Тема
№ занятия
неделя
№
п/п
месяц
Старший возраст – 5-6 лет
1
1
«Введение»
1
2
2
«Мотор и ось»
2
3
сентябрь
3
3
«Зубчатые
колеса»
4
5
4
4
«Понижающая
зубчатая
передача»
6
7
8
1
«Повышающая 9
зубчатая
передача»
10
октябрь
5
6
11
2
«Коническое
зубчатое
колесо»
12
13
Содержание деятельности
Знакомство с конструктором, правилами
организации рабочего места. Техника
безопасности. Знакомство со средой
конструирования, с основными этапами
разработки модели.
Знакомство с понятиями мотор и ось,
исследование основных функций и
параметров работы мотора. Выработка
навыка поворота изображений и
подсоединения мотора к смартхабу.
Разработка простейшей модели с
использованием мотора – модель
«Вентилятор».
Знакомство с элементом модели
зубчатые колеса, понятиями ведущего и
ведомого зубчатых колес.
Знакомство и исследование элементов
модели промежуточное зубчатое колесо.
Разработка модели «Умная вертушка»
(без использования датчика расстояния).
Знакомство с понятием «понижающая
зубчатая передача. Исследование
модели «Гонка»
Создание модели «Гонка» с изменением
скорости мотора.
Экспериментирование с датчиком
движения на примере модели «Гонка».
Знакомство с понятием «повышающая
зубчатая передача. Исследование
модели «Гонка»
Создание модели «Гонка» с
использованием повышающей передачи
и разной скорости мотора.
Экспериментирование с датчиком
движения на примере модели «Гонка».
Особенности использования и принцип
действия. Толчок.
Исследование модели «Толкач-тягач»
7
3
«Знакомство с 14
конструктором
BRAIN – A»
15
8
4
«Материнская
плата»
16
Знакомство с основными
конструкторскими и электронными
деталями. Принцип работы.
Мельница.
Задача: Заставить мельницу вращаться.
Подключить мотор в порт 1.
Использовать карточки:
1)
Вперед (р-001)
2)
Повтор (р-024)
Основные принципы запуска и
программирования.
17
9
5
«Картридер»
10
1
«Алгоритм
19
программирова
ния BRAIN –
A»
20
ноябрь
11
18
2 «Конструируем
лягушку»
21
Принцип приведения модели в действие
с помощью картридера. Модель
Мельница: Прикрепить к мельнице
светодиод и заставить его светится.
Подключить белый светодиод в порт 4.
Использовать карточки:
1)Включить светодиод на порту
3 (р-019)
2)Повтор (р-024)
Рулетка.
Задача 1. Заставить рулетку вращаться
при нажатии на кнопку.
Использовать карточки:
1)Нажата ли кнопка на порту А? (р-025)
2)Вперед (р-001)
3)Если нет нажатий (р-028)
4)Остановить программу (р-009)
5)Повтор (р-024)
Задача 2. Заставить рулетку вращаться
определенное время (5секунд) при
нажатии на кнопку.
Подключить мотор в порт 1.
Подключить кнопку в порт А.
Использовать карточки:
1)Нажата ли кнопка на порту А? (р-025)
2)Вперед (р-001)
3)Задержка 5 секунд (р-012)
4)Если нет нажатий (р-028)
5)Остановить программу (р-009)
6)Повтор (р-024)
Конструирование по схеме. Работа в
паре.
22
12
3
«Программиру
ем лягушку»
23
24
13
4
«Корабль»
25
26
1
дек
абр
ь
14
«Червячная
зубчатая
27
Задача 1. Движение лягушки вперед.
Подключить мотор в порт 1.
Использовать карточки:
1)Вперед (р-001)
2)Повтор (р-024)
Задача 2. «Оживляем» лягушку,
заставляем прыгать через каждые 3
секунды.
Подключить мотор в порт 1.
