Содержание I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 1.1.Пояснительная записка 1.2. Цели и задачи реализации Программы 1.3. Принципы и подходы к формированию Программы 1.4. Планируемые результаты освоения Программы 1.4.1. Планируемые промежуточные результатыосвоения Программы к 4 годам 1.4.2. Планируемые промежуточные результаты освоения Программы к 5 годам 1.4.3. Планируемые промежуточные результаты освоения Программы к 6 годам 1.4.4. Планируемые итоговые результатыосвоения Программы к 7 годам 1.5. Особенности проведения педагогического мониторинга II. Содержательный раздел 2.1.Описание образовательной деятельности в соответствии с направлением развития ребенка «Формирование элементарныхматематических представлений», представленной в образовательной области «Познавательное развитие» 2.2. Цели и задачи Программы 2.3. Содержание психолого-педагогической работы по формированию элементарных математических представлений 3-4 и 4-5 лет 5-6 и 6-7 лет 2.4. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов 2.5. Особенности образовательной деятельности разных видов культурных практик 2.6. Культурные практики 2.7. Способы и направления поддержки детской инициативы 2.8. Особенности взаимодействия педагогического коллектива ссемьями воспитанников III. Организационный раздел 3.1. Описание материально-технического, информационно-цифрового обеспечения Программы 3.2. Обеспеченность Программы методическими материалами и средствами обучения и воспитания IV. ПРИМЕРНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ V. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГОВ С РОДИТЕЛЯМИ ДОШКОЛЬНИКОВ ПО ВОПРОСАМ МАТЕМАТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ VI. ДИАГНОСТИКА VII. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ И РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 2 3 3 3 4 5 5 5 6 6 6 8 8 8 8 10 13 14 15 15 17 17 17 18 23 26 30 I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 1.1.Пояснительная записка Программа «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста» (в дальнейшем именуемая Программа) соответствует Федеральному государственному стандарту дошкольного образования и разработана в соответствии с: Федеральным Законом РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Приказом Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»; «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» 2.4.1.3049-13 № 26 от 15.05.2013; Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»; Уставом ДОУ; Образовательной программой ДОУ. В основу Программы положена парциальная программа Л.Г. Петерсон «Практический курс математики для дошкольников «Игралочка» (для детей 3-4 и 4-5 лет, 5-6 и 6-7 лет). Данная программа методически обеспечена курсами «Игралочка» и «Игралочка – ступенька к школе» авторов Л.Г. Петерсон и Е.Е. Кочемасовой. Программа определяет содержание и организацию работы по формированию элементарных математических представлений у детей младшей, средней, старшей и подготовительной к школе группе ДОУ на уровне дошкольного образования с учетом их возрастных, индивидуальных, психологических и физиологических особенностей. Программа направлена на создание условий, которые способствуют математическому развитию детей в сфере познавательного развития на фоне эмоционального благополучия воспитанников и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям. 1.2. Цели и задачи реализации Программы Программа способствует достижению следующих целей: развитие мышления, творческих сил дошкольников, их интереса к математике, формирование системы элементарных математических знаний и умений,готовности к саморазвитию. В соответствии с целью основными задачами математического развития дошкольников являются: 1. Формирование элементарных математических представлений и понятий о количестве, величине, счете, числе, геометрических фигурах, умения ориентироваться в пространстве и времени. 2. Формирование мотивации учения, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества. 3. Развитие мыслительных операций: анализ свойств исследуемых объектов или явлений; 3 сравнение свойств предметов; обобщение, то есть выявление общих свойств предметов в группе; распределение предметов в группы по выбранному свойству; синтез на основе выбранной структуры; конкретизация; классификация; аналогия. 4. Формирование умения понимать правила игры и следовать им. 5. Развитие вариативного мышления, фантазии, воображения, творческих способностей. 6. Развитие речи, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения. 7. Увеличение объема внимания и памяти. 8. Формирование произвольности поведения, умения целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих. 9. Формирование общеучебных умений и навыков (умения обдумывать и планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами, проверять результат своих действий и т.д.) 1.3. Принципы и подходы к формированию Программы В Программе на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности, что соответствует современной научной «концепции дошкольного воспитания» (авторы В.В. Давыдов, В.А. Петровский и др.) о признании самоценности дошкольного периода детства. Программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и интегративных качеств. При разработке Программы мы опирались на лучшие традиции отечественного дошкольного образования, его фундаментальность: комплексное решение задач по охране жизни и укреплению здоровья детей, всестороннее воспитание, амплификацию (обогащение) развития на основе организации разнообразных видов детской творческой деятельности. Главную роль уделяли игровой деятельности как ведущей в дошкольном детстве (А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин и др.). Основывались на важнейшем принципе – развивающем обучении и на научном положении Л.С. Выготского о том, что правильно организованное обучение «ведет» за собой развитие. Воспитание и психическое развитие не могут выступать как два обособленных, независимых друг от друга процесса, но при этом «воспитание служит необходимой и всеобщей формой развития ребенка» (В.В. Давыдов). Отсюда развитие выступает как важнейший результат успешности воспитания и образования детей. Программа строится на принципе культуросообразности. Реализация этого принципа обеспечивает учет национальных ценностей и традиций в образовании, восполняет недостатки духовно-нравственного и эмоционального воспитания. Обучение математики рассматривается как процесс приобщения ребенка к основным компонентам человеческой культуры. 4 Успех математического развития дошкольников во многом зависит от атмосферы доброжелательности, творчества, созидания. Исходя из этого, Программа базируется на дидактических принципах деятельностного метода (Г.П. Щедровицкий, О.С. Анисимов, Л.