Рабочая программа к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе РОБОПОМОГАТОРЫ.pdf

Тема

№ занятия

неделя

№
п/п

месяц

Старший возраст – 5-6 лет

1

1

«Введение»

1

2

2

«Мотор и ось»

2

3

сентябрь

3

3

«Зубчатые
колеса»

4

5

4

4

«Понижающая
зубчатая
передача»

6

7
8
1

«Повышающая 9
зубчатая
передача»
10

октябрь

5

6

11
2

«Коническое
зубчатое
колесо»

12
13

Содержание деятельности

Знакомство с конструктором, правилами
организации рабочего места. Техника
безопасности. Знакомство со средой
конструирования, с основными этапами
разработки модели.
Знакомство с понятиями мотор и ось,
исследование основных функций и
параметров работы мотора. Выработка
навыка поворота изображений и
подсоединения мотора к смартхабу.
Разработка простейшей модели с
использованием мотора – модель
«Вентилятор».
Знакомство с элементом модели
зубчатые колеса, понятиями ведущего и
ведомого зубчатых колес.
Знакомство и исследование элементов
модели промежуточное зубчатое колесо.
Разработка модели «Умная вертушка»
(без использования датчика расстояния).
Знакомство с понятием «понижающая
зубчатая передача. Исследование
модели «Гонка»
Создание модели «Гонка» с изменением
скорости мотора.
Экспериментирование с датчиком
движения на примере модели «Гонка».
Знакомство с понятием «повышающая
зубчатая передача. Исследование
модели «Гонка»
Создание модели «Гонка» с
использованием повышающей передачи
и разной скорости мотора.
Экспериментирование с датчиком
движения на примере модели «Гонка».
Особенности использования и принцип
действия. Толчок.
Исследование модели «Толкач-тягач»

7

3

«Знакомство с 14
конструктором
BRAIN – A»
15

8

4

«Материнская
плата»

16

Знакомство с основными
конструкторскими и электронными
деталями. Принцип работы.
Мельница.
Задача: Заставить мельницу вращаться.
Подключить мотор в порт 1.
Использовать карточки:
1)
Вперед (р-001)
2)
Повтор (р-024)
Основные принципы запуска и
программирования.

17
9

5

«Картридер»

10

1

«Алгоритм
19
программирова
ния BRAIN –
A»

20

ноябрь
11

18

2 «Конструируем
лягушку»

21

Принцип приведения модели в действие
с помощью картридера. Модель
Мельница: Прикрепить к мельнице
светодиод и заставить его светится.
Подключить белый светодиод в порт 4.
Использовать карточки:
1)Включить светодиод на порту
3 (р-019)
2)Повтор (р-024)
Рулетка.
Задача 1. Заставить рулетку вращаться
при нажатии на кнопку.
Использовать карточки:
1)Нажата ли кнопка на порту А? (р-025)
2)Вперед (р-001)
3)Если нет нажатий (р-028)
4)Остановить программу (р-009)
5)Повтор (р-024)
Задача 2. Заставить рулетку вращаться
определенное время (5секунд) при
нажатии на кнопку.
Подключить мотор в порт 1.
Подключить кнопку в порт А.
Использовать карточки:
1)Нажата ли кнопка на порту А? (р-025)
2)Вперед (р-001)
3)Задержка 5 секунд (р-012)
4)Если нет нажатий (р-028)
5)Остановить программу (р-009)
6)Повтор (р-024)
Конструирование по схеме. Работа в
паре.

