Федеральная рабочая программа воспитания дошкольного образования

ДОШКОЛЬНЫЙ
ВОЗРАСТ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВОСПИТАНИЯ*
*является структурным элементом
федеральной образовательной
программы дошкольного образования

Ознакомиться с полной версией документа «Приказ Минпросвещения России от 25 ноября 2022 г. № 1028 «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования»
(Зарегистрировано в Минюсте России 28 декабря 2022 г. № 71847)»
можно по ссылке: https://docs.edu.gov.ru/document/0e6ad380fc69dd
72b6065672830540ac/

2

Федеральная рабочая программа воспитания является структурным элементом федеральной образовательной программы дошкольного образования.
29.1. Федеральная рабочая программа воспитания.
29.1. Пояснительная записка.
1) Программа воспитания основана на воплощении национального
воспитательного идеала, который понимается как высшая цель образования, нравственное (идеальное) представление о человеке.
2) Под воспитанием понимается деятельность, направленная
на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм
поведения в интересах человека, семьи общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности,
уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению,
взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию
и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде9.
3) Основу воспитания на всех уровнях, начиная с дошкольного, составляют традиционные ценности российского общества. Традиционные ценности — это нравственные ориентиры, формирующие мировоззрение граждан России, передаваемые от поколения к поколению,
лежащие в основе общероссийской гражданской идентичности и единого культурного пространства страны, укрепляющие гражданское
единство, нашедшие свое уникальное, самобытное проявление в духовном, историческом и культурном развитии многонационального народа России10.
4) Программа воспитания предусматривает приобщение детей
к традиционным ценностям российского общества — жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного
над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллектиПункт 2 статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации,
2012, № 53, ст. 7598; 2020, № 31, ст. 5063).
10
Пункт 4 Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно­нравственных ценностей, утверждённых Указом Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. № 809 (Собрание законодательства
Российской Федерации, 2022, № 46, ст. 7977).
9

3

визм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколении, единство народов России11.
5) Вся система ценностей российского народа находит отражение
в содержании воспитательной работы ДОО, в соответствии с возрастными особенностями детей.
6) Ценности Родина и природа лежат в основе патриотического
направления воспитания.
7) Ценности милосердие, жизнь, добро лежат в основе духовно-нравственного направления воспитания.
8) Ценности человек, семья, дружба, сотрудничество лежат в основе социального направления воспитания.
9) Ценность познание лежит в основе познавательного направления воспитания.
10) Ценности жизнь и здоровье лежат в основе физического и оздоровительного направления воспитания.
11) Ценность труд лежит в основе трудового направления воспитания.
12) Ценности культура и красота лежат в основе эстетического направления воспитания.
13) Целевые ориентиры воспитания следует рассматривать как
возрастные характеристики возможных достижений ребёнка, которые
коррелируют с портретом выпускника ДОО и с традиционными ценностями российского общества.
14) С учётом особенностей социокультурной среды, в которой воспитывается ребёнок, в программе воспитания находит отражение взаимодействие всех субъектов воспитательных отношений. Реализация
Программы воспитания предполагает социальное партнерство ДОО
с другими учреждениями образования и культуры (музеи, театры, библиотеки, и другое), в том числе системой дополнительного образования детей.
15) Структура Программы воспитания включает три раздела: целевой, содержательный и организационный.
16) Пояснительная записка не является частью рабочей программы
воспитания в ДОО.

Пункт 5 Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно­нравственных ценностей, утверждённых Указом Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. № 809 (Собрание законодательства
Российской Федерации, 2022, № 46, ст. 7977).
11