Г. Петерсон): психологической комфортности создания образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса; деятельности – новое знание вводится не в готовом виде, а через самостоятельное «открытие» его детьми на предметной основе; целостности – при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира; вариативности – у детей формируется умение осуществлять собственный выбор, и им систематически предоставляется возможность выбора; творчества – собственного опыта творческой деятельности; непрерывности – обеспечиваются преемственные связи между дошкольной подготовкой и начальной школой. Данные принципы являются здоровьесберегающими. Одновременно с этим они интегрируют современные научные взгляды об основах организации образовательного процесса развивающего типа. 1.4. Планируемые результаты освоения Программы Целевым ориентиром по Программе должно стать продвижение детей: в развитии познавательных процессов (внимание, память, речь, фантазия, воображение и др.); мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия); познавательного интереса, деятельностных способностей (точное исполнение правил игры, опыт фиксирования своего затруднения, его обдумывания, понимания причины затруднения, на этой основе – опыт преобразования, самоконтроля и самооценки); в общении (умение выполнять задачу вместе с другими детьми, нацеленность на максимальный личный вклад в общее решение задачи) и коммуникации (опыт изложения своей позиции, понимания, согласования на основе сравнения с образцом, обоснования своей точки зрения с использованием согласованных правил). Одновременно у ребенка формируются следующие основные умения. 1.4.1. Планируемые промежуточные результатыосвоения Программы к 4 годам Умеет считать до 3, отсчитывать 3 предмета от большого количества. Умеет узнавать и называть круг, треугольник, шар, куб (кубик), находить в окружающей обстановке предметы, сходные по форме. Умеет сравнивать по высоте и длине путем приложения и наложения. Различает пространственные отношения от себя: спереди-сзади, вверху-внизу, справа-слева. 1.4.2. Планируемые промежуточные результатыосвоения Программы к 5 годам Умеет считать в пределах 8, отсчитывать 8 предметов от большего количества, соотносить запись чисел 1-8 с количеством предметов; умеет находить место предмета в ряду, отвечать на вопрос: «На котором месте справа (слева)?», умеет 5 располагать числа по порядку от 1 до 8. Умеет узнавать и называть квадрат, прямоугольник, овал, находить в окружающей обстановке предметы, сходные по форме. Умеет непосредственно сравнивать предметы по длине, ширине, высоте, раскладывать до 5 предметов в возрастающем порядке, выражать в речи соотношения между ними. Умеет определять направление движения от себя (вверх, вниз, вперед, назад, направо, налево); показывает правую и левую руки. Называет части суток, устанавливает их последовательность. 1.4.3. Планируемые промежуточные результатыосвоения Программы к 6 годам Умеет считать в пределах 10 в прямом и обратном порядке, правильно пользоваться порядковыми и количественными числительными, соотносит запись чисел 1-10 с количеством предметов. Умеет сравнивать группы предметов по количеству на основе составления пар, при сравнении пользоваться знаками =, ≠, <, >, отвечать на вопрос: «На сколько больше?»; сравнивать числа на основании знания свойств числового ряда. Умеет складывать и вычитать, опираясь на наглядность, числа в пределах 5. Умеет составлять простые (в одно действие) задачи по картинкам, отвечать на вопросы: «Что в задаче известно?», «Что нужно найти?», решать задачи в пределах пяти. Умеет измерять длину предметов с помощью мерки и выражать в речи зависимость результата измерения величин от величины мерки. Умеет выражать словами местонахождение предмета относительно другого человека, умеет ориентироваться на листе бумаги. 1.4.4. Планируемые итоговые результатыосвоения Программы к 7 годам Умеет называть для каждого числа в пределах 10 предыдущее и последующее числа, обозначать числа 1-10 с помощью групп предметов и точек, а также с помощью цифр, печатая их в клетках. Умеет определять на основе предметных действий состав чисел первого десятка. Умеет использовать числовой отрезок для присчитывания и отсчитывания одной или нескольких единиц. Умеет пользоваться линейкой для измерения длины. Умеет ориентироваться на листе бумаги в клетку, ориентироваться в пространстве с помощью плана. Умеет в простейших случаях пользоваться часами. 1.5. Особенности проведения педагогического мониторинга При реализации Программы проводится оценка индивидуального развития детей в рамках педагогической диагностики. Педагогическая диагностика используется для решения следующих задач: индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития); оптимизации работы с группой детей. 6 Педагогическая диагностика опирается на принципы поддержки специфики и разнообразия детства, а также уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека. В связи с этим, педагогическая диагностика по ФЭМП: не содержит каких-либо оценок развитии ребенка, связанных с фиксацией образовательных достижений; позволяет фиксировать актуальный индивидуальный профиль развития дошкольника и оценивать его динамику; учитывает зону ближайшего развития ребенка по каждому изнаправлений; позволяет рассматривать весь период развития ребенка от рождения до школы как единый процесс без условного разделения на разные возрастные этапы, «привязанные» к паспортному возрасту, при этом учитывает возрастные закономерности развития, опираясь на оценку изменений деятельности дошкольника; учитывает представленные в Программе целевые ориентиры, но не использует их в качестве основания для их формального сравнения с реальными достижениями детей. II. Содержательный раздел 7 2.1.Описание образовательной деятельности в соответствии с направлением развития ребенка «Формирование элементарных математических представлений», представленной в образовательной области «Познавательное развитие» Образовательная область «Познавательное развитие» предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, теме, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, оботечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира». «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников» является частью образовательной области «Познавательное развитие», дополняет и расширяет возможности ребенка в познавательном развитии. 2.2. Цели и задачи: формирование элементарных математических представлений, первичных представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени. 2.3. Содержание психолого-педагогической работы по формированию элементарных математических представлений В соответствии с парциальной программой Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасовой «Практический курс математики для дошкольников «Игралочка» работа по формированию элементарных математических представлений рассчитана на четыре года и направлена на решение следующих задач: 3-4 и 4-5 лет Сравнение предметов и групп предметов Формирование представлений о свойствах предметов: цвет и оттенки цветов, форма, размер и др. выделение признаков сходства и различия. Объединение предметов в группу по общему признаку. Выделение части группы. Нахождение «лишних» элементов. Сравнение групп предметов по количеству на основе составления пар(равно, не равно, больше, меньше). Формирование представлений о сохранении количества. Поиск и составление закономерностей. Числа 1-8 Знакомство с понятиями «один» и «много». Число 1. Пара. Образование последующего числа путем прибавления единицы. Количественный и порядковый счет от 1 до 8. Сравнение предыдущего и последующего числа. Числовой ряд. Знакомство с наглядным изображением чисел 1-8. Формирование умения соотносить цифру с количеством. 