Использовать карточки:
1)Вперед (р-001)
2)Задержка 3 сек (р-011)
3)Повернуть налево (р-003)
4)Задержка 3 сек (р-011)
5)Повтор (р-024)
Задача 3. Управляем лягушкой с
помощью кнопок.
Подключить мотор в порт 1. Датчики
касания в порт А и B.
Использовать карточки:
1)Нажата ли кнопка на порту А? (р-025)
2)Вперед (р-001)
3)Нажата ли кнопка на порту B? (р-026)
4)Назад (р-002)
Корабль.
Задача 1. Заставить корабль качаться с
частотой в 5 секунд.
Подключить мотор в порт 1.
Использовать карточки:
1)Вперед (р-001)
2)Задержка 5 сек (р-012)
3)Назад (р-002)
4)Задержка 5 сек (р-012)
5)Повтор (р-024)
Задача 2. Заставить корабль качаться с
частотой в 1 секунду.
Подключить мотор в порт 1.
Использовать карточки:
1)Вперед (р-001)
2)Задержка 5 сек (р-010)
3)Назад (р-002)
4)Задержка 5 сек (р-012)
5)Повтор (р-024)
Создание червячной передачи по
инструкционной карте.
передача»
15
2
28
«Карусель на 2 29
места»
30
Конструирование модели по схеме.
Модификация модели «Карусель на 4
места»
Экспериментирование в процессе
программирования (скорость и
направление вращения карусели).
Конструирование модели Гонка по
схеме.
Экспериментирование с датчиком
движения.
(направление, время и скорость).
а16
3
«Модификация 31
модели
«Карусель»
32
17
4
«Гонка»
33
34
18
1
19
2
«Алгоритм
35
программирова
ния Блок
«Цикл»
«Программная 36
строка 1»
январь
37
20
3
«Программная
строка 2»
38
39
40
1
февраль
21
Экспериментирование с механизмом.
Создание модели Подъемный кран.
«Программная
строка 3»
41
42
Конструирование модели «Карусель» по
собственному замыслу.
Знакомство с понятием цикла.
Варианты организации цикла в среде
программирования. Изображение
команд в программе и на схеме.
Обсуждение возможных вариантов
применения. Разработка программы для
модели «Улитка».
Модификация модели «Улитка» с
изменение мощности мотора и
направления движения.
Обсуждение возможных вариантов
применения. Разработка программы для
модели «Вентилятор».
Разработка программы для модели
«Робот-уборщик».
Модификация модели «Роботуборщик».
Обсуждение возможных вариантов
применения. Проверка лампочки в
СмартХаб. Разработка программы для
модели «Лягушка».
Модификация модели «Лягушка»
22
2
23
3
24
4
«Программная
строка 4»
«Робот –
уборщик»
«Кузнечик»
43
Знакомство с программной строкой 4,
обсуждение возможных вариантов
применения и использования звука.
44
Разработка модели «Ракета».
Заполнение технического паспорта
модели.
45
Конструирование модели по схеме
46
Экспериментирование в процессе
программирования
47
Конструирование модели по схеме.
Работа в паре.
Конструирование модели Кузнечик по
собственному замыслу.
48
25
1
«Программная
строка 5»
49
50
26
2
«Робот –
шпион»
51
27
март
52
3
«Движущийся
спутник»
53
54
28
29
4
1
«Майло,
научный
вездеход»
«Танцующие
птицы»
Знакомство с программной строкой 5,
обсуждение возможных вариантов
применения, вывод на экран
изображения.
Модификация модели Кузнечик
(скорость, время, направление
движения).
Конструирование модели по схеме.
Работа в паре.
Модификация модели Робот-шпион
(скорость, время, направление
движения).
Конструирование по образцу. Работа в
паре.
Программирование с использованием
датчика движения.
55
Конструирование по образцу. Работа в
команде.
56
Экспериментирование в процессе
программирования.
57
Обсуждение элементов модели,
конструирование, работа в команде.