4

29.2. Целевой раздел Программы воспитания.
29.2.1. Цели и задачи воспитания.
29.2.1.1. Общая цель воспитания в ДОО — личностное развитие
каждого ребёнка с учётом его индивидуальности и создание условий для позитивной социализации детей на основе традиционных
ценностей российского общества, что предполагает:
1) формирование первоначальных представлений о традиционных
ценностях российского народа, социально приемлемых нормах и правилах поведения;
2) формирование ценностного отношения к окружающему миру
(природному и социокультурному), другим людям, самому себе;
3) становление первичного опыта деятельности и поведения в соответствии с традиционными ценностями, принятыми в обществе нормами и правилами.
29.2.1.2. Общие задачи воспитания в ДОО:
1) содействовать развитию личности, основанному на принятых
в обществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом;
2) способствовать становлению нравственности, основанной на духовных отечественных традициях, внутренней установке личности поступать согласно своей совести;
3) создавать условия для развития и реализации личностного потенциала ребёнка, его готовности к творческому самовыражению и саморазвитию, самовоспитанию;
4) осуществлять поддержку позитивной социализации ребёнка посредством проектирования и принятия уклада, воспитывающей среды,
создания воспитывающих общностей.
29.2.2. Направления воспитания.
29.2.2.1. Патриотическое направление воспитания.
1) Цель патриотического направления воспитания — содействовать
формированию у ребёнка личностной позиции наследника традиций
и культуры, защитника Отечества и творца (созидателя), ответственного за будущее своей страны.
2) Ценности Родина и природа лежат в основе патриотического
направления воспитания. Чувство патриотизма возникает у ребёнка
вследствие воспитания у него нравственных качеств, интереса, чувства любви и уважения к своей стране — России, своему краю, малой
родине, своему народу и народу России в целом (гражданский патриотизм), ответственности, ощущения принадлежности к своему народу.
3) Патриотическое направление воспитания базируется на идее патриотизма как нравственного чувства, которое вырастает из культуры

человеческого бытия, особенностей образа жизни и её уклада, народных и семейных традиций.
4) Работа по патриотическому воспитанию предполагает: формирование «патриотизма наследника», испытывающего чувство гордости
за наследие своих предков (предполагает приобщение детей к истории, культуре и традициям нашего народа: отношение к труду, семье,
стране и вере); «патриотизма защитника», стремящегося сохранить
это наследие (предполагает развитие у детей готовности преодолевать
трудности ради своей семьи, малой родины); «патриотизма созидателя и творца», устремленного в будущее, уверенного в благополучии
и процветании своей Родины (предполагает конкретные каждодневные дела, направленные, например, на поддержание чистоты и порядка, опрятности и аккуратности, а в дальнейшем — на развитие всего
своего населенного пункта, района, края, Отчизны в целом).
29.2.2.2. Духовно-нравственное направление воспитания.
1) Цель духовно-нравственного направления воспитания — формирование способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, индивидуально-ответственному поведению.
2) Ценности жизнь, милосердие, добро лежат в основе духовно­
нравственного направления воспитания.
3) Духовно-нравственное воспитание направлено на развитие ценностно­смысловой сферы дошкольников на основе творческого взаимодействия в детско­взрослой общности, содержанием которого является освоение социокультурного опыта в его культурно-историческом
и личностном аспектах.
29.2.2.3. Социальное направление воспитания.
1) Цель социального направления воспитания — формирование
ценностного отношения детей к семье, другому человеку, развитие
дружелюбия, умения находить общий язык с другими людьми.
2) Ценности семья, дружба, человек и сотрудничество лежат в основе социального направления воспитания.
3) В дошкольном детстве ребёнок начинает осваивать все многообразие социальных отношений и социальных ролей. Он учится
действовать сообща, подчиняться правилам, нести ответственность
за свои поступки, действовать в интересах других людей. Формирование ценностно-смыслового отношения ребёнка к социальному окружению невозможно без грамотно выстроенного воспитательного процесса, в котором проявляется личная социальная инициатива ребёнка
в детско­взрослых и детских общностях.
4) Важной составляющей социального воспитания является освоение ребёнком моральных ценностей, формирование у него нравственных качеств и идеалов, способности жить в соответствии с моральными
6

принципами и нормами и воплощать их в своем поведении. Культура
поведения в своей основе имеет глубоко социальное нравственное
чувство — уважение к человеку, к законам человеческого общества.
Конкретные представления о культуре поведения усваиваются ребёнком вместе с опытом поведения, с накоплением нравственных представлений, формированием навыка культурного поведения.
29.2.2.4. Познавательное направление воспитания.
1) Цель познавательного направления воспитания — формирование ценности познания.
2) Ценность познание лежит в основе познавательного направления воспитания.
3) В ДОО проблема воспитания у детей познавательной активности охватывает все стороны воспитательного процесса и является непременным условием формирования умственных качеств личности,
самостоятельности и инициативности ребёнка. Познавательное и духовно-нравственное воспитание должны осуществляться в содержательном единстве, так как знания наук и незнание добра ограничивает
и деформирует личностное развитие ребёнка.
4) Значимым является воспитание у ребёнка стремления к истине,
становление целостной картины мира, в которой интегрировано ценностное, эмоционально окрашенное отношение к миру, людям, природе, деятельности человека.
29.2.2.5. Физическое и оздоровительное направление воспитания.
1) Цель физического и оздоровительного воспитания — формирование ценностного отношения детей к здоровому образу жизни, овладение элементарными гигиеническими навыками и правилами безопасности.
2) Ценности жизнь и здоровье лежит в основе физического и оздоровительного направления воспитания.
3) Физическое и оздоровительное направление воспитания основано на идее охраны и укрепления здоровья детей, становления осознанного отношения к жизни как основоположной ценности и здоровью
как совокупности физического, духовного и социального благополучия человека.
29.2.2.6. Трудовое направление воспитания.
1) Цель трудового — воспитания формирование ценностного отношения детей к труду, трудолюбию и приобщение ребёнка к труду.
2) Ценность труд лежит в основе трудового направления воспитания.

7

3) Трудовое направление воспитания направлено на формирование и поддержку привычки к трудовому усилию, к доступному напряжению физических, умственных и нравственных сил для решения
трудовой задачи; стремление приносить пользу людям. Повседневный
труд постепенно приводит детей к осознанию нравственной стороны
труда. Самостоятельность в выполнении трудовых поручений способствует формированию ответственности за свои действия.
29.2.2.7. Эстетическое направление воспитания.
1) Цель эстетического направления воспитания — способствовать
становлению у ребёнка ценностного отношения к красоте.
2) Ценности культура, красота, лежат в основе эстетического направления воспитания.
3) Эстетическое воспитание направлено на воспитание любви
к прекрасному в окружающей обстановке, в природе, в искусстве, в отношениях, развитие у детей желания и умения творить. Эстетическое
воспитание через обогащение чувственного опыта и развитие эмоциональной сферы личности влияет на становление нравственной и духовной составляющих внутреннего мира ребёнка. Искусство делает
ребёнка отзывчивее, добрее, обогащает его духовный мир, способствует воспитанию воображения, чувств. Красивая и удобная обстановка,
чистота помещения, опрятный вид детей и взрослых содействуют воспитанию художественного вкуса.
29.2.3. Целевые ориентиры воспитания.
1) Деятельность воспитателя нацелена на перспективу становления
личности и развития ребёнка. Поэтому планируемые результаты представлены в виде целевых ориентиров как обобщенные «портреты» ребёнка к концу раннего и дошкольного возрастов.
2) В соответствии с ФГОС ДО оценка результатов воспитательной
работы не осуществляется, так как целевые ориентиры основной образовательной программы дошкольного образования не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики
(мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей.
29.2.3.1. Целевые ориентиры воспитания детей раннего возраста (к трем годам).
Направление
воспитания

Ценности

Целевые ориентиры

Патриотическое

Родина, природа

Проявляющий привязанность к близким людям,
бережное отношение к живому

Духовно­
нравственное

Жизнь,
милосердие,
добро

Способный понять и принять, что такое «хорошо»
и «плохо». Проявляющий сочувствие, доброту.

8

Направление
воспитания

Ценности

Целевые ориентиры

Социальное

Человек,
семья, дружба,
сотрудничество

Испытывающий чувство удовольствия в случае
одобрения и чувство огорчения в случае неодобрения
со стороны взрослых. Проявляющий интерес к другим
детям и способный бесконфликтно играть рядом
с ними. Проявляющий позицию «Я сам!». Способный
к самостоятельным (свободным) активным действиям
в общении.

Познавательное

Познание

Проявляющий интерес к окружающему миру.
Любознательный, активный в поведении и деятельности.

Физическое
и оздоровительное

Здоровье, жизнь

Понимающий ценность жизни и здоровья, владеющий
основными способами укрепления здоровья —
физическая культура, закаливание, утренняя гимнастика,
личная гигиена, безопасное поведение и другое;
стремящийся к сбережению и укреплению собственного
здоровья и здоровья окружающих.
Проявляющий интерес к физическим упражнениям
и подвижным играм, стремление к личной и командной
победе, нравственные и волевые качества.

Трудовое

Труд

Поддерживающий элементарный порядок
в окружающей обстановке.
Стремящийся помогать старшим в доступных
трудовых действиях. Стремящийся к результативности,
самостоятельности, ответственности
в самообслуживании, в быту, в игровой и других видах
деятельности (конструирование, лепка, художественный
труд, детский дизайн и другое).

Эстетическое

Культура
и красота

Проявляющий эмоциональную отзывчивость
на красоту в окружающем мире и искусстве. Способный
к творческой деятельности (изобразительной,
декоративно- оформительской, музыкальной, словесноречевой, театрализованной и другое).

29.2.3.2. Целевые ориентиры воспитания детей на этапе завершения освоения программы.
Направления
воспитания

Ценности

Целевые ориентиры

Патриотическое

Родина, природа

Любящий свою малую родину и имеющий
представление о своей стране — России,
испытывающий чувство привязанности к родному
дому, семье, близким людям.

Духовнонравственное

Жизнь,
милосердие,
добро

Различающий основные проявления добра и зла,
принимающий и уважающий традиционные ценности,
ценности семьи и общества, правдивый, искренний,
способный к сочувствию и заботе, к нравственному
поступку.
Способный не оставаться равнодушным к чужому
горю, проявлять заботу; Самостоятельно различающий
основные отрицательные и положительные
человеческие качества, иногда прибегая к помощи
взрослого в ситуациях морального выбора.

9

Направления
воспитания

Ценности

Целевые ориентиры

Социальное

Человек,
семья, дружба,
сотрудничество

Проявляющий ответственность за свои действия
и поведение; принимающий и уважающий различия
между людьми.
Владеющий основами речевой культуры. Дружелюбный
и доброжелательный, умеющий слушать и слышать
собеседника, способный взаимодействовать
со взрослыми и сверстниками на основе общих
интересов и дел.

Познавательное

Познание

Любознательный, наблюдательный, испытывающий
потребность в самовыражении, в том числе
творческом. Проявляющий активность,
самостоятельность, инициативу в познавательной,
игровой, коммуникативной и продуктивных видах
деятельности и в самообслуживании.
Обладающий первичной картиной мира на основе
традиционных ценностей.

Физическое
и оздоровительное

Здоровье, жизнь

Понимающий ценность жизни, владеющий основными
способами укрепления здоровья — занятия физической
культурой, закаливание, утренняя гимнастика,
соблюдение личной гигиены и безопасного поведения
и другое; стремящийся к сбережению и укреплению
собственного здоровья и здоровья окружающих.
Проявляющий интерес к физическим упражнениям
и подвижным играм, стремление к личной и командной
победе, нравственные и волевые качества.
Демонстрирующий потребность в двигательной
деятельности.
Имеющий представление о некоторых видах спорта
и активного отдыха.

Трудовое

Труд

Понимающий ценность труда в семье и в обществе
на основе уважения к людям труда, результатам их
деятельности.
Проявляющий трудолюбие при выполнении поручений
и в самостоятельной деятельности.

Эстетическое

Культура
и красота

Способный воспринимать и чувствовать прекрасное
в быту, природе, поступках, искусстве.
Стремящийся к отображению прекрасного
в продуктивных видах деятельности.

29.3. Содержательный раздел Программы воспитания.
29.3.1. Уклад образовательной организации.
1) В данном разделе раскрываются особенности уклада ДОО.
2) Уклад, в качестве установившегося порядка жизни ДОО, определяет мировосприятие, гармонизацию интересов и возможностей совместной деятельности детских, взрослых и детско-взрослых общностей в пространстве дошкольного образования.
3) Уклад ДОО — это её необходимый фундамент, основа и инструмент воспитания.
4) Уклад задает и удерживает ценности воспитания для всех участников образовательных отношений: руководителей 00, воспитателей
и специалистов, вспомогательного персонала, воспитанников, родите-