8 Величины Формирование представлений о длине предмета. Непосредственное сравнение по длине, ширине, толщине, высоте. Формирование представлений о возрастающем и убывающем порядке изменения длины. Пространственно-временные представления Формирование пространственных представлений: на-над-под, слева-справа, вверху-внизу, снаружи-внутри, за-перед-между и др. Ориентировка в пространстве (вперед-назад, вверхвниз, направо-налево). Знакомство с временными отношениями: раньше-позже, вчера-сегодня- завтра. Установление последовательности событий. Части суток. Формирование умения выделять в окружающей обстановке предметы одинаковой формы. Знакомство с геометрическими фигурами: квадрат, прямоугольник, треугольник, овал, круг, шар, куб, цилиндр, конус, пирамида, призма (коробка). План. 5-6 и 6-7 лет Общие вопросы Свойства предметов: цвет, форма, размер, материал и др. совокупности (группы) предметов или фигур, обладающих общим свойством. Поиск и составление закономерностей. Разбиение совокупностей предметов на части по какому-либо признаку. Нахождение «лишнего» элемента совокупности. Сравнение двух совокупностей предметов. Обозначение отношений равенства и неравенства с помощью знаков =, ≠, <, >. Установление равночисленности двух совокупностей предметов с помощью составления пар (равно-не равно, больше на… - меньше на…). Формирование представлений о сложении совокупностей предметов как об объединении их в одно целое. Переместительное свойство сложения совокупностей предметов. Начальные представления о величине: длина, площадь, объем жидких и сыпучих веществ, масса. Непосредственное сравнение по длине (ширине, высоте), площади, массе, вместимости. Измерение величины с помощью условных мерок (отрезок, клеточка, стакан и т.д.). опыт наблюдения зависимости результата измерения величин от выбора мерки. Установление необходимости выбора единой мерки при сравнении величин. Знакомство с некоторыми общепринятыми единицами измерения некоторых величин. Натуральное число как результат счета предметов и измерения величин. Числовой отрезок. Решение простых (в одно действие) задач на сложение и вычитание с использованием наглядного материала. Верно и неверно. Опыт обоснования высказываний. Работа с таблицами. Знакомство с символами. Числа и арифметические действия с ними Количественный и порядковый счет в пределах 10. Прямой и обратный счет. Образование последующего числа путем прибавления единицы. Название, последовательность и обозначение чисел от 1 до 10 с помощью групп предметов и точек, цифрами, точками на отрезке прямой. Соотнесение записи числа с количеством. Числовой ряд. Сравнение предыдущего и последующего числа. 9 Состав чисел первого десятка. Равенство и неравенство чисел. Сравнение чисел (больше на…, меньше на…) на наглядной основе. Запись результатов сравнения чисел с помощью знаков =, ≠, <, >. Формирование представлений о сложении и вычитании чисел. Сложение и вычитание чисел в пределах 10 (с использованием наглядной опоры). Переместительное свойство сложения чисел. Взаимосвязь между сложением и вычитанием чисел. Число 0 и его свойства. Пространственно-временные представления. Геометрические фигуры Уточнение пространственно-временных представлений: слева-справа-посередине, вышениже, длиннее-короче, раньше-позже, внутри-снаружи и др. установление последовательности событий. Части суток. Последовательность дней в неделе. Последовательность месяцев в году. Ориентировка на листе бумаги в клетку. Ориентировка в пространстве с помощью плана. Развитие умения выделять в окружающей обстановке предметы одинаковой формы, соотносить их с геометрическими фигурами: квадрат, прямоугольник, треугольник, четырехугольник, круг, шар, цилиндр, конус, пирамида, параллелепипед (коробка), куб. Составление фигур из частей и деление фигур на части. Конструирование фигур из палочек. Формирование начальных представлений о точке, прямой и кривой линии, луче, отрезке, ломаной линии, многоугольнике, углах, о равных фигурах, замкнутых и незамкнутых линиях. 2.4. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов Изложенное содержание Программы позволяет сформировать вариативную часть – формы, методы, способы и средства, направленные на математическое развитие дошкольников. Они подбираются с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов в разных видах детской деятельности. Для детей дошкольного возраста (3-7 лет) такими видами деятельности являются: игровая, коммуникативная, познавательно- исследовательская. При проведении организованной образовательной деятельности (занятий) по формированию элементарных математических представлений у дошкольников учитываются требования действующего СанПиНа. Поэтому продолжительность занятий для детей от 3 до 4 лет – не более 15 минут, для детей от 4 до 5 лет – не более 20 минут, для детей от 5 до 6 лет – не более 25 минут, а для детей от 6 до 7 лет – не более 30 минут. Подчеркнем, что слово «занятие» применительно к дошкольникам понимается как условное обозначение интересной, увлекательной совместной деятельности детей и взрослых по исследованию личностно значимой для дошкольников образовательной ситуации. Учитывая опыт проведения занятий в технологии «Ситуация», разработанной Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасовой, Программой предусмотрено три типа образовательных ситуаций с дошкольниками: занятия «открытия» нового знания; 10 занятия тренировочного типа; занятия обобщающего типа (итоговые). Особенностью занятий «открытия» нового знания является то, что образовательные цели реализуются в процессе освоения детьми нового для них математического содержания. Одновременно дети приобретают первичный опыт преодоления затруднения. В младшем дошкольном возрасте дети осваивают следующие способы преодоления затруднения: «придумаю сам», «спрошу у того, кто знает», а в старшем – «придумаю сам, а потом проверю себя по образцу». Структура занятий «открытия» нового знания имеет следующий вид: введение в ситуацию. На этом этапе создаются условия для возникновения у детей внутренней потребности (мотивации) включения в деятельность. Дети фиксируют, что они хотят сделать (так называемую «детскую цель»); актуализация. На данном этапе (как правило, в процессе дидактической игры) педагог организует предметную деятельность детей, в которой актуализируются их знания, опыт, мыслительные операции (анализ, синтез, классификация и т.д.), необходимые для самостоятельного построения нового способа действий. При этом дети находятся в игровом сюжете, движутся к своей «детской цели» и даже не замечают, что педагог как грамотный организатор ведет их к новым «открытиям»; затруднение в ситуации. На данном этапе в рамках выбранного сюжета моделируется ситуация, в которой дети сталкиваются с затруднением в индивидуальной деятельности. Система вопросов: «Смогли? – Почему не смогли?» - помогает детям приобрести опыт фиксации затруднения и выявления его причины; «открытие» нового знания (способа действия). На данном этапе воспитатель вовлекает детей в процесс самостоятельного решения вопросов проблемного характера, поиска и «открытия» новых знаний (способов действий) посредством простой «догадки», подготовленной воспитателем с помощью методических средств; включение нового знания (способа действия) в систему знаний и умений. На данном этапе педагог предлагает ситуации, в которых новое знание (построенный способ) используется совместно с освоенными ранее способами. При этом взрослый обращает внимание на умение детей слушать, понимать, повторять инструкцию взрослого, применять правило, планировать своюдеятельность; осмысление (итог). На данном этапе дети приобретают опыт таких важных универсальных действий, как фиксирование достижения цели и определение условий, которые позволили добиться этой цели. На занятиях тренировочного типа акцент делается на тренировке познавательных процессов, мыслительных операций, навыков общения и выполнения различных видов действий. Поэтому основная цель занятий такого типа – тренировать мыслительную операцию, познавательный процесс, умение, навык, способность и т.