58
30
2
«Кран»
59
60
32
3
«Колесо
обозрения»
61
33
апрель
62
4
«Конкурс
конструкторск
их идей»
63
64
34
5
«Свободная
сборка»
65
66
35
1
«Роботы –
помощники
для дома»
67
май
68
Разработка и запись управляющего
алгоритма, заполнение технического
паспорта модели.
Обсуждение элементов модели,
конструирование, работа в команде.
Разработка и запись управляющего
алгоритма, заполнение технического
паспорта модели «Кран», сравнение
управляющих алгоритмов.
Обсуждение элементов модели,
конструирование. разработка и запись
управляющего алгоритма, заполнение
технического паспорта модели «Колесо
обозрения».
Разработка и запись управляющего
алгоритма, заполнение технического
паспорта модели «Колесо обозрения».
Создание и программирование
собственных механизмов и моделей,
Составление технологической карты и
технического паспорта модели,
демонстрация и защита модели.
Сравнение моделей. Подведение итогов.
Составление собственной модели,
составление технологической карты и
технического паспорта модели.
Разработка одного или нескольких
вариантов управляющего алгоритма.
Демонстрация и защита модели.
Сравнение моделей. Подведение итогов.
Разработка и конструирование модели.
Обсуждение результатов
конструирования
Экспериментирование в процессе
программирования.
36
2
«Модификация 69
моделей
роботов –
70
помощников
для дома»
Использование датчика движения
(варианты и возможности).
Создание собственных моделей.
37
3
«Презентация
результатов
собственных
Разработка одного или нескольких
вариантов управляющего алгоритма
созданных моделей.
71
38
4
изобретений»
72
Демонстрация и защита моделей.
Сравнение моделей. Подведение итогов.
«Свободная
сборка
моделей»
73
Составление собственных моделей,
Программирование. Обсуждение.
Составление технологической карты и
технического паспорта моделей.
74
ИТОГО:
74
№
п/п
1
неделя
месяц
Тема
1
Введение.
Повторение
знакомого
материала.
№ занятия
Подготовительный возраст – 6-7 лет
1
2
сентябрь
2
2
Кулачковый
механизм.
3
4
3
3
Датчик
движения.
5
Содержание деятельности
Повторение знакомого материала,
правил организации рабочего места.
Техника безопасности. Среда
программирования, основные этапы
разработки модели. Понятие мотор и
ось, исследование основных функций
и параметров работы мотора.
Разработка простейшей модели с
использованием мотора – модель
«Обезьяна на турнике». Понятие
технологической карты модели и
технического паспорта модели.
Знакомство с элементом модели
кулачок (кулачковый механизм),
выявление особенностей кулачкового
механизма. Прогнозирование
результатов различных испытаний.
Способы применения кулачковых
механизмов в разных моделях:
разработка моделей «Обезьянкабарабанщица», организация оркестра
обезьян-барабанщиц, изучение
возможности записи звука.
Знакомство с понятием датчика.
Изучение датчика движения,
выполнение измерений в стандартных
единицах измерения, исследование
чувствительности датчика движения
6
4
4
Датчик
наклона.
7
8
5
1
Программиро
вание
моделей.
9
10
6
2
Алгоритм.
11
октябрь
12
Модификация уже собранных моделей
с использованием датчика движения,
изменение поведения модели.
Разработка моделей «Голодный
аллигатор» и «Умная вертушка» с
использованием датчика движения.
Исследование основных характеристик
датчика наклона, выполнение
измерений в стандартных единицах
измерения, заполнение таблицы.
Разработка моделей с использованием
датчика наклона: «Самолет», «Умный
дом: автоматическая штора».
Заполнение технических паспортов
моделей.
Экспериментирование с
программными строками по
использованию датчика звука.
Экспериментирование по
конструированию и
программированию моделей с
понижающей и повышающей зубчатой
передачей.