10

лей (законных представителей), субъектов социокультурного окружения 00.
5) Основные характеристики (целесообразно учитывать в описании):
• цель и смысл деятельности ДОО, её миссия;
• принципы жизни и воспитания в ДОО;
• образ ДОО, её особенности, символика, внешний имидж;
•о
 тношение к воспитанникам, их родителям (законным представителям), сотрудникам и партнерам ДОО;
• ключевые правила ДОО;
• т радиции и ритуалы, особые нормы этикета в ДОО; особенности
РППС, отражающие образ и ценности ДОО;
•с
оциокультурный контекст, внешняя социальная и культурная
среда ДОО (учитывает этнокультурные, конфессиональные и региональные особенности).
29.3.2. Воспитывающая среда образовательной организации.
1) Воспитывающая среда раскрывает ценности и смыслы, заложенные в укладе. Воспитывающая среда включает совокупность различных условий, предполагающих возможность встречи и взаимодействия
детей и взрослых в процессе приобщения к традиционным ценностям
российского общества. Пространство, в рамках которого происходит
процесс воспитания, называется воспитывающей средой. Основными
характеристиками воспитывающей среды являются её содержательная насыщенность и структурированность.
2) При описании воспитывающей среды целесообразно учитывать:
•у
 словия для формирования эмоционально-ценностного отношения ребёнка к окружающему миру, другим людям, себе;
•у
 словия для обретения ребёнком первичного опыта деятельности
и поступка в соответствии с традиционными ценностями российского общества;
•у
словия для становления самостоятельности, инициативности
и творческого взаимодействия в разных детско-взрослых и детско-детских общностях, включая разновозрастное детское сообщество.
29.3.3. Общности образовательной организации.
1) Общность характеризуется системой связей и отношений между
людьми, основанной на разделяемых всеми её участниками ценностных основаниях, определяющих цели совместной деятельности.
2) В ДОО, прежде всего, следует выделить следующие общности:

11

•п
 едагог — дети, родители (законные представители) — ребёнок
(дети), педагог — родители (законные представители).
3) Разработчикам необходимо описать:
•ц
 енности и цели: профессионального сообщества, профессионально­родительского сообщества и детско-взрослой общности;
•о
 собенности организации всех общностей и их роль в процессе
воспитания детей.
•о
 собенности обеспечения возможности разновозрастного взаимодействия детей.
29.3.4. Задачи воспитания в образовательных областях.
1) Для проектирования содержания воспитательной работы необходимо соотнести направления воспитания и образовательные области.
2) Содержание Программы воспитания реализуется в ходе освоения детьми дошкольного возраста всех образовательных областей,
обозначенных в ФГОС ДО:
•О
 бразовательная область «Социально-коммуникативное развитие» соотносится с патриотическим, духовно-нравственным, социальным и трудовым направлениями воспитания;
•О
 бразовательная область «Познавательное развитие» соотносится с познавательным и патриотическим направлениями воспитания;
•О
 бразовательная область «Речевое развитие» соотносится с социальным и эстетическим направлениями воспитания;
•О
 бразовательная область «Художественно-эстетическое развитие» соотносится с эстетическим направлением воспитания;
•О
 бразовательная область «Физическое развитие» соотносится
с физическим и оздоровительным направлениями воспитания.
3) Решение задач воспитания в рамках образовательной области
«Социально коммуникативное развитие» направлено на приобщение
детей к ценностям «Родина», «Природа», «Семья», «Человек», «Жизнь»,
«Милосердие», «Добро», «Дружба», «Сотрудничество», «Труд». Это
предполагает решение задач нескольких направлений воспитания:
•в
 оспитание любви к своей семье, своему населенному пункту,
родному краю, своей стране;
•в
 оспитание уважительного отношения к ровесникам, родителям
(законным представителям), соседям, другим людям вне зависимости от их этнической принадлежности;
•в
 оспитание ценностного отношения к культурному наследию своего народа, к нравственным и культурным традициям России;
12