д. Дети преодолевают индивидуальные затруднения, связанные с выполнением запланированных воспитателем действий. Параллельно с этим идет закрепление и развитие сформированных у них математических представлений. Таким образом, цель образовательных ситуаций тренировочного типа аналогична таким целям, как «закрепить», «повторить», «отработать». Однако при обучении детей математике они имеют принципиально новое содержание: не формальное заучивание 11 детьми и воспроизведение, а выявление и преодоление детьми собственных затруднений в процессе игровой деятельности. Структура занятия тренировочного типа имеет следующий вид: Введение в игровую ситуацию. Игровая деятельность. Осмысление (итог). Целями занятий обобщающего типа являются систематизация накопленного детьми опыта математической деятельности и одновременно проверка уровня его сформированности. Их структура точно такая же, как и тренировочных, но обобщающие занятия проводятся с участием преподавателя по формированию элементарных математических представлений и воспитателей, работающих в группе. Основными формами работы на этих занятиях являются индивидуальные задания или работа в небольших подгруппах (6-8 человек). Занятия обобщающего типа не допускают создание обстановки экзамена. Такая обстановка приведет к нервозности, потере интереса ребенка к занятиям. Результаты такой диагностики не будут считаться объективными. Программой предусмотрено использование ситуаций повседневной жизни (прогулки, режимные моменты и т.д.) для закрепления знаний и умений, приобретенных на занятиях. Методы и средства формирования элементарных математических представлений у детей в детском саду Методы Средства Практические методы: упражнения (коллективные, индивидуальные, комплексные, однотипные, репродуктивные, продуктивные) дидактическая игра (предметные, словесные, настольно- печатные) обучающая игра; сюжетно-дидактическая игра; игра-драматизация; подвижная игра; моделирование; элементарные опыты. Демонстрационные и раздаточные; визуальные, аудийные (звуковые), аудиовизуальные; естественные и искусственные. Натуральные предметы для исследования и образносимволический материал, в том числе макеты, карты, модели, и др. Наглядные методы: показ способа действия; наблюдение; восстановление картины целого по отдельным признакам; демонстрация способа действия. Словесные методы: объяснение; инструкция; пояснения, разъяснения, указания; вопросы (репродуктивно-мнемические, репродуктивнопознавательные, продуктивно- познавательные; словесные отчеты детей; контроль и оценка. Методы, повышающие познавательную активность: элементарный анализ; сравнение по контрасту и подобию, сходству; группировка и классификация 12 моделирование и конструирование; ответы на вопросы детей; приучение к самостоятельному поиску ответов на вопросы. Методы, вызывающие эмоциональную активность: воображаемая ситуация; игры-драматизации; сюрпризные моменты и элементы новизны; юмор и шутка; сочетание разнообразных средств на одном занятии. 2.5. Особенности образовательной деятельности разных видов культурных практик В основу организации воспитательно–образовательного процесса в учреждении положены следующие принципы: комплексно–тематический с ведущей игровой деятельностью, предполагающий решение программных задач в разных формах деятельности взрослых и детей, а также в самостоятельной деятельности детей. В его основу положены социально значимые для образовательного процесса события: календарные праздники, лексические темы согласно сезонности и на основе программных требований; принцип интеграции образовательных областей, направленный на решение задач образовательной области в ходе реализации других; принцип построения образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Таким образом, развитие ребёнка в образовательном процессе детского сада осуществляется целостно в процессе всей его жизнедеятельности. Формами работы по математическому развитию детей являются: специально организованная образовательная деятельность; образовательная деятельность, осуществляемая в режимных моментах и в самостоятельной деятельности детей. Образовательная ситуация является основной формой организации образовательного процесса по ФЭМП. Эта форма совместной деятельности педагога и детей, которая планируется и целенаправленно организуется взрослым с целью решения определённых задач математического развития, воспитания и обучения. Особенностью такого рода организованной образовательной деятельности является обязательное получение образовательного результата (нового математического знания, способа действия и т.п.) Главные задачи образовательных ситуаций - формирование у детей новых математических знаний и умений в разных видах деятельности, обобщение знаний по теме, развитие способности рассуждать и делать выводы. В процессе организованной образовательной деятельности педагог создаёт разнообразные образовательные ситуации, побуждающие детей применять свои знания и умения, активно искать новые пути решения возникшей в ситуации задачи, проявлять эмоциональную отзывчивость и творчество. Активно используются игровые приёмы, разнообразные виды наглядности. Участие в решении образовательных ситуаций подготавливаетдетей к школьному обучению. Организованная образовательная деятельность по формированию элементарных математических представлений основана на организации педагогом видов деятельности, заданных ФГОС ДО: игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, 13 конструктивной и изобразительной, музыкальной, двигательной, а также восприятия художественной литературы и фольклора. Образовательные ситуации включаются и в образовательную деятельность в режимных моментах. Они направлены на закрепление математических знаний и умений, их применение в новых условиях, проявление ребёнком активности, самостоятельности и творчества. 2.6. Культурные практики Программой предусмотрена организация культурных практик во второй половине дня, в ходе которой закрепляются, совершенствуются знания и умения детей в области элементарной математики. Преимуществом культурных практик является атмосфера свободы выбора, творческого обмена и самовыражения, сотрудничества взрослого и детей. Они носят преимущественно подгрупповой характер. В зависимости от возраста их длительность варьируется от 15 до 35 минут. Виды культурных практик, направленных на закрепление, совершенствование математических знаний и умений дошкольников Совместная деятельность педагога и детей Система игр и заданий Досуги Сюжетно-ролевые игры: «Школа», «Урок чтения», «Покупка», «Художники», «Бухгалтеры», «Рецепты», «Фотограф», «В спортивном магазине», «Бензозаправочная станция», «Детский сад», «Зоопарк», «Ателье», «Мебельная фабрика», «Кондитерская фабрика», «Почта», «Цирк» и др. Подвижные игры математического содержания: «Переменка», «Деление на пары», «Веревочка», «Живые числа», «Найди пару», «пловцы», «На речке» и т.