22

12

3

«Программиру
ем лягушку»

23

24

13

4

«Корабль»

25

26

1

дек
абр
ь

14

«Червячная
зубчатая

27

Задача 1. Движение лягушки вперед.
Подключить мотор в порт 1.
Использовать карточки:
1)Вперед (р-001)
2)Повтор (р-024)
Задача 2. «Оживляем» лягушку,
заставляем прыгать через каждые 3
секунды.
Подключить мотор в порт 1.
Использовать карточки:
1)Вперед (р-001)
2)Задержка 3 сек (р-011)
3)Повернуть налево (р-003)
4)Задержка 3 сек (р-011)
5)Повтор (р-024)
Задача 3. Управляем лягушкой с
помощью кнопок.
Подключить мотор в порт 1. Датчики
касания в порт А и B.
Использовать карточки:
1)Нажата ли кнопка на порту А? (р-025)
2)Вперед (р-001)
3)Нажата ли кнопка на порту B? (р-026)
4)Назад (р-002)
Корабль.
Задача 1. Заставить корабль качаться с
частотой в 5 секунд.
Подключить мотор в порт 1.
Использовать карточки:
1)Вперед (р-001)
2)Задержка 5 сек (р-012)
3)Назад (р-002)
4)Задержка 5 сек (р-012)
5)Повтор (р-024)
Задача 2. Заставить корабль качаться с
частотой в 1 секунду.
Подключить мотор в порт 1.
Использовать карточки:
1)Вперед (р-001)
2)Задержка 5 сек (р-010)
3)Назад (р-002)
4)Задержка 5 сек (р-012)
5)Повтор (р-024)
Создание червячной передачи по
инструкционной карте.

передача»

15

2

28

«Карусель на 2 29
места»
30

Конструирование модели по схеме.

Модификация модели «Карусель на 4
места»
Экспериментирование в процессе
программирования (скорость и
направление вращения карусели).
Конструирование модели Гонка по
схеме.
Экспериментирование с датчиком
движения.
(направление, время и скорость).

а16

3

«Модификация 31
модели
«Карусель»
32

17

4

«Гонка»

33
34

18

1

19

2

«Алгоритм
35
программирова
ния Блок
«Цикл»
«Программная 36
строка 1»

январь

37

20

3

«Программная
строка 2»

38

39
40

1

февраль

21

Экспериментирование с механизмом.
Создание модели Подъемный кран.

«Программная
строка 3»

41

42

Конструирование модели «Карусель» по
собственному замыслу.

Знакомство с понятием цикла.
Варианты организации цикла в среде
программирования. Изображение
команд в программе и на схеме.
Обсуждение возможных вариантов
применения. Разработка программы для
модели «Улитка».
Модификация модели «Улитка» с
изменение мощности мотора и
направления движения.
Обсуждение возможных вариантов
применения. Разработка программы для
модели «Вентилятор».
Разработка программы для модели
«Робот-уборщик».
Модификация модели «Роботуборщик».
Обсуждение возможных вариантов
применения. Проверка лампочки в
СмартХаб. Разработка программы для
модели «Лягушка».
Модификация модели «Лягушка»

22

2

23

3

24

4

«Программная
строка 4»

«Робот –
уборщик»

«Кузнечик»

43

Знакомство с программной строкой 4,
обсуждение возможных вариантов
применения и использования звука.

44

Разработка модели «Ракета».
Заполнение технического паспорта
модели.

45

Конструирование модели по схеме

46

Экспериментирование в процессе
программирования

47

Конструирование модели по схеме.
Работа в паре.
Конструирование модели Кузнечик по
собственному замыслу.

48

25

1

«Программная
строка 5»

49

50

26

2

«Робот –
шпион»

51

27

март

52

3

«Движущийся
спутник»

53
54

28

29

4

1

«Майло,
научный
вездеход»

«Танцующие
птицы»

Знакомство с программной строкой 5,
обсуждение возможных вариантов
применения, вывод на экран
изображения.
Модификация модели Кузнечик
(скорость, время, направление
движения).
Конструирование модели по схеме.
Работа в паре.
Модификация модели Робот-шпион
(скорость, время, направление
движения).
Конструирование по образцу. Работа в
паре.
Программирование с использованием
датчика движения.

55

Конструирование по образцу. Работа в
команде.

56

Экспериментирование в процессе
программирования.

57

Обсуждение элементов модели,
конструирование, работа в команде.