Понятие алгоритма, повторение
основных свойств алгоритма. Понятие
исполнителя. Блок-схема, как способ
записи алгоритма
Понятие линейного алгоритма,
команда, анализ составленных ранее
алгоритмов поведения моделей, их
сравнение.
7
3
Знакомство с
13
конструктором
Малыш – 2.
14
Основные элементы и принципы
конструирования и подключения
основных электронных деталей.
Использование и запуск ПДУ,
возможности программы запуска.
8
4
Школьный
автобус.
Мишкатанцор.
15
16
Конструирование по схеме, работа в
команде.
Экспериментирование по запуску
модели с вариантами программы
запуска ПДУ.
Парусник.
17
Конструирование по схеме, работа в
команде.
9
5
10
1
11
2
18
Испытание модели Парусник,
модификация модели с
использованием датчика звука.
Создание
моделей по
замыслу
19
Проектирования и создания
собственных моделей, работа в паре.
Анализ моделей, сравнение действия с
использованием разных вариантов
программирования ПДУ.
Программная
строка 6.
21
20
Экспериментирование по
использованию программы, изменение
цвета лампочки СмартХаб путем
случайного числа.
ноябрь
22
12
3
13
4
14
1
Программная
строка 7
Программная
строка 8
Программная
строка 9
24
Одновременный запуск двух моторов,
маркировка моторов.
Проектирование и создание модели
Сложная карусель с одновременным
запуском двух моторов.
25
Использование входа датчика звука.
26
Модификация модели Сложная
карусель с использованием датчика
звука.
27
Использование запуска обратного
счета.
Создание модели Робот-охранник.
23
28
2
декабрь
15
«Лягушка»
(BREIN – A)
29
Задача 1. Заставить лягушку
вращаться при нажатии на кнопку.
Подключить мотор в порт 1.
Подключить кнопку в порт А.
Использовать карточки:
1)Нажата ли кнопка на порту А? (р025)
2)Вперед (р-001)
3)Если нет нажатий (р-028)
4)Остановить программу (р-009)
5)Повтор (р-024)
30
16
3
«Карусель»
(BREIN – A)
31
32
17
4
1
33
«Танцующие
птицы- 2»
35
19
34
36
январь
18
Введение в
программную
строку 10.
2
«Карусель
сложная»
37
Задача 2. Заставить лягушку вращаться
определенное время (5секунд) при
нажатии на кнопку.
Подключить мотор в порт 1.
Подключить кнопку в порт А.
Использовать карточки:
1)Нажата ли кнопка на порту А? (р025)
2)Вперед (р-001)
3)Задержка 5 секунд (р-012)
4)Если нет нажатий (р-028)
5)Остановить программу (р-009)
6)Повтор (р-024)
Конструирование модели Карусель,
работа в команде.
Использование карты контроля
скорости (50% и 25%). Заставить
карусельвращаться с уменьшением
скорости вращения при нажатии на
кнопку.
Подключить мотор в порт 1.
Подключить кнопку в порт А.
Использовать карточки:
1)Нажата ли кнопка на порту А? (р025)
2)Вперед (р-001)
3)Задержка 5 секунд (р-012)
4)Вперед (р-001)
5)Скорость 50% (р-014)
6)Задержка 5 секунд (р-012)
Программирование двух действий
одновременно.
Создание модели Гонка с
использованием двух моторов и
программированием двух действий.
Обсуждение элементов модели,
конструирование, разработка и запись
управляющего алгоритма, заполнение
технического паспорта модели.
Экспериментирование с
программированием модели (скорость,
время вращения мотора).
Обсуждение элементов модели
Карусель сложная. Конструирование,
разработка и запись управляющего
алгоритма, заполнение технического
паспорта модели
38
20
3
«Роботнаблюдатель»
39
40
21
1
«Порхающая
птица»
41
42
22
2
«Творческая
работа
«Футбол»
43
23
февраль
44
3
«Творческая
работа
«Спасение от
великана»
45
46
24
4
«Творческая
работа «Дом.