д. Дидактические игры: «Запомни дорогу», «Игра в камешки», «Кто где спит?», «Билеты на электричку», «Сложим чемодан», «клумбы», «Засели дома» и др. Развивающие игры: на составление заданной фигуры из определенного количества палочек; на изменение фигур, насмекалку. Логические упражнения: на нахождение пропущенной фигуры; продолжение ряда фигур, знаков; поиск чисел; нахождение закономерностей, лежащих в основе выбора той или иной фигуры и т.д. Занимательные задания: загадки, задачи-шутки, занимательные вопрос Путешествия («Путешествие к необитаемым островам», «Полет на космическом корабле», «Путешествие в страну математики», «Путешествие Знайки и Незнайки», «Где живет Винни-Пух?») КВН («Торопись, да не ошибись») и др. Викторины, конкурсы 14 2.7. Способы и направления поддержки детской инициативы Обучение наиболее эффективно тогда, когда ребенок занят знакомым и интересным исследованием окружающего мира, в ходе которого он самостоятельно и при помощи взрослого совершает открытия. Способы поддержки детской инициативы в процессе формирования элементарных математических представлений Младший дошкольный возраст использовать в работе с детьми формы и методы, побуждающие детей к различной степени активности; проводить беседы познавательной направленности. Средний дошкольный возраст создавать условия для проявления познавательной активности детей; использовать в работе с детьми методы и приемы, активизирующие детей на самостоятельную поисковую деятельность (детское экспериментирование); поощрять возникновение у детей познавательных интересов и предпочтений, активно использовать их в работе с каждым ребёнком. Старший дошкольный возраст развивать и поддерживать активность, инициативность и самостоятельность в познавательной (поисковой) деятельности; поощрять и поддерживать индивидуальные познавательные интересы и предпочтения. Программой предусмотрено создание ситуаций, в которых может проявляться детская познавательная активность. Ситуации, которые могут стимулировать математическое развитие возникают в повседневной жизни ребенка постоянно: на прогулках, во время еды, укладывания спать, одевания, подготовки к празднику и т.д. Стимулировать математическое развитие возможно с помощью занимательного материала, который находится в группах и методическом кабинете: Математические «Танграм», «Тангос» (люди, предметы, животные), «Пентамино», (логические) игры палочки Кюзенера «На золотом крыльце» (цвет, числа, величина, ориентировка на плоскости), логические блоки Дьенеша, «Четвертый лишний», «Отгадайка», «Для умников и умниц», «Цветной код», головоломки и т.д. Домино «Техника», домино «Точки» домино Настольнопечатныеигры «Цифры», геометрическое лото, «Картинки- половинки», «Русское лото» математическое лото, «Сложи узор», «Цвета», «Геометрическиеформы», «Умные строители», «Геометрическая мозаика» и др. 2.8. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников Приоритетным направлением работы дошкольного учреждения является взаимодействие с семьями воспитанников. Принимая во внимание тот факт, что родители являются первыми 15 и главными (по силе и степени оказываемого влияния) воспитателями ребенка, обозначены следующие задачи работы с родителями: изучение интересов, мнений и запросов родителей; обеспечение оптимальных условий для саморазвития и самореализации родителей; расширение средств и методов работы с родителями; обеспечение пространства для личностного роста родителей и сотрудничества с детским садом создание особой творческой атмосферы; привлечение родителей к активному участию в организации, планированию и контролю деятельности дошкольного учреждения. Основными направлениями работы с семьей по ФЭМП Взаимопознание и взаимоинформирование. Возможность для обоюдного познания воспитательного потенциала дают: собрания-встречи, ориентированные на знакомство с достижениями и трудностями воспитывающих детей сторон. Необходимо, чтобы воспитывающие взрослые постоянно сообщали друг другу о разнообразных фактах из жизни детей в детском саду и семье, о состоянии каждого ребенка (его самочувствии, настроении), о развитии детско- взрослых (в том числе детскородительских) отношений. Такое информирование может происходить при непосредственном общении в ходе бесед, на собраниях. Формы работы с семьями воспитанников по ФЭМП Организационные Просветительские Участие в родительских встречах, мастер-классах, мастерских. Беседы, консультации. Информационные стенды, буклеты. Открытые занятия для родителей, участие в совместных Участие родителей в педагогическом процессе мероприятиях. План работы с семьями воспитанников по ФЭМП на учебный год Формы работы Планируемая дата Участие в родительских встречах, октябрь, апрель мастер-классах, мастерских. Беседы, консультации. по запросу родителей Информационные стенды, буклеты. Открытые занятия для родителей, участие в совместных мероприятиях. в течение года 16 III. Организационный раздел 3.1. Описание материально-технического, информационно-цифрового обеспечения Программы В ДОУ созданы необходимые и достаточные условия для реализации Программы. Материально-техническое обеспечение соответствует требованиямСанПиН. № п/п 1 2 3 4 5 6 Наименование оборудования Стационарный компьютер ноутбук Сканер, принтер, копир Мультимедийный проектор Музыкальный центр ТВ Кол-во 6 2 3 1 2 1 3.2. Обеспеченность Программы методическими материалами и средствами обучения и воспитания Как уже отмечалось, Программа разработана в соответствии с: Образовательной программой дошкольного образования на основе Федеральной образовательной программы и Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования; Примерным тематическим планированием к курсу «Игралочка» для детей 3-4 лет, часть 1 (26 занятий) Примерным тематическим планированием к курсу «Игралочка» для детей 4-5 лет, часть 2 (29 занятий) Примерным тематическим планированием к курсу «Игралочка – ступенька к школе» для детей 5-6 лет, часть 3 (32 занятия) Примерным тематическим планированием к курсу «Игралочка – ступенька к школе» для детей 6-7 лет, часть 4 (64 занятия) Вариативный компонент программы: Примерное тематическое планирование к курсу «Раз – ступенька, два – ступенька…» для детей 5-6 лет и 6-7 лет (64 занятия). 17 IV. ПРИМЕРНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОСНОВНОЙ КОМПОНЕНТ ПРОГРАММЫ Примерное тематическое планированиек курсу «Игралочка», часть 1 Вторая младшая группа (первый год обучения) 1 занятие в неделю (сентябрь – май) № первое полугодие 1−2 3−6 7−8, 11 Тема Кол-во Цвет. Цвет, размер. Цвет, форма. 2 4 3 9−10 Цвет, форма, размер. второе полугодие 12 Один, много. 13−16 Столько же, больше, меньше. 17 Счет до двух. 18 Числа и цифры 1 и 2. 2 19 20 21 22 23 24 25 26 27-32 Круг. Шар. На, над, под. Длиннее, короче. Справа, слева. Счет до трех. Треугольник. Число и цифра 3. Резерв 1 4 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 6 Примерное тематическое планированиек курсу «Игралочка», часть 2 Средняя группа (второй год обучения) 1 занятие в неделю (сентябрь – май) № Тема Первое полугодие 1 Повторение. 