•с
 одействие становлению целостной картины мира, основанной на
представлениях о добре и зле, прекрасном и безобразном, правдивом и ложном;
•в
 оспитание социальных чувств и навыков: способности к сопереживанию, общительности, дружелюбия, сотрудничества, умения
соблюдать правила, активной личностной позиции.
•с
 оздание условий для возникновения у ребёнка нравственного,
социально значимого поступка, приобретения ребёнком опыта
милосердия и заботы;
•п
 оддержка трудового усилия, привычки к доступному дошкольнику напряжению физических, умственных и нравственных сил
для решения трудовой задачи;
•ф
 ормирование способности бережно и уважительно относиться
к результатам своего труда и труда других людей.
4) Решение задач воспитания в рамках образовательной области
«Познавательное развитие» направлено на приобщение детей к ценностям «Человек», «Семья», «Познание», «Родина» и «Природа», что предполагает:
•в
 оспитание отношения к знанию как ценности, понимание значения образования для человека, общества, страны;
•п
 риобщение к отечественным традициям и праздникам, к истории
и достижениям родной страны, к культурному наследию народов
России;
•в
 оспитание уважения к людям — представителям разных народов
России независимо от их этнической принадлежности;
•в
 оспитание уважительного отношения к государственным символам страны (флагу, гербу, гимну);
•в
 оспитание бережного и ответственного отношения к природе
родного края, родной страны, приобретение первого опыта действий по сохранению природы.
5) Решение задач воспитания в рамках образовательной области
«Речевое развитие» направлено на приобщение детей к ценностям
«Культура», «Красота», что предполагает:
•в
ладение формами речевого этикета, отражающими принятые
в обществе правила и нормы культурного поведения;
•в
 оспитание отношения к родному языку как ценности, умения чувствовать красоту языка, стремления говорить красиво (на правильном, богатом, образном языке).
6) Решение задач воспитания в рамках образовательной области
«Художественно-эстетическое развитие» направлено на приобщение

13

детей к ценностям «Красота», «Культура», «Человек», «Природа», что
предполагает:
•в
 оспитание эстетических чувств (удивления, радости, восхищения, любви) к различным объектам и явлениям окружающего
мира (природного, бытового, социокультурного), к произведениям разных видов, жанров и стилей искусства (в соответствии
с возрастными особенностями);
•п
 риобщение к традициям и великому культурному наследию российского народа, шедеврам мировой художественной культуры
с целью раскрытия ценностей «Красота», «Природа», «Культура»;
•с
 тановление эстетического, эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру для гармонизации внешнего мира и внутреннего мира ребёнка;
•ф
 ормирование целостной картины мира на основе интеграции
интеллектуального и эмоционально-образного способов его освоения детьми;
•с
 оздание условий для выявления, развития и реализации творческого потенциала каждого ребёнка с учётом его индивидуальности, поддержка его готовности к творческой самореализации
и сотворчеству с другими людьми (детьми и взрослыми).
7) Решение задач воспитания в рамках образовательной области
«Физическое развитие» направлено на приобщение детей к ценностям
«Жизнь», «Здоровье», что предполагает:
•ф
 ормирование у ребёнка возрастосообразных представлений
о жизни, здоровье и физической культуре;
•с
 тановление эмоционально-ценностного отношения к здоровому
образу жизни, интереса к физическим упражнениям, подвижным
играм, закаливанию организма, к овладению гигиеническим нормам и правилами;
•в
 оспитание активности, самостоятельности, уверенности, нравственных и волевых качеств.
29.3.5. Формы совместной деятельности в образовательной
организации.
29.3.5.1. Работа с родителями (законными представителями).
Работа с родителями (законными представителями) детей дошкольного возраста должна строиться на принципах ценностного единства
и сотрудничества всех субъектов социокультурного окружения ДОО.
Разработчиками рабочей программы воспитания должны быть учтены и описаны виды и формы деятельности по организации сотрудничества педагогов и родителей (законных представителей), используемые
в ДОО в процессе воспитательной работы (указываются конкретные
14

позиции, имеющиеся в общеобразовательной организации или запланированные):
•р
 одительское собрание; педагогические лектории; родительские
конференции; круглые столы;
• родительские клубы, клубы выходного дня; мастер-классы;
• иные формы взаимодействия, существующие в ДОО.
Указанные формы взаимодействия с родителями (законными представителями) являются примерными. Разработчики могут указать любые иные актуальные для ДОО формы.
29.3.5.2. События образовательной организации.
Событие предполагает взаимодействие ребёнка и взрослого, в котором активность взрослого приводит к приобретению ребёнком собственного опыта переживания той или иной ценности. Событийным
может быть не только организованное мероприятие, но и спонтанно
возникшая ситуация, и любой режимный момент, традиции утренней
встречи детей, индивидуальная беседа, общие дела, совместно реализуемые проекты и прочее.
Проектирование событий позволяет построить целостный годовой
цикл методической работы на основе традиционных ценностей российского общества. Это поможет каждому педагогу спроектировать
работу с группой в целом, с подгруппами детей, с каждым ребёнком.
Разработчикам рабочей программы воспитания необходимо описать:
• проекты воспитательной направленности;
• праздники; общие дела;
• ритмы жизни (утренний и вечерний круг, прогулка);
•р
 ежимные моменты (прием пищи, подготовка ко сну и прочее);
свободная игра;
• свободная деятельность детей.
Указанные события являются примерными. Разработчики могут
указать любые иные воспитательные события.
29.3.5.3. Совместная деятельность в образовательных ситуациях.
Совместная деятельность в образовательных ситуациях является
ведущей формой организации совместной деятельности взрослого
и ребёнка по освоению ООП ДО, в рамках которой возможно решение
конкретных задач воспитания.
Воспитание в образовательной деятельности осуществляется в течение всего времени пребывания ребёнка в ДОО.