Машина»
47
48
Экспериментирование с
программированием модели (скорость,
направление и время вращения
мотора).
Конструирование, разработка модели
Робот-наблюдатель, запись
управляющего алгоритма, заполнение
технического паспорта модели.
Экспериментирование с
программированием модели (скорость,
направление и время вращения
мотора).
Конструирование, разработка
моделиПорхающая птица. Запись
управляющего алгоритма, заполнение
технического паспорта модели.
Экспериментирование с
программированием модели (скорость,
направление и время вращения
мотора).
Конструирование, разработка модели
Футбол, запись управляющего
алгоритма, заполнение технического
паспорта модели.
Экспериментирование с
программированием модели (скорость,
мотора).
Конструирование, разработка
моделиСпасение от великана. Запись
управляющего алгоритма, заполнение
технического паспорта модели.
Экспериментирование с
программированием модели,
использование датчика движения.
Обсуждение элементов модели,
конструирование, разработка и запись
управляющего алгоритма, заполнение
технического паспорта моделей
«Дом», «Машина».
Знакомство с понятием маркировка.
Разработка и программирование
моделей с использованием двух
1
март
25
26
2
Модификация
модели
«Порхающая
птица – 2»
Презентация
творческих
идей.
49
50
Экспериментирование с
программированием модели,
использование датчика наклона.
51
Разработка и программирование
моделей с использованием двух
моторов.
Придумывание сюжета, создание
презентации для представления
моделей.
Конструирование по замыслу, работа в
команде.
Презентация модели Роботы-артисты
детям старшей группы.
52
27
3
«Роботы –
артисты»
53
54
28
4
«Кресло для
особых
людей»
(Малыш – 2)
моторов. Придумывание сюжета,
создание презентации для
представления комбинированной
модели «Дом» и «Машина».
Развитие модели: создание отчета,
презентации, придумывание сюжета
для представления модели, создание и
программирование модели с более
сложным поведением.
55
56
Конструирование по схеме, работа в
паре.
Испытание модели,
экспериментирование с ПДУ.
1
Модификация 57
кресла для
особых людей. 58
Модификация модели, использование
датчика касания.
Составление сюжета,презентация
модели.
30
2
«Проигры
ватель»
Обсуждение элементов модели.
Конструирование, разработка и запись
управляющего алгоритма, заполнение
технического паспорта модели.
Экспериментирование с
программированием модели.
апрель
29
59
60
31
3
«Мотоцикл»
61
Конструирование, разработка и запись
управляющего алгоритма модели.
32
4
«Умная
вертушка»
62
Экспериментирование с
программированием модели,
использование датчикадвижения.
63
Обсуждение элементов модели
Конструирование, разработка и запись
управляющего алгоритма, заполнение
технического паспорта модели.
64
Экспериментирование с
программированием модели.
(мощность, время и направление
движения).
Конструирование, разработка и запись
управляющего алгоритма, заполнение
технического паспорта модели.
Экспериментирование с
программированием модели,
использование датчика движения.
33
34
5
«Гонка – 2»
65
66
35
36
Конкурс
творческих
идей.
67
Свободное
творчество
69
68
37
38
май
70
Реализация
проекта
«Умные
роботыпомощники в
нашем селе»
Реализация
проекта
«Умные
роботыпомощники в
нашем селе»
71
72
73
74
Создание моделей из конструктора
BREIN – A и Малыш -2.
Обсуждение и презентация моделей.
Варианты программирования
материнской платы и запуска ПДУ.
Конструирование моделей роботов по
собственному замыслу, работа в парах.
Программирование, обсуждение и
сравнение моделей.
Проектирование и создание Роботауборщика.
Конструирование Вентилятора и
Робота- наблюдателя по схеме.
Программирование моделей,
экспериментирование с датчиком
движения.
Презентация проекта «Умные роботыпомощники в нашем селе».
Обсуждение результатов.
ИТОГО:
74