58

30

2

«Кран»

59
60

32

3

«Колесо
обозрения»

61

33

апрель

62

4

«Конкурс
конструкторск
их идей»

63

64

34

5

«Свободная
сборка»

65

66

35

1

«Роботы –
помощники
для дома»

67

май

68

Разработка и запись управляющего
алгоритма, заполнение технического
паспорта модели.
Обсуждение элементов модели,
конструирование, работа в команде.
Разработка и запись управляющего
алгоритма, заполнение технического
паспорта модели «Кран», сравнение
управляющих алгоритмов.
Обсуждение элементов модели,
конструирование. разработка и запись
управляющего алгоритма, заполнение
технического паспорта модели «Колесо
обозрения».
Разработка и запись управляющего
алгоритма, заполнение технического
паспорта модели «Колесо обозрения».
Создание и программирование
собственных механизмов и моделей,
Составление технологической карты и
технического паспорта модели,
демонстрация и защита модели.
Сравнение моделей. Подведение итогов.
Составление собственной модели,
составление технологической карты и
технического паспорта модели.
Разработка одного или нескольких
вариантов управляющего алгоритма.
Демонстрация и защита модели.
Сравнение моделей. Подведение итогов.
Разработка и конструирование модели.
Обсуждение результатов
конструирования
Экспериментирование в процессе
программирования.

36

2

«Модификация 69
моделей
роботов –
70
помощников
для дома»

Использование датчика движения
(варианты и возможности).
Создание собственных моделей.

37

3

«Презентация
результатов
собственных

Разработка одного или нескольких
вариантов управляющего алгоритма
созданных моделей.

71

38

4

изобретений»

72

Демонстрация и защита моделей.
Сравнение моделей. Подведение итогов.

«Свободная
сборка
моделей»

73

Составление собственных моделей,
Программирование. Обсуждение.
Составление технологической карты и
технического паспорта моделей.

74
ИТОГО:

74

№
п/п

1

неделя

месяц

Тема

1

Введение.
Повторение
знакомого
материала.

№ занятия

Подготовительный возраст – 6-7 лет

1

2

сентябрь

2

2

Кулачковый
механизм.

3

4

3

3

Датчик
движения.

5

Содержание деятельности

Повторение знакомого материала,
правил организации рабочего места.
Техника безопасности. Среда
программирования, основные этапы
разработки модели. Понятие мотор и
ось, исследование основных функций
и параметров работы мотора.
Разработка простейшей модели с
использованием мотора – модель
«Обезьяна на турнике». Понятие
технологической карты модели и
технического паспорта модели.
Знакомство с элементом модели
кулачок (кулачковый механизм),
выявление особенностей кулачкового
механизма. Прогнозирование
результатов различных испытаний.
Способы применения кулачковых
механизмов в разных моделях:
разработка моделей «Обезьянкабарабанщица», организация оркестра
обезьян-барабанщиц, изучение
возможности записи звука.
Знакомство с понятием датчика.
Изучение датчика движения,
выполнение измерений в стандартных
единицах измерения, исследование
чувствительности датчика движения

6

4

4

Датчик
наклона.

7

8

5

1

Программиро
вание
моделей.

9

10

6

2

Алгоритм.

11

октябрь

12

Модификация уже собранных моделей
с использованием датчика движения,
изменение поведения модели.
Разработка моделей «Голодный
аллигатор» и «Умная вертушка» с
использованием датчика движения.
Исследование основных характеристик
датчика наклона, выполнение
измерений в стандартных единицах
измерения, заполнение таблицы.
Разработка моделей с использованием
датчика наклона: «Самолет», «Умный
дом: автоматическая штора».
Заполнение технических паспортов
моделей.
Экспериментирование с
программными строками по
использованию датчика звука.
Экспериментирование по
конструированию и
программированию моделей с
понижающей и повышающей зубчатой
передачей.
Понятие алгоритма, повторение
основных свойств алгоритма. Понятие
исполнителя. Блок-схема, как способ
записи алгоритма
Понятие линейного алгоритма,
команда, анализ составленных ранее
алгоритмов поведения моделей, их
сравнение.

