Оглавление РАЗДЕЛ № 1 «Комплекс основных характеристик программы» ...................... 3 1.1.Пояснительная записка ............................................................................... 3 1.2. Цель и задачи программы .......................................................................... 5 1.3. Содержание программы ............................................................................. 6 1.4. Учебный план ........................................................................................... 10 1.5.Планируемые результаты ......................................................................... 16 РАЗДЕЛ № 2 «Комплекс организационно-педагогических условий» ............ 19 2.1. Календарный учебный график .............................................................. 19 2.2. Условия реализации программы .......................................................... 29 2.3. Формы аттестации (контроля) .............................................................. 31 2.4. Оценочные материалы .......................................................................... 31 2.5. Методические материалы ..................................................................... 31 РАЗДЕЛ № 1 «Комплекс основных характеристик программы» 1.1.Пояснительная записка Наш детский сад «Ромашка» находится в сельской местности. Удаленность от областного центра не позволяет детям увидеть и узнать чтото новое, интересное. У родителей не всегда есть возможность познакомить детей с масштабными производствами и новинками в области современных технологий. Опираясь на потребности детей дошкольного возраста и запросы Государственной политики, Постановление Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 года N 598 «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года», мы провели диагностику трудовых умений и навыков наших воспитанников по следующим видам деятельности: -Труд в окружающей среде (природе). -Хозяйственно-бытовой труд. -Ручной труд. -Трудолюбие в процессе дежурств (поручений). -Представления о труде взрослых, ценности результатов труда для других людей. -Знакомство с различными профессиями, в том числе инженерно– технического направления на примере профессий родителей, членов семьи и ближайшего окружения. По результатам проведенного анализа нами была разработана «Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «В мире профессий» с учетом требований: -Федерального Закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ч. 3-7 Ст. 83, ч .4-5 Ст. 84); -Концепции развития дополнительного образования детей, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р; -Приказа Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; -Приказа Министерства образования и науки РФ от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; -Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, 3 содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»; - Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ от 18 11. 2015 г. Министерство образования и науки РФ; В целях обеспечения подготовки кадровых ресурсов, эффективной реализации творческих возможностей подрастающего поколения, в октябре 2014г. была создана и одобрена губернатором Свердловской области Е.В.Куйвашевым комплексная программа «Уральская инженерная школа». Евгений Куйвашев очертил не только перспективы промышленного развития нашего региона, но и важность подготовки инженерных кадров, а также повышения качества жизни уральцев. Когда надо начинать готовить будущих инженеров? Всегда. Этот процесс должен быть непрерывным и начинаться не в школе, или вузе, а еще в детском саду, когда у детей особенно выражен интерес к техническому творчеству, проявляется особая «инженерная жилка». Очень важно не дать погаснуть искорке интереса, поддержать его, заинтересовать ребенка занятиями в кружках, секциях. Работа по ранней профессиональной ориентации должна начинаться с детского сада, чтобы к моменту окончания школы человек уже имел точное представление, кем он хочет стать в профессиональной жизни». Таким образом, мы определили содержание работы по ранней профориентации детей дошкольного возраста: знакомство с профессиями инженерно– технического направления на примере профессий родителей, членов семьи и ближайшего окружения. Направленность программы – социально – педагогическая, то есть, программа ориентирована на получение дошкольниками конкретных знаний и умений определенных профессий.Современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. Технические достижения всё быстрее проникают во все сферы человеческой жизнедеятельности и вызывают интерес детей к современной технике. Сегодняшним дошкольникам предстоит: -работать по профессиям, которых пока еще нет; -использовать технологии, которые еще не созданы; -решать задачи, о которых мы можем только догадываться; Актуальность программы: Динамика развития образования на сегодняшний день продиктована быстрыми изменениями, происходящими, в том числе, и в экономике под влиянием внешних факторов: появление новых технологий, глобализация экономики, конкуренция на рынке труда. Скорость трансформации системы образования будет увеличиваться, и нам необходимо понимать, какие изменения будут проходить в ближайшие 5–10–20 лет, для того чтобы выстраивать такую систему дошкольногообразования, в которой будут созданы условия для всестороннего гармоничного развития дошкольников, в 4 том числе и представлений о мире профессий. Ребенку мало знать о профессии, ему необходимо в нее поиграть! Дошкольный возраст – наиболее благоприятный период для формирования любознательности. Это позволяет формировать у детей активный интерес к различным видам профессий. Знакомство детей с профессиями не только расширяет общую осведомленность об окружающем мире и кругозор детей, но и формирует у них определенный элементарный опыт профессиональных действий, способствует развитию интереса к различным профессиям. Ознакомление ребят с трудом взрослых строится на диалоге детей с взрослыми, труд которых они наблюдают или обсуждают, что способствует социализации детей, формирует у них отношение к профессии. Раннее знакомство с различными видами человеческой деятельности (детская профориентация) имеет большое значение в социализации личности. Такие знания помогают регулировать поступки детей, перестраивать их мотивы и отношение к собственному труду, труду взрослых, предметам, созданных людьми. У ребенка формируется эмоциональное отношение к профессиональному миру, ему предоставляется возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности. 1.2. Цель и задачи программы Цель: Формирование и развитие ключевых компетенций, направленных на формирование у детей представлений о различных профессиях Задачи: Обучающие: -Формировать и развивать первоначальные представления о профессиях в процессе совместной и самостоятельной деятельности детей через «погружение» в реальные практические ситуации. Развивающие: -Формировать и развивать ключевые компетенции, направленные на формирование представлений о различных профессиях и значимости профессиональной деятельности взрослых для общества. -Формировать и развивать логическое и техническое мышление, пространственное воображение средствами робототехники. -Формировать и развивать умение исследовать проблему, анализировать имеющиеся ресурсы, выдвигать идеи, планировать решения и реализовывать их. -Предоставить возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности. -Развивать речевую активность, пополнять активный словарный запас. Воспитательные: -Воспитывать эмоционально-положительное отношение к труду, его общественной значимости и уважительное отношение к людям труда. 5 -Воспитывать коммуникативные и личностные качества детей (умение работать в команде, договариваться, проявлять целеустремленность, ставить общие задачи и решать их). 1.3. Содержание программы Система работы по формированию ранней профориентации и представлений о труде взрослых строится по трем основным линиям: -приближение детей к труду взрослых; -приближение работы взрослых к детям; -совместная деятельность детей и взрослых. Логическая смысловая цепочка: -«Профессия»(что это?); -«Представитель профессии и его качества» (как называется человек данной профессии? Какие личностно-профессиональные качества ему нужны?); -«Трудовые действия» (что делает человек?); -«Общественная польза труда» (кому это нужно?); -Самообслуживание; -Экскурсии; -Промышленный туризм; -Наблюдения; -Тематические встречи; -Сюжетно-ролевые игры; -Дидактические игры (игры с предметами, настольно-песатные, словесные); -Театрализованные игры; -Выполнение трудовых функций по поручению, или хозяйственно-бытовой труд; -Образовательно-игровые ситуации; -Виртуальный атлас профессий; -Альбом «Организации и профессии моего села»; -Праздники и развлечения; -Продуктивные виды детской деятельности и ручной труд; -Труд в окружающей среде; -Профориентационная предметно-развивающая среда; Приближение детей к труду взрослых: Это направление работы осуществляется в процессе непосредственно образовательной деятельности по формированию представлений о труде людей разных профессий с обязательным включением предварительной беседы о данной профессии. Особое внимание уделяется усвоению детьми понятий «профессия» (что это?), «представитель профессии» (как называется человек данной профессии?), «инструменты труда» (чем работает человек?), 6 «трудовые действия» (что делает человек?), «результат труда» (что получилось?), общественная польза труда (кому это нужно?). Непосредственно образовательная деятельность сопровождается рассказом, рассматриванием иллюстраций и изображений инструментов, материалов, спецодежды представителей профессий, прослушиванием художественных произведений, дидактическими играми, что позволяет детям наиболее полно понять суть и процесс профессиональной деятельности взрослого. Ознакомление детей с трудом взрослых происходит и в процессе организованной педагогом изобразительной деятельности воспитанников: дети не только знакомятся с профессиями художник, скульптор, дизайнер, модельер по рассказам педагога, но и пробуют свои силы в этих видах деятельности. Изображение детьми представителей различных профессий также способствует усвоению информации о труде взрослых. Средством ознакомления с содержанием труда выступают и произведения изобразительного искусства. Рассматривая репродукции мастеров, дети видят не только процесс труда, но и те изменения, которые со временем произошли в нем. Многие русские художники отображали в своих картинах изнурительный труд взрослых и детей (например, В. Г. Перов «Тройка», И. Е. Репин «Бурлаки на Волге»). Показ таких репродукций сопровождается разъяснительной беседой, в которой делается акцент именно на положительные изменения условий и содержания современного труда взрослых. Лепка, аппликация, конструирование – все эти виды деятельности позволяют изучать разные стороны профессий без отрыва от общей темы. Выполнение физических упражнений также происходит в соответствии с профессионально ориентированным сюжетом. Например, выполнение комплекса общеразвивающих упражнений «Строим дом», в котором символически воспроизводятся действия строителей, или «Летний сад», в котором имитируются действия садовников. В музыкальную деятельность включаются игры-импровизации, например «Веселые шоферы», «Плыви, плыви, кораблик». Знакомство с профессиями происходит и в ходе формирования элементарных математических представлений - педагог предлагает посчитать, например, количество гвоздей у плотника, количество банок с краской у маляра, сделать план расположения цветника у ландшафтного дизайнера. При ознакомлении детей с трудом взрослых с помощью непосредственно образовательной деятельности очень важно не только расширять, но и углублять знания о профессиях, ориентироваться не только на количество, но и на качество предоставляемой детям информации. Именно основательность такой информации положительно сказывается на дальнейшем профессиональном самоопределении детей. 7 Приближение работы взрослых к детям: К данному направлению работы с детьми относятся экскурсии, наблюдения, тематические встречи с людьми разных профессий. Наиболее действенные способы ознакомления детей с трудом взрослых – наблюдения и экскурсии, которые обеспечивают наглядность и ясность получаемых представлений, способствуют накоплению ярких эмоциональных впечатлений. Наглядно воспринятая информация сопровождается пояснениями со стороны взрослого в процессе дальнейших бесед и занятий. Исходя из возрастных особенностей детей и возможностей персонала дошкольной образовательной организации, организовываются экскурсии, на которых, в процессе целенаправленных наблюдений, в первую очередь, обращается внимание на соблюдение техники безопасности на рабочем месте. В процессе экскурсии дети получают возможность наблюдать различные способы выполнения профессиональных действий человека той или иной профессии, какими орудиями, предметами труда пользуется взрослый, на спецодежду, которая нужна для разных профессий, ее назначение. Воспитательная эффективность ознакомления с трудом зависит не только от того, какой труд наблюдается, но и от того, на какие его стороны направляется внимание детей. В процессе наблюдений дети получают количество сведений, которые постепенно расширяются и углубляются. Усложнение содержания представлений во время наблюдений выражается не только в нарастании объема познавательного материала, но и во все большем углублении в суть наблюдаемых явлений. В наблюдении за трудом людей разных профессий детей сначала привлекают видимые действия людей, орудия труда, материалы. Помимо этого педагог обращает внимание детей на самого трудящегося человека, его отношение к выполняемой работе, взаимоотношения с другими людьми. Таким образом, наблюдение за профессиональной деятельностью взрослого положительно влияет на поведение детей, на их отношение к людям, к вещам. Педагог во время экскурсии дополняет полученную информацию рассказом о тех качествах, которыми должны обладать представители данных профессий, используя занимательный материал,- стихи, загадки, пословицы. По возращению в группу с детьми обсуждается увиденное, проводится рисование по памяти, составление рассказов на тему «Что запомнилось?», «Что понравилось?». С использованием IT-технологий проводим виртуальные экскурсии. Совместная деятельность взрослого и ребенка: К этому направлению работы с детьми относятся игры по ТРИЗ, сюжетно-ролевые, дидактические, подвижные игры, чтение художественной литературы, игровые ситуации и другие формы деятельности. Осознать общественную значимость труда взрослого ребенку помогают дидактические 8 игры, моделирующие структуру трудового процесса: цель и мотив труда, предмет труда, инструменты и оборудование, трудовые действия, результат труда. Используются дидактические игры трех видов: - игры с предметами; -настольно-печатные игры; -словесные игры; Проведение дидактических игр позволяет расширить представления детей о людях разных профессий. В детской художественной литературе много произведений, посвященных труду. Стихотворения, рассказы, сказки, загадки о профессиях и орудиях труда, поговорки и пословицы о труде, трудолюбии, мастерстве, скороговорки, в которых упоминаются профессии и орудия труда, считалки, стихи для пальчиковой и артикуляционной гимнастики, физкультурной минутки помогают в непринужденной форме дать детям новую информацию о профессиях и закрепить ранее полученные знания. Для систематизации детских представлений о мире профессий и формирования ценностного отношения к результатам труда человека используются образовательно-игровые ситуации. В процессе проведения праздников и развлечений дети также знакомятся с профессиями взрослых. На утренниках, посвященных празднованию Дня защитника Отечества и Международного женского дня, вспоминаем о профессиях родителей и общественной значимости их профессиональной деятельности. Спортивные праздники, дни здоровья – хороший повод обратить внимание детей на профессии, представителям которых необходимо иметь крепкое здоровье, хорошую физическую подготовку, например, летчику, пожарному, водолазу. Обращаем внимание и на проведение тематических праздников, например,День геолога, День нефтяника, День учителя, День энергетика, День металлурга. Участие детей в различных творческих конкурсах также носит профориентационный характер. Полученные в процессе вышеперечисленных форм работы с детьми представления о людях разных профессий благоприятно сказываются на развитии у детей ролевого поведения в сюжетных играх. Сюжетно-ролевая игра – не только ведущая деятельность дошкольника, но и необходимое средство реализации задач ранней профориентации. В процессе профориентационной сюжетно-ролевой игры имитируются производственные сюжеты, ситуации, профессиональная социальная среда, модели профессионального поведения, модели межличностных профессиональных отношений. Профориентационная сюжетно-ролевая игра, в целом, не дает новых знаний. В ходе такой игры ранее полученные знания о профессиональной деятельности взрослых преобразуются в доступный для ребенка опыт, посредством которого эти знания ребенком усваиваются. В возрастном аспекте сюжетно-ролевая игра профориентационного характера постепенно усложняется по содержанию. 9 Успешное осуществление вышеперечисленных форм работы с детьми невозможно без организации правильной и соответствующей возрастным особенностям профориентационной предметно-развивающей среды. Оснащение предметно-развивающей среды в целях ранней профориентации, это: -Подбор художественной литературы, энциклопедий, самодельных книжекмалышек, связанных с темой «Профессии». -Создание картотеки пословиц и поговорок о труде, загадок, стихов и песен о профессиях и орудиях труда; -Подбор иллюстраций, репродукций картин, раскрасок. -Подбор и изготовление дидактических, сюжетно-ролевых, подвижных, ТРИЗ игр -Подбор демонстрационного материала по теме «Профессии». -Подбор мультфильмов, видеофильмов, видеороликов. -Выпуск настенной газеты, посвященной профессиям взрослых. -Оформление альбома о профессиональных династиях семей воспитанников. -Материалы и оборудование для сюжетно-ролевых игр. Неоценимую помощь в пополнении предметно-развивающей среды оказывают родители, которых активно вовлекаем в совместную деятельность по ранней профориентации дошкольников. 1.4. Учебный план Младший возраст - 3-4 года. № п/п В том Наименование Всего числе Формы разделов и тем часов Теоретич практич аттестации/ контроля еских еских Раздел 1. «Приближение детей к труду взрослых» 1.1. Знакомство с 3 профессиями из сферы образования (детский сад) 0,5 2,5 1.2. Знакомство профессиями сферы медицины Знакомство профессиями сферы торговли Знакомство профессиями сферы транспорта с 4 из 0,5 3,5 с 5 из 0,5 4,5 с 5 из 0,5 4,5 1.3. 1.4. 10 Игровые ситуации «Как у нас в детском садике» Д/И. «Что кому» Педагогичес кое наблюдение Педагогичес кое наблюдение 2.1. 2.2. 2.3. 2.4. Итого 17 Раздел 2.«Приближение работы взрослых к детям» Экскурсия по 2 0, 5 1,5 Беседа детскому саду Экскурсия на кухню 1 0,5 0,5 Педагогичес кое наблюдение Экскурсия в 2 0,5 1,5 Педагогичес медицинский кое кабинет наблюдение Экскурсия по улицам 2 села 0,5 1,5 Беседа Экскурсия на ФАП с. 1 1 Педагогичес Знаменское кое Итого наблюдение 7 Раздел 3. «Совместная деятельность детей и взрослых» 3.1. Изготовление 2 2 Педагогичес атрибутов к играм, кое семейное творчество наблюдение 3.2. Создание альбома 2 0,5 1,5 Педагогичес «Профессии моих кое родителей» наблюдение Организация 2 0,5 1,5 Педагогичес 3.3. выставки «Люди кое труда» наблюдение 2.5. 3.4. 3.5. Тематическая неделя «Все работы хороши» Театрализованная деятельность «Наш веселый детский сад» 5 - 5 1 Итого12 Всего 36 Часов 1 11 Педагогичес кое наблюдение Педагогичес кое наблюдение Средний возраст - 4-5 лет. № п/п 1.1. 1.2. 1.3. 1.4. 1.5. 2.1. 2.2. 2.3. 2.4. 3.1. 3.2. В том Наименование Всего числе Формы разделов и тем часов теоретиче практич аттестации/ контроля ских еских Раздел 1. «Приближение детей к труду взрослых» Знакомство с 4 1 3 Беседа профессиями из сферы образования Знакомство с 4 1 3 Педагогичес профессиями из кое сферы обслуживания наблюдение и торговли Знакомство с 4 1 3 Педагогичес профессиями из кое сферы культуры наблюдение Знакомство с 4 1 3 Педагогичес профессиями из кое сферы медицины наблюдение Знакомство с 5 1 4 Педагогичес профессиями из Итогокое сферы транспорта и 21 наблюдение МЧС Раздел 2. «Приближение работы взрослых к детям» Экскурсия по 2 2 Беседа детскому саду, экскурсия в школу Экскурсия в 1 1 Педагогичес парикмахерскую кое наблюдение Экскурсия на почту, 2 2 Педагогичес экскурсия в ДК с. кое Знаменское наблюдение Экскурсия на ФАП, 2 2 Педагогичес экскурсия в ПЧ. с. Итогокое Знаменское наблюдение 7 Раздел 3. «Совместная деятельность детей и взрослых» Организация 2 0,5 1,5 Педагогичес выставки «Люди кое труда» наблюдение Изготовление 1 1 Педагогичес альбома «Профессии кое 12 3.3. 3.4. 3.5. моих родителей» Театрализованная 3 деятельность «Все работы хороши выбирай на вкус» Изготовление 2 альбома «Ветераны труда нашего села» Конкурс творческих 1 работ «Кем я буду» Итого8 Всего– 36 часов 0,5 2,5 наблюдение. Педагогичес кое наблюдение. - 1,5 Презентация альбома. 1 1 Педагогичес кое наблюдение. Старший возраст - 5 – 6 лет. В том № Наименование Всего числе п/п раздело и тем часов теоретиче практич ских еских Раздел 1. «Приближение детей к труду взрослых» 1.1. 1.2. 1.3. 1.4. 2.1. 2.2. Знакомство с профессиями изсферы МЧС Знакомство с профессиями из сферы металлургии. Знакомство с профессиями из сферы творчества Знакомство с профессиями из сферы ИКТ 4 1 3 4 1 3 3 1 3 3 Итого14 1 2 Формы аттестации/ контроля Педагогичес кое наблюдение Педагогичес кое наблюдение Педагогичес кое наблюдение Педагогичес кое наблюдение Раздел 2. «Приближение работы взрослых к детям» Экскурсия пожарную 2 0,5 1,5 Беседа часть, Экскурсия в ОВД г. Сухой Лог Экскурсия на заводы 3 0,5 2,5 Беседа -(«Народное 13 предприятие «Знамя» -ООО «Староцементный завод» -ОАО «Сухоложский огнеупорный завод») 2.3. Экскурсия в 1 1 Беседа редакцию газеты «Знамя Победы» 2.4. Экскурсия на ООО 1 1 Беседа «Новопышминское Итогопроизводство молока 7 и мяса» Раздел 3. «Совместная деятельность детей и взрослых» 3.1. Реализация проекта 6 1 5 Педагогичес «Лаборатория кое профессий» наблюдение 3.2. 3.3. 3.4. 3.5. Творческая конструкторская деятельность «Роботы помощники» Конкурс творческих идей по теме «В инженеры б я пошел, пусть меня научат» Творческая выставка «Роботы – помощники» Презентация результатов проектной деятельности 6 1 5 Педагогичес кое наблюдение 1 - 1 Педагогичес кое наблюдение 1 - 1 Презентация моделей 1 Итого15 Всего36 часов - 1 Педагогичес кое наблюдение 14 Подготовительный возраст - 6 – 7 лет. № п/п 1.1. 1.2. 1.3. 1.4. 2.1. 2.2. В том Наименование Всего числе Формы раздело и тем. часов теоретиче практич аттестации/ контроля ских еских Раздел 1. «Приближение детей к труду взрослых» Знакомство с профессиями из сферы МЧС и ИКТ Знакомство с профессиями из сферы металлургии Знакомство с профессиями из сферы творчества Профессии будущего 4 1 3 Опрос теме по 3 0,5 2,5 3 0,5 2,5 3 Итого13 1 2 Педагогичес кое наблюдение Педагогичес кое наблюдение Педагогичес кое наблюдение Раздел 2. «Приближение работы взрослых к детям» Экскурсия на СЛОГ 1 1 Беседа ТВ. Экскурсия на заводы 3 3 Педагогичес -Сухоложский кое крановый завод; наблюдение -АО «Сухоложский Литейномеханический завод»; -ОАО «Сухоложский Огнеупорный завод». 2.3. Экскурсия в ВДПО г. 1 Сухой Лог - 1 2.4. Экскурсия в 1 многопрофильный техникум - 1 2.5. Экскурсия в 1 1 15 Педагогичес кое наблюдение Беседа. медицинский колледж 3.1. 3.2. 3.3. 3.4. 3.5. Итого7 - Педагогичес кое наблюдение Раздел 3. «Совместная деятельность детей и взрослых » Реализация проекта 6 1 5 Педагогичес «В мире профессий» кое наблюдение Творческая 6 1 5 Педагогичес конструкторская кое деятельность наблюдение «Умный город Сухой Лог». Изготовление альбома «Организации и профессии моего села и г. Сухой Лог» Изготовление атласа 1 1 Беседа «Профессии настоящего и будущего» Творческая выставка 1 1 Презентация «Роботы–спасатели» моделей Презентация 2 2 Педагогичес результатов кое Итогопроектной наблюдение 16 деятельности. Всего36часов 1.5.Планируемые результаты Младший возраст 3-4 года: Предметные: 1.У детей сформированы первоначальные представления о некоторых видах труда взрослых, простейших трудовых операциях и материалах. 2.Дети различают по существенным признакам профессии ближайшего окружения. 3.Могут самостоятельно, или с небольшой помощью взрослого находить себе интересные занятия, подбирать атрибуты и предметы-заменители. Метапредметные: 1.Могут самостоятельно, или с небольшой помощью взрослого планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. 16 2. Могут самостоятельно, илис небольшой помощью взрослого подбирать себе партнеров по игре, договариваться о распределении ролей. Личностные: 1.Проявляют положительные эмоции в процессе совместной игровой деятельности. 2.Проявляют эмоциональную отзывчивость на доступные возрасту литературно-художественные произведения. 3.Эмоционально откликаются на переживания близких взрослых, детей. Средний возраст – 4 – 5 лет: Предметные: 1.У детей сформированы представления о профессиях направленных на удовлетворение потребностей человека и общества. 2.Сформированы представления о сложных трудовых операциях и механизмах. 3.Сформированы первичные представления о мотивах труда людей. 4. Дети умеют вычленять цели, основное направление конкретных видов труда, имеющих понятный ребенку результат. 5.Имеют представление о распространенных видах профессиональной деятельности, связанных с чрезвычайными ситуациями. Метапредметные: 1.Могут самостоятельно планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. 3.Умеют анализировать, сравнивать и обобщать, делать выводы, проявлять настойчивость в достижении цели. 4.Умеют планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. Личностные: 1.Проявляют эмоционально-положительное отношение к трудовой деятельности, труду вцелом. 2.Могут самостоятельно подбирать себе партнеров по игре, договариваться о распределении ролей. 3.Могут подбирать необходимые материалы и атрибуты для совместной игровой деятельности. Старший возраст - 5-6 лет: Предметные: 1.Знают о назначении техники и материалов в трудовой деятельности взрослых. 2.Сформированы представления о видах производственного труда (шитье, производство продуктов питания, строительство) и обслуживающего труда (медицина, торговля, образование), о связи результатов деятельности людей разных профессий. 3.Различают профессии по существенным признакам. 17 4.Называют профессионально важные качества представителей разных профессий. 5.Выделяют структуру трудовых производств (цель, материалы, инструменты, трудовые действия, результат). 6.Объясняют роль труда в благополучии человека. Метапредметные: 1.Могут подбирать партнеров по игре и совместной деятельности. 2.Умеют анализировать, сравнивать и обобщать, делать выводы, проявлять настойчивость в достижении цели. 3.Умеют планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. 4.Распределяют роли до начала игры и строят свое поведение, придерживаясь роли. Личностные: 1.Проявляют любознательность, интерес к исследовательской деятельности, экспериментированию. 2.Проявляют ответственность, активность, желание помочь в трудовом процессе. 3.Умеют договариваться, работать в команде, в паре. Подготовительный возраст – 6-7 лет: Предметные: 1.Называют профессии разных сфер экономики. 2.Сформированы представления о различных видах труда взрослых, связанных с удовлетворением потребностей людей, общества и государства (цели и содержание вида труда, некоторые трудовые процессы, результаты, их личностную, социальную и государственную значимость, представления о труде, как экономической категории). 3.Сформированы представления о современных профессиях, о профессиях, связанных со спецификой местных условий. 4.Сформированы представления о роли механизации в труде, о машинах и приборах – помощниках человека. 5.Объясняют взаимосвязь различных видов труда и профессий. 6.Демонстрируют осознанный способ поведения в быту. Метапредметные: 1.Могутдоговариваться, организовывать деятельность в паре, в команде. 2.Могут самостоятельно организовывать собственную деятельность. 3.Могут планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. 4.Адекватно используют вебральные и невебральные средства общения, владеют диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия. 18 Личностные: 1.Проявляют эмоционально-положительное отношение к труду взрослых и результатам труда, устойчивый интерес к трудовой деятельности. 2.Выражают свое отношение к определенной профессии и умеют обосновать свою точку зрения. 3. Проявляют целеустремленность, самостоятельность во всех видах детской деятельности. РАЗДЕЛ № 2 «Комплекс организационно-педагогических условий» 2.1. Календарный учебный график Младший возраст – 3-4 года. Количес Тема занятия тво часов 1 1 1 Ознакомит 1 ельное 2 2 2 Ознакомит 1 ельное 3 2 Ознакомит 1 ельное 4 4 3 Ознакомит 1 ельное 5 1 1 Ознакомит 1 ельное 6 2 2 Ознакомит 1 ельное 3 2 Ознакомит 1 ельное 4 3 Ознакомит 1 7 8 сентябрь октябрь 3 месяц раздел Форма занятия неделя № п/ п Форма контроля любимая Педагогичес кое наблюдение «Воспитатель-наш Педагогичес приятель» кое (Воспитатель, наблюдение помощник воспитателя) Знакомство с Педагогичес группой кое наблюдение Игровая Педагогичес деятельность кое «Дружные ребята» наблюдение «Наш любимый Педагогичес детский сад» кое наблюдение «Профессия Педагогичес повар» кое наблюдение «Помощник Педагогичес повара» кое наблюдение С/Р игра Педагогичес «Наша группа» 19 ельное «Поварята» Ознакомит 1 ельное «Кто нас лечит. Профессия врач» 10 2 1 Ознакомит 1 ельное «Профессия медсестра» 3 2 Ознакомит 1 ельное 12 4 3 Игровое «Экскурсия в медицинский кабинет» «С/Р игра «Поликлиника» 13 1 1 Ознакомит 1 ельное «Витамины» 14 2 2 Ознакомит 1 ельное 3 3 Игровое 1 Экскурсия на фельдшерский пункт С/Р игра «Поликлиника» 16 4 3 Игровое 1 17 2 1 Ознакомит 1 ельное «Профессия водитель» 18 3 2 Ознакомит 1 ельное «Экскурсия дороги села» декабрь 1 С/Р игра «Кукла Даша заболела». на 4 3 Ознакомит 1 ельное С/И водители» 20 1 2 Ознакомит 1 ельное «Профессия шофер» 2 2 Ознакомит 1 ельное 3 2 Игровое Наблюдение за разгрузкой продуктов на кухню детского сада С/Р игра «Мы Педагогичес 21 22 февраль 19 январь 15 январь 11 ноябрь 1 ноябрь 1 ноябрь 9 1 20 «Мы кое наблюдение Педагогичес кое наблюдение Педагогичес кое наблюдение Педагогичес кое наблюдение Педагогичес кое наблюдение Педагогичес кое наблюдение Педагогичес кое наблюдение Педагогичес кое наблюдение Педагогичес кое наблюдение Педагогичес кое наблюдение Педагогичес кое наблюдение Педагогичес кое наблюдение Педагогичес кое наблюдение Педагогичес кое наблюдение шоферы» 4 2 Игровое 24 1 2 Ознакомит 1 ельное 25 2 3 Ознакомит 1 ельное 3 2 Ознакомит 1 ельное 27 4 3 Игровое 28 1 1 29 2 1 3 2 31 4 3 32 1 3 33 2 3 3 3 4 3 34 35 апрель 30 май 26 март 23 кое наблюдение С/Р игра Педагогичес «Перевозим кое грузы» наблюдение. «Профессия Педагогичес Продавец- кассир» кое наблюдение «В магазине» Педагогичес кое наблюдение Экскурсия в Педагогичес магазин с. кое Знаменское наблюдение 1 игра Педагогичес кое наблюдение Ознакомит 1 «В аптеке» Педагогичес ельное кое наблюдение Ознакомит 1 «Профессия Педагогичес ельное фармацевт» кое наблюдение Игровое 1 «Полечим куклу Педагогичес Машу» кое наблюдение Игровое 1 «С/Р игра Педагогичес «Аптека» кое наблюдение Игровое 1 «С/р игра Педагогичес «Детский сад» кое наблюдение Игровое 1 С/р игра «Мы Педагогичес едем, едем, едем» кое наблюдение Игровое 1 С/р игра Педагогичес «Поликлиника» кое наблюдение Игровое 1 «С/р игра Педагогичес «Приходите к нам кое Итого: наблюдение 36 часов лечиться» 1 «С/Р «Магазин» 21 Средний возраст – 4 - 5 лет. Количе Тема занятия ство часов Ознакомит 1 «Воспитательельное лучший друг» Ознакомит 1 «Наш заведующий» ельное Игровое 1 С/Р игра «Наш любимый детский сад» Ознакомит 1 Профессия ельное «Учитель», экскурсия в школу Форма контроля Педагогиче ское наблюдение Беседа 1 1 1 2 2 1 3 3 4 1 5 1 3 Игровое 6 2 1 Ознакомит 1 ельное 3 1 8 4 3 Ознакомит 1 ельное Игровое 1 Музыкальная деятельность «Как мы весело живем» «Профессия парикмахер, визажист» «Заведующий отделом» «Салон красоты» 9 1 1 Ознакомит 1 ельное Экскурсия в ДК с.Знаменское 10 2 1 Ознакомит 1 ельное 3 2 1 3 Ознакомит ельное Игровое 1 «Профессия Беседа «директор Дома Культуры»» «Профессия Беседа «библиотекарь » 7 11 12 сентябрь октябрь 4 ноябрь 3 месяц раздел Вид занятия неделя № п/ п 4 1 Беседа Беседа Педагогиче ское наблюдение Беседа Опрос по теме Педагогиче ское наблюдение Беседа Экскурсия на почту. Беседа Профессия «оператор ПО, почтальон» 22 1 Ознакомит 1 ельное Игровая деятельность «На почте» 14 2 1 Ознакомит 1 ельное Профессия педиатр» «Врач- 3 1 Игровое 1 Профессия терапевт» «Врач- 16 4 1 Игровое 1 «Что нужно доктору » 17 2 1 По теме 1 проекта С/Р игра помощь» 18 3 1 Ознакомит 1 ельное «Витамины, они?» 19 4 2 Игровое С/Р игра «Поликлиника» 20 1 1 21 2 2 Ознакомит 1 ельное Игровое 1 3 3 Игровое 23 4 1 Ознакомит 1 ельное 24 25 1 2 2 3 Игровое Игровое 3 3 4 3 Ознакомит 1 ельное Ознакомит 1 ельное Беседа. Педагогиче ское наблюдение Беседа. Педагогиче ское наблюдение Педагогиче ское наблюдение Педагогиче ское наблюдение Педагогиче ское наблюдение Педагогиче ское наблюдение Педагогиче ское наблюдение «МЧС - что это?»» «Что спасателю» нужно Педагогиче ское наблюдение С/Р игра «Спасатели» Педагогиче ское наблюдение «Один дома» Педагогиче ское наблюдение 1 «Играем во дворе» «Поможем бабушке» 1 1 Беседа Педагогиче ское наблюдение Беседа 23 А ап ре «Что случилось, как поступить?» Экскурсия в ПЧ в с. Беседа Знаменское ап январь февраль какие ль 27 «Скорая пр ел ь 26 март 22 1 ап ре ль А 15 декабрь 1 декабрь 13 1 2 Ознакомит 1 ельное 29 2 3 По теме 1 проекта 30 3 3 Игровое 31 4 3 По теме 1 проекта 32. 1 2 Игровое 33 2 3 34 3 3 Ознакомит 1 ельное Продуктив 1 ное 4 3 май 28 35 Игровое «Профессия пилот» Педагогиче ское наблюдение «Профессия Педагогиче бортпроводник, ское бортинженер» наблюдение С/Р игра «В Педагогиче аэропорту» ское наблюдение Развлечение«Путеше Педагогиче ствие на самолете» ское наблюдение 1 1 «Профессия «Капитан корабля, матрос, кок» «Ветераны труда нашего села» Изодеятельность«Ке м я буду» 1 Итого36 часов Педагогиче ское наблюдение Беседа Педагогиче ское наблюдение Театрализованная Педагогиче деятельность «Все ское работы хороши - наблюдение выбирай на вкус» Старший возраст –5 – 6 лет. Количе Тема занятия ство часов Форма контроля 1 1 1 Ознакомит 1 ельное «Профессия спасатель» 2 2 2 3 3 Ознакомит 1 ельное Игровое 1 4 3 Игровое Экскурсия в ПЧ г. Беседа Сухой Лог С/Р игра «Спасатели» Педагогиче ское наблюдение Викторина Педагогиче «Профессии важные ское и нужные» наблюдение 4 сентябрьь 3 месяц раздел Вид занятия неделя № п/ п 1 24 врач- Беседа 1 1 Ознакомит 1 ельное «Профессии и люди Беседа труда в нашем селе» 6 2 2 Ознакомит 1 ельное 3 3 Продуктив 1 ное Экскурсия Администрацию села. Изготовление «Календаря профессий» 8 4 1 9 1 2 Ознакомит 1 ельное Ознакомит 1 ельное Профессия «Агроном» Экскурсия на «Знамя» 2 1 3 1 Ознакомит 1 ельное Ознакомит 1 ельное Игровое 1 Профессия Беседа «Литейщик» Профессия «Мастер Беседа цеха» С/Р игра «На заводе» Педагогиче ское наблюдение «Роботы помощники Педагогиче на производстве » ское наблюдение Конструируем Педагогиче робота-погрузчика. ское наблюдение Конструируем Педагогиче роботаское наблюдателя наблюдение Презентация Педагогиче результатов проекта ское наблюдение Экскурсия на ООО Беседа «Староцементный завод» 4 3 13 1 2 Продуктив 1 ное 14. 2 1 По теме 1 проекта 3 1 По теме 1 проекта 4 1 По теме 1 проекта 16 18 2 2 Ознакомит 1 ельное Ян январь 17 3 1 Ознакомит 1 ельное Профессия «Крановщик» варь 15 декабрь 12 Ноябрь 10 11 ноябрь 7 октябрь 5 25 в Беседа Педагогиче ское наблюдение Беседа НП Беседа Беседа 4 2 По теме 1 проекта «Профессия инженерконструктор» 20 1 3 По теме 1 проекта «Лаборатория профессий» 21 2 2 По теме 1 проекта 3 3 По теме 1 проекта 23 4 3 По теме 1 проекта 24 1 2 25 2 3 По теме 1 проекта Игровое 1 26 3 3 По теме 1 проекта 27 4 3 По теме 1 проекта 28 1 2 По теме 1 проекта 29 2 3 По теме 1 проекта 3 2 По теме 1 проекта 4 3 По теме 1 проекта 30 31 март апрель 22 февраль 19 Педагогиче ское наблюдение Педагогиче ское наблюдение Профессия Педагогиче «электромонтажник» ское наблюдение Экскурсия на Беседа Сухоложский огнеупорный завод Профессия Педагогиче «формофщик» ское наблюдение Профессия «мастер Опрос по цеха» теме С/Р игра «Дело Педагогиче мастера боится» ское наблюдение Конструктивная Педагогиче деятельность ское «Производственные наблюдение роботы» Конструктивная Опрос по деятельность теме «Производственные роботы» Профессия Педагогиче «инженерское изобретатель» наблюдение Творческая выставка «Роботы– помощники» Тематическая встреча с инженером совхоза «Знаменский» Конкурс творческих идей «В инженеры б я пошел, пусть меня научат» 26 Педагогиче ское наблюдение Беседа Педагогиче ское наблюдение 1 1 Ознакомит 1 ельное 33 2 1 Ознакомит 1 ельное 3 3 Игровое 1 4 3 Игровое 1 Итого36 часов 34 май 32 35 Виртуальная экскурсия «Профессии будущего» Виртуальная экскурсия «Роботы будущего» «Юные изобретатели» «Юные конструкторы» » Беседа Беседа Педагогиче ское наблюдение Педагогиче ское наблюдение Подготовительный возраст – 6- 7 лет. раздел 1 1 1 2 2 1 3 3 1 4 1 5 1 1 6 2 1 3 2 8 4 3 9 1 1 сентябрь октябрь 7 ноябрь 4 месяц неделя № п/ п Вид занятия Количе Тема занятия ство часов Ознакомит 1 Профессия ельное «Диспетчер МЧС» Ознакомит 1 Профессия ельное «Водитель скорой помощи» Ознакомит 1 Профессия ельное «Спасатель МЧС » Игровое 1 С/Р игра «Спасатели» Форма контроля Беседа. Педагогиче ское наблюдение Беседа Педагогиче ское наблюдение Экскурсия на СЛОГ Беседа ТВ Профессия «Диктор Педагогиче ТВ » ское наблюдение Профессия Опрос по «Корреспондент ТВ» теме С/Р игра «Детское Педагогиче ТВ» ское наблюдение Профессия «IT- Педагогиче специалист» ское наблюдение Ознакомит 1 ельное Ознакомит 1 ельное Ознакомит 1 ельное Игровое 1 Ознакомит 1 ельное 27 2 3 Ознакомит 1 ельное Профессия «Аналитик данных» 11 3 1 Ознакомит 1 ельное 12 4 2 Игровое Экскурсия Сухоложский крановый завод Профессия «крановщик» 13 1 2 Ознакомит 1 ельное 14 2 1 По теме 1 проекта 15 3 1 По теме 1 проекта 16 4 1 По теме 1 проекта 17 2 2 Ознакомит 1 ельное 3 1 Ознакомит 1 ельное 19 4 3 Игровое 20 1 2 По теме 1 проекта 2 3 По теме 1 проекта 3 3 По теме 1 