицах»