Тема № занятия неделя № п/п месяц Старший возраст – 5-6 лет 1 1 «Введение» 1 2 2 «Мотор и ось» 2 3 сентябрь 3 3 «Зубчатые колеса» 4 5 4 4 «Понижающая зубчатая передача» 6 7 8 1 «Повышающая 9 зубчатая передача» 10 октябрь 5 6 11 2 «Коническое зубчатое колесо» 12 13 Содержание деятельности Знакомство с конструктором, правилами организации рабочего места. Техника безопасности. Знакомство со средой конструирования, с основными этапами разработки модели. Знакомство с понятиями мотор и ось, исследование основных функций и параметров работы мотора. Выработка навыка поворота изображений и подсоединения мотора к смартхабу. Разработка простейшей модели с использованием мотора – модель «Вентилятор». Знакомство с элементом модели зубчатые колеса, понятиями ведущего и ведомого зубчатых колес. Знакомство и исследование элементов модели промежуточное зубчатое колесо. Разработка модели «Умная вертушка» (без использования датчика расстояния). Знакомство с понятием «понижающая зубчатая передача. Исследование модели «Гонка» Создание модели «Гонка» с изменением скорости мотора. Экспериментирование с датчиком движения на примере модели «Гонка». Знакомство с понятием «повышающая зубчатая передача. Исследование модели «Гонка» Создание модели «Гонка» с использованием повышающей передачи и разной скорости мотора. Экспериментирование с датчиком движения на примере модели «Гонка». Особенности использования и принцип действия. Толчок. Исследование модели «Толкач-тягач» 7 3 «Знакомство с 14 конструктором BRAIN – A» 15 8 4 «Материнская плата» 16 Знакомство с основными конструкторскими и электронными деталями. Принцип работы. Мельница. Задача: Заставить мельницу вращаться. Подключить мотор в порт 1. Использовать карточки: 1) Вперед (р-001) 2) Повтор (р-024) Основные принципы запуска и программирования. 17 9 5 «Картридер» 10 1 «Алгоритм 19 программирова ния BRAIN – A» 20 ноябрь 11 18 2 «Конструируем лягушку» 21 Принцип приведения модели в действие с помощью картридера. Модель Мельница: Прикрепить к мельнице светодиод и заставить его светится. Подключить белый светодиод в порт 4. Использовать карточки: 1)Включить светодиод на порту 3 (р-019) 2)Повтор (р-024) Рулетка. Задача 1. Заставить рулетку вращаться при нажатии на кнопку. Использовать карточки: 1)Нажата ли кнопка на порту А? (р-025) 2)Вперед (р-001) 3)Если нет нажатий (р-028) 4)Остановить программу (р-009) 5)Повтор (р-024) Задача 2. Заставить рулетку вращаться определенное время (5секунд) при нажатии на кнопку. Подключить мотор в порт 1. Подключить кнопку в порт А. Использовать карточки: 1)Нажата ли кнопка на порту А? (р-025) 2)Вперед (р-001) 3)Задержка 5 секунд (р-012) 4)Если нет нажатий (р-028) 5)Остановить программу (р-009) 6)Повтор (р-024) Конструирование по схеме. Работа в паре. 22 12 3 «Программиру ем лягушку» 23 24 13 4 «Корабль» 25 26 1 дек абр ь 14 «Червячная зубчатая 27 Задача 1. Движение лягушки вперед. Подключить мотор в порт 1. Использовать карточки: 1)Вперед (р-001) 2)Повтор (р-024) Задача 2. «Оживляем» лягушку, заставляем прыгать через каждые 3 секунды. Подключить мотор в порт 1. Использовать карточки: 1)Вперед (р-001) 2)Задержка 3 сек (р-011) 3)Повернуть налево (р-003) 4)Задержка 3 сек (р-011) 5)Повтор (р-024) Задача 3. Управляем лягушкой с помощью кнопок. Подключить мотор в порт 1. Датчики касания в порт А и B. Использовать карточки: 1)Нажата ли кнопка на порту А? (р-025) 2)Вперед (р-001) 3)Нажата ли кнопка на порту B? (р-026) 4)Назад (р-002) Корабль. Задача 1. Заставить корабль качаться с частотой в 5 секунд. Подключить мотор в порт 1. Использовать карточки: 1)Вперед (р-001) 2)Задержка 5 сек (р-012) 3)Назад (р-002) 4)Задержка 5 сек (р-012) 5)Повтор (р-024) Задача 2. Заставить корабль качаться с частотой в 1 секунду. Подключить мотор в порт 1. Использовать карточки: 1)Вперед (р-001) 2)Задержка 5 сек (р-010) 3)Назад (р-002) 4)Задержка 5 сек (р-012) 5)Повтор (р-024) Создание червячной передачи по инструкционной карте. передача» 15 2 28 «Карусель на 2 29 места» 30 Конструирование модели по схеме. Модификация модели «Карусель на 4 места» Экспериментирование в процессе программирования (скорость и направление вращения карусели). Конструирование модели Гонка по схеме. Экспериментирование с датчиком движения. (направление, время и скорость). а16 3 «Модификация 31 модели «Карусель» 32 17 4 «Гонка» 33 34 18 1 19 2 «Алгоритм 35 программирова ния Блок «Цикл» «Программная 36 строка 1» январь 37 20 3 «Программная строка 2» 38 39 40 1 февраль 21 Экспериментирование с механизмом. Создание модели Подъемный кран. «Программная строка 3» 41 42 Конструирование модели «Карусель» по собственному замыслу. Знакомство с понятием цикла. Варианты организации цикла в среде программирования. Изображение команд в программе и на схеме. Обсуждение возможных вариантов применения. Разработка программы для модели «Улитка». Модификация модели «Улитка» с изменение мощности мотора и направления движения. Обсуждение возможных вариантов применения. Разработка программы для модели «Вентилятор». Разработка программы для модели «Робот-уборщик». Модификация модели «Роботуборщик». Обсуждение возможных вариантов применения. Проверка лампочки в СмартХаб. Разработка программы для модели «Лягушка». Модификация модели «Лягушка» 22 2 23 3 24 4 «Программная строка 4» «Робот – уборщик» «Кузнечик» 43 Знакомство с программной строкой 4, обсуждение возможных вариантов применения и использования звука. 44 Разработка модели «Ракета». Заполнение технического паспорта модели. 45 Конструирование модели по схеме 46 Экспериментирование в процессе программирования 47 Конструирование модели по схеме. Работа в паре. Конструирование модели Кузнечик по собственному замыслу. 48 25 1 «Программная строка 5» 49 50 26 2 «Робот – шпион» 51 27 март 52 3 «Движущийся спутник» 53 54 28 29 4 1 «Майло, научный вездеход» «Танцующие птицы» Знакомство с программной строкой 5, обсуждение возможных вариантов применения, вывод на экран изображения. Модификация модели Кузнечик (скорость, время, направление движения). Конструирование модели по схеме. Работа в паре. Модификация модели Робот-шпион (скорость, время, направление движения). Конструирование по образцу. Работа в паре. Программирование с использованием датчика движения. 55 Конструирование по образцу. Работа в команде. 56 Экспериментирование в процессе программирования. 57 Обсуждение элементов модели, конструирование, работа в команде. 58 30 2 «Кран» 59 60 32 3 «Колесо обозрения» 61 33 апрель 62 4 «Конкурс конструкторск их идей» 63 64 34 5 «Свободная сборка» 65 66 35 1 «Роботы – помощники для дома» 67 май 68 Разработка и запись управляющего алгоритма, заполнение технического паспорта модели. Обсуждение элементов модели, конструирование, работа в команде. Разработка и запись управляющего алгоритма, заполнение технического паспорта модели «Кран», сравнение управляющих алгоритмов. Обсуждение элементов модели, конструирование. разработка и запись управляющего алгоритма, заполнение технического паспорта модели «Колесо обозрения». Разработка и запись управляющего алгоритма, заполнение технического паспорта модели «Колесо обозрения». Создание и программирование собственных механизмов и моделей, Составление технологической карты и технического паспорта модели, демонстрация и защита модели. Сравнение моделей. Подведение итогов. Составление собственной модели, составление технологической карты и технического паспорта модели. Разработка одного или нескольких вариантов управляющего алгоритма. Демонстрация и защита модели. Сравнение моделей. Подведение итогов. Разработка и конструирование модели. Обсуждение результатов конструирования Экспериментирование в процессе программирования. 36 2 «Модификация 69 моделей роботов – 70 помощников для дома» Использование датчика движения (варианты и возможности). Создание собственных моделей. 37 3 «Презентация результатов собственных Разработка одного или нескольких вариантов управляющего алгоритма созданных моделей. 71 38 4 изобретений» 72 Демонстрация и защита моделей. Сравнение моделей. Подведение итогов. «Свободная сборка моделей» 73 Составление собственных моделей, Программирование. Обсуждение. Составление технологической карты и технического паспорта моделей. 74 ИТОГО: 74 № п/п 1 неделя месяц Тема 1 Введение. Повторение знакомого материала. № занятия Подготовительный возраст – 6-7 лет 1 2 сентябрь 2 2 Кулачковый механизм. 3 4 3 3 Датчик движения. 5 Содержание деятельности Повторение знакомого материала, правил организации рабочего места. Техника безопасности. Среда программирования, основные этапы разработки модели. Понятие мотор и ось, исследование основных функций и параметров работы мотора. Разработка простейшей модели с использованием мотора – модель «Обезьяна на турнике». Понятие технологической карты модели и технического паспорта модели. Знакомство с элементом модели кулачок (кулачковый механизм), выявление особенностей кулачкового механизма. Прогнозирование результатов различных испытаний. Способы применения кулачковых механизмов в разных моделях: разработка моделей «Обезьянкабарабанщица», организация оркестра обезьян-барабанщиц, изучение возможности записи звука. Знакомство с понятием датчика. Изучение датчика движения, выполнение измерений в стандартных единицах измерения, исследование чувствительности датчика движения 6 4 4 Датчик наклона. 7 8 5 1 Программиро вание моделей. 9 10 6 2 Алгоритм. 11 октябрь 12 Модификация уже собранных моделей с использованием датчика движения, изменение поведения модели. Разработка моделей «Голодный аллигатор» и «Умная вертушка» с использованием датчика движения. Исследование основных характеристик датчика наклона, выполнение измерений в стандартных единицах измерения, заполнение таблицы. Разработка моделей с использованием датчика наклона: «Самолет», «Умный дом: автоматическая штора». Заполнение технических паспортов моделей. Экспериментирование с программными строками по использованию датчика звука. Экспериментирование по конструированию и программированию моделей с понижающей и повышающей зубчатой передачей. Понятие алгоритма, повторение основных свойств алгоритма. Понятие исполнителя. Блок-схема, как способ записи алгоритма Понятие линейного алгоритма, команда, анализ составленных ранее алгоритмов поведения моделей, их сравнение. 7 3 Знакомство с 13 конструктором Малыш – 2. 14 Основные элементы и принципы конструирования и подключения основных электронных деталей. Использование и запуск ПДУ, возможности программы запуска. 8 4 Школьный автобус. Мишкатанцор. 15 16 Конструирование по схеме, работа в команде. Экспериментирование по запуску модели с вариантами программы запуска ПДУ. Парусник. 17 Конструирование по схеме, работа в команде. 9 5 10 1 11 2 18 Испытание модели Парусник, модификация модели с использованием датчика звука. Создание моделей по замыслу 19 Проектирования и создания собственных моделей, работа в паре. Анализ моделей, сравнение действия с использованием разных вариантов программирования ПДУ. Программная строка 6. 21 20 Экспериментирование по использованию программы, изменение цвета лампочки СмартХаб путем случайного числа. ноябрь 22 12 3 13 4 14 1 Программная строка 7 Программная строка 8 Программная строка 9 24 Одновременный запуск двух моторов, маркировка моторов. Проектирование и создание модели Сложная карусель с одновременным запуском двух моторов. 25 Использование входа датчика звука. 26 Модификация модели Сложная карусель с использованием датчика звука. 27 Использование запуска обратного счета. Создание модели Робот-охранник. 23 28 2 декабрь 15 «Лягушка» (BREIN – A) 29 Задача 1. Заставить лягушку вращаться при нажатии на кнопку. Подключить мотор в порт 1. Подключить кнопку в порт А. Использовать карточки: 1)Нажата ли кнопка на порту А? (р025) 2)Вперед (р-001) 3)Если нет нажатий (р-028) 4)Остановить программу (р-009) 5)Повтор (р-024) 30 16 3 «Карусель» (BREIN – A) 31 32 17 4 1 33 «Танцующие птицы- 2» 35 19 34 36 январь 18 Введение в программную строку 10. 2 «Карусель сложная» 37 Задача 2. Заставить лягушку вращаться определенное время (5секунд) при нажатии на кнопку. Подключить мотор в порт 1. Подключить кнопку в порт А. Использовать карточки: 1)Нажата ли кнопка на порту А? (р025) 2)Вперед (р-001) 3)Задержка 5 секунд (р-012) 4)Если нет нажатий (р-028) 5)Остановить программу (р-009) 6)Повтор (р-024) Конструирование модели Карусель, работа в команде. Использование карты контроля скорости (50% и 25%). Заставить карусельвращаться с уменьшением скорости вращения при нажатии на кнопку. Подключить мотор в порт 1. Подключить кнопку в порт А. Использовать карточки: 1)Нажата ли кнопка на порту А? (р025) 2)Вперед (р-001) 3)Задержка 5 секунд (р-012) 4)Вперед (р-001) 5)Скорость 50% (р-014) 6)Задержка 5 секунд (р-012) Программирование двух действий одновременно. Создание модели Гонка с использованием двух моторов и программированием двух действий. Обсуждение элементов