7

3

Знакомство с
13
конструктором
Малыш – 2.
14

Основные элементы и принципы
конструирования и подключения
основных электронных деталей.
Использование и запуск ПДУ,
возможности программы запуска.

8

4

Школьный
автобус.
Мишкатанцор.

15
16

Конструирование по схеме, работа в
команде.
Экспериментирование по запуску
модели с вариантами программы
запуска ПДУ.

Парусник.

17

Конструирование по схеме, работа в
команде.

9

5

10

1

11

2

18

Испытание модели Парусник,
модификация модели с
использованием датчика звука.

Создание
моделей по
замыслу

19

Проектирования и создания
собственных моделей, работа в паре.
Анализ моделей, сравнение действия с
использованием разных вариантов
программирования ПДУ.

Программная
строка 6.

21

20

Экспериментирование по
использованию программы, изменение
цвета лампочки СмартХаб путем
случайного числа.

ноябрь

22

12

3

13

4

14

1

Программная
строка 7

Программная
строка 8

Программная
строка 9

24

Одновременный запуск двух моторов,
маркировка моторов.
Проектирование и создание модели
Сложная карусель с одновременным
запуском двух моторов.

25

Использование входа датчика звука.

26

Модификация модели Сложная
карусель с использованием датчика
звука.

27

Использование запуска обратного
счета.
Создание модели Робот-охранник.

23

28

2

декабрь

15

«Лягушка»
(BREIN – A)

29

Задача 1. Заставить лягушку
вращаться при нажатии на кнопку.
Подключить мотор в порт 1.
Подключить кнопку в порт А.
Использовать карточки:
1)Нажата ли кнопка на порту А? (р025)
2)Вперед (р-001)
3)Если нет нажатий (р-028)
4)Остановить программу (р-009)
5)Повтор (р-024)

30

16

3

«Карусель»
(BREIN – A)

31
32

17

4

1

33

«Танцующие
птицы- 2»

35

19

34

36

январь

18

Введение в
программную
строку 10.

2

«Карусель
сложная»

37

Задача 2. Заставить лягушку вращаться
определенное время (5секунд) при
нажатии на кнопку.
Подключить мотор в порт 1.
Подключить кнопку в порт А.
Использовать карточки:
1)Нажата ли кнопка на порту А? (р025)
2)Вперед (р-001)
3)Задержка 5 секунд (р-012)
4)Если нет нажатий (р-028)
5)Остановить программу (р-009)
6)Повтор (р-024)
Конструирование модели Карусель,
работа в команде.
Использование карты контроля
скорости (50% и 25%). Заставить
карусельвращаться с уменьшением
скорости вращения при нажатии на
кнопку.
Подключить мотор в порт 1.
Подключить кнопку в порт А.
Использовать карточки:
1)Нажата ли кнопка на порту А? (р025)
2)Вперед (р-001)
3)Задержка 5 секунд (р-012)
4)Вперед (р-001)
5)Скорость 50% (р-014)
6)Задержка 5 секунд (р-012)
Программирование двух действий
одновременно.
Создание модели Гонка с
использованием двух моторов и
программированием двух действий.
Обсуждение элементов модели,
конструирование, разработка и запись
управляющего алгоритма, заполнение
технического паспорта модели.
Экспериментирование с
программированием модели (скорость,
время вращения мотора).
Обсуждение элементов модели
Карусель сложная. Конструирование,
разработка и запись управляющего
алгоритма, заполнение технического

паспорта модели
38

20

3

«Роботнаблюдатель»

39

40

21

1

«Порхающая
птица»

41

42

22

2

«Творческая
работа
«Футбол»

43

23

февраль

44

3

«Творческая
работа
«Спасение от
великана»

45

46

24

4

«Творческая
работа «Дом.
Машина»