2 Раньше, позже. 3 Сравнение по высоте. 4 5 6 7 Счет до четырех. Число и цифра 4. Квадрат. Куб. Вверху, внизу. 18 Кол-во 1 1 1 1 1 1 1 8 9 10 11 Сравнение по ширине Счет до пяти. Число и цифра 5. Овал. Внутри, снаружи. 12 Впереди, сзади, между. 13 Пара. 14 Прямоугольник 15 Числовой ряд Второе полугодие 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30-32 Ритм (поиск и составление закономерностей). 1 1 1 1 1 1 1 Счет до шести. Число и цифра 6. Порядковый счет. Сравнение по длине. Счет до семи. Число и цифра 7. Числа и цифры 1 - 7. Сравнение по толщине. Выше, ниже. План (карта путешествий). Счет до восьми. Число и цифра 8. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Цилиндр. Конус. Призма, пирамида. Повторение. Резерв 1 1 1 1 3 Примерное тематическое планирование к курсу «Игралочка – ступенька к школе», часть 3 Старшая группа (третий год обучения) 2 занятие в неделю (сентябрь – май)+ вариативный компонент программы № Тема Первое полугодие 1-2 Повторение. 3-4 Свойства предметов и символы. 5 6 7 8 9 Таблицы. Число 9. Цифра 9. Число 0. Цифра 0. Число 10. Запись числа 10. Сравнение групп предметов. Знак =. Сравнение групп предметов. Знаки = и ≠. 10 11-13 Сложение. 14-16 Вычитание. Второе полугодие 19 Кол-во 2 2 1 1 1 1 1 1 3 3 17-19 20 21 22 23-25 26 27 28-29 30-32 Сложение и вычитание. Знаки >, <. На сколько больше? На сколько меньше? На сколько длиннее (выше)? Измерение длины. Объемные и плоскостные фигуры. Сравнение по объему. Измерение объема. Резерв 3 1 1 1 3 1 1 2 3 Примерное тематическое планирование к курсу «Игралочка – ступенька к школе», часть 4 Подготовительная к школе группа (четвертый год обучения) 2 занятия в неделю (сентябрь – май) № Тема Первое полугодие 1−4 Повторение. 5 Число и цифра 1. 6 Число и цифра 2. 7 Число 3. 8 Число и цифра 3. 9−10 Числа и цифры 1–3 11 12 13 Кол-во 4 1 1 1 1 2 Точка. Линия. Прямая и кривая линия. Луч. Отрезок. Незамкнутые и замкнутые линии. Ломаная линия. Многоугольник. 15 Число 4. 16 Число и цифра 4. Второе полугодие 17 Повторение. 18−19 Числовой отрезок. 14 20 21 22 23−24 25 26 27 28 29−30 1 1 1 1 1 1 1 2 Слева, справа. Пространственные отношения. Число 5. Число и цифра 5. Числа 1 – 5. Больше, меньше. Внутри, снаружи. Число 6. Число и цифра 6. 20 1 1 1 2 1 1 1 1 2 31−32 33 34 Повторение. Измерение длины. Повторение. 2 1 1 35−36 37 38−39 40 41 Измерение длины. Число 7. Число и цифра 7. Числа 6-7. Раньше, позже. 2 1 2 1 1 42−43 44−45 46 47−48 Измерение объема. Число и цифра 8. Числа 6, 7, 8. Число и цифра 9. 2 2 1 2 49 50−51 52−53 Измерение площади. Число и цифра 0. Число 10. 1 2 2 54 55−56 57 58−64 Сравнение по массе. Измерение массы. Часы. Резерв 1 1 1 7 Занятия, отмеченные звездочкой ,⃰ являются необязательными. Авторы курса рекомендуют педагогам ориентироваться на уровень развития детей в группе и при необходимости заменять предложенные темы заданиями на закрепление или диагностическими ситуациями. ВАРИАТИВНЫЙ (ПРЕДШКОЛЬНЫЙ) КОМПОНЕНТ ПРОГРАММЫ Примерное тематическое планирование Первый год обучения (5-6 лет) 1 занятие в неделю (сентябрь – май) № 1−5 Тема Кол-во 10 Свойства предметов. Объединение предметов в группы по общему свойству. Сравнение групп предметов. Обозначение равенства и неравенства Отношение: часть – целое. Представление о действии сложения. Пространственные отношения: на, над, под. 11-12 Пространственные отношения: справа, слева. 13 Удаление части из целого (вычитание). Представление о 1 действии вычитания. Пространственные отношения: между, посередине. 1 Взаимосвязь между целым и частью. Представление: один 1 6−8 9 14 15 21 5 3 1 1 2 – много. 16 Число 1 и цифра 1. 1 17 Пространственные отношения: внутри, снаружи. 1 18 19 20 21 22 1 1 1 1 1 23 Число 2 и цифра 2. Пара. Представления о точке и линии. Представления об отрезке и луче. Число 3 и цифра 3. Представления о замкнутой и незамкнутой линиях Представления о ломаной линии и многоугольнике. 24 25 26 27 Число 4 и цифра 4. Представление об углах и видах углов. Представление о числовом отрезке. Число 5 и цифра 5. 1 1 1 1 28 Пространственные отношения: впереди, сзади. 1 29−30 Сравнение групп предметов по количеству на наглядной основе. Обозначение отношений: больше –меньше. Временные отношения: раньше, позже. Упражнения по выбору детей. 2 31 32 22 1 1 1 V. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГОВ С РОДИТЕЛЯМИ ДОШКОЛЬНИКОВ ПО ВОПРОСАМ МАТЕМАТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ Современное образовательное пространство предлагает родителям невероятное количество предложений по развитию способностей детей раннего и дошкольного детства. Однако приходится констатировать, что этот ресурс нередко превращается из развивающего в отягощающий. Зачастую современные родители (из самых благих побуждений!), в соответствии со сложившимися представлениями о качественном образовании, ждут «накачки» своих детей знаниями и умениями. А, как известно, любому ребенку нужно одобряющее внимание взрослого. Ради этого он готов осваивать неизвестные территории и совершать немыслимые подвиги: например, родителям хочется, чтобы их ребенок стал «великим математиком» – и вот, малыш уже в 3-4 года готов тратить все потенциалы психического развития на решение арифметических задач, считать до ста, узнавать и писать двузначные цифры – лишь бы взрослый обратил на него внимание и показал, как рад его успехам. К сожалению, многие педагоги поддерживают стремление родителей к интенсивному интеллектуальному развитию дошкольников. Понимая преждевременность раннего обучения детей, они оправдывают свои действия тем, что этого от них ждут и требуют родители – заказчики образовательных услуг. В итоге, заложниками такой ситуации оказываются дети… Непонимание природы ребенка, завышенные ожидания и сверхтребования взрослых, игнорирование значимости потенциала игры, общения, детского экспериментирования – все это негативно сказывается на здоровье детей, их эмоциональном, интеллектуальном развитии, произвольности, любознательности, самостоятельности, развитии познавательной инициативы. Вот почему так важно всем взрослым – и педагогам, и родителям – осознать, что главной задачей воспитания дошкольников сегодня становится создание (и/или сохранение) условий, в которых ребенок играет, экспериментирует, фантазирует, сотрудничает с другими детьми и взрослыми, преодолевает неудачи; учится общаться, находить решения в нестандартных ситуациях; сопереживает, чувствует заботу о себе и пытается заботиться о других. Кардинальное изменение взгляда на важнейшие задачи дошкольного образования, признание уникальности и самоценности дошкольного детства, как важного этапа в становлении личности, требуют переосмысления подходов к взаимодействию педагогов с родителями воспитанников. В современных условиях, когда воспитательный потенциал семьи зачастую является невысоким, дошкольные образовательные организации выступают инстанцией развития не только ребенка, но и родителей. Сегодня семье нужна помощь в осознании подлинных ценностей образования, поддержка в освоении новых способов общения со своими детьми. По сути, предстоит заново выстроить систему взаимодействия с родителями «от ребенка» и «вместе ссемьей». При