проекта 21 22 январь февраль 18 декабрь 10 Педагогиче ское наблюдение на Беседа Педагогиче ское наблюдение «В мире профессий» Педагогиче ское наблюдение «В мире профессий» Педагогиче ское наблюдение Конструктивная Педагогиче деятельность ское «Роботы – наблюдение помощники на производстве» Конструктивная Опрос по деятельность теме «Роботы – помощники на производстве» Экскурсия на Педагогиче Сухоложский ское Литейнонаблюдение механический завод Профессия Педагогиче «Инженерское проектировщик» наблюдение С/Р игра «Мастера Педагогиче литейного ское производства» наблюдение Экскурсия на Беседа Сухоложский огнеупорный завод Изготовление Педагогиче альбома «Профессии ское и организации села наблюдение Знаменское» Изготовление Педагогиче альбома «Профессии ское 1 1 28 и организации г. Сухой Лог» Творческая конструкторская деятельность «Умный город Сухой Лог» наблюдение Беседа 4 3 Игровое 24 1 2 По теме 1 проекта 25 2 3 По теме 1 проекта Виртуальная экскурсия «Профессии будущего» Профессия «Автоэксперт» 26 3 3 По теме 1 проекта Профессия «Автоменеджер» 27 4 3 «Роботы будущего» 28 1 1 По теме 1 проекта Ознакомит 2 ельное 29 2 1 Ознакомит 2 ельное 3 3 По теме 1 проекта 31 4 3 По теме 1 проекта 32 1 1 Ознакомит 1 ельное 2 2 Игровое 1 3 3 Игровое 1 33 34 май 30 апрель март 23 1 Профессия «Автомеханик» Педагогиче ское наблюдение Педагогиче ское наблюдение Педагогиче ское наблюдение Беседа Педагогиче ское наблюдение Экскурсия в Педагогиче Сухоложский ское многопрофильный наблюдение техникум Творческая Педагогиче деятельность Атлас ское «Профессии наблюдение будущего Творческая Педагогиче деятельность Атлас ское «Профессии наблюдение будущего Экскурсия в Педагогиче Сухоложский ское медицинский наблюдение колледж Профессия Педагогиче «Лаборант» ское наблюдение Творческая выставка Педагогиче «Роботы-спасатели» ское 29 35 2.2. 4 3 Игровое 1 Итого36 часов Презентация результатов проектной деятельности наблюдение Педагогиче ское наблюдение Условия реализации программы Программа предполагает организацию совместной и самостоятельной деятельности два раза в неделю с группой детей младшего, среднего, старшего и подготовительного возраста, в том числе с детьми с ОВЗ. Предусмотренная программой деятельность может организовываться как на базе одной отдельно взятой группы, так и в смешанных группах. В соответствии с Законом РФ «Об образовании» (ст. 2 п.9) к организационнопедагогическим условиям реализации дополнительной образовательной программы относятся: 1.Учебный план; 2.Календарный учебный график; 3.Содержание модулей программы; 4.Оценочные материалы; 5.Методические материалы; Сроки реализации программы - 4 года, 2 раза в неделю, по 36 занятий в год в каждой возрастной группе. (Всего -144). Содержание занятий ориентировано на добровольные одновозрастные и смешанные группы детей. Ведущей формой организации занятий является групповая. Продолжительность занятий: 3-4 года – 15 минут; 4-5 лет – 20 минут; 5- 6 лет – 25 минут; 5 – 7 лет – 30 минут. Материально – техническое обеспечение: -столы и стулья в группах по количеству детей. -стеллажи для игрового материала – по 3шт. в каждой группе. -ноутбук – 1 шт. в каждой группе. -планшет -1 шт. -увеличительные стёкла -10 штук. -Весы- 3 шт. -Компас – 2 шт. -Микроскоп- 2 штук; -Магниты- 10шт. -Песочные часы- 6 шт. -Мультстудия «Я творю мир»- 1 шт. -Пчелки Bee-Bot – 2 шт. 30 2.3. Формы аттестации (контроля) -Педагогическое наблюдение; -Опрос по теме; -Беседа; -Участие в выставках, викторинах, конкурсах; 2.4. Оценочные материалы Приложение № 1 2.5. Методические материалы 1.Наглядно-дидактическое пособие «Профессии», Москва. Мозаика-Синтез, 2015. 2.Введение дошкольников в мир профессий: Учебно-методическое пособие / В.П. Кондрашов. — Балашов: Изд-во "Николаев", 2004. — 52 с. 3.«Кем быть?» Серия демонстрационных картин с методическими рекомендациями педагогу дошкольного образовательного учреждения / Н.В. Нищеева. Детство-пресс, 2005.-Альбом «Профессии моих родителей». 4.Альбом «Календарь профессий». 5.Альбом «Профессии и предприятия села Знаменское». 6.Альбом «Профессии и предприятия г. Сухой Лог». 7.Атлас «Профессии будущего». Список литературы: Для педагога: 1.Введение дошкольников в мир профессий: Учебно-методическое пособие / В.П. Кондрашов. — Балашов: Изд-во "Николаев", 2004. — 52 с. 2.Ефанова З.А. Трудовое обучение. Нестандартные занятия. 3.Данилова Е.А. Профессии М.: РОСМЭН-ПРЕСС. - 2003. - 20 с.Подготовительная группа. - Волгоград: Корифей, 2010. — 99 с. 4.С.В.Игнатова «Знакомимся с профессиями», «Ювента», 2013. 5.Васильева С.А., Мирясова В.И. Тематический словарь в картинках. Мир человека. Профессии. Учебно-методический наглядный материал. Программа «Я – человек». 2009, 32 с. Для детей: 1.Шорыгина Т.А. Трудовые сказки. Беседы с детьми о труде и профессиях.M.: ТЦ Сфера, 2014. — 80 с. 2.Кнушевицкая Н.А. Стихи и речевые упражнения по теме Профессии. – М.: 2010. 3.https://www.youtube.com/watch?v=5g8vyP1vTPI –В Мире профессий. Для родителей: 1.https://www.youtube.com/watch?v=1HUQ3d0HIM4 –Путешествие в мир профессий. 2.https://www.youtube.com/watch?v=uZQqOe4MoXU -Калейдоскоп профессий. 3.https://www.navigatum.ru/ - Сайт «Навигатум «В мире профессий». 31 Сведения о разработчике: Зоценко Н.Н.-педагог дополнительного образования МБОУ№23 «Ромашка». Образование –средне-специальное (читинское педагогическое училище), курсы профессиональной переподготовки по программе «Дополнительное образование детей и взрослых». Контактный телефон – 8 900 208 55 08, 8 343 73 62 415. 32