15

Разработчикам рабочей программы воспитания необходимо описать основные виды организации совместной деятельности и отметить
как воспитательный потенциал.
К основным видам организации совместной деятельности в образовательных ситуациях в ДОО можно отнести (указываются конкретные позиции, имеющиеся в дао или запланированные):
• ситуативная беседа, рассказ, советы, вопросы;
•с
 оциальное моделирование, воспитывающая (проблемная) ситуация, составление рассказов из личного опыта;
•ч
тение художественной литературы с последующим обсуждением и выводами, сочинение рассказов, историй, сказок, заучивание и чтение стихов наизусть;
•р
 азучивание и исполнение песен, театрализация, драматизация,
этюды­ инсценировки;
•р
 ассматривание и обсуждение картин и книжных иллюстраций,
просмотр видеороликов, презентаций, мультфильмов;
•о
 рганизация выставок (книг, репродукций картин, тематических
или авторских, детских поделок и тому подобное);
•э
 кскурсии (в музей, в общеобразовательную организацию и тому
подобное), посещение спектаклей, выставок;
•и
 гровые методы (игровая роль, игровая ситуация, игровое действие и другие); демонстрация собственной нравственной позиции педагогом, личный пример педагога, приучение к вежливому
общению, поощрение (одобрение, тактильный контакт, похвала,
поощряющий взгляд).
Указанные формы совместной деятельности являются примерными. Разработчики могут указать любые иные актуальные формы организации совместной деятельности в образовательных ситуациях.
29.3.6. Организация предметно-пространственной среды.
Реализация воспитательного потенциала предметно-пространственной среды может предусматривать совместную деятельность педагогов, обучающихся, других участников образовательных отношений по её созданию, поддержанию, использованию в воспитательном
процессе (указываются конкретные позиции, имеющиеся в ДОО или
запланированные):
• знаки и символы государства, региона, населенного пункта и ДОО;
•к
 омпоненты среды, отражающие региональные, этнографические
и другие особенности социокультурных условий, в которых находится ДОО;

16

•к
омпоненты среды, отражающие экологичность, природосообразность и безопасность;
•к
 омпоненты среды, обеспечивающие детям возможность общения, игры и совместной деятельности;
•к
 омпоненты среды, отражающие ценность семьи, людей разных
поколений, радость общения с семьей;
•к
 омпоненты среды, обеспечивающие ребёнку возможность познавательного развития, экспериментирования, освоения новых
технологий, раскрывающие красоту знаний, необходимость научного познания, формирующие научную картину мира;
•к
 омпоненты среды, обеспечивающие ребёнку возможность посильного труда, а также отражающие ценности труда в жизни человека и государства;
•к
 омпоненты среды, обеспечивающие ребёнку возможности для
укрепления здоровья, раскрывающие смысл здорового образа
жизни, физической культуры и спорта;
•к
 омпоненты среды, предоставляющие ребёнку возможность погружения в культуру России, знакомства с особенностями традиций многонационального российского народа.
Вся среда ДОО должна быть гармоничной и эстетически привлекательной.
При выборе материалов и игрушек для ППС необходимо ориентироваться на продукцию отечественных и территориальных производителей. Игрушки, материалы и оборудование должны соответствовать
возрастным задачам воспитания детей дошкольного возраста и иметь
документы, подтверждающие соответствие требованиям безопасности.
29.3.7. Социальное партнерство.
Реализация воспитательного потенциала социального партнерства предусматривает (указываются конкретные позиции, имеющиеся
в ДОО или запланированные):
•у
частие представителей организаций-партнеров в проведении
отдельных мероприятий (дни открытых дверей, государственные
и региональные, праздники, торжественные мероприятия и тому
подобное);
•у
частие представителей организаций-партнеров в проведении
занятий в рамках дополнительного образования;
•п
 роведение на базе организаций-партнеров различных мероприятий, событий и акций воспитательной направленности;