этом важно понимать, что взаимодействие педагогов с семьей заключается не в том, чтобы переложить на родителей выполнение какой-то части образовательной программы, а в том, чтобы помочь родителям стать активными, заинтересованными (и при этом грамотными!) участниками в развитии и воспитании собственного ребенка. Программа «Игралочка» изначально создавалась в ключе партнерства семьи и 23 дошкольной образовательной организации как равноактивных и взаимосвязанных субъектов образовательного процесса. Так, входящие в программно-методический комплект «Игралочка» рабочие тетради предназначены, в первую очередь, для общения детей и родителей. Конечно, никто не обязывает родителей дополнительно заниматься со своими детьми. Тетради лишь предоставляют им шанс внести свою лепту в дело развития собственного ребенка. Это шанс не только подготовить ребенка к школе, но, самое главное, научиться взаимодействовать с собственным ребенком, радоваться его успехам, удивляться вместе с ним, «открывать» что- то новое, совместно преодолевать трудности, находить и исправлять ошибки. Основа познавательного общения ребенка и взрослого – интерес друг кдругу. «Подводные камни» такого общения – назидательный тон, позиция «над ребенком», нравоучения, на которые нередко «соскальзывает» взрослый. Неумение родителей поддержать попытку ребенка самостоятельно мыслить, без иронии отнестись к его ошибочным суждениям может постепенно «погасить» его познавательную активность и инициативу. Для того чтобы тетради к программе «Игралочка» выполняли свою функцию, ради которой они изначально создавались, очень важно грамотно выстроить систему работы с родителями. Так, в начале учебного года целесообразно организовать встречу с родителями, на которой они смогут познакомиться с концептуальными идеями программы «Игралочка», ее особенностями, программными задачами; рассмотреть программно-методические пособия. На подобных встречах большой успех имеют деловые игры, когда взрослые «оценивают» программу с точки зрения ребенка; просмотры видеофрагментов занятий, демонстрирующих специфику организации образовательного процесса в программе «Игралочка» иособенности взаимодействия с детьми. Занятия с детьми в тетрадях ни в коем случае не должны восприниматься родителями как домашние задания. Важно объяснить родителям значимость для них и их детей такой совместной работы, и то, как следует ее правильно организовывать (как поиграть с ребенком, в какой степени помогать, о чем говорить с малышом в рамках этой деятельности, как поддержать инициативу ребенка и стремление к самостоятельности). Вот некоторые рекомендации, которые воспитатель может дать родителям: Занятия по тетради дома следует начинать тогда, когда ребенок не очень возбужден и не занят каким-либо «важным» детским делом. Ни в коем случае не следует торопить или останавливать ребенка – он должен работать в своем темпе. Не следует сразу же объяснять ему, как правильно выполнять то или иное задание. Ребенок должен попробовать сам! Своим невмешательством взрослый как бы говорит ребенку: «У тебя все в порядке! Я верю в тебя! Ты справишься!» Надо набраться терпения и выслушивать любые, даже самые на первый взгляд абсурдные предложения ребенка: у него своя логика, и у взрослого нет другой возможности познакомиться с ней, кроме как выслушать все мысли ребенка до конца. Однако если ребенку трудно и он готов принять помощь взрослого, то надо, в соответствии с психолого-педагогическим законом Л.С. Выготского о «зоне ближайшего развития», обязательно емупомочь. Не следует настаивать на том, чтобы ребенок сделал все задания на листе за один 24 раз. Если у него пропал интерес – надо прерваться. Но уже начатое задание лучше довести до конца. В конце тетрадей к курсу «Игралочка» приведены «шпаргалки» для родителей, которые помогут им организовать деятельность ребенка по выполнению заданий в тетради в увлекательной и интересной форме. Полезным дополнением к тетрадям «Игралочка» могут стать задания из пособий «Задачи в кроссвордах», «Сказочная математика», «Который час?», «Зимняя математика», «Весенняя математика», «Летняя математика», «Осенняя математика» авторов Петерсон Л.Г., Кочемасовой Е.Е. Эти пособия могут использовать как педагоги для индивидуальной работы с ребенком, так и родители дома. В рамках родительского просвещения по вопросам математического развития дошкольников могут быть использованы также различные традиционные и нетрадиционные формы: родительское собрание «Нужна ли малышам математика?»; лекция «Ох уж эта математика: как ребенок постигает науку»; устный журнал «Изучаем математику. Как, где и для чего?»; консультации «Чем и как занять ребенка дома», «Домашняя игротека, или Как правильно выбирать игрушки»; круглый стол «Как развивать математические способности детей»; просмотр видеофрагментов образовательных ситуаций с детьми и др. Хорошо зарекомендовали себя фотосалоны «Юные математики», информационные стенды, в которых можно отразить возрастные особенности детей: что ребенок уже должен знать и уметь в области математики, какие «открытия» совершали дети в области математики на последней неделе, возможности применения новых знаний в повседневной жизни и т.п. Если педагогическому коллективу удалось наладить с семьями воспитанников хороший контакт, становится возможным привлечение родителей к совместному творчеству: к созданию тематических газет «Путешествие в мир математики», «В стране геометрических фигур» в рамках недели математики, к совместным детско-родительским проектам «Математика и природа», «Математика и музыка», «В мире чисел» и др. 25 VI. ДИАГНОСТИКА Сформированность показателей по группе, в % Сумма баллов Планируемые результаты освоения Программы по ФЭМП Среднее по строке Диагностический лист освоения программы «Формированиеэлементарных математических представлений» к 4 годам Умеет считать до 3, отсчитывать 3 предмета от большого количества. Умеет узнавать и называть круг, треугольник, шар, куб (кубик), находить в предметах окружающей обстановке предметы, сходные по форме. Умеет сравнивать по высоте и длине путем наложения и приложения. Различает пространственные отношения от себя: впереди – сзади, вверху– внизу, справа – слева. Методика оценки: 2 балла – правильно выполняет задание сам. 1 балл – может допускать ошибки, но исправляет сам или после наводящего вопроса взрослого. 0 баллов – допускает ошибки, не исправляет их даже после наводящих вопросов педагога Умеет считать в пределах 8, отсчитывать 8 предметов от большего количества, соотносить запись чисел 1-8 с количеством предметов; умеет находить место предмета в ряду, отвечать на вопрос: «На котором месте справа (слева)?», умеетрасполагать числа по порядку от 1 до 8. 26 Сформированность показателей по группе, в % Среднее по строке Планируемые результаты освоения Программы по ФЭМП Сумма баллов Диагностический лист освоения программы «Формирование элементарных математических представлений» к 5 годам Умеет узнавать и называть квадрат, прямоугольник, овал, находить в окружающей обстановке предметы, сходные по форме. Умеет непосредственно сравнивать предметы по длине, ширине, высоте, раскладывать до 5 предметов в возрастающем порядке, выражать в речи соотношение между ними. Умеет определять движение от себя (вверх, вниз, вперед, назад, направо, налево); показывает правую и левую руки; называет части суток, устанавливает их последовательность Методика оценки: 2 балла – правильно выполняет задание сам. 1 балл – может допускать ошибки, но исправляет сам или после наводящего вопроса взрослого. 