модели, конструирование, разработка и запись управляющего алгоритма, заполнение технического паспорта модели. Экспериментирование с программированием модели (скорость, время вращения мотора). Обсуждение элементов модели Карусель сложная. Конструирование, разработка и запись управляющего алгоритма, заполнение технического паспорта модели 38 20 3 «Роботнаблюдатель» 39 40 21 1 «Порхающая птица» 41 42 22 2 «Творческая работа «Футбол» 43 23 февраль 44 3 «Творческая работа «Спасение от великана» 45 46 24 4 «Творческая работа «Дом. Машина» 47 48 Экспериментирование с программированием модели (скорость, направление и время вращения мотора). Конструирование, разработка модели Робот-наблюдатель, запись управляющего алгоритма, заполнение технического паспорта модели. Экспериментирование с программированием модели (скорость, направление и время вращения мотора). Конструирование, разработка моделиПорхающая птица. Запись управляющего алгоритма, заполнение технического паспорта модели. Экспериментирование с программированием модели (скорость, направление и время вращения мотора). Конструирование, разработка модели Футбол, запись управляющего алгоритма, заполнение технического паспорта модели. Экспериментирование с программированием модели (скорость, мотора). Конструирование, разработка моделиСпасение от великана. Запись управляющего алгоритма, заполнение технического паспорта модели. Экспериментирование с программированием модели, использование датчика движения. Обсуждение элементов модели, конструирование, разработка и запись управляющего алгоритма, заполнение технического паспорта моделей «Дом», «Машина». Знакомство с понятием маркировка. Разработка и программирование моделей с использованием двух 1 март 25 26 2 Модификация модели «Порхающая птица – 2» Презентация творческих идей. 49 50 Экспериментирование с программированием модели, использование датчика наклона. 51 Разработка и программирование моделей с использованием двух моторов. Придумывание сюжета, создание презентации для представления моделей. Конструирование по замыслу, работа в команде. Презентация модели Роботы-артисты детям старшей группы. 52 27 3 «Роботы – артисты» 53 54 28 4 «Кресло для особых людей» (Малыш – 2) моторов. Придумывание сюжета, создание презентации для представления комбинированной модели «Дом» и «Машина». Развитие модели: создание отчета, презентации, придумывание сюжета для представления модели, создание и программирование модели с более сложным поведением. 55 56 Конструирование по схеме, работа в паре. Испытание модели, экспериментирование с ПДУ. 1 Модификация 57 кресла для особых людей. 58 Модификация модели, использование датчика касания. Составление сюжета,презентация модели. 30 2 «Проигры ватель» Обсуждение элементов модели. Конструирование, разработка и запись управляющего алгоритма, заполнение технического паспорта модели. Экспериментирование с программированием модели. апрель 29 59 60 31 3 «Мотоцикл» 61 Конструирование, разработка и запись управляющего алгоритма модели. 32 4 «Умная вертушка» 62 Экспериментирование с программированием модели, использование датчикадвижения. 63 Обсуждение элементов модели Конструирование, разработка и запись управляющего алгоритма, заполнение технического паспорта модели. 64 Экспериментирование с программированием модели. (мощность, время и направление движения). Конструирование, разработка и запись управляющего алгоритма, заполнение технического паспорта модели. Экспериментирование с программированием модели, использование датчика движения. 33 34 5 «Гонка – 2» 65 66 35 36 Конкурс творческих идей. 67 Свободное творчество 69 68 37 38 май 70 Реализация проекта «Умные роботыпомощники в нашем селе» Реализация проекта «Умные роботыпомощники в нашем селе» 71 72 73 74 Создание моделей из конструктора BREIN – A и Малыш -2. Обсуждение и презентация моделей. Варианты программирования материнской платы и запуска ПДУ. Конструирование моделей роботов по собственному замыслу, работа в парах. Программирование, обсуждение и сравнение моделей. Проектирование и создание Роботауборщика. Конструирование Вентилятора и Робота- наблюдателя по схеме. Программирование моделей, экспериментирование с датчиком движения. Презентация проекта «Умные роботыпомощники в нашем селе». Обсуждение результатов. ИТОГО: 74