47

48

Экспериментирование с
программированием модели (скорость,
направление и время вращения
мотора).
Конструирование, разработка модели
Робот-наблюдатель, запись
управляющего алгоритма, заполнение
технического паспорта модели.
Экспериментирование с
программированием модели (скорость,
направление и время вращения
мотора).
Конструирование, разработка
моделиПорхающая птица. Запись
управляющего алгоритма, заполнение
технического паспорта модели.
Экспериментирование с
программированием модели (скорость,
направление и время вращения
мотора).
Конструирование, разработка модели
Футбол, запись управляющего
алгоритма, заполнение технического
паспорта модели.
Экспериментирование с
программированием модели (скорость,
мотора).
Конструирование, разработка
моделиСпасение от великана. Запись
управляющего алгоритма, заполнение
технического паспорта модели.
Экспериментирование с
программированием модели,
использование датчика движения.
Обсуждение элементов модели,
конструирование, разработка и запись
управляющего алгоритма, заполнение
технического паспорта моделей
«Дом», «Машина».
Знакомство с понятием маркировка.
Разработка и программирование
моделей с использованием двух

1

март

25

26

2

Модификация
модели
«Порхающая
птица – 2»

Презентация
творческих
идей.

49

50

Экспериментирование с
программированием модели,
использование датчика наклона.

51

Разработка и программирование
моделей с использованием двух
моторов.
Придумывание сюжета, создание
презентации для представления
моделей.
Конструирование по замыслу, работа в
команде.
Презентация модели Роботы-артисты
детям старшей группы.

52

27

3

«Роботы –
артисты»

53
54

28

4

«Кресло для
особых
людей»
(Малыш – 2)

моторов. Придумывание сюжета,
создание презентации для
представления комбинированной
модели «Дом» и «Машина».
Развитие модели: создание отчета,
презентации, придумывание сюжета
для представления модели, создание и
программирование модели с более
сложным поведением.

55
56

Конструирование по схеме, работа в
паре.
Испытание модели,
экспериментирование с ПДУ.

1

Модификация 57
кресла для
особых людей. 58

Модификация модели, использование
датчика касания.
Составление сюжета,презентация
модели.

30

2

«Проигры
ватель»

Обсуждение элементов модели.
Конструирование, разработка и запись
управляющего алгоритма, заполнение
технического паспорта модели.
Экспериментирование с
программированием модели.

апрель

29

59

60

31

3

«Мотоцикл»

61

Конструирование, разработка и запись

управляющего алгоритма модели.

32

4

«Умная
вертушка»

62

Экспериментирование с
программированием модели,
использование датчикадвижения.

63

Обсуждение элементов модели
Конструирование, разработка и запись
управляющего алгоритма, заполнение
технического паспорта модели.

64

Экспериментирование с
программированием модели.
(мощность, время и направление
движения).
Конструирование, разработка и запись
управляющего алгоритма, заполнение
технического паспорта модели.
Экспериментирование с
программированием модели,
использование датчика движения.

33

34

5

«Гонка – 2»

65

66

35

36

Конкурс
творческих
идей.

67

Свободное
творчество

69

68

37

38

май

70

Реализация
проекта
«Умные
роботыпомощники в
нашем селе»
Реализация
проекта
«Умные
роботыпомощники в
нашем селе»

71
72

73

74

Создание моделей из конструктора
BREIN – A и Малыш -2.
Обсуждение и презентация моделей.
Варианты программирования
материнской платы и запуска ПДУ.
Конструирование моделей роботов по
собственному замыслу, работа в парах.
Программирование, обсуждение и
сравнение моделей.
Проектирование и создание Роботауборщика.
Конструирование Вентилятора и
Робота- наблюдателя по схеме.
Программирование моделей,
экспериментирование с датчиком
движения.
Презентация проекта «Умные роботыпомощники в нашем селе».
Обсуждение результатов.

ИТОГО:

74


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».