0 баллов – допускает ошибки, не исправляет их даже после наводящих вопросов педагога. Умеет считать в пределах 10 в прямом и обратном порядке, правильно пользоваться порядковыми и количественными числительными, соотносит запись чисел1-10 с количеством предметов. Умеет сравнивать группы предметов по количеству на основе составления пар, при сравнении пользоваться знаками =, ≠, <, >,отвечать на вопрос: «На сколько больше?»; сравнивать числа наосновании знания свойств числового ряда. Умеет складывать ивычитать, опираясь на наглядность, числа в пределах 5. Умеет составлять простые (в одно действие) задачи по картинкам, отвечать на вопросы: «Что в задаче известно?», «Что нужно найти?», решать задачи в пределах 5. Умеет измерять длину предметов с помощью мерки и выражать в речи зависимость результата измерения величин от величины мерки. Умеет выражать словами местонахождение предмета относительно другого человека, умеет ориентироваться на листе бумаги. 27 Сформированность показателей по группе, в % Сумма баллов Планируемые результаты освоения Программы по ФЭМП Среднее по строке Диагностический лист освоения программы «Формирование элементарных математических представлений» к 6 годам Методика оценки: 2 балла – правильно выполняет задание сам. 1 балл – может допускать ошибки, но исправляет сам или после наводящего вопроса взрослого. 0 баллов – допускает ошибки, не исправляет их даже после наводящих вопросов педагога. Сформированность показателей по группе, в % Планируемые результаты освоения Программы по ФЭМП Среднее по строке Сумма баллов Диагностический лист освоения программы «Формирование элементарных математических представлений» к 7 годам Умеет называть для каждого числа в пределах 10 предыдущее ипоследующее числа, обозначать числа 1-10 спомощью групп предметов и точек, а также с помощьюцифр, печатая их в клетках. Умеет определять на основе предметных действий состав чиселпервого десятка. Умеет использовать числовой отрезок для присчитывания и отсчитывания одной или нескольких единиц Умеет пользоваться линейкой дляизмерения длины. Умеет ориентироваться на листе бумаги в ориентироваться в пространстве с помощью плана. Умеет в простейших случаях пользоватьсячасами клетку, Методика оценки: 2 балла – правильно выполняет задание сам. 1 балл – может допускать ошибки, но исправляет сам или после наводящего вопроса взрослого. 0 баллов – допускает ошибки, не исправляет их даже после наводящих вопросов педагога. 28 Сводная таблица «Оценка динамики математического развития детей» Группа № ___________ № п/п 1 Фамилия, имя детей Результат на начало года 2 3 29 Результат на конец года Динамика изменений VII. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ И РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Концептуальные идеи примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Мир открытий» (от рождения до 7 лет). Научнометодическое пособие / Под. ред. Л.Г. Петерсон. – М.: Институт системнодеятельностной педагогики, 2011. – 64 с. 2. Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Мир открытий» / науч. рук. Л.Г. Петерсон; под общ. ред. Л.Г. Петерсон, И.А. Лыковой. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019. — 352 с. 3. Методические рекомендации к комплексной образовательной программе «Мир открытий» / науч. рук. Л.Г. Петерсон. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018. 4. Педагогическая диагностика к комплексной образовательной программе дошкольного образования «Мир открытий». Методическое пособие/ Авторсоставитель Е.В. Трифонова // Научный руководитель Л.Г.Петерсон. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018. 5. Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Игралочка. Практический курс математики для дошкольников: методические рекомендации. Ч. 1, 2. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018. 6. Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Игралочка — ступенька к школе. Практический курс математики для дошкольников: методические рекомендации. Ч. 3, 4. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018. 7. Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Игралочка: рабочая тетрадь. Математика для детей 3–4/ 4–5 лет. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018. 8. Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Игралочка — ступенька к школе: рабочая тетрадь. Математика для детей 5–6/ 6–7 лет. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018. 9. Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Демонстрационный / раздаточный материал. Игралочка. Математика для детей 3–4/4–5 лет. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018. 10. Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Демонстрационный / раздаточный материал. Игралочка — ступенька к школе. Математика для детей 5–6/ 6–7 лет. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018. 11. Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Задачи в кроссвордах. Математика длядетей 5–7 лет. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018. 12. Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Который час? Рабочая тетрадь для детей 5–7 лет. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018. 13. Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Сказочная математика: рабочая тетрадьдля детей 6–7 лет. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2017. 14. Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Летняя математика: рабочая тетрадь длядетей 5–7 лет. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018. 15. Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Осенняя математика: рабочая тетрадьдля детей 5–7 лет. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019. 16. Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Зимняя математика: рабочая тетрадь для детей 5–7 лет. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019. 17. Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Весенняя математика: рабочая тетрадьдля детей 5–7 лет. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019. 18. Петерсон Л.Г., Абдуллина Л.Э. Поддержка родителей в саморазвитии и 30 педагогическом образовании как необходимое условие решения задач современного образования / Актуальные проблемы дошкольного образования: содержание и организация образовательного процесса в ДОУ: материалы XI Международной научно-практической конференции. – Челябинск: Изд-во ЗАО «Цицеро», 2013. – 396 с. 19. Петерсон Л.Г., Абдуллина Л.Э. Системно-деятельностный подход в дошкольном образовании // Повышение профессиональной компетентности педагога ДОУ. Выпуск 5 / Под ред. Тимофеевой Л.Л. М.: Педагогическое общество России, 2013. С.7-23. 20. Петерсон Л.Г. Деятельностный метод обучения: образовательная система «Школа 2000…»/ Построение непрерывной сферы образования. – М.:АПК и ППРО, УМЦ «Школа 2000…», 2007. – 448 с. 21. Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования (приказ № 1155 Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013) 22. Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html 31