17

•р
 еализация различных проектов воспитательной направленности, совместно разрабатываемых детьми, родителями (законными
представителями) и педагогами с организациями-партнерами.
29.4. Организационный раздел Программы воспитания.
29.4.1. Кадровое обеспечение.
В данном разделе могут быть представлены решения в образовательной организации в соответствии с ФГОС ДО по разделению функционала, связанного с планированием, организацией, реализацией,
обеспечением воспитательной деятельности; по вопросам повышения
квалификации педагогов в сфере воспитания; психолого-педагогического сопровождения обучающихся, в том числе с ОВЗ и других категорий; привлечению специалистов других организаций (образовательных, социальных, правоохранительных и других).
29.4.2. Нормативно-методическое обеспечение.
Для реализации программы воспитания ДОО рекомендуется использовать практическое руководство «Воспитателю о воспитании»,
представленное в открытом доступе в электронной форме на платформе институтвоспитания.рф.
В этом разделе могут быть представлены решения на уровне ДОО
организации по принятию, внесению изменений в должностные инструкции педагогов по вопросам воспитательной деятельности, ведению договорных отношений, сетевой форме организации образовательного
процесса, сотрудничеству с социальными партнерами, нормативному,
методическому обеспечению воспитательной деятельности. Представляются ссылки на локальные нормативные акты, в которые вносятся
изменения в связи с утверждением рабочей программы воспитания.
29.4.3. Требования к условиям работы с особыми категориями
детей.
29.4.3.1. По своим основным задачам воспитательная работа
в ДОО не зависит от наличия (отсутствия) у ребёнка особых образовательных потребностей.
В основе процесса воспитания детей в ДОО должны лежать традиционные ценности российского общества. Необходимо создавать особые условия воспитания для отдельных категорий обучающихся, имеющих особые образовательные потребности: дети с инвалидностью,
дети с ограниченными возможностями здоровья, дети из социально
уязвимых групп (воспитанники детских домов, дети из семей мигрантов, и так далее), одаренные дети и другие категории.
Инклюзия подразумевает готовность образовательной системы
принять любого ребёнка независимо от его особенностей (психофизиологических, социальных, психологических, этнокультурных, нацио-

18

нальных, религиозных и других) и обеспечить ему оптимальную социальную ситуацию развития.
29.4.3.2. Программа предполагает создание следующих условий, обеспечивающих достижение целевых ориентиров в работе
с особыми категориями детей:
1) направленное на формирование личности взаимодействие взрослых с детьми, предполагающее создание таких ситуаций, в которых
каждому ребёнку с особыми образовательными потребностями предоставляется возможность выбора деятельности, партнера и средств;
учитываются особенности деятельности, средств её реализации, ограниченный объем личного опыта детей особых категорий;
2) формирование игры как важнейшего фактора воспитания и развития ребёнка с особыми образовательными потребностями, с учётом необходимости развития личности ребёнка, создание условий для
самоопределения и социализации детей на основе социокультурных,
духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе
правил и норм поведения;
3) создание воспитывающей среды, способствующей личностному
развитию особой категории дошкольников, их позитивной социализации, сохранению их индивидуальности, охране и укреплению их здоровья и эмоционального благополучия;
4) доступность воспитательных мероприятий, совместных и самостоятельных, подвижных и статичных форм активности с учётом особенностей развития и образовательных потребностей ребёнка; речь
идет не только о физической доступности, но и об интеллектуальной,
когда созданные условия воспитания и применяемые правила должны
быть понятны ребёнку с особыми образовательными потребностями;
5) участие семьи как необходимое условие для полноценного воспитания ребёнка дошкольного возраста с особыми образовательными
потребностями.

19

институтвоспитания.рф

ИНСТИТУТ ВОСПИТАНИЯ
ФГБНУ ИИДСВ

ИНСТИТУТ ВОСПИТАНИЯ
НА ДЗЕНЕ

ОТКРЫТЫЕ УРОКИ |
ВСЕРОССИЙСКИЙ ПРОЕКТ


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».